Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Монополистическая конкуренция. Формы неценовой конкуренции. Максимизация прибыли и минимизация убытков.



2020-02-04 288 Обсуждений (0)
Монополистическая конкуренция. Формы неценовой конкуренции. Максимизация прибыли и минимизация убытков. 0.00 из 5.00 0 оценок




Монополистическая конкуренция – это такая рыночная ситуация, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает на рынке похожую, но не одинаковую продукцию. Количество фирм колеблется от 25 до 80 субъектов.

Признаками монополистической конкуренции являются:

- каждая фирма имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой, т.к. обладает только частью (сегментом) рынка;

- если большое количество фирм, то трудно договориться о ценах, о тайном сговоре, об объеме производства;

- каждая фирма определяет сама свою экономическую политику, нет взаимозависимости в одной отрасли

- если фирма снижает цену товара и повышает объем производства, то это не отражается или отражается, но слабо на ее конкурентах, т.к. большое количество фирм;

- в условиях монополистической конкуренции существует монопольная власть, поэтому происходит переплетение рынка монополии и рынка чистой конкуренции.

- На этот рынок можно легко войти – не требуются большие капиталы, но в то же время имеются финансовые барьеры, т.к. новые фирмы, придя на этот рынок, должны произвести товар, чтобы он отличался от продукта конкурента; для этого его нужно разрекламировать. Таким образом, под монополистической конкуренцией понимаются отрасли, состоящие из относительно большого числа фирм, но которые не вступают между собой в тайный сговор.

Основные черты монополистической конкуренции – неценовая конкуренция:

· Существует дифференциация продукта, т.е. продукция выпускается разновидная, которая отличается качеством, дизайном, количеством, материалом-изготовителем. Например, различные марки телевизоров, компьютеры различной мощности, телефоны, косметика. Покупатели при выборе товара обращают внимание на марку товара, зная, что одни лучше других. Производители таких видов товаров обладают на рынке монопольной властью, но она неполная, она ограничена, потому что покупатель всегда может перейти на использование других марок, при условии, если цена на данный товар возрастает.

   Кривая спроса на рынке монополистической конкуренции имеет нисходящий вид. Это говорит о том, что    цена может лишь на небольшую долю превышать предельные издержки. Если цена ниже предельных издержек, то фирма должна

уйти с рынка.

· На рынке монополистической конкуренции особое внимание уделяется условиям продажи и услугам, которые предоставляются фирмой. То есть должна быть красивая упаковка товара, доставка, транспортировка, срочность, условия размещения товаров должны быть очень доступны для покупателей. Существуют условия, которые стимулируют сбыт продукции, это, прежде всего реклама, различные торговые марки, знаки. Это говорит о том, что в условиях рынка монополистической конкуренции действует неценовая конкуренция. Кроме того, к неценовой конкуренции относят:

a) Обеспечение технического превосходства, высокого качества и надежности изделий

b) Лучшая система продажи и послепродажного обслуживания (продажа в кредит, дополнительные гарантии)

· реклама

На рынке монополистической конкуренции дифференциация товара означает, что фирмы этой отрасли производят товары, которые схожи между собой, но есть между ними и разница. Эта разница приводит к тому, что товаропроизводитель может назначить свою собственную цену на товар, например, компьютеры разных поколений.

 Любая фирма заинтересована в максимальной прибыли. Кривая спроса приобретает небольшой отрицательный наклон. Это означает, что кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем у чистой монополии. Степень эластичности в условиях м.к. зависит как от числа конкурентов, так и от глубины дифференциации продукта. Если кривая спроса понижается, то это говорит о том, что увеличилось число фирм-конкурентов. Кривая спроса зависит от числа конкурентов на рынке и от степени дифференциации продукта: чем больше конкурентов и слабая дифференциация продукта, тем будет более эластичная кривая спроса. Она будет приближаться к тем условиям, которые существуют на рынке свободной конкуренции. Отрицательный наклон кривой спроса означает, что производится меньше продукции.

 В краткосрочном периоде фирма будет производить такой объем продукции, который будет соответствовать пересечению кривых предельных издержек и предельного дохода. В краткосрочном периоде если цена устанавливается выше, чем средние издержки, то фирма получает прибыль. Если на этот рынок вступают новые фирмы, то кривая спроса опускается вниз, это означает, что постепенно экономическая прибыль исчезнет. По мере вхождения новых фирм на рынок создается ситуация, когда цена становится ниже, чем средние издержки. Тогда фирма будет нести убытки и это повлечет за собой выход фирм из отрасли. Это будет происходить до тех пор, пока не установится нормальная прибыль: предельный доход равен предельным издержкам и валовый доход равен валовым издержкам. Экономическая эффективность рынка монополистической конкуренции требует равенства цены предельным и средним издержкам (P=MC=AC). При равенстве P=MC достигается  эффективное использование ресурсов. При этом равенстве потребители получают наибольший объем продукции по самой низкой цене, которую будут допускать существующие издержки. При использовании экономических ресурсов, как и на рынке монополии, монополистический фактор приводит к некоторому недоиспользованию ресурсов, т.к. устанавливается монопольная цена. Отрасли на рынке монополистической конкуренции насыщены фирмами. Это множество фирм может быть загружено неполностью и не достигнута максимальная эффективность производства. Эта недогруженность производственных мощностей на фирме компенсируется дифференциацией производства товаров. Дифференциация товаров может удовлетворять вкусы потребителей, создав возможность выбора для них, таким образом, рынок монополистической конкуренции лучше других рынков приспосабливается к удовлетворению вкусов потребителей. Фирма может предложить более широкий набор товаров, товаров различного качества, марок, стиля, т.е. расширяется диапазон свободы выбора. Но это создает трудности для покупателя, т.к. ему трудно остановиться на чем-то определенном. Точно так же трудно выбрать товар, если он монополизирован. Тогда покупатель начинает ориентироваться на цены: покупатель считает, что чем выше цена, тем лучше товар. На самом деле это не всегда так. Очень часто производители изменяют цену на товар, не меняя его качества, а лишь меняют упаковку, внешний вид. Производители товара широко пользуются рекламой, тем самым стимулируют сбыт товара. Главная цель рекламы – увеличение сегмента (доли) существования фирмы на рынке и максимальное получение прибыли.

Положительные черты рекламы:

· Предоставление информации, которая позволяет потребителю сделать разумный выбор;

· Поддерживает национальные системы связи: дорогая реклама по ТВ, радио, в прессе;

· Реклама стимулирует изменение самого продукта, улучшение его качества, т.к. увеличивается спрос;

· Реклама ведет к расширению производства;

· Реклама поддерживает конкуренцию;

· Реклама обеспечивает занятость населения, стимулирует расходы населения.

Отрицательные черты рекламы:

· Реклама иногда вводит в заблуждение: обещает одного, а результат другой.

· Все расходы на рекламу являются непроизводственными, которые включаются в издержки производства, а это влечет за собой увеличение цены на товар.

· Растут внешние издержки фирмы, что отражается на бухгалтерской и экономической прибыли.

· Реклама способствует разрастанию монополии, усилению монополистической власти, а монополия это тормоз в развитии производительных сил общества.

· Большая часть рекламы имеет тенденцию к самоисчезновению.

Расходы на рекламу имеют циклический характер – они колеблются вместе с совокупными расходами, увеличивая безработицу в плохие времена и усиливая инфляционное давление в годы процветания.

 

 



2020-02-04 288 Обсуждений (0)
Монополистическая конкуренция. Формы неценовой конкуренции. Максимизация прибыли и минимизация убытков. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Монополистическая конкуренция. Формы неценовой конкуренции. Максимизация прибыли и минимизация убытков.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (288)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)