Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Достоинства и недостатки рынка олигополии.



2020-02-04 299 Обсуждений (0)
Достоинства и недостатки рынка олигополии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Достоинства:

· Олигополия способствует развитию НТП, т.к. имеет огромные финансовые средства, что не могут себе позволить небольшие фирмы. Олигополисты, получая прибыль, могут ее часть направить в ниокр.

Недостатки:

· Олигополия уходит от контроля государства

· Олигополисты стараются извлечь прибыль благодаря своим покупателям. Так как олигополия очень близка к рынку монополии, то она имеет те же последствия, что и рынок монополии. То есть, установление монопольных цены сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшение удовлетворения потребности покупателей. Олигополия, так же как и монополия сдерживает развитие производительных сил общества, внедрение новых патентов, лицензий, новых технологий, если ей это невыгодно (когда имеет максимальную прибыль).

Спокойную жизнь олигополии нарушают иностранные конкуренты. Например, в США автомобильная промышленность конкурирует с японскими автомобилями.

 

 

5. Спрос на ресурсы и его эластичность. Взаимозаменяемые ресурсы. Изокванта, принцип замещения и бюджетная линия товаропроизводителя.

Предприятие может увеличить выпуск продукции лишь при условии наращивания используемых ресурсов. Поэтому если происходит рост спроса на готовую продукцию, то автоматически начинает увеличиваться спрос на ресурсы. Другим фактором, который предопределяет спрос на ресурсы, является эффективность их использования (достижение максимальной отдачи от них), ибо для товаропроизводителя ресурсы трансформируются в издержки производства. Чем ниже цена факторов производства и чем выше их производительность, тем меньшие издержки несет предприятие и тем больший предельный продукт получает. Спрос на ресурсы может обладать большей или меньшей эластичностью по цене.

Факторы, влияющие на эластичность спроса на ресурс:

· Динамика предельного продукта конкретного ресурса: чем медленнее будет уменьшаться предельный продукт от наращивания используемого ресурса, тем большей эластичностью будет обладать кривая спроса как выражение предельной доходности ресурса (предельного продукта, выраженного в денежной форме). Незначительное снижение цены на такой ресурс приводит к заметному увеличению спроса на него. Ускоренное падение предельной производительности ресурса вызывает столь же быстрое снижение предельной доходности ресурса, представленное крутой кривой спроса.

· Степень возможности ресурсозамещения: чем больше имеется возможностей замещения данного ресурса другими, тем выше эластичность спроса на него, т.к. любое незначительное повышение цены на ресурс может привести к резкому сокращению величины спроса на него в результате переориентации товаропроизводителей на другие ресурсы. А отсутствие ресурсозамещения делает спрос на данный товар неэластичным.

· Эластичность спроса на продукт: незначительное повышение цены на товар с высокой эластичностью спроса вызовет резкое сокращение выпуска продукции, что автоматически скажется на относительно большом уменьшении спроса на данный ресурс. Поэтому чем выше эластичность спроса на продукт, тем выше эластичность спроса на ресурс.

· «вес» ресурса в общих издержках производства: если подавляющая часть или все общие издержки приходятся всего лишь на один ресурс, то любое повышение цены на него вызывает рост издержек предприятия. При заданной эластичности спроса на продукт такой рост издержек приведет к резкому снижению продаж и к сокращению спроса на данный ресурс. А если доля определенного ресурса в общих издержках составляет менее 1/10 их величины, то при той же эластичности спроса на продукт повышение цены на данный ресурс относительно слабо скажется на общих издержках, сокращении продаж и спросе на ресурс. Таким образом, по мере сокращения «веса» фактора производства в общих издержках эластичность спроса на данный фактор снижается и, наоборот, по мере нарастания «веса» ресурса в общих издержках производства эластичность спроса на ресурс повышается.

Факторы, которые вызывают сдвиг кривой спроса на ресурсы:

- при увеличении спроса на продукт цена на него повысится, что вызовет повышение предельной доходности ресурса, а это подтолкнет предприятие к наращиванию закупок ресурса. В результате произойдет смещение кривой спроса С в положение С’, тогда как сокращение спроса на продукцию приведет к уменьшению спроса на ресурс и смещению кривой спроса С в положение С’’.

- изменение производительности ресурса: чем выше его производительность и соответственно выше предельный доход, тем больше на него спрос и цена.

- Совершенствование, повышение качества ресурса и усовершенствование связанных с ним других факторов производства: чем больше факторов, связанных с ресурсом, тем выше производительность ресурса и больше спрос на него, что вызывает изменение рыночного спроса и смещение кривой спроса вверх, вправо.

- Цены на другие ресурсы.

Понижение цены на ресурс-заменитель вызовет сокращение спроса на ресурс в интересах выпуска заданного количества продукции с наименьшими издержками. При взаимозаменяемых ресурсах понижение (повышение) цены на ресурс-заменитель оказывает влияние на спрос на рассматриваемый ресурс в виде эффекта замещения и объема производства. При выпуске заданного количества продукции снижение цены на ресурс-заменитель приведет к сокращению спроса на заменяемый ресурс (эффект замещения). При увеличении масштаба производства снижение цены на ресурс-заменитель приведет к росту спроса на оба ресурса (эффект объема производства).

Предположим, что в выпуске жевательной резинки используются только 2 ресурса F1, F2, например, труд и капитал. При заданной технологии один и тот же выпуск продукции ( 10 тыс.) может быть обеспечен с большим применением капитала ( точка А) или с большим привлечением труда (точка D). Возможны промежуточные варианты (точки В и С). Если соединить все сочетания ресурсов, использование которых обеспечивает одинаковый объем выпуска продукции, то получаются изокванты. Если изокванта непрерывная линия, то число возможных комбинаций ресурсов будет бесконечным, что обеспечивает чрезвычайную гибкость принимаемых фирмой решений по организации производства продукции. Изокванта (кривая постоянного (равного) продукта) – кривая, представляющая бесконечное множество комбинаций ресурсов, обеспечивающих одинаковый выпуск продукции. Изокванты имеют отрицательный наклон, выпуклы относительно начала координат и не пересекаются друг с другом. Изокванта, лежащая выше и правее другой, представляет собой больший объем выпускаемой продукции. Изокванты показывают реальные уровни производства.

Принцип замещения.

При перемещении из точки С в точку В для замещения 1 ед. труда требуется 1 ед. капитала, а при перемещении из точки В в точку А требуется 2 ед. капитала, но для замещения только 1 ед. труда.

Возможности товаропроизводителя зависят от его финансов, бюджета (дохода). Поэтому построение бюджетной линии позволяет определить в сочетании с изоквантой оптимальный объем издержек.

 

 



2020-02-04 299 Обсуждений (0)
Достоинства и недостатки рынка олигополии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Достоинства и недостатки рынка олигополии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (299)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)