Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Определение термина «мода»



2020-02-04 215 Обсуждений (0)
Определение термина «мода» 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Будем откровенны, сама тема моды в последние годы стала модной в сфере научных и научно-популярных изысканий. Причин тому немало: как банальный житейский интерес к явлению, плавно переходящий в попытку извлечь на свет Божий корни явления, так и актуальность звучания самого термина, впрочем, равно как и обусловленная живейшим интересом к экономическим возможностям механизмов моды со стороны бизнеса, который всегда готов оплачивать исследования, могущие принести ему выгоду. Хотя в последнем ракурсе интерес к моде возник не так давно - все труды на эту тему, датированные XIX, XVIII и более ранними столетиями, рассматривали преимущественно философско-моральный аспект вопроса, изредка оживляемый психологическими рассуждениями. Моде посвящены такие исследования, как например, «Переписка моды» Н.А. Страхова, «Храм моды, или Нрав неповрежденный истекающего века», «Несколько замечания о современных модах в одеждах» монаха А. Ключарева, «Моды и цинизм» Ф. Дишера и прочие. О моде писали как о способе реализовать сексуальный инстинкт, попытке высших кругов света спасти себя от скуки, приписывали ей способность реализовать фантазии и игры воображения. Этимология слова «мода» восходит к латинскому modus, что означало мера, способ, предписание, образец, правило. Во французском языке и по сей день mode обозначает «способ» и «образ», а придя в русский язык во времена Петра I в XVII веке, значило «образец», «манер» [3, с. 7]. Собственно, в обывательском представлении любой из этих переводов может быть применим к пояснению значения слова - действительно, мода дает нам и пример, и образец, и модель, а для некоторых является и правилом жизни, и способом, например, самореализации или существования в обществе. Но что же можно сказать о моде с научной точки зрения. Несмотря на то, что этот термин включен в ряд пособий и монографий по социологии, социальной психологии, психологии масс и т.п., обстоятельных научных разработок на эту тему не так и много, особенно в русскоязычной науке. Является ли причиной тому видимая несерьезность темы или недостаточно глубокое представление о том, насколько всеобъемлюще может быть влияние механизмов моды на самые разные сферы жизни человека, еще предстоит выяснить. Вполне вероятно, что подобная ситуация сложилась именно потому, что исследование механизмов моды имеет в первую очередь прикладное значение, к чему в постсоветских научных кругах по инерции сохраняется предвзятое отношение. А возможно, что и прикладной смысл теоретических изысканий в этой сфере пока недостаточно очевиден для представителей бизнеса и промышленности, которые могли бы стимулировать и спонсировать подобные исследования. Несомненно одно: перспектива подобных исследований велика, ибо мода - это не только одежда, обувь и оттенок волос. Влиянию этого феномена поддаются и литература, и искусство, и разнообразные проявления обыденной жизни, и медицина, и технологии, и даже сама наука! В нашу же задачу входит попытка вкратце проанализировать и систематизировать имеющуюся информацию относительно сущности, механизмов и классификации явления моды, а также попытаться предсказать наиболее перспективные с точки зрения сегодняшнего дня направления развития темы.

 


 

Понятие моды. Анализ подходов к рассмотрению явления

Определение термина «мода»

мода общество социальный

Формулировок определения моды достаточно много и смысл их зависит в первую очередь от подхода исследователя к самому понятию. Так, Иммануил Кант, который рассматривал моду как порождение человеческого тщеславия, определял ее как закон подражания, побуждающий казаться не менее значительным, чем другие, при этом не принимается во внимание какая-либо польза. Владимир Даль определял моду как «ходячий обычай; временную, изменчивую прихоть в житейском быту, в обществе, в покрое одежды и в нарядах». «Большая Советская энциклопедия» давала термину следующее толкование: «Непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры», а также как «смену форм и образцов одежды, которая происходит в течение сравнительно коротких промежутков времени». Интересен взгляд на вопрос, изложенный Р.Б. Фишман: в данном случае мода рассматривается как вариант нормы, которая является одной из форм передачи и хранения общественного опыта, а также как форма более или менее радикального отрицания господствующего культурного образца, как вариант его культурной альтернативы [4, c, 16, 100].

Мода по сути своей обладает достаточно двойственной природой - и эта двойственность зачастую просматривается в определениях и рассуждениях о ней. В.И. Толстых в своей статье «Мода как социальный феномен» приводит краткое описание европейской полемики о моде XVIII-XIX веков, противостояние оппонентов которой можно свести к тому, что с одной стороны, мода является средством подавления и нивелирования личности, а с другой стороны, возведенным в определенный статус способом выражения ее индивидуальности [1, c. 8-11]. Исследователь А.Б. Фишман отмечает, что «мода унифицирует, нивелирует личность и одновременно позволяет ей утвердить свою индивидуальность, она затушевывает социальное неравенство и одновременно выявляет его [4, с. 4]. Действительно, старт модному направлению дает индивидуальность - дизайнер, селебрити, социально значимая личность, и лишь затем его идея, будучи практичной, интересной, соответствующей настроению многих людей или выгодной по ряду соображений, подхватывается обществом. Будучи остромодным, наряд, занятие, увлечение или хобби выделяются из общей массы и привлекают внимание к своему «носителю», позже, когда тенденция начинает распространяться, модное теряет свою уникальность и лишает ее личность. И именно в этот момент начинает терять свою привлекательность и соответственно статус модного, исчезая и переходя в иное качество. По всей видимости, этот момент играет не последнюю роль в отсутствии единого взгляда и определения термина.

В своей работе мы будем опираться на определение А.Б. Гофмана, который трактует моду как «одну из форм, один из механизмов социальной регуляции и саморегуляции человеческого поведения: индивидуального, группового и массового» [3, c. 11]. На наш взгляд, оно является достаточно всеобъемлющим и наименее противоречивым, позволяющим рассматривать моду как действительно широкое явление, свойственного различным сферам жизни человека, и что самое важное, видеть в моде свойство, относящееся к миру людей, а не характеристику вещей или явлений. Проблема многих современных исследований о моде в узости подхода - в ряде случаев моду предпочитают ассоциировать с бытом или миром вещей, отрицая или не беря во внимание распространенность явления в более отвлеченных сферах бытия, таких как искусство, наука, мировоззрение, воспитание детей, образ жизни и т.п.

 




2020-02-04 215 Обсуждений (0)
Определение термина «мода» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Определение термина «мода»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)