Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Роль психологического сопровождения в формировании отношений беременных женщин



2020-02-03 306 Обсуждений (0)
Глава 2. Роль психологического сопровождения в формировании отношений беременных женщин 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание и методы выявления роли психологического сопровождения беременных женщин в формировании отношений

 

Особый интерес для психолога представляет исследование семьи, ожидающей ребенка. Нередко ожидание рождения ребенка является источником психической травмы для членов семьи. После рождения ребенка меняется состав семейных отношений, происходит смена отношений родственников.

Подобные перемены в семье ожидающей ребенка, влияют на психическое состояние беременной женщины. В то же время те изменения, которые происходят в ее организме, психике, во многом определяют психологическую обстановку в семье, характер взаимоотношений ее членов. Система оказания психологической помощи, в которой нуждаются многие беременные, разработана недостаточно. Даже при понимании необходимости консультации у перинатального психолога, найти такого специалиста бывает крайне проблематично. В результате некоторые женщины обращаются к психотерапевтам, которые, как правило, не знакомы с особенностями психологии беременных, поэтому помощь не всегда эффективна.

Экспериментальная работа по определению роли психологического сопровождения в формировании отношений и смысложизненных ориентаций беременных женщин была разделена на несколько этапов.

Первый этап эксперимента заключался в тестировании беременных женщин, для чего использовался тест "Отношения беременных", а также анкета на выявления стрессогенных факторов у беременных женщин (Приложение 1, 2).

Тест "Отношения беременных направлен на выявление психологического компонента гестационной доминаты (ПКГД). Он представляет комплекс механизмов психологической саморегуляции, включающийся в действие у женщин при обнаружении беременности и направлен на создание благоприятных условий для развития будущего малыша.

В ходе исследования психологических наблюдений за женщинами находящимися в состоянии беременности и, И.В. Добряков выделил пять типов психологического компонента гестационной доминанты: оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный и депрессивный [17].

Оптимальный тип – характерен для женщин которые к состоянию беременности относятся без тревоги. Отношение в семье гармоничны, беременность желанная обеими супругами.

Гипогестогнозический тип ПКГД встречается у женщин, которые бросили учебу, постоянно находящихся на работе. Беременность у них часто не заплонированная и застает врасплох. Гипогестогнозический тип - женщинам относящимся к данному типу часто рекомендуют пройти курс дородовой подготовки, но они пренебрегают занятиями.

Эйфорический тип характерен для женщин с истерическими наклонностями, и женщины которые долго не могли забеременеть и проходили лечение. Часто беременность у данного типа женщин направлена на изменение отношений с мужчиной, стремление управлять ими.

Тревожный тип характеризуется высоким уровнем тревожности у беременной. Беременная женщина воспринимает всю окружающую ее информацию с особой серьезностью, переживанием и тревогой. Большинство беременных женщин с этим типом ПКГД нуждаются в помощи психотерапевта.

Депрессивный тип характеризуется, частой сменой настроений беременной женщины. С помощью данного теста можно выявить нервно-психические нарушения у беременных женщин на ранних этапах их развития, связывать их с особенностями семейных отношений и ориентировать врачей и психологов на оказание соответствующей помощи.

Анкета "Выявление стрессогенных факторов у беременных женщин" направлена на определение факторов в жизни беременной женщины, которые могут препятствовать комфортному протеканию беременности, а соответственно для установления основных моментов на которые психологу, осуществляющему психологическую поддержку, необходимо обратить внимание. После проведения тестирования нами выявлялась группа беременных женщин с некоторыми нарушениями, с которыми в дальнейшем проводились занятия направленные на уменьшение тревожности, снижение воздействия стрессогенных факторов, а соответственно, комфортному протеканию беременности.

Исследование проводилось на базе МУ Славянской ЦРБ родильное отделение в период с мая по июль 2010 года. В исследовании приняли участие 44 женщины: 12 с первой беременностью и 32 со второй беременностью.

В нашей работе использовался тест отношений беременной, который позволяет определить тип ПКГД по преобладанию выбранных утверждений и произвести качественный анализ, выявить те отношения, которые нуждаются в коррекции. Тест содержит три блока утверждений, отражающих:

А: отношение женщины к себе беременной

Б: отношения женщины в формирующейся системе "мать-дитя"

В: отношения беременной женщины к отношениям к ней окружающих

На основе результатов исследования беременных можно отнести к одной из трех групп, требующих различной тактики дородовой подготовки.

Первая группа включает в себя практически здоровых беременных женщин, находящихся в состоянии психологического комфорта, имеющих оптимальный тип ПКГД.

Вторая группа названа "группой риска". В нее включают женщин, имеющих эйфорический, гипогестогнозический, иногда тревожный тип ПКГД. У них отмечается повышенная вероятность развития нервно - психических нарушений.

Третья группа состоит из женщин, имеющих гипогестогнозический и тревожный тип, сюда относится и депрессивный.

В ходе проведенного тестирования нами были получены следующие данные, которые представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 Результаты первого констатирующего среза по "Тесту отношений беременной", у первородящих женщин

Первая группа "оптимальный тип", % Вторая группа "группа риска", % Третья группа "группа риска", %
58,3 33,4 8,3

 

Данные таблицы свидетельствуют о том, что 58,3% респондентов относятся к группе здоровых беременных женщин, находящихся в состоянии психологического комфорта, 33,4% к второй группе и лишь 8,3% к третьей группе.

 

Таблица 2 Результаты обследования по "Тесту отношений беременной", у женщин со второй беременностью

Первая группа Вторая группа Третья группа
42,9 51,4 5,7

 

Из данных таблицы 2 видно, что к первой группе относится 42,9%, что на 12,7% меньше чем у первородящих женщин. Возрастает численность респондентов относящихся ко 2 и 3 группе на 11,4% и 1,3% соответственно, по сравнению с первородящими женщинами. Это свидетельствует о том, что у женщин со второй беременностью уровень тревожности, и связанные с ними расстройства возрастает.

Более наглядно эти данные представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Типы ПКГД отнесенные к группам у первородящих женщин и женщин со второй беременностью.

 

Для выявления стрессогенных факторов у первородящих женщин нами опрашивалось 12 женщин. Им был предложен опросник Пантюшиной О.И. [39].

В результате опроса были получены следующие данные стрессогенных факторов в определенные сроки беременности, проявляющихся у определенного количества беременных женщин.

 

Таблица 3 Стрессогенные факторы в разные сроки беременности у первородящих женщин

Стрессогенный фактор

Количество женщин, %

1 триместр 2 триместр 3 триместр
изменение собственного самочувствия 65 39  
непонимание со стороны мужа (родителей, родственников, друзей) 43    
конфликты на работе (учебе) 34 35  
изменение фигуры 22 65  
повышенная утомляемость, усталость 17    
тревога за малыша   43 91
госпитализация в больницу   43 65
страх перед родами   17 87
плохой сон     78

 Таким образом, в I триместре беременная женщина не ощущает и не осознает беременности, и беспокойство вызывает, изменение её физиологического основы (самочувствие - 65%, фигура - 22%, повышенная усталость - 17%). Одним из стрессогенных факторов является восприятие окружения женщины её беременность (мужа, родственников - 43%, коллег по работе - 34%).

 

Рисунок 2. Соотношение стрессогенных факторов в 3-х триместрах беременности у женщин ожидающих первого ребенка

Во втором триместре воздействие некоторых стрессогенных факторов уменьшается, женщина осознает свое "Я", но формируются новые стрессогенные факторы, такие как тревога за малыша (17%) и страх перед родами (43%). В III триместре беременную женщину сильнее всего беспокоит будущий ребенок (91%) и то, как пройдут роды (87%). Неудобство испытывается в некоторых физиологических моментах, которые связанные со скорым окончанием беременности (плохой сон - 78%).

При выявлении стрессогенных факторов у женщин со второй беременностью, было обследовано 32 женщины.

На основании анкетирования нами выявлены следующих стрессогенные факторы в различные триместры беременности (Таблица 4).


Таблица 4 Стрессогенные факторы в разные сроки беременности у женщин со второй беременностью

Стрессогенный фактор

Количество женщин, %

1 триместр 2 триместр 3 триместр
изменение собственного самочувствия 83 47  
болезнь родителей, мужа     10
конфликты на работе (учебе)   25  
повышенная утомляемость, усталость 62    
тревога за малыша 57 63 100
госпитализация в больницу   35 42
плохой сон     76
болезни старших детей 20    
тревога за старших детей   63 88

 

Из рисунка 3 наглядно видно, что воздействие стрессогенных факторов показывает динамику изменения психологии женщины, основанной на ее физиологическом состоянии. Прежде всего, в первом триместре у женщин беспокойство вызывают изменения которые происходят в организме (самочувствие - 83%, повышенная усталость - 62%), и тревожность за будущего малыша (57%) и старших детей (20%).

Во втором триместре выделены следующие стрессогенные факторы: тревога за будущего малыша (63%) и старших детей (63%). Изменения происходящие в самочувствии женщины беспокоят меньше (47%).

В третьем триместре тревожность за детей увеличивается - основным стрессогенным фактором в данный период (будущий ребенок - 100%, старшие дети - 88%). Также, неудобство доставляют некоторые физиологические изменения (76%).

 


Рисунок 3. Соотношение стрессогенных факторов в 3-х триместрах беременности у женщин со второй беременностью

 

Анализируя данные таблицы 3 и 4 видно, что осознание стрессогенных факторов у женщин ожидающих первого ребенка и женщин со второй беременностью похожи в том, что в первом триместре беспокойство вызывают изменения в самочувствии, повышенная утомляемость, во втором - тревога за будущего ребенка, изменение в самочувствии, возможность госпитализация в больницу, непонимание на работе (учебе), в третьем - тревога за будущего ребенка, плохой сон и возможность госпитализации в больницу.

Но существуют и некоторые различия. У женщин ожидающих первого ребенка исключены следующие стрессогенные факторы: тревога за старших детей (это естественно, т.к. у них нет еще детей) и болезнь родителей. А у женщин со второй беременностьбю отсутствуют такие стрессогенные факторы как: непонимание мужа (родственников, родителей), преобразование фигуры,разногласия на работе (учебе), во втором - изменение фигуры, страх перед родами, в третьем - страх перед родами.

Социально-экономическая обстановка в стране не способствует улучшению демографической ситуации. Продолжительная стрессовая ситуация не вызывает у молодой семьи желания иметь детей.

В данной ситуации особое значение приобретает охрана репродуктивного здоровья женщины, которое, заключается не только в нормальном протекании физиологических процессов и в психологическом принятии женщиной своей беременности. Зачастую беременность, даже в случае ее желанности, воспринимается женщиной как болезнь, неприятная необходимость, конец социальной активности, а в некоторых случаях, как катастрофа жизни. Можно сказать, что женщина не способна реализовать себя именно в той сфере ее жизни, которая является главной ступенью в приобретении зрелой женской идентичности [41].

Система психологической подготовки беременных женщин к родам была разработана в 40-50 гг ХХ в. Она получила мировое признание и по сей день является ведущим способом дородовой подготовки. В ряде стран она достигла более высокого уровня совершенства, чем в России.

Таким образом, по результатам анализирующего тестирования можно сделать следующие выводы:

Потребность в психологической подготовке к родам существует.

Наиболее значимым аспектом для женщин является работа с телом и повышение осведомленности, в том числе психологической, о процессах беременности и родов.

Необходима организация просветительской работы с привлечением новейших данных перинатальной и возрастной психологии.

Потребность в нормализации эмоционального фона беременной женщины.

Технология психологического сопровождения использует принципы и закономерности социально-психологического тренинга, целью которого является формирование осознанного, спокойного, позитивного отношения к родам.

Особенности работы:

Объект работы - беременные женщины со сроком беременности от 20-30 недель.

Форма работы - групповая.

Состав участников группы (10-15 человек).

Время работы - 12 занятий (2 раза в неделю по 2 часа).

В программе принимает участие - психолог, акушер-гинеколог.

Методы и приемы работы:

Тематические беседы.

Аутогенная тренировка.

Телесноориентированная терапия.

Арттерапия (рисование, пение, танец). Широко известны возможности арттерапии или терапии искусством для гармонизации внутреннего мира человека, который наполняют разнообразные, порой противоречивые эмоции, но обладающие удивительной энергией и влиянием на нашу жизнь. Мы нередко не осознаем и недооцениваем этого влияния, а зачастую именно эмоции "диктуют" нам как поступить в той или иной ситуации.

Наш авторский арттренинг, представляет собой "сплав" творческих видов деятельностей (беспредметная живопись, коллаж, выразительная пластика - лепка) и специально разработан для беременных женщин, находящихся в особом эмоциональном состоянии. Наверняка Вы замечали за собой (примерно, с 14 недели беременности, а иногда и раньше) резкие перепады настроения, раздражительность, обидчивость, плаксивость без особой причины, мнительность, повышенную тревожность, суеверность и многие другие изменения в собственном поведении. На занятиях по арттерапии Вы можете развить у себя умение справляться с такими состояниями и научиться управлять своими эмоциями, что поможет Вам жить в мире и гармонии с собой и своими близкими. Мощный "позитив", испытываемый Вами во время наших занятий, ваш малыш будет ощущать и чувствовать вместе с вами; что позволит максимально расширить "зону" положительных эмоций для вас двоих и наполнить период беременности красотой, гармонией и безмятежностью.

Данный тренинг эффективен тем, что мы работаем не только с выражением эмоциональных переживаний и эмоциональным состоянием человека в настоящий момент, но и с собственным отношением к миру эмоций, которое возникает благодаря тому, что можно посмотреть на них "со стороны", осознать их и при необходимости изменить к ним свое отношение через творческий продукт (например, картину).

Беспредметная живопись наиболее удачно подходит для работы с эмоциями, поскольку жизнь цвета сродни эмоциональной жизни: ее богатству, живости, текучести. При помощи отношений цветов Вы можете выразить подчас неуловимые эмоциональные нюансы Вашего внутреннего мира, а также гармонизировать возможный дисбаланс между сильными и глубокими противоположными эмоциями и научится управлять ими подобно тому, как Вы управляете красочным потоком на листе бумаги.

Коллаж и Художественная аппликация. Особенно эффективна работа с ножницами при снятии раздражительности, эмоционального напряжения, конфликтности. Сам процесс создания коллажа благотворно влияет на установление эффективной коммуникации с собственным внутренним миром (прочувствовать свои ощущения и осознать свои желания, понять - что меня беспокоит). Понимая себя, Вам будет легче строить взаимоотношения с партнером и близкими.

Выразительная пластика. Вынесение мощной негативной эмоции из глубины внутреннего мира и ее "вложение" в бесформенный кусок пластилина посредством манипуляций с ним, а затем и создание эмоционально насыщенной скульптуры дает возможность "положительного разрешения", балансировки сильных негативных эмоций, их положительной трансформации.

Каждый тренинг объединен общей темой (тема дня), состоит из 3-х частей и 2-х перерывов и длится 2 часа).

Приветствие – (5 мин.)

-1 часть (30 мин.)

Создание беспредметной живописной композиции (работа за мольбертом)

-самостоятельная работа по заданной теме (при необходимости индивидуальная помощь ведущего);

-рефлексивная пауза (обсуждение работ, обмен мнениями, впечатлениями от процесса работы и т.д.).

-Перерыв

-2 часть

Создание коллажа

-самостоятельная, парная или коллективная работа по заданной теме (при необходимости индивидуальная помощь ведущего);

-рефлексивная пауза.

-Перерыв

-3 часть



2020-02-03 306 Обсуждений (0)
Глава 2. Роль психологического сопровождения в формировании отношений беременных женщин 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Роль психологического сопровождения в формировании отношений беременных женщин

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (306)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)