Оценка эффективности психологического сопровождения семей ожидающих ребенка в формировании отношений беременной женщины
После проведения работы по психологической поддержки беременных женщин и прохождения полной программы – подготовки к родам, женщинам было снова предложено пройти тестирование и еще раз ответить на тест (Приложение 1). После проведение тестировании были получены следующие данные, которые представлены в таблице 5.
Таблица 5 Результаты повторного обследования по "Тесту отношений беременной", у первородящих женщин
Данные таблицы свидетельствуют о том, что 58,3% респондентов относятся к группе здоровых беременных женщин, находящихся в состоянии психологического комфорта, 33,4% ко второй группе и лишь 8,3% к третьей группе. На рисунке 4 видно, что сравнивая данные до проведения работы психологической поддержки и после, видно, что из числа первородящих женщин группе здоровых беременных женщин относится 75%, что на 16, 7% больше чем до экспериментальной работы, число женщин относящихся ко второй группе также сократилась в 2 раза, но к третьей группе, как и при первоначальном тестировании относится 8,3% (1 беременная женщина).
Рисунок 4. Типы ПКГД отнесенные к группам у первородящих женщин до и после беременности.
У женщин со второй беременностью к первой группе относится 59,6%, что на 16,7% больше, чем при изначальном тестировании. Ко второй группе относится 40,4% женщин, что на 11% меньше первоначального тестирования, но нет женщин относящихся к 3 группе.
Таблица 6 Результаты повторного обследования по "Тесту отношений беременной", у женщин со второй беременностью
Данные таблицы свидетельствуют о том, что 75 % респондентов относятся к группе здоровых беременных женщин, находящихся в состоянии психологического комфорта, 16, 7% ко второй группе и лишь 8,3% к третьей группе. Наглядно данные представлены на рисунке 5 Рисунок 5. Типы ПКГД отнесенные к группам до и после эксперимента у женщин со второй беременностью.
Таким образом, можно сделать вывод: 1. Проблема психологической готовности женщины к родам остается весьма проблематичной. 2. Психологическая подготовка (поддержка) беременным способствует снятию страха и опасения беременности и родов. В данной исследовательской работе нами определялась динамика смысложизненных ориентаций беременных женщин ожидающих первого и второго ребенка. С этой целью беременные женщины тестировались с помощью теста Д.А. Леонтьева "Смысложизненные ориентации" (Приложение 3). Результаты данного тестирования приведены ниже (Таблица 7, 8).
По тесту смысложизненные ориентации женщин, ожидающих ребенка, было исследовано 12 женщин с первой беременностью.
Таблица 7 Смысложизненые ориентации первородящих женщин и женщин со второй беременностью
Из таблицы 7 видно, что смысложизненные ориентации у первородящих женщин значительно отличаются от ориентаций женщин со второй беременностью. Так, у первородящих женщин общий показатель смысложизненой ориентации у 50% женщин высокий, что на 5,6% меньше, чем у женщин со торой беременностью. Средний показатель ориентации у женщин со второй беременность встречается более 2 раз чаще, чем у первородящих женщин и равен 37%. Низкий уровень смысложизненных ориентаций у первородящих женщин встречается у 33,3%, а у женщин со второй беременностью 7,4, что на 25,9% встреч меньше, чем у первородящих.
Заключение В результате выполнения экспериментальной работы нами были сделаны следующие выводы: 1. В результате анализа литературных источников было определено, что проблема психологической поддержки беременных женщин является актуальной в современных условиях, определены понятия "семья" выявлены основные черты и принципы выявления готовности к материнству. 2. Выявлены основные факторы, вызывающие стресс в период беременности. Так, в первом триместре у женщин беспокойство прежде всего основано на изменениях, происходящих в организме, тревожность матери за будущего малыша и старших детей. Во втором триместре выделяют следующие стрессогенные факторы: тревожность за будущего ребенка и старших детей. Изменение своего самочувствия уже практически не беспокоит. В третьем триместре тревога за детей возрастает - основной стрессогенный фактор в данный период (будущий ребенок, старшие дети). Кроме того, неудобство доставляют некоторые физиологические изменения, связанные с данным сроком беременности. 3. Изучены основные виды и направления психологической поддержки беременных женщин и установлено, что в настоящее время существует огромное количество центров и программ помощи семьям, ожидающих ребенка. 4. Выявлены типы отношений беременных женщин, на основании которых они подразделялись на три группы по типу психологической компоненты гестационной доминанты (ПКГД). Установлено, что оказание психологического сопровождения семьи, ожидающей ребенка в период беременности позитивно сказываться на психическом самочувствии женщины: конструктивном изменении смысложизненной ориентации и типе отношений. Список литературы беременный женщина эйфорический депрессивный психологический 1. Антонова И., Медков В.М. Семейная психология.- 1996. 2. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб.; 2001. 3. Авдеева Н.Н. Вы и младенец: у истоков общения. – М: Пр.-2001. 4. Анна де Карвасдуэ. Девочка. Девушка. Женщина. Мир книги М: -2001. 5. Брутман В.И. Формирование привязанности к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. – 2007 - №? Ст.38-47. 6. Брутман В.И., Бутаев А.С., Винникот Д.В., Минюрова С.А., Хамитова И.Ю. Динамика психического состояния женщины во время беременности и после родов – М.: -2002. 7. Борисов В.А. Демография. –М.: -издательский дом -2001. 8. Бойко В.В. Счастье, семья, дети. – М.: Пр. -2000. 9. Безрукова О.Н. Социология молодежи – Спб.:-2004. 10. Буленкова Н. Российские женщины в европейской культуре. Спб., 2001. 11. Болбочану А.В., Капчелия Г.И. Психологическая готовность к материинству.-М.: 2000 12. Буянов М.И. Холокост и психика. – М.: -1998. 13. Бойко В.В. Если ты жена и мать. – М.:Пр.- 2005. 14. Варга Д. Радость родительских забот. – М.: Пр.-2000. 15. Галигузова Л.Н. формирование потребности в общении со сверстниками в раннем возрасте // Вопросы психологии. 1985. № 5. 16. Гурко Т.А. Социалогия в России.- М.: институт социалогии 1998. 17. Добряков И.В., в кн. Эйдемир,Добряков, Никольская "Семейный диагноз" - 2003. 18. Дружинин В.Н. Психология семьи. М.: - 1996. 19. Давыдов В.В.Социалогическое исследование// наука №6 с.23-36 20. Долбик-Воробей Т.А. Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости // Соц. – 2003 - №11 с.78 21. Дюваль Е. 1950. 22. Иванников В.А. Задачи практической психологии комплексной службе помощи детям // Вопросы психологии, 2005- №1. 23. Коплан Е.А., Оакле Материнство. –М.: 1999. 24. Капчелия Г.И. Готовность к материнству. –М.:- 2000. 25. Клемантович И. современная семья: структура, специфика воспитательные возможности// Воспитание школьников.2008- 26. Кашапова С.О. Психоэмоциональные и личностные особенности у девушек-подростков, ожидающих ребенка. М.: - 2001. 27. Корсако В.С. Психологическая готовность к материнству. М.:-2002 28. Лисина М.И. потребность в общении: // потребности онтогенеза общения. М.:-педагогика-2000. 29. Матвеева Е.В. анализ материнства с позиции теории деятельности К.:ВГГУ, 2004. 30. Минегетти А. Учебник по онтопсихологии. – М.: - 2007. 31. Минюрова С.А., Тетерлева Е.А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства // Психологический журнал. – 2002 №5 32. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству.- М.: 2006. 33. Милосердова Е. Здоровье детей. – 2009. 34. Матвейчик З. Родители и дети. М.: Пр. -1992. 35. Орлевская М. Я хочу ребенка // Счастливые родители. – 2004-№3 36. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: - 2004. 37. Папушек Х., Папушек М. Значения невербального общения в младенческом возрасте для психического развития //Психологический журнал.-2000- 3 3. 38. Пантюшина О.И. Психологические особенности протекания беременности. – Тула- 2003. 39. Райнпрехт Х. Семья и школа. – М.: - Семья и школа.- 2000. 40. Скюдери Р. М.: 1986. 41. Скоробогатова Л.Г. Книга о гармоничной беременности – Спб.: -2006. 42. Смирнова Е.О. Генезис общения ребенка от рождения до семи лет.// Вопросы психологии. – 2004- №2. 43. Спок Б. ребенок и уход за ним. Ставрополь.- 1990. 44. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности.- М.: 1987. 45. Текавчич Б. Что женщина должна знать о себе. – М.: -наука 1990. 46. Филлипова Г.Г. Психология материнства. – М.: -2002. 47. Филлипова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопросы психологии. – 2001 –№2 с.22-37. 48. Филлипова Г.Г. Трудная радость материнства // Семья и школа. -2001 №1,2. 49. Филлипова Г.Г. ребенок для родителей и родители для ребенка // Семья и школа-2003-№2. 50. Фридман И. Взрослые в общении с детьми, дети в общении со взрослыми. Семья и школа.- М.: -1996. 51. Фенвик Э. Настольная книга для родителей. Л.: -1995. 52. Харчев А.Г., Мацковский М.Г. Современная семья и ее проблемы.-М.:-1982. 53. Ховат Ф. Любовь, материнство,будущее. – М.: Прогресс 1999. 54. Хрестоматия по этике семейной жизни. Сост. И.В.Гребенников, Л.В.Ковинько. М.: -2000. 55. Целуйко В.М. Психология современной семьи.-Владос 2003. 56. Чимаров В.М. Мать и дитя.- М.: -2000. 57. Шнейдерман Н.А. Рождаемость и меры ее регулирования. –М.:- 2000. 58. Янкова З.А. Семья как базисная подсистема общества. – М.: -1999. 59. http://www.stikhial.ru /static/poleznoe/articles/other_articles/beremgym.html
Приложение
Приложение 1
Тест отношений беременных [57]
Инструкция: Просим вас из пяти утверждений, представленных в блоках, выбрать одно, наиболее полно отражающее ваше состояние во время беременности (указать какая по счету беременность).
А
Б
В
После выполнения задания женщинам предлагается перенести результаты в таблицу подсчета результатов, отметив соответствующую утверждению цифру. В нижней строке "Всего" выставляются результаты подсчета количества отмеченных цифр (баллов, не суммы цифр!) в каждом столбце. Столбец "О" - отражает утверждения, характеризующие преимущественно оптимальный тип ПКГД, "Г" - гипогестогнозический, "Э" - эйфорический, "Т" - тревожный, "Д" - депрессивный. Наибольшее количество балов в том или ином столбце будет определять тип ПКГД.
Таблица для внесения результатов обследования по " Тесту отношений беременной"
Выявление эйфорического отношения к себе беременной и к мужу, игнарирующего отношения к грудному вскармливанию, и тревожного – к посторонним людям у родившей женщины
Приложение 2
Опросник по выявлению стрессогенных факторов [38].
Выявление стрессогенных факторов 1.Фамилия, имя, отчество 2. Возраст 3. Дата заполнения 4. Образование 5. Кем работаете 6. Зарегистрирован ли брак, какой брак по счету 7. Есть ли дети от предыдущих браков 8. Какая беременность по счету 9.Были ли осложнения во время беременности 10.Срок беременности 11. Какие из перечисленных факторов явились для Вас стрессом во время вашей беременности и в каком триместре? (I триместр – 0-12 недель, II триместр – 12-24 недель, III триместр – 24-40 недель)
Приложение 3
Тест смысложизненных ориентаций
Инструкция: Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача - выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны). Обработка результатов Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (процентили). Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) -полюсу ее отсутствия. В восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты - 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17. В нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся пункты - 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20. Общий показатель ОЖ - все 20 пунктов. Субшкала 1 (цели)- 3, 4, 10, 16, 17, 18. Субшкала 2 (процесс) - 1, 2, 4, 5, 7, 9. Субшкала З (результат) - 8, 9, 10, 12, 20. Субшкала 4 ( локус контроля - Я) - 1, 15, 16, 19. Субшкала 5 ( локус контроля - жизнь) - 7, 10, 11, 14, 18, 19. Средние и стадартные отклонения субшкал и общего показателя ОЖ Шкалы Мужчины Женщины M σ M σ 1 — Цели 32,90 5,92, 29,38, 6,24 2 — Процесс 31,09 4,44, 28,80, 6,14 3 — Результат 25,46 4,30, 23,30, 4,95 4 —ЛК-Я 21,13 3,85, 18,58, 4,30 5 — ЛК-жизнь 30,14 5,80, 28,70, 6,10 Общий показатель ОЖ 103,10, 15,03, 95,76, 16,54 Интерпретация результатов Интерпретация субшкал 1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектёра, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО. 2. Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале — признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее. 3. Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы — неудовлетворенность прожитой частью жизни. 4. Локус контроля-Я (Я — хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы — неверие в свои силы контролировать события собственной жизни. 5. Локус контроля-жизнь, или управляемость жизни. При высоких баллах — убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы — фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
Бланк ответов
Приложение 4
Комплекс упражнений для женщин со сроком беременности от 24 до 32 недель (перед упражнениями пройтись размеренным шагом)
1-е упражнение. Исходное положение: основная стойка, руки на поясе. На вдохе отвести локти назад, поднять голову, слегка прогнуть туловище. На выдохе вернуться в исходное положение. Повторить три-четыре раза. 2-е упражнение. Исходное положение: основная стойка, руки на поясе. При равномерном дыхании выставить ногу вперед и в сторону, затем согнуть ее в колене, при этом другая нога удерживается на носке. После этого вернуться в исходное положение (туловище держать вертикально, спина выпрямлена). Повторить поочередно два-три раза каждой ногой. 3-е упражнение. Исходное положение: основная стойка, руки на поясе. На выдохе наклониться вперед, на вдохе вернуться в исходное положение. Повторить три-четыре раза. 4-е упражнение. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч. На выдохе наклониться к левой ноге, расслабив мышцы плечевого пояса. На вдохе вернуться в исходное положение. Повторить попеременно три-четыре раза в каждую сторону. Упражнение производить со слегка согнутыми ногами. 5-е упражнение. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки у груди согнуты в локтях. На вдохе повернуть туловище влево, разведя руки в стороны. На выдохе вернуться в исходное положение. Повторить поочередно два-три раза в каждую сторону. 6-е упражнение. Исходное положение: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища. На вдохе поднять таз и втянуть задний проход. На выдохе опусить таз и расслабить мышцы промежности. Повторить три-четыре раза. 7-е упражнение. Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища. При равномерном дыхании поднять правую ногу кверху, согнув ее слегка в колене, затем вернуться в исходное положение. Повторить поочередно по два-три раза каждой ногой. 8-е упражнение. Исходное положение: сидя, ноги вытянуты, опереться на руки сзади. При равномерном дыхании согнуть ноги в коленях, затем развести колени и соединить их, после чего вернуться в исходное положение. Повторить три-четыре раза. 9-е упражнение. Ходьба в течение 30-40 секунд в умеренном темпе (туловище и руки расслаблены, дыхание углубленное).
Приложение 5
Комплекс упражнений для женщин со сроком беременности от 32 до 42 недель (перед упражнениями пройтись размеренным шагом).
1-е упражнение. Исходное положение: основная стойка. При вдохе развести руки в стороны на уровне плеч, ладонями вперед. На выдохе вернуться в исходное положение. Повторить три-четыре раза. 2-е упражнение. Исходное положение: основная стойка, руки на поясе. При равномерном дыхании выставить ногу вперед и в сторону, согнуть ее в колене (другую ногу удерживать на носке), затем выпрямиться и вернуться в исходное положение. Повторить то же поочередно каждой ногой два-три раза. При упражнении туловище держать вертикально, спина выпрямлено. 3-е упражнение. Исходное положение: лежа на спине, руки отведены в стороны, ладонями вверх. На выходе повернуть туловище влево (таз остается на месте), положить правую руку на левую. На вдохе вернуться в исходное положение. Повторить поочередно два-три раза в каждую сторону. 4-е упражнение. Исходное положение: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища. На вдохе поднять таз и втянуть задний проход. На выдохе опустить таз и расслабить мышцы промежности. Повторить три-четыре раза. 5-е упражнение. Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища. При равномерном дыхании поднять правую ногу кверху, слегка согнув в колене, затем вернуться в исходное положение. Повторить поочередно каждой ногой два-три раза. 6-е упражнение. Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища. При равномерном дыхании согнуть ноги в коленях, приближая их к животу, затем, поддерживая ноги руками, развести колени в стороны, после чего свести колени вместе и вернуться в исходное положение. 7-е упражнение. Пройтись в течение 30-40 секунд в умеренном темпе (туловище и руки расслаблены, дыхание углубленное) [59].
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (291)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |