Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Региональная целостная экономическая система (РЦЭС)



2020-02-04 171 Обсуждений (0)
Региональная целостная экономическая система (РЦЭС) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Огромные резервы экономического роста заложены в региональных ЦЭС (РЦЭС). По определению, РЦЭС является органической составной частью народного хозяйства, которая может осуществить интенсивное расширенное самовоспроизводство за счет собственных производственных и природных ресурсов. По своим границам такие региональные системы совпадают с экономическими районами в народном хозяйстве России. По разным оценкам количество таких районов составляет 10-12.

Формирование РЦЭС может оказать решающее влияние на развитие интеграционных процессов, как между регионами, так и внутри регионов. Такое положение обусловлено самой экономической природой РЦЭС. С одной стороны, такая система обусловливает развитие внутренних связей для повышения эффективности производства. С другой стороны, она развивает внешние, межрегиональные связи, которые дают ей возможность получить дополнительный эффект за счет последних. Дело не только в этом. Сам факт формирования ограниченного количества саморазвивающих систем в народном хозяйстве повысит гибкость, оперативность в управлении. В настоящее время такого эффективного управления нет и быть не может. Огромное количество информации, поступающей в центр из множества источников субъектов Федерации, настолько перегружает управляющую систему, что затруднительным становится принятие качественных управленческих решений. Надо иметь в виду, что состояние системы управления, которая в своей структуре насчитывает более полутора-двух десятков управляемых объектов, трудно поддается прогнозированию. Это убедительно доказывается математическими расчетами и подтверждается существующей практикой.

Интеграция субъектов Федерации в пределах экономических районов, имеющих целостное экономическое содержание, выступает проявлением естественноисторического развития организационных форм управления. Исследования позволили выявить следующую динамику формирования организационных форм управления:

. От функциональной дифференциации объектов к функциональной концентрации специализированных производств.

. От функциональной концентрации специализированных производств к их интеграции

. От интеграции функционально концентрированных производств к интеграции функциональных сфер деятельности.

. От интеграции функциональных сфер деятельности к системной функциональности народнохозяйственного комплекса региона.

Анализ развития организационных форм управления показывает, что основами этого сложного процесса являются повышение эффективности производства, снижение общественно необходимых затрат в расчете на единицу полезного эффекта. Переход на региональные формы управления обусловлен необходимостью повышения эффективности произвостановится дальнейшая концентрация мощностей на основе их строгой специализации в рамках региона. Но и этого недостаточно. Организационные формы управления в пределах РЦЭС создают реальные предпосылки углубления интеграционных процессов между разными отраслями промышленности. Так, электроэнергетика может интегрироваться с угольной промышленностью. В свою очередь, в зависимости от ориентации на конечную цель угольная отрасль может интегрироваться с металлургической промышленностью. По-видимому, можно предположить интеграцию предприятий военно-промышленного комплекса с предприятиями машиностроения и т.д. Но с точки зрения повышения экономической эффективности интерес представляет не только вертикальная интеграция по технологической линии производства, но и финансовая интеграция в рамках регионов. Особой формой интеграции являются межрегиональные организационные образования, без которых создание единого народнохозяйственного комплекса немыслимо. Межрегиональные связи, разные формы интеграции между регионами несут не только экономическую, но и большую политическую нагрузку [5]

Возникает вопрос - что же является основным источником эффекта от интеграции производства в регионах? Думается, таким источником выступает универсальный закон экономии времени, который выражается в разных формах эффективности производства. Наряду со снижением удельных общественно необходимых затрат в связи с концентрацией специализированных производств, территориальное и организационное сближение производственных систем становится мощным фактором экономического роста.

Создание РЦЭС имеет объективные предпосылки:

Во-первых, РЦЭС дает возможность концентрировать материальные, трудовые, финансовые, природные ресурсы на решение крупных региональных производственно-хозяйственных программ.

Во-вторых, субъекты Федерации в отдельности не могут осуществлять крупные научно-технические, природоохранные мероприятия, имеющие народнохозяйственное значение.

В-третьих, РЦЭС имеет возможность маневра финансовыми и материальными ресурсами в значительных масштабах для решения назревших социально-экономических задач.

В-четвертых, создание РЦЭС позволит формировать в крупных регионах резервные фонды. Это даст возможность оказать оперативную финансовую помощь входящим в них субъектам Федерации при возникших нарушениях нормальных режимов функционирования и развития экономической системы.

В-пятых, РЦЭС могут иметь действенные финансовые отношения между собой, со странами СНГ и дальнего зарубежья. Они могут привлекать иностранный капитал для нового строительства, модернизации и реконструкции оборудования, технического перевооружения и расширения производства.

В-шестых, в рамках РЦЭС могут быть сформированы эффективные ФПГ, замкнувшие крупные материальные и финансовые потоки внутри региона, направлять их в первую очередь на саморазвитие и самовоспроизводство.

В-седьмых, РЦЭС могут сыграть существенную роль для ликвидации неплатежей между предприятиями, между государством и предприятиями, организовать действенный контроль над прохождением платежей, выявить «тромбы» в банковской системе финансовых потоков.

В-восьмых, создание РЦЭС в значительной мере разгрузит центральные федеративные органы государственного управления, освободит их от текущей оперативной работы и даст возможность сосредоточиться на решении более важных стратегических задач.

В-девятых, важное значение имеет действенность проведения РЦЭС мероприятия по совершенствованию финансово-кредитной и налоговой политики. Вся тяжесть в решении экономических задач перенесется из центра в регионы. Задачи будут решаться там, где они возникают.

В-десятых, из РЦЭС в центр будут поступать только отчеты по укрупненным общим экономическим показателям, налоговым поступлениям, объемам межрегиональных поставок, по экспорту и импорту товаров.

Изложенное выше не свидетельствует о том, что создание РЦЭС является панацеей от всех бед экономики, которая находится в глубоком кризисе, но формирование целостных организационных структур может сыграть решающую роль в преодолении кризиса в народном хозяйстве.

целостный региональный экономический система



2020-02-04 171 Обсуждений (0)
Региональная целостная экономическая система (РЦЭС) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Региональная целостная экономическая система (РЦЭС)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)