Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Трактовка свободы как важнейшего принципа права



2020-02-04 380 Обсуждений (0)
Трактовка свободы как важнейшего принципа права 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Данная работа освещает тему, которая, на мой взгляд, является наиболее актуальной, болезненной и еще нерешенной проблемой нашего государства. Я говорю о таком важном аспекте, как свобода слова.

Среди политических прав и свобод граждан свобода слова занимает особое место, являясь одним из важнейших конституционных прав человека. Отстаивая данную идею этой фундаментальной свободы, идеолог французского Просвещения Вольтер писал: "...нет у людей никакой свободы без свободы высказывать свои мысли"

Данный вопрос затронут неслучайно. В настоящее время, время перемен, преобразований и смен событий, которые зачастую являются скандальными, одной из основных проблем является проблема свободы СМИ, и вытекающая из нее ответственность.

Свобода мысли и слова, равно как и свобода публичных дискуссий по граждански значимым проблемам, есть форма существования демократического толерантного общества. Не случайно русский дореволюционный юрист Е.Н. Тарновский указывал, что "свобода личности более всего утверждается и подтверждается свободою печати и слова".

Поскольку общество никогда не образует интеллектуального единства и не может выразить себя в какой-то одной идее, каждый из его членов сохраняет свою индивидуальность, свое собственное понимание тех или иных проблем. Свобода мысли и слова является по сути дела существенным фактором раскрытия человеческой индивидуальности, утверждения своеобразия и уникальности каждой личности.

Следовательно, к числу важнейших юридических следствий свободы слова относится неправомерность любого преследования гражданина за выраженные им мысли при условии соблюдения действующего законодательства, а также недопустимость дискриминации граждан, но мотивам высказанных ими мнений.

Свобода слова включает несколько структурных элементов, которые тесно взаимосвязаны и существуют в неразрывном единстве. Во-первых, это свобода каждого человека публично выражать свои мысли, идеи и суждения и распространять их любыми законными способами. Во-вторых, это собственно свобода печати и других средств массовой информации как свобода от цензуры и право создавать и использовать органы информации, позволяющее материализовать свободу выражения мнений. В-третьих, это право на получение информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей права граждан, то есть на свободу доступа к источникам информации.

Примерно такой перечень правомочий содержит ст. 29 Конституции РФ. В своей трактовке свободы слова Конституция основывается на стандартах, признанных международным правом. По смыслу ст. 29 Основного закона следствием и развитием свободы слова является свобода информации. Запрет цензуры (постоянного контроля официальных властей за содержанием, выпуском и распространением печатной, аудиовизуальной и иной продукции) представляется наиболее действенной гарантией свободы слова. Демократические государства, провозглашая свободу информации, вводят запрет на цензуру.

Хотя в большинстве современных конституций содержится запрет цензуры, это не означает, что свобода выражать мнения является безграничной и абсолютной. Как правило, запрещается использовать свободу слова для призывов к насильственному свержению легитимной государственной власти, разглашения государственной и иной охраняемой законом тайны, подстрекательства к преступлениям, разжигания национальной, расовой, религиозной и иной розни, оскорбления и клеветы на других лиц, посягательства на общественную мораль и нравственность. Иными словами, использование свободы мнений налагает особые обязанности и ответственность и сопряжено с определенными законными ограничениями, призванными исключить злоупотребление рассматриваемым правом.

Целью данной работы является рассмотрение свободы средств массовой и информации, понятие, пределы и ответственность. В процессе достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи:

раскрыть право свободы мысли и слова и ограничение свободы мысли и слова;

рассмотреть свободу и ограничение на информацию;

определить сущность свободы массовой информации;

выделить правовые акты, затрагивающие свободу мысли и слова, защиту конституционного права свободы мысли и слова;

сделать выводы и заключение по теме работы.

 


 

Глава 1. Свобода в праве и средствах массовой информации

Трактовка свободы как важнейшего принципа права

 

Центральный институт конституционного права состоит из прав и свободы человека, гражданина. В данном институте содержатся нормы, которые определяют взаимоотношения государства и личности, а так же ее правовой статус.

Свобода - это возможность, способность действовать в соответствии со своими целями и интересами, это необходимое условие обеспечения социальных прав человека. В обыденной речи, в политическом и научном лексиконе понятие "свобода" употребляется довольно часто, а так же воспринимается, как совершенно понятное. Но с другой стороны, при всей простоте понимания, "свобода" - сложное явление как для понимания, так и для практического воплощения в общественных отношениях. Так в истории мы можем встретить большое количество примеров, когда во имя свободы люди приносили себя в жертву. И чаще всего все эти жертвы оказывались напрасны, ведь на смену одной несвободе приходила другая, более деспотическая.

Итак, каждый индивид наделен определенной степенью свободы. Но для того, чтобы реализовать все свои интересы, необходимо задуматься и о тех, кто тебя окружает, об их интересах. В том то и заключается ограничение свободы индивида. Сразу же перед нами встает вопрос: как же соблюсти интересы каждого с минимальным ограничением собственной свободы? В данном случае регулятором являются социальные нормы, а именно - нормы права.

Право - это официальная мера свободы, которую устанавливает государство для каждого индивида, а так же для общества в целом. Л.Д.Воеводин, говоря о понятиях "право" и "свобода" сделал выводы об сходстве и различия этих понятий. С данным аспектом невозможно не согласиться. Сходства можно наблюдать через правовую возможность. Разногласия же состоят в том, что права свидетельствуют о возможности получения социальных благ, в то время, когда свобода - всего лишь о возможности избежать некоторых ограничений со стороны государства.

С этим понятием, как и предполагалось, согласны не все авторы. Некоторые говорят лишь о том, что данные понятия схожи, делая пометку, что термин "свобода" необходим лишь для того, чтобы подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора.

Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы. Проблемы свободы личности и ее взаимосвязь с государством всегда были приняты во внимание. Поэтому с данными проблемами мы можем столкнуться ни в одном сочинении по государству, праву или политике, начиная с древних времен, и заканчивая настоящим.

В древней философии, если упоминалась свобода, то в первую очередь означала свободу в судьбе, затем уже свободу от политического деспотизма. Чуть позднее речь уже шла о свободе от грехов. А в эпоху Ренессанса под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развитие человеческой личности.

А в словарях Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона свобода отожествлена с гражданской свободой. На мой взгляд, данная трактовка основывалась на теории естественного права. Представители данного права утверждали, что правами и свободой человек наделен еще с момента рождения, а вступив уже в общество, человек приобретает гражданские права. Позднее Г.Гроций вывел три основных принципа естественного права:

.   Воздержание от посягательства на чужую собственность;

.   Соблюдение договоров;

.   Наказание за преступление.

«Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права общей пользы».

В период буржуазных революций в конце 18 века основной идеей, касающейся прав и свобод, была идея «равенства возможностей». Данный принцип имеет универсальное значение: чтобы в обществе существовало правовое начало и правовой способ регуляции общественной жизни, необходимо, чтобы данный принцип действовал. Если же нет данного принципа, то, соответственно, нет и права, как такового.

Но нельзя толковать дословно равенство возможностей. Ведь возможности, открытые перед человеком, определяются его способностями, а не происхождением, национальностью, цветом кожи и другими факторами.

В русской правовой науке 19-20 веков сложились два основных подхода к свободам и правам человека;

−    Главенствующая роль принадлежит государству и праву

−    Закон становится всеобщим и необходимым только в том случае, если он направлен на регулирование отношений, содержащих общечеловеческие ценности.

Первый подход считался позитивным, а второй - естественным правом.

Несомненно, права и свободы человека зависят от того, насколько развито само общество и государство в целом.



2020-02-04 380 Обсуждений (0)
Трактовка свободы как важнейшего принципа права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Трактовка свободы как важнейшего принципа права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (380)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)