Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Свобода слова. Право на информацию и свобода массовой информации



2020-02-04 178 Обсуждений (0)
Свобода слова. Право на информацию и свобода массовой информации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Свобода слова - это составная часть свободы информации, одно из основных личных прав человека и политических прав граждан. Свобода слова предоставляет нам возможность публично выражать свое мнение, мысли и идеи. Но при всем при этом в настоящее время, на основе анализа международно-правовых документов и практики Европейского суда по правам человека, под свободой слова понимается и распространение своих собственных взглядов, убеждений, высказывая, главным образом, при помощи средств массовой информации. Сюда же входит: высказывание мнений и убеждений, которые не разделяет говорящий; убеждение других в своей (или же их) справедливости; а так же возможно не высказывание собственных взглядов, мнений; возможность быть совершенно свободным от любого принуждения к определенному высказыванию.

Мысль - это неотъемлемое свойство человека, “связанное с определением им своего отношения к предметам, явлениям, событиям, окружающего мира, со свободным формированием собственных убеждений относительно всего происходящего”. Это частичка каждого человека, которая может остаться достоянием всего лишь одного человека, ведь никто не может быть принужден к выражению собственных мнений и убеждений или же к отказу от них. Но ведь у каждого из нас появляется потребность выразить свои мысли, донести идеи до других людей. И, воспользовавшись свободой слова, человек может осуществить данную потребность, не важно, используешь ли ты при этом устную речь, письменную, прибегаешь ли ты к художественным образам. Наше общество - это взаимодействие индивидуальных сознаний. Оно никогда не может быть выражено в какой-то одной идее, не сможет образовать интеллектуального единства, поскольку каждый член данного общества непосредственно сохраняет свою индивидуальность. В связи с этим свобода слова является неким помощником для раскрытия человеческой индивидуальности, уникальности. Но при всем при этом необходимо соблюдать запрет Конституции на принуждение к выражению чужих мыслей и идей.

Безусловно, все это так же связано со свободой информации, то есть, каждый человек имеет право искать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Благодаря этому, появляется общедоступность, достоверность предоставляемой информации. Граждане осведомлены о деятельности государственных органов, общественных объединений. Так же имеется возможность ознакомления со всей интересующей информацией, документами и так далее.

Но здесь мы сталкиваемся с другой проблемой: свобода слова может быть препятствием для реализации свободы мысли. В современной рекламе и пропаганде, воздействие которых усиливается благодаря использованию технических возможностей средств массовой информации, помимо всего прочего так же используются агрессивные методы, или даже внушение. Это и является одним из препятствий.

Таким образом, вследствие расширения содержания свободы слова указанные два права вступили между собой в пограничные отношения, то есть в такие отношения, при которых расширение одного из них может привести к уменьшению другого. Так возник естественно-правовой предел, позитивно-правовым выражением которого служат законодательные нормы, ограничивающие свободу слова.

Вводится ряд ограничений свободы слова и информации (ст.17 Конституции). Это связано с тем, что чаще всего «свобода» понимается как полное отсутствие ограничений. Это не может быть, так как безграничная свобода одних означает подавление других, а это недопустимо Конституцией («Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других людей»). В связи с этим свобода в той или иной степени имеет ограничения (как юридические, так и моральные).

В законе РФ о СМИ содержится ряд ограничений, обусловленных:

· соблюдением государственной тайны или иной специально охраняемой законом тайны;

· охраной частной жизни;

· обеспечения безопасности и целостности государства;

· охраной здоровья;

· уважением прав, законных интересов, чести и достоинства граждан и организаций (ст. 49 “Обязанности журналиста”);

· необходимостью соблюдать принцип равноправия людей независимо от пола, возраста и т. д.

Ст. 4 Закона о СМИ говорит о недопустимости использования средств массовой информации для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих культ насилия и жестокости.

Ст. 51 устанавливает, запрет на использование права журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

Но что же происходит в действительности? а в действительности вот что: каждый знает о своем праве на свободу слова, но не любит признавать его за другим.

декабря 1999 года главной темой передачи «Выборы-99» стала тема «Свобода слова». Среди гостей был Владимир Вольфович Жириновский. На вопрос ведущего о проблемах, связанных с свободой слова, он ответил: “Свобода слова - это самое большое завоевание. Его нужно беречь. У нас нет привычки еще. Все согласны, что свобода слова, но если я критикую коммунистов, они на меня злятся. Критикую Лужкова, Примакова - злятся. Критикую любую власть, губернаторы сразу злятся, сразу в суды. То есть все за свободу, но не в свой адрес”.

Но все-таки человек имеет право высказывать свое собственное мнение, в том числе и с помощью СМИ. Хотя практика показывает обратное. В СМИ существует своеобразная цензура, когда главный редактор решает, что должно идти в печать, а что нет; что принесет прибыль и увеличит тираж, а что нет. Говоря простыми словами, главный редактор всю полученную информацию пропускает через своеобразное сито личных интересов. Следовательно, простому человеку будет трудно высказаться через СМИ.

Так же существуют случаи, когда сами журналисты стремятся угодить кому-либо, злоупотребляя при этом свободой слова, использую любые средства для дискредитации неугодного лица. Но каждый журналист должен помнить о ст.49 закона «О средствах массовой информации»: журналист, при своей профессиональной деятельности, должен уважать законные интересы, права, честь и достоинство граждан и организаций. Порой случается так, что журналисты не осознают ответственности, которую они берут на себя при освещении тех или иных событий. На основании всего этого можно сделать вывод, что только лишь авторитетная профессиональная корпорация журналистов, которая соблюдает все принципы, руководствуется исключительно кодексом профессиональной этики и является ответственной за нарушения свободы массовой информации, может служить надежным гарантом прав и свобод, реализуемых в сфере деятельности средств массовой информации.



2020-02-04 178 Обсуждений (0)
Свобода слова. Право на информацию и свобода массовой информации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Свобода слова. Право на информацию и свобода массовой информации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)