Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Метафизические основы БДЦ



2020-02-04 173 Обсуждений (0)
Метафизические основы БДЦ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

«Под метафизикой я понимаю мнимое знание, которое выходит за пределы возможного опыта, т.е. за пределы природы или данного явления предметов, выходит для того, чтобы дать то или другое объяснение относительно того, чем обусловливается этот мир или эта природа в том или другом смысле; или, говоря просто, объяснение того, что прячется за природой и дает ей возможность жизни и существования» (А. Шопенгауэр)[19].

«Любая метафизика говорит о совершенно другом миропорядке, о порядке вещей-в-себе, где теряют свое значение все законы этого мира явлений. Шопенгауэр считает, что есть некая, всегда актуальная метафизическая потребность человека, что физика, то есть попытка естественного изучения явлений, всегда упирается в метафизику, как бы презрительно первая ни относилась ко второй, ибо физическое знание никогда не может достигнуть начального звена всей подлежащей объяснению цепи причин и следствий. Любые действующие причины основываются на чем-то совершенно необъяснимом — на первоначальных свойствах предметов и обнаруживающихся в них силах природы.

Философия, которая пытается ограничиться физикой и отвергает метафизику как мнимое знание (прежде всего материализм), — это излюбленная, по Шопенгауэру, философия цирюльников и аптекарских учеников. На деле, чем более успешно развивается физика, тем настоятельней возникает потребность в метафизике, чем полнее и точнее исследуется сущность отдельных вещей, тем больше всякое исследование нуждается в объяснении общего и целого»[20].

В основу метода БДЦ легла метафизика древнетибетской традиции бон. Бон является добуддийской традицией Тибета, и неотъемлемой частью всеобщей истории Тибета. Традиция бон до сих пор остается одной из самых  малоизученных областей истории Тибета. Местом зарождения бона считается древнее королевство Шан-шунг в Западном Тибете. В этом королевстве говорили на шан-шунгском языке.

Основным медицинским трактатом Тибета является «Чжуд-шu». Этот трактат относится к буддийскому периоду истории Тибета.

У традиции бон был и есть свой медицинский трактат, который называется «Бумши». Современные исследователи полагают, что бонцы с древних времен разрабатывали самобытные методы врачевания: лечение травами, специальные целебные ритуалы. Из этого возник сборник методов «Бумши», первоначально записанный на шан-шунгском языке. В бонской традиции авторство «Бумши» приписывается Чепу Трише – сыну основоположника религии бон Шенрапа Миво.

Между двумя сборниками медицинских текстов, «Бумши» и «Чжуд-ши», есть сходство и есть отличия. Несмотря на некоторые различия, исследователи отмечают полную идентичность в содержательном плане.

«Вопрос о том, какой из них является «лишь переложением», остается открытым. С уверенностью можно утверждать только то, что бонские врачи изучали, заучивали наизусть и практиковали «Чжуд-ши». Об этом свидетельствуют современные исследования, проведенные среди врачей традиции бон» (Ю.Ж. Жабон)[21].

 

Доктрина бон

 

Согласно тексту «Жанг Жунг Ньян Гьюд», сущностью, или основой всего, является пустота: из энергии пустоты, изначального состояния, возникает присутствие, или ясность, которая дает рождение пяти сияниям света.

Пять сияний света дают рождение пяти первоэлементам:

ü сияние белого света дает рождение первоэлементу пространство;

ü сияние зеленого света дает рождение первоэлементу воздух;

ü сияние красного света дает рождение первоэлементу огонь;

ü сияние голубого света дает рождение первоэлементу вода;

ü сияние желтого света дает рождение первоэлементу земля.

Из пяти первоэлементов формируется все сущее. Таким образом из пяти сияний света возникает все сущее, в том числе и человек.

Зарождение жизни

В контексте порождения физического тела пять сияний света дают начало пяти «ветвям» тела:

ü из сияния белого света возникает голова, ветвь элемента пространства;

ü из сияния зеленого света возникает правая нога, ветвь элемента воздуха;

ü из сияния красного света возникает правая рука, ветвь элемента огня;

ü из сияния голубого света возникает левая нога, ветвь элемента воды;

ü из сияния желтого света возникает левая рука, ветвь элемента земли.

Пять сияний света также порождают пять вспомогательных ветвей, представляющих собой, соответственно:

- брови,

- бороду,

- лобковые волосы,

- волосы на голове и

- волосы на груди.

Пять чистых сияний порождают пять чувственных сознаний и пять органов чувств:

ü из белого чистого света возникает различающее сознание ума, связанное со зрением и глазами;

ü из зеленого чистого света возникают обоняние и нос;

ü из красного чистого света возникают ощущение вкуса и язык;

ü из голубого чистого света возникают слух и уши; и

ü из желтого чистого света возникают осязание и поверхность тела.

Незатуманенность пяти чистых сияний порождает мудрости пяти чувственных сознаний:

ü из белого чистого света возникает мудрость чувственного сознания глаз;

ü из зеленого чистого света мудрость чувственного сознания носа;

ü из красного чистого света мудрость чувственного сознания языка;

ü из голубого чистого света мудрость чувственного сознания уха; и

ü из желтого чистого света возникает мудрость чувственного сознания тела (осязание). 

Пять сияний света при наличии заблуждений являются причинами пяти страстей:

ü сияние белого света связано с гневом,

ü зеленый – с гордостью,

ü красный – с желанием,

ü голубой – с завистью,

ü желтый свет связан с неведением.

Причиной пяти страстей является неведение, причиной не затуманенности является присутствие.

Возникая из неведения, страсти становятся ядом, отравляющий жизнь страданиями, болезнями и приближают смерть. Присутствие является причиной трансформации страстей в мудрости и, устраняя яды, устраняет причины болезней.

Пять чистых сияний также связаны с пятью объектами чувств:

ü белый чистый свет порождает форму, объект зрения;

ü зеленый чистый свет порождает запах, объект обоняния;

ü красный чистый свет порождает вкус, объект чувства вкуса;

ü голубой чистый свет порождает звук, объект слуха; и

ü желтый чистый свет порождает тактильные ощущения, объект осязания.

Пять чистых сияний также дают начало пяти внутренним органам:

ü белый чистый свет элемента пространства порождает сердце;

ü зеленый чистый свет элемента воздуха порождает легкие;

ü красный чистый свет элемента огня порождает печень;

ü голубой чистый свет элемента воды порождает почки; и

ü желтый чистый свет порождает селезенку.

Пять чистых сияний также дают начало пяти нечистотам, или полым органам, соответственно:

ü желудку,

ü толстому кишечнику,

ü желчному пузырю,

ü мочевому пузырю и

ü тонкому кишечнику.

Внутренним элементам соответствуют:

ü соответствующим белому свету, является ум (или кости);

ü дыхание соотносится с зеленым светом;

ü телесное тепло с красным;

ü кровь с голубым светом; и

ü телесная плоть с желтым.

Пять сияний исходят из мест своей локализации в теле, движутся через каналы и выходят из органов чувств, для того чтобы соединиться с соответствующими объектами чувств:

ü белый свет локализуется в сердце и проходит через канал, соединяющий глаза (его «ворота») с видимыми объектами;

ü зеленый свет локализуется в легких и проходит через канал, соединяющий нос с запахами;

ü красный свет локализуется в печени и проходит через канал, соединяющий язык со вкусами;

ü голубой свет локализуется в почках и проходит через канал, соединяющий уши со звуками, и

ü желтый свет локализуется в селезенке и проходит через канал, соединяющий губы с осязаемыми объектами.

Далее в тексте «Жанг Жунг Ньян Гьюд» дается подробное объяснение соответствия определенного света возможному типу рождения в теле живого существа. Белый свет ведет к чудесному рождению, зеленый свет ведет к рождению из яйца, красный к рождению из тепла; голубой к рождению из влаги, и желтый свет ведет к рождению из чрева.

Пять сияний также ведут к перерождению в различных локах, или измерениях существования. Белый свет дает перерождение в аду, зеленый свет приводит к перерождению в царстве полубогов, красный к перерождению в царстве голодных духов, или прета, голубой свет к перерождению в теле животного, и желтый свет приводит к перерождению в человеческом теле.

Пять сияний соответствуют пяти божествам следующим образом: белый свет соотносится с Кун нанг Чаба, зеленый с Ге лха Гар чуг, красный с Че дранг Нгос мед, голубой с Га ва Дон друп, и желтый свет соотносится с Сал ва Ранг бьюнг. Соответствие демонам: белый свет соотносится с Демоном Иллюзии, зеленый свет с Демоном Совокупностей, красный свет с Демоном Заблуждения, голубой свет с Демоном Неведения, и желтый свет соотносится с Демоном Смерти.

Существуют группы божеств действий, также соответствующих пяти сияниям. Миролюбивые божества на востоке, преодолевающие болезни и провокации со стороны «гДон», соотносятся с белым светом; господствующие божества на западе, контролирующие власть богов, демонов и людей, способных вызвать проблемы, соотносятся с красным светом; гневные божества, которые неподвластны контролю господствующих божеств, соотносятся с голубым светом, и обогащающие божества, которые улучшают жизнь и духовную практику, соотносятся с желтым светом[22].

 

Процесс смерти

Граница между жизнью и смертью является по сути границей между страданием и счастьем. Она может стать моментом освобождения от привязанности и ограничений, накладываемых жизнью.

В учениях бардо, содержащихся в «Жанг Жунг Ньян Гьюд», говорится, что во время процесса смерти пять элементов растворяются и «откатываются» друг в друга в обратном порядке зарождения жизни. Так, когда с наступлением смерти ум и тело разделяются,

· земля (желтый цвет) растворяется в воде (голубой цвет),

· вода в огне (красный цвет),

· огонь в воздухе (зеленый цвет) и в конце концов

· воздух растворяется обратно в пространстве (белый цвет).

Начало наступления смерти сопровождается внутренними и внешними знаками. Первый внутренний знак заключается в истощении энергетической системы селезенки, что указывает на растворение элемента земли в элементе вода. Внешний знак состоит в снижении ощущения телесного тепла и уменьшении жизненной силы. Мы не можем поднять левую руку, конечность, связанную с селезенкой. Из-за прекращения функционирования телесного сознания мы теряем чувство осязания и способность контролировать свои движения. Мы теряем власть над «девятью отверстиями», из которых начинают изливаться нечистые жидкости.

Следующий элемент, вода, откатывается обратно в элемент огня. Наступает снижение функции энергетической системы почек, мы теряем слух, а наше тело теряет свое сияние. Мы теряем также способность двигать левой ногой, конечностью, которая связана с почками, и контроль над функцией мочеиспускания.

Элемент огня откатывается обратно в элемент воздуха, с которым соотносится орган печень. Язык пересыхает, и мы теряем ощущение вкуса и телесного тепла. Также мы теряем способность двигать правой рукой, а из носа начинает течь кровь. Нам становится холодно.

Далее, элемент воздуха откатывается обратно в элемент пространства и легкие, орган, связанный с элементом воздуха, прекращает функционировать. Мы теряем обоняние, а также контроль над правой ногой и функцией дефекации.

Когда элемент пространства откатывается обратно в основу всего, в пустоту, в кунжи, перестает функционировать сердце, орган, соотносящийся с элементом пространства, и мы теряем способность видеть, поскольку сердце связано с глазами. Из тела начинают истекать жизненно важные жидкости. Сердце связано также с головой, поэтому когда сердце останавливается, голова поникает.

Если говорить о процессе смерти в энергетическом плане, то происходит так:

· когда элемент земли откатывается в элемент воды,  происходит растворение пупочной чакры, и в этот момент в теле ощущается тяжесть; когда растворяется пупочная чакра, можно увидеть вспышки желтого света;

· когда элемент воды откатывается обратно в элемент огня, сияние тела исчезает, и растворяется сакральная чакра, влага тела высыхает, уши и нос становятся сухими;

· когда элемент огня откатывается обратно в элемент воздуха, происходит растворение горловой чакры, телесное тепло исчезает, и умирающий начинает ощущать странное онемение в языке, способность к речи теряется;

· когда элемент воздуха откатывается обратно в элемент пространства, растворяется головная чакра, умирающий видит вспышки зеленого света.

Когда останавливается дыхание, чувственное сознание ума растворяется в сознании основы, в кунжи[23].

Заключение к главе 2

 

Из данного анализа мы можем видеть, что все внутреннее существование в мандале тела и все внешнее существование в мандале вселенной берет начало в пяти элементах, материальной форме пяти чистых сияний. Пять сияний света представляют собой энергию пустотного пространства изначального состояния, находящегося вне самсары и нирваны. (Мандала — это геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель Вселенной, «карта космоса»).

Согласно учению бон, причиной всех проблем этой жизни и блужданий в самсаре являются пять страстей: неведение, привязанность, гнев, зависть и гордость. Они также называются пятью ядами, так как отравляют жизнь человека страданиями.

Самовозникающая мудрость есть основа всего. Пять негативных эмоций есть проявленная энергия. Рассматривать эмоции как порочные – ошибка.

Основой всего, является пустота и изначальная чистота; природой основы является ясность, характеризующаяся спонтанным совершенством; неразрывное единство исконно чистой сущности и спонтанно совершенной природы является свободным потоком энергии, или сострадания.

Основой жизни является пульсация. Жизнь в теле начинается с сердца. За нижним краем тела грудины место умосредоточия.

Когда проявляется присутствие (или ясность), в точке умосредоточия спонтанно возникает чувство радости. У этого чувства радости есть метафора: "Радость сына (ума) от встречи с матерью (кунжи, с пустотой)".  

Если позволить своему уму пребывать в неизменном естественном состоянии единства ясности и пустоты, мать и сын объединяются в неразрывное единство.

Ум рассматривается как имеющий три качества: ментальное отношение, рациональный ум, сильная субъективная тенденция. У ума есть функция, ориентирующая ум на объекты.

Эта функция называется сознание.

В зависимости от категории объекта сознание различается как сверхтонкое, тонкое и грубое. Грубое сознание возникает из тонкого сознания в ответ на активность нейронов в организме. Первая активность нейронов возникает у эмбриона на 3-4 неделе – начинает пульсировать сердце.

Ум, как структура в виде разума, в теле локализуется вокруг мест с электрической активностью: нервная система и сердечно-сосудистая система. Местами максимальной электрической активности являются сердце и мозг.

Сердце и мозг, в отличие от других органов (печень, кишечник, желудок, селезенка и др., функционируют на своем каузальном уровне – информационном.

Поток грубого сознания не прекращается до тех пор, пока есть электрическая активность сердечно-сосудистой и нервной систем.  С прекращением электрической активности организма грубое сознание откатывается в тонкое сознание.



2020-02-04 173 Обсуждений (0)
Метафизические основы БДЦ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Метафизические основы БДЦ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)