Индексный метод анализа результатов финансовой деятельности. Статистическое изучение их динамики.
6.1. Индексно-факторный анализ изменения
Из общей схемы расчеты прибыли видна ее зависимость от следующих факторов: · себестоимости продукции, работ и услуг (СС), · оптовых и иных цен на нее, · объема реализованной продукции, работ и услуг, · структуры реализованной продукции. Названные факторы неравнозначны и в своем воздействии на прибыль и по-разному могут быть использованы в практической деятельности предприятия. Тем более необходимо их раздельное изучение. Роль каждого фактора можно определить при помощи индексного метода. Абсолютный прирост прибыли, обусловленный изменением 4-х факторов, рассчитывается так:
Влияние на прибыль фактора себестоимости (СС) находится в обратной зависимости от прибыли. Оно определяется разностью базисной СС продукции (работ, услуг), реализованной в отчетном периоде, и отчетной ее СС,
где По однородной продукции, работам и услугам:
Влияние цены (фактора p ) определяется как разница между стоимостью реализованной продукции (работ, услуг) в отчетном периоде и стоимостью этой же продукции (работ, услуг) в ценах базисного периода,
а по однородной продукции, работам и услугам:
где Объем реализации продукции, работ и услуг (фактор q ) воздействует на прибыль прямо пропорционально:
где P а по однородной продукции (работам, услугам), соответственно:
Иначе влияние этого факторана прибыль может быть выражено:
Влияние ассортиментных сдвигов в продукции, работах и услугах (фактор структуры):
где П=(p–z) – выручка от реализации продукции данного вида. 6.2. Индексно-факторный анализ изменения
Индексный метод позволяет оценить динамику уровня рентабельности отдельных видов продукции, динамику среднего уровня рентабельности, а также определить влияние различных факторов на уровень рентабельности. По степени охвата элементов совокупности различают индивидуальные и сводные (общие) индексы рентабельности. Наиболее простым и часто используемым индексом, применяемым при анализе рентабельности, является индивидуальный индекс рентабельности реализованной продукции:
Сводные индексы характеризуют изменение уровня рентабельности в целом. В зависимости от способа исчисления общих (сводных) индексов различаются агрегатные индексы и средние взвешенные индексы. Агрегатный индекс рентабельности реализованной продукции имеет вид:
где Средневзвешенный гармонический индекс рентабельности реализованной продукции находится по следующей формуле
где Изучение динамики среднего уровня рентабельности проводится с помощью системы индексов переменного, постоянного состава и структурных сдвигов.
где r 1 , r 0 - уровни рентабельности отдельных видов продукции в текущем и базисном периодах; S 1 , S 0 - уровни затрат на производство и реализацию отдельных видов продукции в текущем и базисном периодах; d 1,d 0 — доли затрат на производство и реализацию продукции в общем объеме затрат в текущем и базисном периодах. Индексы постоянного состава и структурных сдвигов позволяют измерить раздельное влияние на динамику среднего уровня рентабельности следующих факторов: 1. Изменения рентабельности по отдельным видам продукции, участкам, предприятиям и другим производственным единицам; 2. Структурных сдвигов в затратах на производство и реализацию продукции по совокупности производственных единиц — увеличения (уменьшения) доли затрат производственных единиц с разным уровнем рентабельности. Индекс переменного состава отражает одновременное действие двух факторов:
Так же можно подсчитать абсолютный прирост рентабельности в целом и за счет влияния отдельных факторов как разницу между числителем и знаменателем соответствующих индексов:
Индексный метод можно использовать для факторного анализа изменения рентабельности под воздействием различных факторов. Это достигается с помощью системы взаимосвязанных индексов. Например, используя индекс рентабельности продукции можно определить степень влияния на величину этого индекса изменения объема продукции, себестоимости и средней цены реализации. Мультипликативная индексная модель в этом случае примет вид:
где Таким образом, эта модель может дать относительную характеристику влияния каждого из факторов на изменение уровня общей рентабельности. Воздействие факторов можно определить следующим образом:
Рассмотрим такой анализ на конкретном примере. Имеются следующие данные по торговому предприятию (табл. 2) Таблица 2 Исходные данные
Используя (*) определим индекс рентабельности реализованной продукции
Таким образом, индекс рентабельности реализованной продукции составил 0,920. Расчеты показывают, что в отчетном периоде по сравнению с базисным, изменение объема продукции привело к росту рентабельности на 0,3%, изменение себестоимости снизило рентабельность на 24,4%, а изменение цены реализации привело к росту уровня рентабельности на 21,4%. Суммарное влияние трех факторов снизило уровень рентабельности на 8%.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (278)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||