Индексный метод анализа результатов финансовой деятельности. Статистическое изучение их динамики.
6.1. Индексно-факторный анализ изменения
Из общей схемы расчеты прибыли видна ее зависимость от следующих факторов: · себестоимости продукции, работ и услуг (СС), · оптовых и иных цен на нее, · объема реализованной продукции, работ и услуг, · структуры реализованной продукции. Названные факторы неравнозначны и в своем воздействии на прибыль и по-разному могут быть использованы в практической деятельности предприятия. Тем более необходимо их раздельное изучение. Роль каждого фактора можно определить при помощи индексного метода. Абсолютный прирост прибыли, обусловленный изменением 4-х факторов, рассчитывается так: Влияние на прибыль фактора себестоимости (СС) находится в обратной зависимости от прибыли. Оно определяется разностью базисной СС продукции (работ, услуг), реализованной в отчетном периоде, и отчетной ее СС, , где - реализованная в отчетном году продукция по себестоимости базисного периода, - полная себестоимость реализованной продукции, По однородной продукции, работам и услугам: . Влияние цены (фактора p ) определяется как разница между стоимостью реализованной продукции (работ, услуг) в отчетном периоде и стоимостью этой же продукции (работ, услуг) в ценах базисного периода, а по однородной продукции, работам и услугам: , где - реализация продукция, - реализация продукции базисного периода. Объем реализации продукции, работ и услуг (фактор q ) воздействует на прибыль прямо пропорционально: , где P - прибыль от реализации продукции базисного периода, а по однородной продукции (работам, услугам), соответственно: . Иначе влияние этого факторана прибыль может быть выражено: Влияние ассортиментных сдвигов в продукции, работах и услугах (фактор структуры): , где П=(p–z) – выручка от реализации продукции данного вида. 6.2. Индексно-факторный анализ изменения
Индексный метод позволяет оценить динамику уровня рентабельности отдельных видов продукции, динамику среднего уровня рентабельности, а также определить влияние различных факторов на уровень рентабельности. По степени охвата элементов совокупности различают индивидуальные и сводные (общие) индексы рентабельности. Наиболее простым и часто используемым индексом, применяемым при анализе рентабельности, является индивидуальный индекс рентабельности реализованной продукции: Сводные индексы характеризуют изменение уровня рентабельности в целом. В зависимости от способа исчисления общих (сводных) индексов различаются агрегатные индексы и средние взвешенные индексы. Агрегатный индекс рентабельности реализованной продукции имеет вид: , где , – рентабельность реализованной продукции в отчетном и базисном периоде, - выручка в отчетном периоде соответственно. Средневзвешенный гармонический индекс рентабельности реализованной продукции находится по следующей формуле , где – индивидуальный индекс рентабельности реализованной продукции каждого вида. Изучение динамики среднего уровня рентабельности проводится с помощью системы индексов переменного, постоянного состава и структурных сдвигов. где r 1 , r 0 - уровни рентабельности отдельных видов продукции в текущем и базисном периодах; S 1 , S 0 - уровни затрат на производство и реализацию отдельных видов продукции в текущем и базисном периодах; d 1,d 0 — доли затрат на производство и реализацию продукции в общем объеме затрат в текущем и базисном периодах. Индексы постоянного состава и структурных сдвигов позволяют измерить раздельное влияние на динамику среднего уровня рентабельности следующих факторов: 1. Изменения рентабельности по отдельным видам продукции, участкам, предприятиям и другим производственным единицам; 2. Структурных сдвигов в затратах на производство и реализацию продукции по совокупности производственных единиц — увеличения (уменьшения) доли затрат производственных единиц с разным уровнем рентабельности. Индекс переменного состава отражает одновременное действие двух факторов: Так же можно подсчитать абсолютный прирост рентабельности в целом и за счет влияния отдельных факторов как разницу между числителем и знаменателем соответствующих индексов: = - - Индексный метод можно использовать для факторного анализа изменения рентабельности под воздействием различных факторов. Это достигается с помощью системы взаимосвязанных индексов. Например, используя индекс рентабельности продукции можно определить степень влияния на величину этого индекса изменения объема продукции, себестоимости и средней цены реализации. Мультипликативная индексная модель в этом случае примет вид: , где - изменение среднего уровня рентабельности продукции под действием всех факторов; - изменение среднего уровня рентабельности продукции, обусловленное изменение объема, себестоимости и цены произведенной или реализованной продукции. Таким образом, эта модель может дать относительную характеристику влияния каждого из факторов на изменение уровня общей рентабельности. Воздействие факторов можно определить следующим образом: : =
Рассмотрим такой анализ на конкретном примере. Имеются следующие данные по торговому предприятию (табл. 2) Таблица 2 Исходные данные
Используя (*) определим индекс рентабельности реализованной продукции : = Таким образом, индекс рентабельности реализованной продукции составил 0,920. Расчеты показывают, что в отчетном периоде по сравнению с базисным, изменение объема продукции привело к росту рентабельности на 0,3%, изменение себестоимости снизило рентабельность на 24,4%, а изменение цены реализации привело к росту уровня рентабельности на 21,4%. Суммарное влияние трех факторов снизило уровень рентабельности на 8%.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |