Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Шаг 3. Понятие стресса и проблемно-разрешающее поведение. Формирование навыков оценки проблемной ситуации и принятия решения. Способы решения проблем личностных способностей



2020-02-04 348 Обсуждений (0)
Шаг 3. Понятие стресса и проблемно-разрешающее поведение. Формирование навыков оценки проблемной ситуации и принятия решения. Способы решения проблем личностных способностей 0.00 из 5.00 0 оценок




Г82

 

Рецензенты:

Доктор психологических наук,
заведующая отделом этносоциологии и этнопсихологии

Института этнологии и антропологии РАН

Н.М. Лебедева;

Кандидат социологических наук, доцент

Балашовского филиала Саратовского государственного университета
 им. Н.Г.Чернышевского,

Н.Е. Шустова.

 

 

Гриценко, В. В.

Г82 Тренинг оптимизации процесса социально-психологической адаптации вынужденных мигрантов: Учеб.-метод. пособие / В.В. Гриценко,
В.В. Константинов. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004 — 56 с.

ISBN 5—94035—140—9

 

Учебно-методическое пособие посвящено актуальной проблеме — разработке практических программ, способствующих успешности процесса социально-психологической адаптации вынужденных мигрантов в России. Пособие содержит программу тренинга, включающую в себя различные тренинговые упражнения, ролевые игры, мини-лекции, проективные методики, приёмы арт-терапии, музыка-терапии.

Данное учебно-методическое пособие может быть использовано практическими психологами, социальными работниками и другими специалистами, владеющими технологией проведения тренингов и работающими с вынужденными мигрантами.

 

УДК 159.9+316

ББК 88+60.5

ISBN 5—94035—140—9                       ÓВ.В. Гриценко, В.В. Константинов

 


Содержание

 

Введение. 5

Программа социально-психологического тренинга оптимизации процесса адаптации вынужденных мигрантов11

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Шаг 1. Знакомство. 11

Шаг 2. Отношение к себе, самооценка, развитие и личностный рост. Ценность моей и твоей личности 14

Шаг 3. Личностная тревожность. Выработка критериев собственного успеха 16

ДЕНЬ ВТОРОЙ.. 17

Шаг 1. Человек как социальное существо. Общение. Формирование навыков общения 18

Шаг 2. Человек как социальное существо. Формирование навыков эмпатии, умение принимать и оказывать поддержку, разрешение конфликтных ситуаций. Самооценка и отношение к другому. Принятие себя и другого как личности 19

Шаг 3. Понятие стресса и проблемно-разрешающее поведение. Формирование навыков оценки проблемной ситуации и принятия решения. Способы решения проблем личностных способностей 20

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

Шаг 1. Понятие стресса и проблемно-разрешающее поведение. Преодоление проблемных и стрессовых ситуаций 21

Шаг 2. Обсуждение совместной работы.. 22

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

Шаг 1. Обучение техникам релаксации. Создание предпосылок для более свободного выражения своих чувств 22

Шаг 2. Осознание себя. Внимание к поведению другого. Умение вести разговор 24

ДЕНЬ ПЯТЫЙ

Шаг 1. Умение слушать. Люди, значимые для меня. Работа с чувствами. 25

Шаг 2. Типичные проблемы. Игровой тренинг. 26

Шаг 3. Необычный опыт общения. Осознание своих идеалов и недостатков 27

ДЕНЬ ШЕСТОЙ

Шаг 1. Осознание проблем в отношениях с окружающими людьми. 28

Шаг 2. Осознание мотивов межличностных отношений. Выражение чувств 29

Шаг 3. Мотивы наших поступков. Обратная связь. 30

Шаг 4. "Я — реальный; идеальный; Я — глазами других". 30

 

 

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ

Шаг 1. Мини-лекция "Уверенное, неуверенное и агрессивное поведение". 31

Шаг 2. Отработка навыков уверенного поведения. 33

Шаг 3. Репетиция уверенного поведения. 35

Шаг 4. Развитие навыков уверенного поведения. 39

Список литературы.. 47

Приложение. 49

 


Введение

В истории человечества отсутствуют аналоги масштабов вынужденных миграций, подобных тем, что произошли и происходят в связи с развалом некогда единого государства и образованием на его обломках 15 новых суверенных и независимых государств. После распада СССР миллионы людей, родившихся и проживших не одно поколение на территории бывших братских республик, считавших их своей родиной, вдруг оказались в роли "этнического меньшинства", "изгоев", "людей второго сорта". В результате сложившейся ситуации представители так называемого "этнического меньшинства" вынуждены покидать вновь образованные государства и мигрировать на территорию тех государств, где они составляют этническое большинство.

В данном случае речь не идет о насильственной или принудительной миграции в прямом смысле этого слова. Справедливо отмечает Г.С.Витковская: "Под вынужденностью понимается, с одной стороны, отсутствие позитивной мотивации для переезда, с другой стороны — такое изменение ситуации, когда становится невозможным дальнейшее нормальное существование, возникает реальная угроза безопасности (физической, этнической, социальной) и отсутствует перспектива нормализации (в пределах жизни мигрантов или их детей). То есть люди переезжают не из нормальных условий, чтобы их улучшить (продвинуть свою карьеру, повысить образование, жить в более подходящем климате и т.д.), а из резко и безнадежно ухудшившихся в любые, имеющие перспективу нормализации" (Витковская Г.С., 1996).

В последнее десятилетие произошло увеличение миграционного прироста России, который был обеспечен за счет бывших республик СССР, в обмене с которыми Россия увеличила свое население на 4,5 млн. чел. (Тишков В.А., 2003). Подавляющее большинство мигрантов из этих республик — это русское или так называемое русскоязычное население.

Переселение в Россию в столь значительных масштабах порождает множество проблем, связанных не только с жильем, трудоустройством, акклиматизацией, но и с социально-психологической адаптацией иммигрантов пусть не в иноэтничной, но в новой и во многом непривычной для них социокультурной среде.

Эмпирические исследования, проведенные в различных регионах РФ многими учеными (в том числе и авторами данного пособия), позволили выявить ряд социально-психологических закономерностей адаптации вынужденных мигрантов, суть которых сводится к следующему:

1. В результате социально-политических изменений, произошедших после распада СССР, русские ближнего зарубежья переживают кризис социальной (этнической и гражданской) идентичности. Негативные симптомы этого кризиса проявляются в ощущении этнической дискриминации, переживании различных негативных чувств, связанных с принадлежностью к русскому этносу, сомнением в позитивности собственной социальной группы, потерей самоуважения. С целью реализовать свою базовую потребность в самоуважении, принадлежности к позитивно оцениваемой, имеющей высокий субъективный статус социальной группе, русские из ближнего зарубежья мигрируют на свою этническую Родину.

2. Возвращаясь на историческую родину и вступая во взаимодействие с этнически родственным им русским населением принимающих территорий РФ, русские переселенцы осознают себя "другими русскими" и испытывают так называемый "стресс аккультурации".

В основе термина "другие русские" лежат, во-первых, этнокультурные различия, являющиеся следствием длительных межэтнических контактов и этнокультурных заимствований групп русского населения, проживающих в отрыве от основного этнического массива; во—вторых, социокультурные различия, связанные с различием социальной структуры русского этноса в России и его локальных групп за ее пределами.

Основными составляющими "стресса аккультурации" являются осознание социокультурных различий и связанное с этим чувство некоторой изолированности, отчужденности от местного, этнически родственного им русского населения, психологическое самоощущение "чужих" на родной земле, среди людей своего этноса, напряжение вследствие усилий, необходимых для достижения социально-психологической адаптации в новой социокультурной среде.

3. Необходимость адаптации в новой социокультурной среде ставит перед переселенцами задачу выбора и реализации соответствующей адаптационной стратегии. Для большинства переселенцев наиболее успешной стратегией адаптации является стратегия интеграции, в процессе которой происходит как сохранение прежних этнокультурных особенностей, так и освоение новых норм, ценностей, образцов поведения новой культуры. Обретение переселенцами позитивной социальной идентичности в новой социокультурной среде идет по пути идентификации себя со своим (русским) этносом, сохранения позитивного отношения к представителям своей группы (мигранты из ближнего зарубежья) и формирования позитивного отношения к представителям принимающей группы (коренные жители России).

4. Кризис социальной идентичности выступает в качестве мощного стимула для актуализации индивидуально-личностного потенциала большинства вынужденных переселенцев. В условиях поиска своего места, встраивания в систему уже сложившихся социокультурных отношений именно актуализированный личностный потенциал определяет выбор и реализацию той или иной стратегии адаптации переселенцев: ассимиляции, сепарации или интеграции.

5. Выбор интеграции как наиболее успешного варианта адаптации на личностном уровне будет определяться актуализацией потребностей высшего уровня — потребностей в самоуважении и самоактуализации. Потребность в самоактуализации — это стремление к максимально полной реализации личностью своей социальной сущности, своей полезности обществу, максимально полному раскрытию и опредмечиванию своих способностей в многообразной социальной деятельности.

Одним из важнейших путей проявления потребности в самоактуализации для переселенцев выступает профессиональная деятельность. Лишившись в результате вынужденного переезда жилья, значительной части нажитого за предшествующую жизнь имущества, переселенцы сохраняют единственный капитал — профессиональные знания, умения и навыки. Для многих из них профессия, работа по специальности — это бесценный капитал, с помощью которого русские переселенцы надеются возвратить себе (и своим детям) позитивную социальную (этническую и гражданскую) идентичность, реализовать важнейшие для них потребности в самоуважении и самореализации.

6. Установки на сохранение своей прежней культурной идентичности в одних условиях способствуют эффективности адаптации, в других — вызывают отчуждение от принимающего сообщества. Условия, при которых сохранение этнокультурных отличий не будет препятствовать обретению новой социальной идентичности, находятся на личностном уровне. Если личность стремится к самоактуализации, которая предполагает установление широких контактов с коренным населением, она неизбежно выбирает интеграцию. Если самоактуализация не является личностной доминантой поведения, то с большей вероятностью переселенцами реализуется стратегия сепарации. Показатели самоактуализации: удовлетворенность профессиональной деятельностью, жилищными и материальными условиями, оптимистическая оценка жизненной ситуации и удовлетворенность осуществлением смысла жизни — обуславливают успешность адаптации на индивидуально-личностном уровне.

7. Наиболее остро кризис социальной идентичности переживается теми переселенцами, которые реализуют стратегию сепарации. Именно у них в наибольшей степени выражена активизация психологических защитных механизмов в виде внутригрупповой суггестии и внешнегрупповой контрсуггестии, направленных на сплочение ин-группы (мигранты) и отдаление от аут-группы (коренные жители), что свидетельствует о трудностях процесса адаптации.

8. На успешность адаптации переселенцев влияет тип поселения: компактный (среди таких же переселенцев) или диффузный (среди местных жителей), а также — городская или сельская местность. Мигранты, избравшие при переезде в Россию крупные населенные пункты и диффузный тип проживания, оказались менее фрустрированными в новой социокультурной среде по сравнению с теми, кто поселился в селах и компактных поселениях. Они более удовлетворены профессиональной деятельностью, материальными условиями жизни, отношениями с коренными жителями, а также более оптимистично оценивают жизненную ситуацию и испытывают удовлетворенность осуществлением смысла жизни.

Основываясь на выделенных закономерностях адаптации вынужденных мигрантов, мы можем сделать вывод о том, что в психологическом плане проблема адаптации — это в большей степени проблема личностного роста мигрантов, изменения жизненных стереотипов и переоценки ценностей, формирования новых личностных смыслов, новых социальных установок, особенностей поведения и деятельности.

Действенная помощь этим людям заключается в оказании помощи в принятии и освоении собственной свободы и ответственности за жизненные выборы, в раскрытии и развитии личностного потенциала, в создании необходимых предпосылок для реализации потребности в самоактуализации. Именно от этого зависит результат адаптации представителей локальных групп русского этноса, длительное время проживавших за пределами основного массива своего этноса. И адаптация будет либо успешной — по типу интеграции с русскими в России, либо неуспешной — по типу изоляции в новой среде.

А это означает, что существует актуальная потребность в создании эффективной системы адаптации людей, вовлеченных в процесс вынужденной миграции, осуществлении социально-психологической помощи русским из бывших союзных республик, подвергшихся определенной аккультурации на прежнем месте жительства; повышении их личностного и духовного потенциала в процессе адаптации и интеграции с этнически родственным им русским населением принимающих территорий.

От того, каким будет включение вынужденных мигрантов в систему социальных связей и отношений, будет зависеть благополучие российского общества в целом. Особое внимание при этом, на наш взгляд, должно уделяться решению проблем по:

· преодолению психологических блокировок и внутренних конфликтов, вызванных различной этно-социокультурной идентичностью, обостренным переживанием маргинальности;

· купированию кризисных состояний личности;

· раскрытию и мобилизации внутренних резервов личности, обучению и овладению практическими навыками общения и межличностного взаимодействия в новом для мигрантов социальном контексте.

Настоятельная необходимость оказания соответствующей психологической помощи данной категории населения привела авторов данного пособия к разработке социально-психологического тренинга, направленного на оптимизацию процесса адаптации вынужденных мигрантов.

Методологической основой тренинга послужили активнодеятельностный, индивидуальный и системный подходы к проблеме адаптации личности к новым условиям жизни.

Представленная Программа социально-психологического тренинга, обобщая теоретические и эмпирические наработки авторов, опирается также на научно-методологические принципы гуманистической психологии: целостности (интегрального единства всех компонентов личности) и непрерывности развивающейся личности, обращенной к миру и обладающей собственными имманентными механизмами активности и саморегуляции. Понятия и упражнения, представленные в пособии, основаны, прежде всего, на таких гуманистических ценностях и нормах поведения, как: человек ответственен за свои мысли и чувства; человек стремится к реализации заложенных в нем возможностей и способностей; общение — это сотрудничество во взаимодействии; человек стремится к развитию способности устанавливать близкие личные отношения и др.

При разработке программы тренинга мы опирались также на имеющийся в психологии практическийопытпроведения социально-психологических тренингов, на те ценные методические наработки , которые получены отечественными учеными в результате проведения тренингов, нацеленных на развитие этнокультурной компетентности, формирования психологической готовности к межкультурному и межконфессиональному диалогу, развития толерантности (Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г., Мартынова М.Ю., 2003; Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Макарчук А.В., Хухлаев О.Е., Щепина А.И., 2002).

Цель тренинга — повышение эффективности процесса социально-психологической адаптации вынужденных мигрантов в новой социокультурной среде.

Основные задачи тренинга:

· повышение уровня коммуникативной компетентности;

· овладение навыками налаживания конструктивного диалога с учетом достигнутой коммуникативной компетентности;

· осознание личностью своей ответственности за свою судьбу и жизненные выборы, тем самым повышение осмысленности жизни;

· развитие навыков оценки проблемной ситуации и принятия решения;

· овладение навыками саморегуляции и преодоления стрессовых ситуаций;

· развитие ассертивности (уверенности в себе).

 

Разрабатываемая программа тренинга включает в себя различные тренинговые упражнения, ролевые игры, мини-лекции, проективные методики, приёмы арт-терапии, музыка-терапии. Тренинг рассчитан на проведение по 7-дневной программе и расписан в виде последовательно выполняемых "шагов".

Представленный в пособии тренинг апробирован на практике, на вынужденных переселенцах из Центрально-азиатского региона, проживающих на территории Пензенской и Ульяновской областей. В нем приняли участие 80 человек.

Данное учебно-методическое пособие может быть использовано практическими психологами, социальными работниками и другими специалистами, владеющими технологией проведения тренингов.

В связи с этим в нашем пособии мы опускаем изложение многих рекомендаций, касающихся, в частности, компетентности ведущего, количества и состава участников тренинговой группы, помещения, в котором будут проходить занятия и др., являющимися, как правило, общими требованиями при проведении социально-психологических тренингов.


Программа социально-психологического тренинга
оптимизации процесса адаптации
вынужденных мигрантов

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Шаг 1. Знакомство

Цель: Ознакомление с задачами и правилами группы.

1. Начало работы (10 мин).

Представление ведущего. Информация о себе и задачах тренинга, о своих личных целях и целях группы.

Задача: создать дружелюбный и безопасный настрой, продемонстрировать открытый стиль общения.

2. Разминка (15 мин).

Упражнения: "Поиск общего", "Представление участников по парам", "Снежный ком" (Краткую расшифровку этих и других упражнений и игр, используемых в тренинге, см. в Приложении).

Задача: знакомство и сплочение группы. Отметим обязательное активное участие ведущего.

3. Работа по теме: "Выработка правил" (30 мин).

Ведущий: в каждой группе могут быть свои правила, но приведенные ниже лежат в основе работы практически всех групп. Сейчас мы обсудим основные из них, а затем приступим к выработке правил работы именно нашей группы. Поэтому внимательно выслушайте предлагаемые правила.

1. Доверительный стиль общения. Для того чтобы группа работала с наибольшей отдачей, чтобы участники максимально доверяли друг другу, в качестве первого шага к практическому созданию климата доверия предлагается принять единую форму обращения на "ты". Это психологически уравнивает всех членов группы, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения и т.д.

2. Общение по принципу "здесь и теперь". Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий, случившихся с другими людьми. Это срабатывает механизм "психологической защиты". Но основная задача нашей работы — превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый из вас смог бы увидеть себя во время своих разнообразных проявлений, лучше узнать себя и свои личные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том , что волнует каждого именно сейчас, и обсуждает то, что происходит с нами в группе.

3. Персонификация высказывания. Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывания типа "Большинство людей считает, что..." на такое "Я считаю, что...", "некоторые из нас думают" на "я думаю" и т. п. Отказываемся мы и от безадресных суждений о других. Заменяем фразу типа "Меня многие не поняли..." на конкретную фразу: "Ольга и Мария Ивановна не поняли меня".

4. Искренность в общении. Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т. е. только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действию других участников и к самому себе. Естественно, что никто не обижается на высказывания других членов группы. Мы испытываем только чувство признательности и благодарности за его искренность и откровенность.

5. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Всё,что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился во время занятий. Это помогает нам быть искренними, способствует нашему самораскрытию. Мы не боимся, что содержание нашего общения может быть известным другим людям, кроме членов группы. Мы доверяем друг другу и группе в целом.

6. Определение сильных сторон личности.Во время занятий каждый из нас стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым мы работаем вместе. Каждому члену группы — как минимум одно хорошее и доброе слово.

7. Разнообразие контактов и общения с различными людьми. Разумеется, у каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нам нравиться больше, с кем-то более приятно общаться. Но во время занятий мы будем стремиться общаться со всеми членами группы и особенно с теми, кого меньше всего знаем.

8. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: "Ты мне не нравишься", а говорим: "Мне не нравится твоя манера поведения". Мы никогда не скажем: "Вы плохой человек", а скажем: "Вы совершили плохой поступок".

9. Активное участие в происходящем. Это норма поведения, в соответствии с которой в любую минуту мы реально включены в работу группы. Мы активно смотрим, чувствуем себя, партнера и группу в целом. Мы не замыкаемся в себе, даже если узнали о себе что-то не очень приятное, мы не думаем только о себе, получив много положительных эмоций. Мы все время в группе, внимательны к другим, нам интересны другие люди.

10. Уважение говорящего. Когда высказывается кто-то из членов группы, мы его внимательно слушаем, давая человеку возможность сказать то, что он хочет. Мы помогаем участнику, всем своим видом показывая, что мы слушаем его, что мы рады за него, что нам интересны его мнения, его внутренний мир. Мы не перебиваем его и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.

Также крайне важно обсудить критерии нарушения правил и санкции, предпринимаемые в случае нарушения по отношению к нарушителю. Желательно, чтобы участники сами выработали эти санкции, важно только, чтобы они не были обидными. Нужно иметь в виду, что на ведущего группы эти санкции распространяются в той же степени.

Задача: демонстрация демократического и безопасного стиля общения.

4. Разминка (15 мин).

Упражнение "Дни рождения" (см. Приложение) или любая не очень сложная подвижная игра.

Задача: создание непринужденной групповой атмосферы через двигательную активность.

5. Работа по теме: "Общий рисунок".

Задача: диагностика активности, индивидуальных характеристик; выявление лидеров в группе и особенностей внутригруппового взаимодействия.

Общий рисунок: Предлагаем участникам принять участие в рисовании общего рисунка. На доске прикрепляется большой лист ватмана, (или два листа ватмана, в зависимости от количества участников тренинга). По итогам коллективной работы — обсуждение.

Наблюдая за работой участников, ведущий может получать много полезной информации об особенностях участников: кто-то доминирует, кто-то стремится навязать свою точку зрения другим, кому-то безразлична такая процедура и т.д. и тем самым материал для анализа атмосферы в группе.

Можно добавить такое упражнение, как"Рисунок музыки". Участники садятся удобно и слушают музыку в течение трех минут. В это время они должны рисовать те образы и чувства, которые возникали при прослушивании музыки. Затем все рисунки перемешиваются (1 вариант), и группа пытается узнать, чей это рисунок (2 вариант — каждый рассказывает о своем рисунке). Далее идёт обсуждение и ответы на вопросы: Что помогло узнать автора рисунка? Кого совсем не узнали? И т. д.

Рефлексия своих личностных особенностей и своего отношения к окружающему миру. Главное вниманиепри подготовке надо уделить музыке: она не должна вызывать агрессию или уныние.

6. Финализация: завершающий обмен впечатлениями от занятия
(10 мин).

Задача: демонстрация и овладение навыками открытого общения, навыки разговора о чувствах. Подготовка к следующему шагу (перерыв 10 минут). То же желательно описать, написать примерные, наводящие вопросы.

Шаг 2. Отношение к себе, самооценка,
развитие и личностный рост. Ценность моей и твоей личности

Цель: осознание возможности формирования адекватной самооценки.

1. Начало работы (15 мин.).

Обмен чувствами, упражнение "Имена-качества" (см. Приложение).

Задача: вхождение в атмосферу группы.

2. Разминка (10 мин.).

Упражнение "Зоопарк" (см. Приложение).

Задача: расслабление, разрядка, позитивные эмоции.

3. Работа по теме "Мои особенности и преимущества" (35 мин).

Работа с листком "Мои особенности и преимущества", обсуждение в небольших группах. Обсуждение проблемы развития и роста.

Рисунок на чистом листе на данную тему или рисунок и надписи на бланках (например, на листе нарисованы пустые шарики, звездочки и т.д., которые надо заполнить информацией о себе на заданную тему).

По желанию можно показать рисунок группе и рассказать о нем.

Формирование позитивной самооценки, внимание к собственной личности и к особенностям другого. Рисунки желательно оставить участникам и предложить им обращаться к этим рисункам в дальнейшем, что-то дополнять.

Задача: формирование навыка позитивного отношения к себе и к другому.

4. Разминка (15 мин.).

Упражнения "Эхо", "Зеркало" (см. Приложение).

Задача: формирование ощущения значимости собственных слов и жестов.

5. Работа по теме "Карта моей личности"(25 мин).

Рисунок "Карта моей личности" может представлять собой рисунок на чистом листе либо на бланке с контурами территории. По желанию можно показать рисунок группе и рассказать, где, что нарисовано. Возможность побыть с самим собой, формирование более глубокого отношения друг к другу. Но может в процессе возникнуть следующее: процесс обсуждения может затянуться и стать скучным для участников тренинга. Рисунки можно рекомендовать взять себе и возвращаться к ним в дальнейшем (повесить над столом дома, например).

Задача: знакомство с собой, формирование навыка глубокого и позитивного отношения к своей личности. По желанию можно обсудить свои карты в группе.

6. Завершение (10 мин).

Медитация "Я — это Я".

Во всём мире нет никого в точности такого же, как я.

Мне принадлежит всё, что есть во мне:

· моё тело, включая всё, что оно делает; включая все мои мысли и планы;

· мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть;

· мои чувства, какими бы они ни были, — тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость;

· мой рот и все слова, которые он может произносить;

· мой голос; все мои действия, обращённые к другим людям и себе.

Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и страхи.

Мне принадлежат все мои победы и успехи.

Я могу полюбить себя и подружиться с собой. Я могу сделать так, чтобы всё во мне содействовало моим интересам.

Я знаю, что во мне есть что-то, чего я не знаю. Но поскольку я дружу с собой и люблю себя, я могу осторожно и терпеливо узнавать всё больше и больше разных вещей о себе.

Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею всё, чтобы быть продуктивным, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.

Я принадлежу себе, и поэтому я могу строить себя.

Я — это Я, и Я — это замечательно. 

Задача: навык внимательного отношения к себе.

Перерыв на обед (60 мин)

Шаг 3. Личностная тревожность.
Выработка критериев собственного успеха

Цель: обучение приемам и методам владения своим волнением, повышенной тревожностью. Перестройка особенностей личности человека.

1. Начало работы (10 мин).

Предлагается мысленно связать взволнованное, расслабленное и "побеждающее" эмоциональное состояние с определенным цветом, пейзажем, чередование образов.

Задача: вхождение в атмосферу группы, обмен впечатлениями.

2. Разминка (15 мин). Упражнение "Хлопки" (см. Приложение).

Задача: сплочение группы.

3. Работа по теме "Устройство на работу"  (40 мин).

Ролевая игра "Устройство на работу".Участникам тренинга предлагается разыграть следующие ситуации и роли, причем роли ведущий может распределять самостоятельно, а может дать определенную свободу выбора.

Ситуация 1. "Комиссия" (2—3 человека) негативно настроена по отношению к "соискателю" вакантного места.

Ситуация 2. "Комиссия" нейтрально относится к "соискателю".

Ситуация 3. "Кадровик" предлагает заплатить "соискателю" за протекцию.

Ситуации 4, 5, 6… могут быть предложены самими участниками тренинга

Задача: заранее представить ситуацию, вызывающую тревогу, во всех подробностях, трудных моментов, вызывающих ее переживание, тщательно, детально продумать собственное поведение. Выработать критерии успеха.

4. Упражнение "Птицы, блохи, пауки", "Построиться по …" (см. Приложение).

Задача: совместный активный отдых, разрядка.

5. Работа по теме: "Доведение до абсурда" (35 мин).

Задача: в процессе разыгрывания априорно "спокойных" ситуаций мигрантам удается проиграть очень сильную тревогу, страх с целью выплеска эмоций и анализа поведения в определенных жизненных ситуациях.

6. "Птицы, блохи, пауки", "Построиться по …" (см. Приложение).

Задача: разрядка, выплеск накопившихся эмоций в звуковом варианте.

7. Релаксация (20 мин).

Задача: расслабление, борьба со специфическими страхами и тревогами.

Завершение (20 мин).

Завершающий обмен впечатлениями. Подведение итогов.

ДЕНЬ ВТОРОЙ

Разминка (15 мин). Для "разогрева" группы, наряду с игрой "Снежный ком", можно использовать также упражнения "Переходы","Сколько нас?".

Упражнение "Переходы"

Внимание! Давайте встанем в круг, лицом к центру круга. Посмотрите друг на друга, обратите внимание на цвет волос каждого. Сейчас вам нужно будет построиться таким образом, чтобы крайним справа оказался участник с самыми темными волосами. Рядом с ним должен расположиться тот, у кого волосы светлее, а крайнее левое место займет тот, чьи волосы окажутся самыми светлыми. Итак, вам нужно будет выполнить это задание. Учтите, тот, кто нарушит порядок в последовательности мест, будет ведущим, то есть будет организовывать следующую игру (Или же ведущий сам, директивно назначает участника тренинга на роль организатора, который будет организовывать игру, в которой все участники должны будут построиться в соответствии с алфавитным порядком первой буквы своего имени. Проигрывает тот, кто встанет в ряд последним или перепутает места. Он и будет организовывать следующую игру. Итак, ведущий, вам слово. Рассадите всех по алфавитному порядку имен. Начали! Теперь новый ведущий может по своему выбору организовать рассаживание либо в соответствии с ростом — от самого высокого до самого маленького, либо — от самого крупного и представительного до самого миниатюрного, выбирайте. Выбирайте, ведущий, инициатива в ваших руках, пожалуйста, начинайте игру.

Упражнение "Сколько нас?"

Встаньте в один большой круг. Давайте проверим ваше внимание. Сейчас кто-то из вас встанет в центр круга. Мы завяжем ему глаза. Все остальные должны стоять максимально тихо. Когда я подниму руку, участники один за другим должны будут осторожно подходить к тому, кто будет стоять с завязанными глазами и становиться за его спиной. Следующий начинает подходить только после того, как предыдущий займет свое место за его спиной. Как только я опущу руку, все останавливаются там, где они в этот момент окажутся. Все остальные должны вести себя как можно тише, чтобы участник с завязанными глазами мог расслышать самые тихие шорохи. Ведь он должен с закрытыми глазами определить, сколько человек стоит у него за спиной. Если он угадает правильно, то мы все вместе громко будем ему аплодировать. (Упражнение создает атмосферу всеобщей сконцентрированности, что является прекрасной основой для занятий, требующих от участников тренинга внимательного прослушивания материала).

Шаг 1. Человек как социальное существо. Общение.
Формирование навыков общения

Цель: осознание собственной потребности и способности к общению. Решение некоторых проблем в общении.

1. Начало работы (10 мин).

Разговор о чувствах, об итогах прошедшего дня. Небольшое информационное вступление или мини-лекция на тему "Что такое общение". Форма и содержание материалов мини-лекции необходимо варьировать в зависимости от личностных особенностей участников, так как их представления о роли, специфике и сущности общения могут существенно различаться. Самое главное — дать необходимую информацию и донести до каждого значение общения для него самого!

Задача: расширение знаний об общении, личностных особенностях, помогающих и затрудняющих процесс взаимопонимания между людьми.

2. Разминка (15 мин).

"Невербальное знакомство". Мигранты знакомятся с помощью рук, ног, других частей тела, далее с помощью жестов ("на пальцах") пытаются получить как можно больше информации друг о друге. Ведущий может дать конкретное задание, например, участнику только с помощью жестов необходимо сообщить некую информацию (можно передавать по цепочке, по аналогии с испорченным телефоном).

Задача: осознание и активизация невербального компонента в общении.

Примечание: вызывает сильные переживания. Могут возникнуть сложности.

3. Игра "Кораблекрушение" (см. Приложение) и ее анализ с точки зрения способов общения (50 мин).

Задача: осознание возможностей разных способов общения.

4. Упражнение "Два паровозика" (см. Приложение) (15 мин).

Задача: сплочение группы, развитие доверия к другим участникам, эмоциональная разрядка.

5. Работа по теме (30 мин). Ролевая игра, карусельный вариант организации пар для разыгрывания ситуаций (участники делятся поровну, образуют два круга — лицом к лицу, если количество участников нечетное, то ведущий должен присоединиться к мигрантам. Ситуации проигрываются в пара



2020-02-04 348 Обсуждений (0)
Шаг 3. Понятие стресса и проблемно-разрешающее поведение. Формирование навыков оценки проблемной ситуации и принятия решения. Способы решения проблем личностных способностей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Шаг 3. Понятие стресса и проблемно-разрешающее поведение. Формирование навыков оценки проблемной ситуации и принятия решения. Способы решения проблем личностных способностей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (348)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)