Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Шаг 4. Развитие навыков уверенного поведения



2020-02-04 180 Обсуждений (0)
Шаг 4. Развитие навыков уверенного поведения 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Упражнение "Заезженная пластинка" (25 мин)

Суть заключается в отстаивании своей позиции в условиях непрекращающегося давления со стороны оппонентов, которые заставляют упрямца сдаться или пойти на компромисс. При этом участник не должен откатываться на оборонительную позицию.

Отказ выполнить чью-либо просьбу или обращение с просьбой может потребовать, чтобы суть дела была изложена несколько раз.

2. Упражнение "Умение вести разговор" (40 мин)

Цель: неуверенным в себе людям часто не хватает элементарных коммуникативных навыков. Упражнение снимает напряжение, возникающее при необходимости вступить в разговор, и позволяет попрактиковаться в коммуникативных умениях.

Материалов и специальной подготовки не требуется.

Процедура: мигранты разбиваются на пары. На первом этапе работы один из партнеров задает другому открытые вопросы, требующие развернутого ответа. (Вопрос "Вы живете в многоквартирном доме?" является закрытым, а вопрос "Где вы живете?" — открытым.) Тот, кто отвечает, включает в свой ответ любую информацию о себе — не обязательно имеющую прямое отношение к заданному вопросу. Например, если на вопрос "Где вы живете?" ответить "В многоквартирном доме", это будет не очень информативно. Гораздо больше информации содержит ответ вроде такого: "Я живу в городе Сердобске в одном из многоквартирных домов, я женат и у меня есть уже взрослая дочь". Каждый из партнеров остается в своей роли в течение пяти минут. Затем они меняются ролями, чтобы каждый получил возможность поупражняться в постановке открытых вопросов и в умении отвечать на такие вопросы, сообщая при этом произвольно выбираемую информацию.

На втором этапе упражнения один из участников каждой пары начинает с того, что рассказывает что-нибудь о себе или описывает какой-то свой личный опыт. Второй старается поддержать разговор, либо прося пояснить, либо перефразируя. Например, если первый говорит: "Вчера вечером я специально прошелся по Сердобску, чтобы посмотреть места, где я еще не был", второй может продолжить: "Вы имеете в виду, что были удивлены тем, как велик Сердобск". Через пять минут участники диалога меняются ролями.

Между двумя этапами работы надо предусмотреть время на то, чтобы ее участники могли обменяться впечатлениями и рассказать друг другу о возникших у них трудностях. По мере того как мигранты будут приобретать все большую способность и готовность к самораскрытию, они будут осваивать умение задавать вопросы, предусматривающие больше возможностей для ответов. Умение вести разговор можно приобрести, осваивая технику активного слушания.

3. Упражнение "Поведенческие контракты" (40 мин)

Материалы: не требуются.

Процедура: участники группы выбирают, что в своем поведении в группе они хотели бы изменить.

В поведении мигрантов, участников тренинга надо выбрать то, что чаще наблюдается в ходе естественных для группы процессов. Это может быть (хотя и необязательно) один из навыков уверенного поведения (например, умение начинать или прерывать разговор, устанавливать зрительный контакт, выступать с критикой), или, наоборот, это может быть признак неуверенности (обкусывание ногтей, неуместные улыбки). Выбранное поведение должно быть легко наблюдаемым, конкретным и не слишком сложным. Цели лучше определять позитивно — как то, к чему надо прийти, а не то, от чего надо избавиться. Например, приобретение умения слушать будет позитивным определением цели, состоящей в том, чтобы отучиться слишком много говорить. Кроме того, надо, чтобы участники группы получили инструкции о форме обратной связи. Возможно, участник предпочитает получать обратную связь от конкретных членов группы или в оговоренное время или определенным образом.

На то чтобы определиться с индивидуальными задачами каждого участника группы, может уйти около часа. Обратная связь в процессе дальнейшей работы над их поведением может осуществляться спонтанно или только в специально отведенное для этого время. Важно, чтобы в группе находили признание и положительное подкрепление любые успехи каждого из участников на выбранных ими путях работы над своим поведением.

4. Упражнение "Я — хозяин" (60 мин)

Эта игра — ролевая игра, мотив — ситуация командного состязания, брошенного вызова.

Вопросы руководителя "Каково ваше представление о хозяине? Ваше представление о не хозяине?"

Обычно отвечают: это сильный, уверенный в себе человек, он не ждет оценок, он готов оценивать сам, это не тревожный, не суетливый человек, чувствует себя раскрепощенным и спокойным, может распоряжаться другими.

Ведущий: "Итак, одна из главных черт хозяина — это уверенность в себе. Кто в себе уверен, встаньте! Поздравьте того, кто встал первым, а остальные пусть сядут. Я верю, что ты — хозяин, но докажи это другим. Сделай или скажи что-то, организуй так, чтобы все поняли, что хозяин здесь ты. Пожалуйста!"

У сильных это обычно получается неплохо. Это может быть, например, спокойное распоряжение: "Петр Иванович, закройте, пожалуйста, форточку, дамам холодно!". Beдущий может прокомментировать сделанное, обращая внимание в первую очередь на успешные моменты. "Прекрасно! Но это было мое мнение, а теперь пусть даст тебе оценку группа. Сделай так, чтобы тебя оценили!" Как ни странно, это обычно выполняют хуже. Игрок "забывает", что он хозяин, и неуверенно распоряжается предоставленной ему инициативой. Необходимо коротко обсудить это. "Теперь как хозяин передай свои полномочия: назначь другого хозяина ("Хозяином будешь ты!") из претендентов; претендент должен произнести какую-нибудь фразу или, например, просто назваться так, чтобы все поняли — это сказал человек, чувствующий себя в этой ситуации и этом помещении хозяином.

Свои ощущения все члены группы выражают жестом: поднятым вверх большим пальцем — если считают, что человек говорит, как хозяин, или опущенным вниз большим пальцем — если считают, что говоривший —человек зависимый, не уверенный в себе. Так делают несколько раз, чтобы вся группа поняла, как продемонстрировать: "я — хозяин!".

Далее командная игра: группа разбивается на 4 команды по правилам формирования команд. Предупреждение: "Ваша задача — обязательно оказаться в группе! Все внимательны и активны. Обратите внимание на тех, кто оказался вне команды".

Итак, образовались четыре команды: Альфа, Бета, Гамма, Дельта. Перед каждой командой стоит двойная задача: найти в соседней команде слабого (или слабых) и подготовиться к тому, чтобы опровергнуть обвинения в адрес своих слабых. Опровержение слабый может выразить словами и действием, лучше действием. (Стоит подсказать, что можно оставаться в своей команде или перейти в обвиняющую команду. Последнее, очевидно, труднее и годится только для уверенных в себе людей).

На подготовку — 5 минут. Команда называет слабых у соседей — те опровергают своей реакцией и своими действиями.

Ведущий комментирует и подчеркивает стороны cлабых.

Обычно собственно игра (доказательство "я — хозяин") играется по очереди: одна группа бросает вызов другой, обвиняемый доказывает свою силу (обсуждение); затем обвинители сами оказываются в роли обвиняемых и т.д.  

 

5. Медитация "Дом моей души"

Это очень сильное упражнение. Оно вызывает глубокий интерес, много чувств и надолго запоминается. Однако от ведущего здесь требуется умение вести медитацию.

Для медитативного расслабления всех можно попросить сесть парами, а можно разрешить устраиваться индивидуально, максимально удобно. В первом случае обеспечивается более детальный анализ полученных впечатлений, а во втором — болеe эффективное получение этих впечатлений.

Собственно, во время самой медитации ничего не происходит. Все расслаблено сидят (иногда лежат), ведущий произносит текст, рождающий в душе определенные картинки. Медитация может длиться долго, до получаса. После выхода из нее ведущий предлагает сохранить в душе все, что во время медитации удалось увидеть, и постараться понять увиденное. Ключ к пониманию заключается в том, что увиденный тобой дом — это твоя душа. Душа реальная или желаемая.

У кого-то душа действительно похожа на просторный и чистый дворец, а у кого-то это заброшенный замок с захламленными чердаками и тревожными темными коридорами. И свист ветра в разбитых окнах, и уханье совы. Тяжелые двери — закрытая, защищающаяся душа. Тяжелые темные шторы — oтгороженность человека от мира. Один человек увидел свой дом даже не на земле — его дом плавал по воде. Свободно, без всяких привязанностей жил этот человек.

Итак, все рассаживаются парами и рассказывают друг другу о доме своей души, каким они его увидели, какие чувства эти картинки вызвали у него.

Ведущий помогает всем, кто в его помощи нуждается.

 

Медитация "Дом моей души" (25 мин)

"Опустили руки, мягко "прошлись" по правой руке, ей стало хорошо. Мягко "прошлись" по левой руке, внимание на кисти рук — они сразу стали большими, теплыми. Мягкими, большими, теплыми. Свободные плечи, действительно ли они свободны? Сбросьте напряжение с лица, в голове появляется легкий туман, мягкая, спокойная пустота. Ноги без напряжения, просто взгляните на них, мягкие, спокойные ноги — и забыли про них. Мягкое дыхание... Кто хочет, может вдохнуть сильно — и выдохнуть. И почувствовать воздух, который проходит через ноздри, — немного прохладный, и выходит — вы чувствуете его, — он такой же теплый, как и вы. И мир становится волшебным, и легкий туман вокруг вас. Когда возникает расслабление, когда возникает туман, вы перестаете понимать, где границы вашего тела. Вы вроде бы здесь, и вы нигде. Где-то ваши ноги... И можно почувствовать, можно представить, будто голубой плотный туман, как теплая вода, стелется у ваших ног. И в нем растворяются, исчезают ваши ступни. Вы чувствуете только теплоту.
И мягкий, теплый туман поднимается уже к вашим коленям. И нет там больше ничего. И мягкая теплота, и голубой туман поднимаются выше, к вашим бедрам, кистям рук, и растворяют вас всего. Он поднимается выше, выше... Вы растворяетесь в нем, становитесь мягкими, теплыми. Нет тела, нет границ. Теплая вода подходит уже к вашим плечам... Но вы не боитесь — дыхание легкое и спокойное. Удивительно — синий туман поднимается уже к вашим глазам... Чем дышите вы? Легкостью, голубизной... Вы исчезли полностью, и только солнечные блики на поверхности — там, где только что были вы. И вы чувствуете, что душа ваша освободилась и взлетела над поверхностью этого голубого океана, и полетела в легком воздухе — в небо, высоко, в голубизну. Вы раскинули руки, вы летите и дышите полной грудью в высоте. Как красиво вокруг вас: горизонт, далекие горы, зеленый лес, огромный голубой океан, который под вами — под тобой... Можно подняться к облакам, оказаться вровень с ними, еще выше, в этом волшебном мире, и купаться в этих облаках, расслабиться, и лечь, отдохнуть на облаках, и они примут твое тело. Можно кувыркаться, нырять, переворачиваться, исчезать в глубине — и вылетать из облаков, наслаждаться своей свободой. Можно снова полететь к земле и, пролетая над нею, спускаться ниже. Пролетая над рекой, пролетая над зелеными полями с удивительно красивыми цветами, найти то место на земле, в котором вам так хорошо. Ваше любимое место на земле... Где оно будет? Я не знаю, это выбираете вы. У кого-то это тихая лесная речка, поляна, где растут цветы. Вы ложитесь на цветы, и какой-то цветок окажется совсем близко от своего лица. Ты увидишь, что он качнулся навстречу тебе, и открылся навстречу тебе, и ты улыбнешься ему. Ты не захочешь его срывать — ты просто поймешь, что он почувствовал тебя и передал тебе твою красоту. И ты улыбнешься ему, поблагодаришь его. Кто-то окажется в совершенно другом месте: может быть, высоко в горах, где прохладный туман, где одиноко, где чистый и холодный воздух, где ты будешь совершенно один, где могут быть чудеса, где может быть волшебство. А может быть, ты будешь на скале, с которой открывается вид на море. Я не знаю, где будешь ты, но я знаю, что в этом мире, в твоем мире и на твоем месте — возможны чудеса.

И на этом месте, на месте, которое выбрал ты, ты построишь свой дом. В твоем распоряжении — все. Что ты выберешь, что захочешь ты — то и будет. Пока дом существует только в твоем воображении. Его еще нет. Но контуры его тебе уже видны. Каким он будет именно в том месте, где ты собрался его построить? Он будет большой, высокий или он будет маленький, аккуратный? Каковы будут стены твоего дома? Большие, толстые, бетонные или кирпичные стены? И глубокие подвалы? Будешь ли ты знать, что находится в твоих подвалах? Или это будет легкий дом на сваях, с легкими летними стенами, потому что в твоем мире никогда не бывает зимы, никогда не бывает мороза? Ты начинаешь возводить эти стены. Какие окна будут в твоем доме: попробуй представить их, попробуй увидеть их. Это будут большие, легкие, стеклянные, открытые окна, или это будут красивые узкие бойницы, или это будут небольшие, аккуратные, очень теплые окошки со ставнями. Какой будет вход в твой дом, какая дверь будет там? Попробуй представить ее. Это будет тяжелая дверь с золотой ручкой, и каждый входящий будет преисполняться уважения перед таким входом. Или это будут невысокие стеклянные двери, которые открываются от легкого толчка? Будут ли замки на дверях твоего дома? Что человек увидит, когда войдет в эти двери: просторную гостиную, длинный коридор? Сколько этажей будет в этом доме? Какая будет крыша у твоего дома? Будет ли на нем голубятня или чердак для старых заброшенных вещей? Какая комната самая любимая в твоем доме? Попробуй сейчас увидеть ее. Где ты находишься? В какой комнате? Что сейчас перед тобой? Оглянись, почувствуй.
В этой комнате ты проводишь многие часы, время своей жизни. Подойди к окну: какое это окно? Большое, просторное? Есть ли шторы на этом окне? Это легкие, светлые шторы, которые откидываются ветром, потому что окно твое открыто, за этим окном тепло и свет? Или эти окна закрыты тяжелыми плотными шторами, которые создают тебе уют и дают возможность быть тебе одному в твоем царстве, в твоей комнате? Что стоит в этой комнате, какая мебель, где твой рабочий стол? Какое место в твоей комнате самое уютное, самое красивое: там, где ты работаешь, или там, где ты отдыхаешь? Старый диван или легкая кровать? Много ли книг в твоей комнате? Много ли вещей в твоей комнате? Все ли ты хорошо видишь в своей комнате? Красива ли она? Это комната для работы? Или это комната для отдыха? Ты любишь свою рабочую комнату? Какие у тебя чувства ко всему, что вокруг тебя? Что лежит на твоем столе? Ты видишь белые листы бумаги? Что пишешь ты на них? Красив ли твой почерк, когда ты пишешь свою жизнь на этих листах бумаги? Прислушайся: есть ли звуки вокруг тебя, есть ли люди в твоем доме? Если ты выйдешь из этой комнаты, то встретишь ли здесь других людей, друзей, родителей. Они живут здесь постоянно или приходят сюда в гости, когда ты их позовешь? Что для них здесь приготовлено? Этот дом гостеприимен, они могут здесь подолгу жить? А что вокруг твоего дома — посмотри...

Каков пейзаж вокруг твоего дома? Леса, горы, море? Трава. Цветы. Растения высажены тобой или это нетронутая природа? Много ли здесь сорной травы? Какие чувства у тебя ко всему, что видишь ты? Посмотри на все, что окружает твой дом, посмотри на свой дом со стороны: нравится он тебе? Или в нем что-то не достроено? Сохрани в памяти этот твой дом: иногда он будет тебе казаться другим, он может менять свои очертания. Запомни его и, главное, запомни свои чувства к нему, это важно для тебя. В этом доме ты так часто бываешь, в этом доме ты так много жил... и будешь жить... Запомни этот мир, запомни это место, и, если это хорошие чувства, знай, что бы не происходило вокруг тебя, у тебя всегда на земле есть место, куда ты можешь прийти, где тебе всегда будет хорошо... Ты увидишь то, что ты так любишь видеть, и здесь будут те вещи, которые так дороги тебе, и сюда приходят те люди, которые так близки тебе. Здесь дует тот ветер, который радует тебя. Это твой мир, никто не может отнять его у тебя. Ты — властелин этого мира, ты — гость этого мира, ты — центр этого мира, мир твой — и ты часть этого мира.

А сейчас постарайтесь не забыть ничего из того, что вы видели, и медленно возвращайтесь сюда...".

Обсуждение. Обмен чувствами.

7. Упражнение "Я — центр воли" (15 мин)

Это упражнение-медитация, направленное на осознание своего "Я", своей неповторимости, своей силы, на повышение уверенности в себе:

"Сядьте удобно, выпрямив спину. Закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов, мысленно следя за своим дыханием. Затем повторяйте вслух или про себя:

У меня есть тело, но Я — это не мое тело. Мое тело может быть больным или здоровым, усталым или бодрым, но это не влияет на меня, на мое истинное Я.

Мое тело — прекрасный инструмент для ощущений и действий во внешнем мире, но оно — лишь инструмент. Я стараюсь, чтобы оно было здоровым, но — это не Я.

У меня есть тело, но Я — это не мое тело.

У меня есть эмоции, но Я — это не мои эмоции. Мои эмоции многочисленны, изменчивы и противоречивы. Однако я всегда остаюсь собой, своим "Я", радуюсь или горюю, спокоен или взволнован, надеюсь на что-то или отчаиваюсь. Поскольку я могу наблюдать, понимать и оценивать свои эмоции, и более того, управлять и владеть ими, то, очевидно, они не есть мое Я.

У меня есть эмоции, но Я — это не мои эмоции.

У меня есть интеллект, но Я — это не мой интеллект.

Он достаточно развит и активен. Он является инструментом для познания окружающего и моего внутреннего мира, но он — это не мое Я.

Я — центр чистого самосознания.

Я — центр воли, способный владеть и управлять моим интеллектом, эмоциями, физическим телом и всеми моими психическими процессами.

Я — это постоянное и неизменное Я".

Завершение (25 мин.). Завершающий обмен впечатлениями. Подведение итогов работы за неделю. Торжественное чаепитие.


Список литературы

Витковская, Г.С. Миграционное поведение нетитульного населения в странах Центральной Азии // Миграция русскоязычного населения из Центральной Азии: причины, последствия, перспективы / Под ред. Г.С.Витковской. — М., 1996. (Науч. докл. / Моск. Центр Карнеги; Вып. 11). — С.83—130.

Гриценко, В.В. Социально-психологическая адаптация переселенцев в России / В.В.Гриценко. — М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2002. — 252 с.

Тишков, В.А. Культурная мозаика и этническая политика в России // Межкультурный диалог: Лекции по проблемам межэтнического и межконфессионального взаимодействия / В.А. Тишков,Под ред. М.Ю.Мартыновой, В.А.Тишкова, Н.М.Лебедевой. — М.: Изд-во РУДН, 2003. — С. 7—35.

Джил, Э. Игра в семейной терапии / Э.Джил. М.: Эксмо-Пресс, 2003. — 288 с.

Декер-Фойгт, Г.-Г. Введение в музыкотерапию / Г.-Г. Декер-Фойгт. — СПб.: Питер, 2003. — 208с.

Константинов, В.В. Использование социально-психологического тренинга в качестве средства оптимизации процесса адаптации вынужденных мигрантов / В.В. Константинов // Теория деятельности: фундаментальная наука и социальная практика (к 100-летию А.Н.Леонтьева): Материалы международной конференции 28—30 мая 2003 г. — М., 2003. — С.78—80.

Кочюнас, Р. Психотерапевтические группы: теория и практика / Р. Кочюнас — М.: Академический Проект, 2000. — 240 с.

Лебедева, Н.М. Межкультурный диалог: Тренинг этнокультурной компетентности / Н.М.Лебедева, О.В. Лунева, Т.Г.Стефаненко, М.Ю. Мартынова. — М.: РУДН, 2003. — 268 с.

Левин, К. Теория поля в социальных науках / К.Левин. — СПб.: Речь, 2000. — С.368.

Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности / Под ред. Г.У. Солдатовой. — М.: Смысл, 2002. — С.354.

Прутченков, А.С. Социально-психологический тренинг в школе. 2-е изд., доп. и перераб. / А.С.Прутченков. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 640 с.

Роджерс, К. Взгляд на психотерапию: Становление человека /К.Роджерс. — М.: Прогресс, 1998. — 480 с.

Рудестам, К. Групповая психотерапия. 2-е международн. изд-е / К. Рудестам. — СПб.: Питер, 2001. — 384 с.

Солдатова, Г.У. Позволь другим стать другими: тренинг толерантности для подростков по преодолению мигрантофобии /Г.У.Солдатова, Л.А. Шайгерова, А.В. Макарчук, О.Е.Хухлаев, А.И.Щепина. — М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 2002. — 120 с.

Фопель, К. Сплочённость и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения; Пер. с нем. / К. Фопель. — М.: Генезис, 2002. — 336 с.

Фопель, К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения / К. Фопель. — М.: Генезис, 2001. — 240 с.

Франкл, В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.

Хухлаев, О.Е. Арт-терапия в работе с детьми вынужденных мигрантов /
О.Е. Хухлаев; Под ред. Г.У.Солдатовой // Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы. — М.: Смысл, 2001. — С.264—279.

Шевцова, И.В. Тренинг личностного роста / И.В.Шевцова. — СПб.: Речь, 2003. —144 с.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 



 

 

Учебно-методическое издание

 

 



2020-02-04 180 Обсуждений (0)
Шаг 4. Развитие навыков уверенного поведения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Шаг 4. Развитие навыков уверенного поведения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)