Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Шаг 3. Репетиция уверенного поведения



2020-02-04 204 Обсуждений (0)
Шаг 3. Репетиция уверенного поведения 0.00 из 5.00 0 оценок




В целях развития ассертивности (уверенности в себе) мигрантов, для репетиции уверенного поведения применялись ролевые игры, моделирующие ситуации, которые в свое время создали или могут создать определенные сложности для участников. При этом ведущий группы выступает в роли тренера, а игра строится на основе взаимодействия одного из членов группы с другими участниками, которые представляют значимых для него лиц. Обычно за одно занятие делается попытка освоить фрагмент сложного поведенческого комплекса ситуаций, которые могут создавать трудности для большинства неуверенных в себе людей. Как правило, эти ситуации подразумевают необходимость, как обратиться с просьбой, так и ответить отказом. Поначалу в группе воспроизводятся ситуации, которые не создают для участников особых проблем. Например, работу в многочисленной группе можно начать, предложив участникам посмотреть друг другу в глаза, благожелательно поприветствовать партнера, а затем поделиться впечатлениями о данной процедуре. Материалом для ролевых игр служат конкретные реальные проблемы участников. Ролевые игры в таких группах чем-то напоминают занятия в группах психодрамы и таким образом носят отпечаток идей Якоба Морено. Но главная задача этих игр не в том, чтобы дать выход подавленным чувствам с целью достижения катарсиса или эмоциональной разрядки. Разыгрываемые ситуации имеют отношение только к проблемам, связанным с недостатком уверенности в себе и с созданием адаптивного поведенческого репертуара. Разыгрывая различные роли, члены группы вовлекаются в групповой процесс и приобретают новые полезные поведенческие навыки.

Для репетиции уверенного поведения можно взять реальные жизненные ситуации, которые предстоит пройти участникам группы или уже произошли, но оставили неприятный осадок в душе, и проигрывать их до тех пор, пока поведение главного героя не будет устраивать его самого (например, ситуация, когда необходимо пройти собеседование для того, чтобы приняли на работу). Здесь огромную роль играет обратная связь от группы, когда зрители и участники разыгрываемой ситуации высказывают свое мнение, свои догадки по поводу поведения главного героя ситуации, свои впечатления (что в поведении участника отражало уверенность, а что нет) и соображения (что в поведении можно улучшить и какие еще эксперименты имеет смысл провести). Своими впечатлениями делится и главный герой ситуации. Ведущий тренинга может помогать, инструктируя участников. Инструктаж — это вмешательство, при котором руководитель подсказывает, намекает и советует участникам, когда они оказываются в особенно трудном положении,ё поддерживая их в течение всего процесса взаимодействия. Еще одним компонентом процесса отработки поведения является подкрепление.
В разработанной Б.Ф.Скиннером теории оперантного обусловливания подкрепление понимается как событие или стимул, который повышает вероятность воспроизведения действия, предшествовавшего подкреплению. В контексте обсуждаемого здесь вопроса подкрепление — это поощрение, то есть позитивная реакция со стороны ведущего или членов группы. Очень важно, чтобы подкреплялось любое, даже самое небольшое достижение, а не только успешно завершенная сложная последовательность действий. Процесс, в котором подкрепление дается небольшими порциями по мере того, как отрабатываемая реакция постепенно приближается к оптимальной, называется "формированием" поведения. В тренинговых группах подкрепление обычно применялось нами для того, чтобы формировать поведение отдельных участников в направлении тех целей, которые они сами себе ставят. В некоторых случаях можно модифицировать происходящие в группе взаимодействия или поведение участников в целом, используя групповые возможности для подкрепления поведения всех участников в направлении достижения их целей. Репетиция поведения при ее использовании ведущим тренинговой группы может быть сведена к выполнению следующих семи задач:

 

· определение того, какого рода поведение нуждается в репетиции;

· инструктаж участника и обучение его разыгрыванию сцены;

· повторение сцены с целью улучшить действия ее участников;

· моделирование желательного поведения;

· использование подходов, которые предусматривают иерархию отдельных задач и их последовательное выполнение в случаях, когда решаемая проблема слишком трудна для мигрантов и вызывает у них тревогу;

· многократная репетиция поведения на протяжении всего занятия в группе;

· получение обратной связи о поведении мигранта в обычных для него условиях.

 

1. Упражнение "Репетиция уверенного поведения" (60 мин)

Цель: введение в процедуру репетиции поведения.

Материалы: бумага и карандаши.

Подготовка: ведущий группы должен иметь опыт в сфере репетиции поведения и тренинге уверенности в себе.

Процедура: необходимо вообразить ситуацию, в которой участникам хочется вести себя уверенно, и записать ее. Для этого можно потратить несколько минут на "мозговой штурм" с участием всей группы, чтобы в голову пришли новые идеи. Но при этом ситуация, выбранная каждым участником группы, должна иметь для него личное значение. Затем группа должна быть поделена на подгруппы по пять-шесть человек.
В каждой из них кто-то вызывается быть первым и очень коротко описывает ту стрессовую ситуацию, которую хочет проработать.

Необходимо структурировать ситуацию, выбрав участников на соответствующие роли данной ситуации. Автор ситуации должен как можно более уверенно донести свое мнение до сведения участников ситуации, играющих роли. Через пару минут нужно сделать паузу, чтобы получить обратную связь от всей подгруппы. Эта обратная связь должна быть конкретной и конструктивной и касаться именно поведения и ничего больше. После этого автор высказывается, что ему самому понравилось в своем поведении, и определяет, что бы хотел изменить в нем. Если автор ситуации зашел в тупик, то он должен выслушать предложения от партнеров. Затем роли данной ситуации берут на себя другие участники группы, и взаимодействие продолжается. После пары минут репетиции поведения с новым партнером снова необходимо сделать паузу для получения обратной связи и предложений от группы. Так продолжается до тех пор, пока все в группе не получат возможность сыграть свою роль партнера по взаимодействию. Если автор ситуации делает успехи и начинает все лучше владеть ситуацией, партнеры по группе усиливают противодействие, разыгрывая все большее упрямство и враждебность. При этом важно дать тому, кто тренирует свою уверенность в себе, возможность каждый раз побеждать, чтобы его опыт всегда был позитивным.

2. Упражнение на релаксацию

Очень неуверенные в себе люди часто испытывают значительное беспокойство и тревогу в самых обычных ситуациях, возникающих при общении между людьми. В тренинговой группе участники осваивают специальные приемы релаксации, которые помогают им тормозить тревогу. Существует несколько вариантов релаксации. Большинство из них основаны на процедуре прогрессивной мышечной релаксации и предусматривают последовательное напряжение и расслабление различных мышечных групп. Например, сжимая кулак и разжимая его, участники группы могут научиться различать состояния напряжения и релаксации и, в конце концов, расслаблять свои мышцы произвольно. Часто релаксационный тренинг используется в сочетании с мысленными представлениями, как, например, при так называемой систематической десенсибилизации. Этот прием релаксационного тренинга сопряжен с двумя дополнительными процедурами. Вначале ситуации, которые вызывают тревогу или страх, выстраиваются в иерархическую систему — от вызывающих незначительную тревогу — до таких, которые беспокоят очень сильно.

Второй этап систематической десенсибилизации через воображение предусматривает объединение релаксационных упражнений с мысленным представлением ситуации, вызывающей тревогу и страх. Участников просят закрыть глаза и вообразить ситуацию, которая в его иерархии страхов занимает одну из низших позиций. Как только участник группы сообщает о нарастающем чувстве тревоги, терапевт предлагает ему немедленно остановить игру своего воображения и расслабиться. Эта последовательность действий повторяется снова и снова, пока клиент не окажется в состоянии вызывать в своем воображении всю иерархию ситуаций, вызывавших тревогу и страх, не испытывая при этом беспокойства. Очень важно, чтобы тревога была сведена к минимуму, иначе она только получит лишнее подкрепление. Суть описанного приема заключается в замещении тревожной реакции на вызывающую тревогу и страх ситуацию реакцией релаксации.

Один из вариантов упражнения "Релаксация" (15 мин).

Цель: релаксация (расслабление) — это один из наиболее часто используемых технических приемов. Релаксационный тренинг может быть частью программы тренинга уверенности в себе и применяться для снижения торможения и борьбы со специфическими страхами и тревогой.

Необходимое время: полчаса или больше.

Материалы: специальные магнитофонные записи.

Подготовка: если магнитофонные записи не используются, опытом проведения релаксационного тренинга должен обладать ведущий группы.

Ведущий в своей работе может пользоваться также приведенными ниже инструкциям, которые надо произносить спокойным тоном, постоянно и настоятельно напоминая участникам о том, что напряжение их покидает:

"Сядьте в удобное кресло. Руки свободно опущены. Кисти рук положены на бедра. Стопы стоят на полу. (Или можно лечь на спину на пол.) Закройте глаза. Сделайте два-три глубоких вздоха, обращая внимание на то, как воздух наполняет легкие до самой диафрагмы. Вытяните правую руку и сожмите кисть в кулак. Прочувствуйте напряжение в кулаке. Через 5—10 секунд концентрации на этом напряжении расслабьте руку. Разожмите кулак и прочувствуйте, как напряжение проходит, уступая место чувству расслабленности и комфорта. Сосредоточьтесь на различиях между напряжением и релаксацией. Через 15—20 секунд снова сожмите правую руку в кулак, испытывайте чувство напряжения в руке в течение 5—10 секунд и опять разожмите кулак. Прочувствуйте тепло и расслабленность в руке. Через 15—20 секунд повторите всю процедуру левой рукой. Старайтесь сосредоточиться только на тех группах мышц, которые вы напрягаете и расслабляете, и не напрягайте при этом остальные мышцы.

Используйте имеющееся у вас время на выполнение таких же циклов напряжения/расслабления со следующими группами мышц (указаны действия, необходимые для напряжения мышц):

руки — сгибайте их, чтобы напрягать бицепсы;

руки — разгибайте их, чтобы напрягать трицепсы;

плечи — поочередно горбите и распрямляйте их;

шея — наклоняйте голову вперед, пока подбородок не упрется в грудь;

рот — открывайте его как можно шире;

язык — надавливайте им на нёбо;

глаза — крепко их зажмуривайте;

лоб — поднимайте брови как можно выше;

спина — прогибайте ее, выпячивая грудь (будьте осторожны, если спина у вас не в порядке!);

ягодицы — сокращайте ягодичные мышцы;

живот — втягивайте его к позвоночнику;

икры — прижимайте пальцы ног к верху обуви.

Добиваясь расслабления определенной группы мышц, каждый раз убеждайтесь в том, что оно полное. Заканчивая упражнение, сделайте два-три глубоких вздоха и прочувствуйте, как расслабленность расходится по всему телу — от рук до плеч и далее — к груди, туловищу, ногам. Когда будете готовы открыть глаза, медленно сосчитайте в обратном порядке от 10 до 1, на каждом счете чувствуя себя все более бодрым и свежим".

Перерыв на обед (60 мин)



2020-02-04 204 Обсуждений (0)
Шаг 3. Репетиция уверенного поведения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Шаг 3. Репетиция уверенного поведения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)