Нормативно-правововые акты по кооперации в сельском хозяйстве.
Основу современного сельскохозяйственного кооперативного законодательства Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации". Он принят Государственной Думой 18 ноября 1995 г., одобрен Советом Федерации 28 ноября 1995 г. и подписан Президентом Российской Федерации 8 декабря 1995 г., вступил в действие 16 декабря 1995 года, с момента официального опубликования в "Российской газете". Принятие Закона о сельхозкооперации было предусмотрено в ст. 14 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации": "Особенности создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов (производственных, перерабатывающих, обслуживающих сельскохозяйственных производителей) определяются Законом о сельскохозяйственной кооперации". В июне 1992 года принят Федеральный закон "О потребительской кооперации", который не распространяется на сельскохозяйственные потребительские кооперативы (ст. 48 ЗоСК), а 8 мая 1996 г. принят Федеральный закон "О производственных кооперативах", устанавливающий, что особенности создания и деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов определяются Законом о сельскохозяйственной кооперации (п. 2 ст. 2). В настоящее время готовится закон о сельскохозяйственных кредитных кооперативах. Таким образом, развитие кооперативного законодательства в России пошло по отраслевому пути. В результате складывающаяся система российского кооперативного законодательства оказалась весьма сложной. Уже принятые законы по-разному решают вопросы организации и деятельности кооперативов одного и того же типа. Общего закона о кооперации в России нет. Разработка и принятие его остаются актуальными. Такой закон мог бы установить единые принципы кооперативного законодательства, в соответствии с которыми были бы уточнены и унифицированы уже действующие законы, и стала бы ясна концепция дальнейшего развития законодательства о кооперации. Характерной чертой Закона о сельхозкооперации является то, что он восстановил традиции и искусственно разорванную связь времен в кооперативном движении в России. Вновь нарождающийся кооперативный сектор в сельском хозяйстве требует всемерного внимания и поддержки, которые оказывают ему сейчас в недостаточной мере. Статья 45 ЗоСК указывает на необходимость создания журнала по проблемам кооперации, введения обучения кооператоров, исследования проблем кооперации. Сказанное относится и к правовым проблемам сельхозкооперации. С точки зрения права сельскохозяйственная кооперация — этокомплексная многоотраслевая структура, регулируемая нормами, относящимися к различным отраслям экономического законодательства. Определяющей правовой основой развития сельскохозяйственной кооперации являются статьи Конституции Российской Федерации, предоставляющие гражданам право на объединение и осуществление различных видов совместной деятельности. Создание и развитие сельскохозяйственных кооперативов, их отношения с другими экономическими контрагентами в законодательной практике стран с рыночной экономикой традиционно регулируются нормами гражданского права. К ним применяются также нормы административного, финансового, налогового, земельного, трудового законодательства. Ни одна из названных отраслей права не может осуществлять всестороннее регулирование деятельности сельскохозяйственных кооперативов. Во-первых, должна быть учтена специфика кооперативной формы организации производства. Во-вторых, эта форма функционирует в весьма сложной системе межотраслевых хозяйственных связей. Исходя из этого и учитывая специфику сельского хозяйства как отрасли, связанной с биологическими и природно-климатическими процессами, обусловливающими повышенный производственный риск, необходимо принять особый комплексный законодательный акт, в котором нормы различных отраслей права применяются через отношения членства и учёт отраслевой специфики кооперативной деятельности в аграрном секторе, что требует более гибкого и дифференцированного подхода к правовому регулированию отдельных видов кооперативов. Для совершенствования законодательной базы требуется определить наиболее важные вопросы функционирования сельскохозяйственных кооперативов, в том числе: § четкое юридическое определение кооператива, отличающее его от акционерных и других типов предприятий; § четкое и функциональное правовое разграничение производственных и обслуживающих кооперативов; § разработка перечня разрешенной деятельности для кооперативов; § четкое определение паевых отношений как производственных, так и обслуживающих кооперативов; § отнесение регулирования отдельных сторон функционирования кооперативной деятельности к соответствующему законодательству страны (Гражданскому кодексу, трудовому, земельному и прочему законодательству); § выявление особенностей распространения на кооперативы антимонопольного и налогового законодательства. Что же касается детального регулирования отдельных (часто второстепенных) сторон кооперативной деятельности, то это — предмет будущего, когда кооперативная система в сельском хозяйстве получит широкое распространение и будет накоплен соответствующий положительный и негативный опыт ее деятельности. Закон "О сельскохозяйственной кооперации" не снимает с повестки дня дальнейшей нормотворческой деятельности в продовольственном хозяйстве нашей страны. Требует разработки и принятия закон о сельскохозяйственных кредитных кооперативах как организациях мелкого кредита, в первую очередь фермерского производства. На основе Закона о кооперации должен быть подготовлен целый ряд дополнительных разъясняющих нормативных документов, так как по сложившейся в российском законодательстве традиции законы не имеют, как правило, прямого действия. Необходимо разработать инструкции по регистрации кооперативов (на предмет проверки соответствия уставов законодательству), по взиманию налогов, по бухгалтерскому учету в кооперативах и т. д. Кроме того, необходимы освещенные авторитетом государства примерные уставы кооперативов различного типа. Другим не менее важным направлением государственной политики по развитию сельскохозяйственной кооперации должна стать Финансовая поддержка экономических кооперативных структур, особенно на стартовом этапе их развития. Для осуществления этой деятельности необходимо создание специального фонда поддержки сельскохозяйственной кооперации, который бы предусматривал четкий порядок предоставления кооперативам льготных кредитов для начала их деятельности. И, наконец, условием для формирования и осуществления государственной кооперативной политики в сельском хозяйстве и AПК в целом является разработка Комплексной государственной программы развития сельскохозяйственной кооперации.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (203)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |