ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА ,
КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ И СОЦИОЛОГИИ Кафедра журналистики
Р.П. БАКАНОВ
Актуальные проблемы Современной науки И журналистика
Учебно-методическое пособие
Для студентов, обучающихся по специальности 030601 – «Журналистика» (ОЗО)
Казань – 2010 Научный редактор Доктор филологических наук, профессор В.З. Гарифуллин
Печатается по решению заседания кафедры журналистики Казанского (Приволжского) Федерального университета Протокол № 7 от 25.05.2010 г.
Рецензенты Доктор философских наук, профессор С.К. Шайхитдинова
Кандидат филологических наук, доцент Д.В. Туманов
Баканов Р.П. Актуальные проблемы современной науки и журналистика: Программа дисциплины, методические указания и материалы к лекциям и практическим занятиям для студентов заочного отделения журналистики Казанского (Приволжского) Федерального университета, обучающихся по специальности 030601 – «Журналистика» / Автор: канд. фил. наук, старший преподаватель кафедры журналистики К(П)ФУ Р.П. Баканов. – Казань: Казанск. гос. ун-т, – 2010. – 152 с.
В учебно-методическое пособие по дисциплине «Актуальные проблемы современной науки и журналистика» включены: требования к студентам по успешному освоению дисциплины, программа курса, методические указания по преподаванию и изучению данной дисциплины, материалы к лекциям, глоссарий терминов, примерный перечень тем реферативных работ, контрольные вопросы для итогового зачета по дисциплине. Цикл: ОПД.03 – Общепрофессиональные дисциплины.
Соответствует требованиям ГОС.
© Казанский (Приволжский) Федеральный университет, 2010 © Р.П.Баканов, 2010 СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………5 ЗАДАЧИ КУРСА…………………………………………………………………...5 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА…………………..6 ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ…………………..7 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………...7 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО УСПЕШНОМУ УСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ………………………….8
МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИЯМ………………………………………………..….13
1. НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ ЗНАНИЙ……………………………...13
1.1. Наука и общество. Многообразие форм знания……………………………..13 1.2. Наука как социальный феномен………………………………………………18 1.3. Научное знание как система. Особенности и структура научного знания…………………………………………………………………….23 1.4. Особенности уровней научного познания…………………………………...27 1.5. Возникновение науки…………………………………………………….……29 1.6. Развитие науки в период формирования классической научной картины мира……………………………………………..33 1.7. Развитие науки в период формирования неклассической научной картины мира…………………………………………..37 1.8. Развитие науки в период формирования постнеклассической научной картины мира……………………………………..48
2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА………...51 2.1. Актуальные проблемы смежных научных дисциплин……………………...51 - феномен пассионарности человека…………………………………………51 - виртуализация современной реальности…………………………………...53 - клонирование живых организмов и человека……………………………...54 - внедрение инноваций в экономику государств……………………………56 - развитие нанотехнологий…………………………………………………...57 - мировая глобализация……………………………………………………….58 - глобальное потепление климата…….……………………………………...64 - вероятность возникновения парникового эффекта…………………..……65 - медийное образование населения разных стран…………………………...67 - запуск Большого адронного коллайдера………………………………….70 - экология и судьбы человечества……………………………………………72 - становление гелиобиологии………………………………………………...76 - пересмотр (фальсификация) фактов истории……………………………...78 2.2. Социально-экономический проблемы современной науки…………………82 - резкое падение ее престижа…………………………………………………83 - невысокое материальное обеспечение ученых…………………………….86 - эмиграция российских ученых за рубеж…………………………………...87 - снижение в российском обществе популярности научной журналистики91 - низкий уровень электронного обучения в России………………………...92 - задачи реализации государственной политики в области науки…………94
3. ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ……………………………………………..95 3.1. Становление распространения научного знания в России XVIII – XIX веков………………………………………………………..95 3.2. Популяризация достижений науки в России в ХХ веке…………………...103 3.3. Функции, принципы и аудитория научной популяризации в СМИ………111 3.4. Проблемы популяризации научного знания в российских СМИ…………113 3.5. Современные подходы к проблеме популяризации научного знания……116 3.6. Источники информации для журналиста, пишущего о науке…………….122 3.7. Объединения научных журналистов в России……………………………..128
РОССИЙСКИЕ УЧЕНЫЕ – ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ В РАЗНЫЕ ГОДЫ…………………………………………………………..…...130
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..…………………...134
ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ…………………………………………………….135
ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ………………………...141
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...142 Базовые учебники…………………………………………………………………142 Основная литература……………………………………………………………...142 Дополнительная литература……………………………………………………...142
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ (сайты научно-популярных изданий и сетевых научных агентств)…………...147 Ресурсы Рунета……………………………………………………………………147 Сайты специализированных изданий……………………………………………149 Ссылки на сайты международных научных изданий…………………………..150
СПИСОК ИЗВЕСТНЫХ УЧЕНЫХ И ЖУРНАЛИСТОВ – ПОПУЛЯРИЗАТОРОВ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ (для подготовки студентов к коллоквиуму)……………………………………..151 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дисциплина предназначена для студентов факультетов и отделений журналистики и способствует формированию у слушателей представлений о современном состоянии науки; ее основных достижениях как в в XVIII – XX веках, так и в последние годы; о направлениях, течениях, ее отечественных и зарубежных крупнейших представителях. Акцент в подаче материала делается на проблеме взаимодействия науки и журналистики: способах популяризации достижений технического прогресса и взглядах человека на окружающий мир и освоение и использование (а также возможностях использования) самими журналистами этих достижений. Немаловажное значение придается вопросам социологии общества, новым веяниям в области политико-экономических учений и их увязке с публицистикой, а также актуальным проблемам современной научной деятельности. Мы позиционируем курс «Актуальные проблемы современной науки и журналистика» как междисциплинарный. Сюда входят сведения из таких областей знания, как философия и метолодогия науки, социология, история, история журналистики, а также блока естественно-научных дисциплин: естествознание, физика, химия, астрономия, биология. Понимая, что многие сведения, взятые из указанных дисциплин, студентам-гуманитариям понять будет очень трудно, мы сосредоточили внимание только на самом главном – сделанных в разное время научных открытиях; информации о работе крупнейших российских и зарубежных ученых и выдвигаемых ими теориях и концепциях; об актуальных проблемах различных отраслей современной науки; специфике популяризации науки и современному состоянию научной журналистики в России. Основная форма изложения материала студентам в рамках настоящей дисциплины – лекция. При обучении настоящей дисциплине, мы стараемся способствовать профессиональной подготовке, воспитанию и становлению полноценной, всесторонне развитой творческой личности слушателя.
Вернуться к Содержанию
Задачи курса
1. Ознакомить студентов с современными основными научными течениями и направлениями мировой науки, с историей их возникновения, ключевыми терминами и понятиями, а также со спецификой научной журналистики – отдельной области СМИ. 2. Дать представление учащимся о периодах развития научного знания (периоды класической, неклассической и постнеклассической научных картин мира), о сделанных в каждый из указанных периодов основных научных открытиях и ученых, которые их совершили. 3. Проанализировать основные проблемы современной мировой науки. 4. Дать представление студентам о методах сбора информации, применяемых в журналистике и в научной деятельности, а также о специфике научного и жуналистского фактов. 5. Обучить студентов правилам самостоятельной подготовки научно-популярного материала, рассказывающего о достижениях ученых. 6. Научить студента ориентироваться в функциях, типах аудитории и трех уровнях популяризации научного знания.
Вернуться к Содержанию
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА ,
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (176)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |