Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА ,



2020-02-04 176 Обсуждений (0)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА , 0.00 из 5.00 0 оценок




КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ И СОЦИОЛОГИИ

Кафедра журналистики

 

 

Р.П. БАКАНОВ

 

Актуальные проблемы

Современной науки

И журналистика

 

Учебно-методическое пособие

 

Для студентов, обучающихся по специальности

030601 – «Журналистика» (ОЗО)

 

Казань – 2010


Научный редактор

Доктор филологических наук, профессор

В.З. Гарифуллин

 

Печатается по решению

заседания кафедры журналистики

Казанского (Приволжского) Федерального университета

Протокол № 7 от 25.05.2010 г.

 

Рецензенты

Доктор философских наук, профессор

С.К. Шайхитдинова

 

Кандидат филологических наук, доцент

Д.В. Туманов

 

 

Баканов Р.П.

Актуальные проблемы современной науки и журналистика: Про­грамма дисциплины, методические указания и материалы к лекциям и практическим занятиям для студентов заочного отделения журналистики Казанского (Приволжского) Федерального университета, обучающихся по специальности 030601 – «Журналистика» / Автор: канд. фил. наук, старший преподаватель кафедры журналистики К(П)ФУ Р.П. Баканов. – Казань: Казанск. гос. ун-т, – 2010. – 152 с.

 

В учебно-методическое пособие по дисциплине «Актуальные проблемы современной науки и журналистика» включены: требования к студентам по успешному освоению дисциплины, программа курса, методические указания по преподаванию и изучению данной дисциплины, материалы к лекциям, глоссарий терминов, примерный перечень тем реферативных работ, контрольные вопросы для итогового зачета по дисциплине.

Цикл: ОПД.03 – Общепрофессиональные дисциплины.

 

Соответствует требованиям ГОС.

 

© Казанский (Приволжский)

Федеральный университет, 2010

  © Р.П.Баканов, 2010


СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………5

ЗАДАЧИ КУРСА…………………………………………………………………...5

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА…………………..6

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ…………………..7

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………...7

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ

ПО УСПЕШНОМУ УСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ………………………….8

 

МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИЯМ………………………………………………..….13

 

1. НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ ЗНАНИЙ……………………………...13

 

1.1. Наука и общество. Многообразие форм знания……………………………..13

1.2. Наука как социальный феномен………………………………………………18

1.3. Научное знание как система. Особенности и структура

научного знания…………………………………………………………………….23

1.4. Особенности уровней научного познания…………………………………...27

1.5. Возникновение науки…………………………………………………….……29

1.6. Развитие науки в период формирования

классической научной картины мира……………………………………………..33

1.7. Развитие науки в период формирования

неклассической научной картины мира…………………………………………..37

1.8. Развитие науки в период формирования

постнеклассической научной картины мира……………………………………..48

 

2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА………...51

2.1. Актуальные проблемы смежных научных дисциплин……………………...51

- феномен пассионарности человека…………………………………………51

- виртуализация современной реальности…………………………………...53

- клонирование живых организмов и человека……………………………...54

- внедрение инноваций в экономику государств……………………………56

- развитие нанотехнологий…………………………………………………...57

- мировая глобализация……………………………………………………….58

- глобальное потепление климата…….……………………………………...64

- вероятность возникновения парникового эффекта…………………..……65

- медийное образование населения разных стран…………………………...67

- запуск Большого адронного коллайдера………………………………….70

- экология и судьбы человечества……………………………………………72

- становление гелиобиологии………………………………………………...76

- пересмотр (фальсификация) фактов истории……………………………...78

2.2. Социально-экономический проблемы современной науки…………………82

- резкое падение ее престижа…………………………………………………83

- невысокое материальное обеспечение ученых…………………………….86

- эмиграция российских ученых за рубеж…………………………………...87

- снижение в российском обществе популярности научной журналистики91

- низкий уровень электронного обучения в России………………………...92

- задачи реализации государственной политики в области науки…………94

 

3. ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В РОССИИ:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ……………………………………………..95

3.1. Становление распространения научного знания

в России XVIII – XIX веков………………………………………………………..95

3.2. Популяризация достижений науки в России в ХХ веке…………………...103

3.3. Функции, принципы и аудитория научной популяризации в СМИ………111

3.4. Проблемы популяризации научного знания в российских СМИ…………113

3.5. Современные подходы к проблеме популяризации научного знания……116

3.6. Источники информации для журналиста, пишущего о науке…………….122

3.7. Объединения научных журналистов в России……………………………..128

 

РОССИЙСКИЕ УЧЕНЫЕ – ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ

В РАЗНЫЕ ГОДЫ…………………………………………………………..…...130

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..…………………...134

 

ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ…………………………………………………….135

 

ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ………………………...141

 

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...142

Базовые учебники…………………………………………………………………142

Основная литература……………………………………………………………...142

Дополнительная литература……………………………………………………...142

 

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

(сайты научно-популярных изданий и сетевых научных агентств)…………...147

Ресурсы Рунета……………………………………………………………………147

Сайты специализированных изданий……………………………………………149

Ссылки на сайты международных научных изданий…………………………..150

 

СПИСОК ИЗВЕСТНЫХ УЧЕНЫХ И ЖУРНАЛИСТОВ

– ПОПУЛЯРИЗАТОРОВ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

(для подготовки студентов к коллоквиуму)……………………………………..151


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Настоящая дисциплина предназначена для студентов факультетов и отделений журналистики и способствует формированию у слушателей представлений о современном состоянии науки; ее основных достижениях как в в XVIII – XX веках, так и в последние годы; о направлениях, течениях, ее отечественных и зарубежных крупнейших представителях.

Акцент в подаче материала делается на проблеме взаимодействия науки и журналистики: способах популяризации достижений технического прогресса и взглядах человека на окружающий мир и освоение и использование (а также возможностях использования) самими журналистами этих достижений. Немаловажное значение придается вопросам социологии общества, новым веяниям в области политико-экономических учений и их увязке с публицистикой, а также актуальным проблемам современной научной деятельности.

Мы позиционируем курс «Актуальные проблемы современной науки и журналистика» как междисциплинарный. Сюда входят сведения из таких областей знания, как философия и метолодогия науки, социология, история, история журналистики, а также блока естественно-научных дисциплин: естествознание, физика, химия, астрономия, биология. Понимая, что многие сведения, взятые из указанных дисциплин, студентам-гуманитариям понять будет очень трудно, мы сосредоточили внимание только на самом главном – сделанных в разное время научных открытиях; информации о работе крупнейших российских и зарубежных ученых и выдвигаемых ими теориях и концепциях; об актуальных проблемах различных отраслей современной науки; специфике популяризации науки и современному состоянию научной журналистики в России.

Основная форма изложения материала студентам в рамках настоящей дисциплины – лекция. При обучении настоящей дисциплине, мы стараемся способствовать профессиональной подготовке, воспитанию и становлению полноценной, всесторонне развитой творческой личности слушателя.

 

Вернуться к Содержанию

 

 

Задачи курса

 

1. Ознакомить студентов с современными основными научными течениями и направлениями мировой науки, с историей их возникновения, ключевыми терминами и понятиями, а также со спецификой научной журналистики – отдельной области СМИ.

2. Дать представление учащимся о периодах развития научного знания (периоды класической, неклассической и постнеклассической научных картин мира), о сделанных в каждый из указанных периодов основных научных открытиях и ученых, которые их совершили.

3. Проанализировать основные проблемы современной мировой науки.

4. Дать представление студентам о методах сбора информации, применяемых в журналистике и в научной деятельности, а также о специфике научного и жуналистского фактов.

5. Обучить студентов правилам самостоятельной подготовки научно-популярного материала, рассказывающего о достижениях ученых.

6. Научить студента ориентироваться в функциях, типах аудитории и трех уровнях популяризации научного знания.

 

Вернуться к Содержанию

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА ,



2020-02-04 176 Обсуждений (0)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА , 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА ,

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (176)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)