Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Г . – Ж.И. Алферов – премия за работы по получению полупроводниковых структур, которые могут быть использованы для сверхбыстрых компьютеров.



2020-02-04 245 Обсуждений (0)
Г . – Ж.И. Алферов – премия за работы по получению полупроводниковых структур, которые могут быть использованы для сверхбыстрых компьютеров. 0.00 из 5.00 0 оценок




Ж.И. Алферов открыл и создал быстродействующие опто- и микроэлектронные устройства на базе полупроводниковых гетероструктур: быстродействующие транзисторы, лазерные диоды для систем передачи информации в оптоволоконных сетях, мощные эффективные светоизлучающие диоды, способные в будущем заменить лампы накаливания, и так далее.

Большинство полупроводниковых приборов основано на использовании р-п-перехода, образующегося на границе между частями одного и того же полупроводника с разными типами проводимости (электронной и дырочной), создаваемыми за счет внедрения соответствующих примесей. Гетеропереход – это контакт двух разных по своему химическому составу полупроводников с разной шириной запрещенной зоны. Реализация гетеропереходов обусловила возможность создания электронных и оптоэлектронных приборов чрезвычайно малых размеров вплоть до атомных масштабов[106].

2003 г . – А.А. Абрикосов, В.Л. Гинзбург – премия за пионерский вклад в теорию сверхпроводников и сверхтекучих жидкостей.

2010 год – А.К. Гейм и К.С. Новоселов. Премия присуждена за получение графена – двумерного кристаллического углеродного материала, который удобно представить в виде одного слоя углеродных атомов, образующих слоистую структуру графита. Графен уникален тем, что благодаря своей двумерной структуре может проявлять как свойства проводника, причем очень хорошего, так и полупроводниковые свойства. Разработка методики его промышленного получения практически сразу приведет к созданию первых интегральных микросхем.

Интересно, что в 2000 году А.К. Гейм за эксперимент с «летающей лягушкой» вместе с сэром Майклом Берри из университета Бристоля получил и Шнобелевскую премию.

Нобелевский лауреат по химии:

1956 г . – Н.Н. Семенов – премия за исследования в области механизма химических реакций. Ученый доказал, что многие химические реакции, включая реакцию полимеризации, осуществляются с помощью механизма цепной или разветвленной цепной реакции. Теория открыла возможность решить главную проблему теоретической химии – связь между реакционной способностью и структурой частиц, вступающих в реакцию.

Нобелевские лауреаты по физиологии и медицине:

1904 г . – И.П. Павлов – премия за работу по физиологии пищеварения, благодаря которой было сформировано более ясное понимание жизненно важных аспектов этого вопроса. Его эксперименты, касающиеся пищеварительной системы, привели к открытию условных рефлексов. Мастерство Ивана Павлова в хирургии было непревзойденным. Он настолько хорошо владел обеими руками, что никогда не было известно, какой рукой он будет действовать в следующий момент.

1908 г . – И.И. Мечников – премия за труды по иммунитету. Наиболее важный вклад Ильи Мечникова в науку носил методологический характер: цель ученого состояла в том, чтобы изучать «иммунитет при инфекционных заболеваниях с позиций клеточной физиологии». Имя Мечникова также связано с популярным коммерческим способом изготовления кефира.

Нобелевский лауреат по экономике:

1975 г . – Л.В. Канторович – премия за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов. Метод Леонида Канторовича, разработанный для решения проблем, связанных с производством фанеры, и известный сегодня как метод линейного программирования, нашел широкое экономическое применение во всем мире. Открыл новый раздел математики – линейное программирование.

Нобелевские лауреаты по литературе:

1933 г . – И.А. Бунин – премия за художественное мастерство, благодаря которому он продолжил традиции русской классики в лирической прозе.

1958 г . – Б.Л. Пастернак – премия за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы (писатель отказался от ее получения). Борис Пастернак был исключен из Союза писателей, ему грозили высылкой из страны, было даже заведено уголовное дело по обвинению в измене родине. Все это вынудило Пастернака отказаться от Нобелевской премии (диплом и медаль были вручены его сыну в 1989 году).

1965 г . – М.А. Шолохов – премия за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время.

1970 г . – А.И. Солженицын – премия за нравственную силу в развитии лучших традиций русской литературы.

1987 г . – И.А. Бродский – премия за многогранное творчество, отмеченное остротой мысли и глубокой поэтичностью.

Лауреаты Нобелевской премии мира:

1975 г . – А.Д. Сахаров – премия за бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми и за мужественную борьбу со злоупотреблением властью и любыми формами подавления человеческого достоинства.

1990 г . – М.С. Горбачев – премия за ведущую роль в мирном процессе, который сегодня характеризует важную составную часть жизни международного сообщества. Генеральный секретарь Коммунистической партии Советского Союза, в 1980-е гг. осуществивший программу экономических и социальных реформ, известных как «перестройка» и «гласность». Боролся с коррупцией, изменил внешнюю политику Советского Союза в сторону большей открытости. Вывел советские войска из Афганистана. Первый и единственный президент СССР.

 

С 1991 года, за несколько дней до вручения Нобелевской премии, присуждаются «Игнобелевские» (второе название «Шнобелевские») премии – за достижения, которые невозможно воспроизвести или же нет смысла это делать. Премия учреждена Марком Абрахамсом и юмористическим журналом «Анналы невероятных исследований». За исключением трех премий, присуждённых в первый год, их вручают за реальные труды. Первые церемонии вручения премии проходили в Массачусетсском технологическом институте. Сегодня Шнобелевскую премию вручают в Гарварде накануне вручения Нобелевской премии. Награду обладателям вручают настоящие нобелевские лауреаты.

 

Вернуться к Содержанию


Заключение

 

Вы обзорно изучили дисциплину «Актуальные проблемы современной науки и журналистика. Дисциплину сложную, теоретическую со значительным количеством научных терминов. Мы считаем, что во время учебы в вузе начинающий журналист должен получить максимум информации из различных областей знания. Это позволит расширить кругозор молодого специалиста. Думается, что профессиональное мастерство выпускника факультета или отделения журналистики выражается не только в том, за сколько времени и в каком жанре он сможет написать материал на заданную тему, но и во владении сведениями из смежных дисциплин, а также в умении применить на практике научные методы сбора информации.

При подготовке публикации журналисту всегда приходится что-то уточнять, дополнять, исправлять. Материал, изложенный в настоящей дисциплине, должен поспособствовать корректному представлению будущих работников СМИ о деятельности ученых, а также проблемах и современном состоянии научной журналистике в целом. Кто знает, вдруг придется писать о проблемах науки?

Осваивая материал данного курса, не стоит опираться только на один источник информации. Ваша задача – получить как можно более полное представление о современном состоянии науки в России и мире, наиболее значимых ее достижениях и о таком направлении в СМИ, как научная журналистика. Ознакомившись с публикациями из перечня источников для обязательного чтения, вы получите только предварительные впечатления о том, что такое научная деятельность и научная журналистика.

В лекционный материал мы включили только самые основные сведения из таких областей, как философия и методология науки, история научного знания, коммуникативистика, а также некоторые сведения из естественно-научных и гуманитарных дисциплин. Мы постарались представить вам актуальные проблемы современной журналистики с двух сторон. Во-первых, с исторической точки зрения, показав контекст, в рамках которого было совершено конкретное открытие. Во-вторых, привлечь ваше внимание к вопросам освещения научных открытий в СМИ за весь период существования российской журналистики.

Указанный ниже перечень дополнительной литературы преденазначен для углубленного изучения актуальных вопросов современной науки. Не бойтесь определить для себя, что такое наука – этот малоизведанный для вас мир.

 

Вернуться к Содержанию


ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ

Актуализм – метод в мировой научной журналистике к освещению научных фактов и явлений. Это поверхностный, лишенный научности рассказ, понятный всей аудитории, вне зависимости от ее возраста и образования. Его тема непременно должна быть интересна для каждого читателя, желательно – сенсационна. В подаче информации используется много средств художественной выразительности, заголовки часто броские, привлекающие внимание. Стиль повествования должен быть развлекательным. Творческое кредо сторонников актуализма – во что бы то ни стало угодить потребителю.

Анализ документов – метод получения информации посредством изучения текстовых сообщений, зафиксированных на магнитной ленте, дисках, кино- и фотопленке, а также в рукописях и печатных листах. Позволяет получить сведения о прошедших событиях, наблюдение которых невозможно.

Антиглобализация – противостояние процессу глобализации.

Антикумулятивизм – направление, представители которого считают, что в ходе развития познания не существует каких-либо устойчивых и сохраняющихся компонентов. Переход от одного этапа эволюции наук к другому связан лишь с пересмотром фундаментальных идей и методов. История науки изображается представителями антикумулятивизма в виде непрекращающейся борьбы и смены теорий и методов, между которыми нет ни логической, ни даже содержательной преемственности.

Антисциентизм –мировоззренческая позиция,подчеркивающая ограниченность возможностей науки, а в своих крайних формах толкует ее как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека.

Виртуальная реальность – вымышленный мир, инореальность, сознательный уход от реальности. За такими ее характеристиками, как иллюзорность, мир грез и мечтаний, скрываются претензии на статус сущего, претензия на состояние удовлетворенности.

Военно-техническая революция – совершенствование видов вооружения и экипировки армии.

«Всемирная деревня» (или «всемирная глобальная деревня») – термин Маршалла Маклюэна, введенный им для обозначения сущности новой коммуникационной и культурной ситуации, которая оформилась в результате распространения в мире электронных средств связи, благодаря чему люди получили возможность мобильной коммуникации между самыми отдаленными точками на нашей планете.

Гелиобиология (от слов «гелио» и «биология») – раздел биофизики, изучающий влияние изменений активности Солнца на земные организмы.

Глобализация – процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах.

Глобальное потепление — процесс постепенного увеличения среднегодовой температуры атмосферы Земли и Мирового океана.

Гуманизм – направление в философии, науке и искусстве, акцентирующее внимание на внутренних и внешних качествах человека и рассматривающее человека как «меру всех вещей».

Дедукция – движение познания от общего к частному, восхождение от абстрактного к конкретному.

Журналистское образование – система подготовки литературных сотрудников газет, журналов, радиовещания и телевидения, Интернет-изданий, а также редакторов массовой литературы.

Идеализация – процесс создания чисто мысленных предметов.

Идеалы и нормы научного познания – совокупность определенных концептуальных, ценностных, методологических и иных установок, свойственных науке на каждом конкретно-историческом этапе ее развития. Их основная функция – организация и регуляция процесса научного исследования, ориентация на более эффективные пути, способы и формы достижения истинных результатов. При переходе на новый этап научного исследования (например, от классической к неклассической науке) кардинально меняются его идеалы и нормы. Их характер определяется в первую очередь предметом познания, спецификой изучаемых объектов.

Изобретение – новые приборы, механизмы, инструменты, созданные человеком.

Индукция– движение авторской мысли от частного к общему.

Инновация (от английского «innovation» – «нововведение», «новшество», «новаторство») – использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления.

Интервьюирование – метод получения информации. Беседа с собеседником или группой лиц по актуальным проблемам современной действительности.

Интернализм – подход в истории и философии науки, сторонники которого считают, что основной силой развития науки являются факторы, связанные с внутренней природой научного знания: логика решения его проблем, соотношение традиций и новаций и т.п. Поэтому главное внимание при изучении науки направляется на описание собственно познавательных процессов.

Информационная сеть – совокупность компьютеров, объединенных средствами передачи данных.

Кибернетика (от греческого «рулевой») – наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе.

Клонирование (от древнегреческого klon – «побег», «черенок») – процесс, предполагающий создание существа, генетически одинакового родителям.

Космизм – философское учение о неразрывном единстве человека и космоса, человека и Вселенной, о регулируемой эволюции мира.

Кумулятивизм (от латинского «увеличение», «скопление») – направление, представители которого считают, что развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме знаний. Такое понимание абсолютизирует количественный момент роста, измерения знания, непрерывность этого процесса и исключает возможность качественных изменений. Момент прерывности и развития науки, научные революции.

Макроконтекст науки – зависимости, образованные широкой социокультурной средой, в которой развивается наука как таковая; это и есть выражение ее социального измерения.

Медиаграмотность – процесс подготовки медиаграмотного человека, обладающего развитой способностью к восприятию, созданию, анализу, оценке медиатекстов, к пониманию социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире, кодовых и репрезентационных систем, используемых в медиа; жизнь такого человека в обществе и мире связана с гражданской ответственностью.

Медиаобразование – 1). Направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и др.). Основные задачи медиаобразования подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию реальной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств».

2). «Обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической, автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования медиа как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких, как, например, математика, физика или география».

Механическая картина мира – научная теория, согласно которой вся Вселенная представляет собой совокупность большого числа неизменных и неделимых частиц, свободно перемещающихся в абсолютном пространстве и времени, связанных силами тяготения.

Микроконтекст науки – зависимость науки от характеристик научного сообщества, работающего в условиях той или иной эпохи.

Мышление – осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий).

Наблюдение – метод получения информации. Направленное, систематическое, непосредственное прослеживание и фиксиование значимых социальных явлений, процессов, событий. Открывает возможность для объективного описания, фиксации всех значимых элементов ситуации через непосредственное восприятие поведения людей в конкретных условиях и в редальном времени.

Наноматериалы – продукты нанотехнологий, их следует характеризовать как материалы, функциональные свойства которых определяются наноуровнем их структуры.

Нанотехнология – междисциплинарная область фундаментальной и прикладной науки и техники, имеющая дело с совокупностью теоретического обоснования, практических методов исследования, анализа и синтеза, а также методов производства и применения продуктов с заданной атомарной структурой путем контролируемого манипулирования отдельными атомами и молекулами.

Наука– это творческая деятельность. Она представляет собой форму духовной деятельности людей, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.

Научная картина мира – ценностная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов. В зависимости от оснований деления различают общенаучную картину мира, которая включает представления о всей действительности и естественнонаучную картину мира Она – в зависимости от предмета познания – может быть физической, астрономической, химической, биологической (в засисимости от вида науки). В общенаучной картине мира определяющим элементом выступает картина мира той области научного знания, которая занимает лидирующее положение на конкретном этапе развития науки.

Научное познание – это процесс получения объективного, истинного знания.

Научно-техническая революция – коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.

Новшество – новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление.

Ноосфера (от греческого – «разум» и «шар») – сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера», «социосфера», «биотехносфера»). Сфера разума.

Объект (предмет, предметная деятельность) – то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина. Это все то, на что направлена мысль исследователя, все, что может быть описано, воспринято, названо, выражено в мышлении.

Опрос – метод получения информации.Обращение к непосредственному носителю изучаемой проблемы, к респонденту, используемое при изучении содержательных характеристик общественного, коллективного или индивидуального создания, которые скрыты от внешнего наблюдения.

Открытие – процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы. В отличие от инновации, открытие делается, как правило, на фундаментальном уровне и не преследует целью получить выгоду.

Пассионарность (passio – от латинского «страсть») – термин
Л.Н. Гумилева, под которым он подразумевал особый вид энергии, представляющий собой «уклонение от видовой нормы, но отнюдь не патологическое». Это некая «точка», источник волны, фактор, выступающий в качестве способности и стремления к изменению окружающей среды.

Позитивизм – направление в методологии науки. Построение различных моделей развития научного знания, рассмотрение их как частных случаев общих эволюционных изменений, совершающихся в мире.

Популяризация науки – процесс распространения результатов научных исследований в массы путем публикации в различных видах СМИ, издании книг, брошюр, листовок.

Постиндустриальное общество – общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.

Сервер – программное обеспечение, хранящее соответствующую своему ресурсу информацию и отвечающее на запросы клиентского программного обеспечения.

Синергетика (от греческих слов «совместно» и «действующий») – междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем).

Синтез – объединение полученных в результате анализа элементов в систему.

Субъект науки – ключевой ее элемент: отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и т.п., в конечном счете – общество в целом.

Сциентизм (от латинского scientia – «знание», «наука») – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Его представители исходят из того, что именно этот тип знания аккумулирует в себе наиболее значимые достижения всей культуры, что он достаточен для обоснования и оценки всех фундаментальных проблем человеческого бытия, для выработки эффективных программ деятельности.

Теоретизм – тенденция в современной методологии науки, утверждающая что факты полностью зависят от теории и при смене теорий происходит изменение всего фактуального базиса науки.

Трафик – объем информации, передаваемый по сети за определенный период времени.

Фальсификация (переписывание истории) – сознательное искажение исторических событий, либо историческое мифотворчество.

Фактуализм – тенденция в современной метологии науки, подчеркивающая независимость и автономность фактов по отношению к различным теориям.

Фотоэффе́кт – испускание электронов веществом под действием света и любого электромагнитного излучения.

Фундаментализм (второе название – сайентизм) – метод в мировой журналистике к освещению научных фактов и явлений. Его сторонники убеждены, что прессе следует освещать научную информацию подробно. Они решительно против нездоровой, как им представляется, сенсационности в этом деле. Фундаментализм тщательно избегает вульгаризации науки, «понимая под этим не только искажение содержания знаний, но и трансформация привычной логико-повествовательной формы». Этот метод полностью исключает элементы занимательности. Темы преподносятся всесторонне, подробно, с массовой разных деталей и честностей. Материалы, подготовленные сторонниками данного метода, рассчитаны на сравнительно небольшой круг заинтересованных читателей, способных понять содержание текстов.

Футуроогия – область научных знаний, исследующая перспективы развития социальных процессов.

Экстернализм – подход в истории и философии науки, представители которого считают, что появление науки обусловлено целиком и полностью внешними для нее обстоятельствами – социальными, экономическими и т.д. Поэтому основной задачей изучения науки является реконструкция социокультурных условий и ориентиров научно-познавательной деятельности («социальных заказов», «социоэкономических условий», «культурно-исторических контекстов» и т.п.).

Эмпиризм(от древнегреченского «опыт») – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму и мистицизму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории).

Эмпирическое знание – знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов.

Этатизм (второе название государственничество) (от французского «État» – государство) – мировоззрение и идеология, абсолютизирующие роль государства в обществе и пропагандирующая максимальное подчинение интересов личностей и групп интересам государства, которое предполагается стоящим над обществом; политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни.

Этносфера – то же, что и антропосфера (то есть, сфера деятельности человека), постоянно меняющаяся в историческом времени и взаимодействующая с ландшафтом планеты.

 

Вернуться к Содержанию




2020-02-04 245 Обсуждений (0)
Г . – Ж.И. Алферов – премия за работы по получению полупроводниковых структур, которые могут быть использованы для сверхбыстрых компьютеров. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Г . – Ж.И. Алферов – премия за работы по получению полупроводниковых структур, которые могут быть использованы для сверхбыстрых компьютеров.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)