Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности уровней научного познания



2020-02-04 196 Обсуждений (0)
Особенности уровней научного познания 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В практике научного познания сущшествует два его вида: эмпирический (то есть, анализ источниковой базы) и теоретический. Остановимся подробнее на каждом из них.

1. Эмпирический уровень.

Сторонники эмпиризма сводят научное знание как целое к его эмпирическому уровню, понижая или вовсе отвергая теоретическое познание. Эмпиризм абсолютизирует роль фактов и недооценивает роль мышления, абстракций, принципов в их обобщении, что делает невозможным выявление объективных законов. Эмпиризм (от греческого «опыт») отрицает активную роль и относительную самостоятельность мышления. Единственным источником познания считается опыт, чувственное познание, вследствие чего эмпиризм всегда был связан с сенсуализмом (от латинского «чувство»).

Эмпирическое исследование направлено на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств, как описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция, а его важнейшим элементом является факт (от латинского «сделанное, свершившееся»).

Любое научное исследование начинается со сбора, систематизации и обобщения фактов. «Факт» имеет следующие основные значения:

1). Некоторый фрагмент действительности, объективные события, результаты, относящиеся либо к объективной реальности (факты действительности), либо к сфере сознания и познания (факты сознания).

2). Знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана, т.е. синоним истины.

3). Предложение, фиксирующее эмпирическое знание, то есть знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов[14].

Факт становится научным тогда, когда он является элементов логической структуры конкретной системы научного знания, включен в эту систему. В понимании природы факта в современной методологии науки выделяются две крайние тенденции: фактуализм и теоретизм. Первый подчеркивает независимость и автономность фактов по отношению к различным теориям. Второй утверждает, что факты полностью зависят от теории и при смене теорий происходит изменение всего фактуального базиса науки[15].

В научном познании факты играют двоякую роль: во-первых, совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и построения теорий; во-вторых, факты имеют решающее значение в подтверждении теорий или их опровержении. Таким образом, эмпирический опыт никогда – тем более в современной науке – не бывает слепым: он планируется, конструируется теорией, а факты всегда так или иначе теоретически нагружены.

2. Теоретическое познание и его формы.

Здесь преобладает рациональный момент – понятия, теории, законы и другие формы мышления и «мыслительные операции». Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых путем рациональной обработки данных эмпирического знания.

На основе эмпирических данных здесь происходит мысленное объединение исследуемых объектов, постижение их сущности, законов их существования, составляющих основное содержание теорий. Важнейшая задача теоретического знания – достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом особенно широко используются такие познавательные приемы и средства как:

- Абстрагирование – отвлечение от ряда свойств и отношений предметов.

- Идеализация – процесс создания чисто мысленных предметов.

- Синтез – объединение полученных в результате анализа элементов в систему.

- Дедукция – движение познания от общего к частному, восхождение от абстрактного к конкретному.

- Индукция – движение авторской мысли от частного к общему.

На теоретической стадии науки преобладающим является рациональное познание, которое наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление – осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.) Человеческое мышление осуществляется в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируется в языке как определенной знаковой системе, которая может быть естественной или искусственной (язык математики, формальной логики, химические формулы и так далее).

 

Вернуться к Содержанию


Возникновение науки

Как своеобразная форма познания – специфический тип духовного производства и социальный институт – наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI – XVII веках, в эпоху становления капиталистического способа производства и разделения единого ранее знание на философию и науку. Сначала в форме естествознания наука начинает развиваться относительно самостоятельно. Однако наука постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития и в свою очередь воздействует на ход практической деятельности, опредмечивается, материализуется в ней.

В античности и средние века в основном имело место философское познание мира. Здесь понятия «философия», «знание», «наука» фактически совпадали: это было по существу «триединое целое», еще не разделенное на свои части. В рамках философии объединялись сведения и знания и о «первых причинах и всеобщих началах», об отдельных и природных явлениях, о жизни людей, истории человечества, о самом процессе познания, формулировалась определенная совокупность логических (Аристотель) и математических (Евклид) знаний и т.п. Все эти знания существовали в пределах единого целого (традиционно называемого философией) в виде отдельных аспектов и сторон. То есть, элементы, предпосылки, «ростки» будущей науки формировались в недрах другой духовной системы, но они еще не выделялись из них как автономное, самостоятельное целое.

Предпосылки науки создавались в древневосточных цивилизациях – Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Древней Греции в форме эмпирических знаний о природе и обществе, в виде отдельных элементов, зачатков астрономии, этики, логики, математики и прочих. Вот почему геометрия Евклида – это еще не наука в целом, а только одна из ветвей математики, она также лишь одна из наук, но не наука как таковая.

Причина такого положения коренится не в том, что до Нового времени не было таких великих ученых, как Н. Коперник, Г. Галилей, И. Кеплер,
Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Ньютон и других, а в тех реальных общественно-исторических, социокультурных факторах, которые еще не создали объективных условий для формирования науки как особой системы знания, своеобразного духовного феномена и социального института – в этом целостном триединстве.

Таким образом, в античный и средневековый периоды существовали лишь элементы, предпосылки, «кусочки» науки, но не сама наука (как упомянутое выше целостное триединство), которая возникает только в Новое время, в процессе отпочкования науки от традиционной формы философии. Как писал профессор В.И. Вернадский, основа новой науки нашего времени – «это по существу создание XVIII – XX веков, хотя отдельные попытки и довольно удачные ее построения уходят в глубь веков. … Современный научный аппарат почти целиком создан в последние три столетия, но в него попали обрывки из научных аппаратов прошлого»[16].

В конце XVI – начале XVII века происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии новых, а именно капиталистических, отношений (которые шли на смену феодальным) в ряде стран Европы. С середины XVII века буржуазная революция развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской стране. Если в феодальном обществе формируются в виде «зачатков» научные знания были «смиренной служанкой церкви» и им не позволено было выходить за рамки, установленные верой, то нарождающемуся новому классу – буржуазии – нужна была «полнокровная наука», то есть такая система научного знания, которая исследовала бы свойства физических тел и формы проявления сил природы прежде всего для развития промышленности.

Буржуазные революции дали мощный толчок для невиданного развития промышленности и торговли, строительства, горного и военного дела, мореплавания и т.п. Развитие нового – буржуазного – общества порождает большие изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно сильно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором всех этих изменений оказывается наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII веке переживает период своего становления. Постепенно складываются в самостоятельные отрасли знания – астрономия, механика, физика, химия и другие частные науки. Понятия «наука» и естествознание» в этот период (и даже позднее) практически отождествлялись, так как формирование обществознания (социальных, гуманитарных наук) по своим темпам происходило несколько медленнее, чем фундаментальных наук.

Для возникновения науки в XVI – XVII веках, кроме общественно-экономических (утверждения капитализма), социальных (перелом в духовной культуре, подрыв господства религии и схоластического умозрения) условий, необходим был определенный уровень развития самого знания, «запас» необходимого и достаточного количества фактов, которые бы подлежали бы описанию, систематизации и теоретическому обобщению. Поэтому первыми возникают механика, астрономия и математика, где таких фактов было накоплено больше. Они и образуют «первоначальное целое» единой науки как таковой, «науки вообще» в отличие от философии. Отныне основной задачей познания стало не «опутывание противника аргументацией» (как у схоластов), а изучение на основе реальных фактов самой природы, объективной действительности.

В отличие от схоластической философии, становящаяся наука Нового времени кардинально по-новому поставила вопросы о специфике научного знания и своеобразии его формирования, о задачах познавательной деятельности и ее методах, о месте и роли в жизни общества, о необходимости господства человека над природой на основе знания ее законов.

В общественной жизни стали формироваться новая мировоззренческая установка, новый образ мира и стиль мышления, которые по существу разрушили предшествующую, многими веками созданную картину мироздания и привели к оформлению натуралистической концепции Космоса с ее ориентацией на механистичность и количественные методы.

Галилео Галилея (1564 – 1642 гг.) – итальянского физика и астронома – относят к тем, то стоял у истоков формирования науки. Он впервые ввел в познание то, что стало характерной особенностью именно научного познания – мысленный эксперимент, опирающийся на строгое количественно-математическое описание. Галилей ввел в сознание своего времени мысль о том, что наука без мысленного конструирования, без идеализаций, без абстракций, без «обобщающих резолюций», опирающихся на факты, – это все, что угодно, но не наука.

Новый стиль мышления XVI – XVII веков можно охарактеризовать так: «отношение к природе как к самодостаточному естественному, «автоматическому» объекту, лишенному антропоморфно-символического элемента, данному в непосредственной деятельности и подлежащему практическому освоению; отказ от принципа конкретности; становление принципа строгой количественной оценки (в области социальной – процесс становления меркантилизма, ростовщичества, статистики и т.д., в области научной – с успехами изобретательства, созданием измерительной аппаратуры, жестко детерминистская причинно-следственная типологизация явлений общественности; инструменталистская трактовка природы и ее атрибутов – пространства. Времени, движения, причинности и т.д., которые механически комбинируются наряду с составляющими всякую вещь онтологически фундаментальными формами; признание в динамике универсального метода описания поведения окружающих явлений (не вещественные модели, а формальные геометрические схемы и уравнения)».

В это время резко возрастает интерес не только к научным знаниям, но и к общетеоретическим, методологическим, философским проблемам. Рост интереса к этим проблемам был тесно связан не только с успехами частных (прежде всего естественных) наук, но и с их недостатками, ограниченностью. Различные отрасли науки были еще слабо развиты. Поэтому о многих сторонах природы и общества приходилось рассуждать без достаточного количества необходимого фактического материала и его обобщения, строить различные предположения, нередко умозрительные. А этого было невозможно достичь без помощи философии.

В Новое время ускоренными темпами развивается процесс размежевания между философией и частными науками. Процесс дифференциации не расчлененного ранее знания идет по трем основным направлениям:

1. Отделение науки от философии.

2. Выделение в рамках науки отдельных частных наук – механики, астрономии, физики, химии, биологии и других.

3. Вычленение в целостном философском знании таких философских дисциплин как онтология, философия природы, философия истории. гносеология, логика и других.

Поворотным пунктом стали XVIII и первая половина XIX века, когда, с одной стороны, из философии выделились все основные отрасли современного научного знания, с другой стороны, обособление отдельных областей внутри самой философии было доведено до отрыва их друг от друга, что было присуще особенно для воззрений Канта.

Характерное для Нового времени интенсивное развитие производственных сил в условиях нарождающейся капиталистической формации, вызвавшее бурный расцвет науки (особенно естествознания). Потребовало коренных изменений в методологии, создания принципиально новых методов научного исследования – как философских, так и частнонаучных. Процесс опытного знания, экспериментальной науки требовал замены схоластического метода мышления новым методом познания, обращенным к реальному миру. Возрождались и развивались принципы материализма и элементы диалектики. Но материализм того времени был в целом механистическим и метафизическим. Наиболее крупными представителями философии и науки того времени были Джордано Бруно, Рене Декарт, Николай Коперник, Галилео Галилей, Исаак Ньютон, Фрэнсис Бэкон, Джон Локк, Густав Лейбниц и другие. Они соединяли эти «ипостаси» в своем научном поиске.

В понимании генезиса, возникновения науки в истории и философии науки сложились два противоположных подхода. С точки зрения экстернализма, появление науки обусловлено целиком и полностью внешними для нее обстоятельствами – социальными, экономическими и т.д. Поэтому основной задачей изучения науки, по мнению сторонников этого подхода, является реконструкция социокультурных условий и ориентиров научно-познавательной деятельности («социальных заказов», «социоэкономических условий», «культурно-исторических контекстов» и т.п.). Они-то и выступают в качестве главного фактора, непосредственно определяющего возникновение и развитие науки, ее структуру, особенности, направленность ее эволюции.

Интернализм, наоборот, основной движущей силой развития науки считает факторы, связанные с внутренней природой научного знания: логика решения его проблем, соотношение традиций и новаций и т.п. Поэтому главное внимание при изучении науки направляется на описание собственно познавательных процессов. Социокультурным факторам придается второстепенное значение: в зависимости от ситуации они могут лишь тормозить или ускорять внутренний ход научного познания. Однако этот «ход» есть единство внутренних и внешних своих факторов, которые на разных этапах этого процесса меняются местами и ролями.

Обусловленность процессов возникновения и развития науки потребностями общественно-исторической практики – это главный источник, основная движущая сила этих процессов. Не только развитие науки соответствует уровню развития практики, но и разделение научного знания, дифференциация наук также отражают определенные этапы развития практики, разделения труда, внутренней расчлененности человеческой деятельности в целом.

 

Вернуться к Содержанию

 

Развитие науки в период формирования

классической научной картина мира

 

Период классической науки начал складываться с XVI – XVII веков, но подготовительный этап был еще в эпоху Возрождения. В то время произошла постепенная смена мировоззренческой ориентации: для человека значимым стал посюсторонний мир, а автономным, самостоятельным и универсальным – индивид.

Предпосылки изобретения печатного станка. Средневековое общество было преимущественно бесписьменным. Основными центрами коммуникации были церковь и городская площадь, где узнавали новости, обсуждали слухи, обменивались информацией.

Ораторское искусство в средние века утратило былую популярность, и на события, которые волновали людей, откликалась, прежде всего, церковная проповедь. Истоки этого жанра были заложены в речах библейских пророков, в античном ораторском искусстве. Средневековые проповедники откликались на актуальные проблемы социума, то есть играли роль, которую впоследствии возьмет на себя публицистика.

Книги в то время – редкость, разве что в скрипториях при монастырях они переписывались монахами. Писались они на пергаменте или папирусе, после Х века – на пергаменте. Рукописные книги распространялись и читались очень медленно. В XII – XIV веках появились городские скриптории и светские книги. С ростом городов, развитием ремесел, торговли возник интерес к реальной жизни человека, появилась потребность в информации. Написанные по латыни хроники-анналы фиксировали важнейшие события общественной и религиозной жизни, произошедшие за год.

В XV веке появились рукописные листки новостей (так называемые «летучие листки»), которые вполне удовлетворяли потребность людей в новостях. В Венеции они назывались «аввизи» и выходили еженедельно – сообщали новости итальянской жизни и вести из-за границы. Во Франции выходили 6-7 листков в год. В Германии в XVI веке это была газета немецкого банкира Якоба Фуггера и называлась «Фуггер-цайтунген». В том же столетии в Англии появились «ньюс» – рукописные листки новостей о прибытии торговых судов.

Книгопечатание изобрел Иоганн Гутенберг в 1440 году. Его изобретение состояло в том, что он изготовлял из металла подвижные выпуклые буквы, вырезанные в обратном виде, набирал из них строки и с помощью пресса оттискивал на бумаге. Однако у него недоставало средств для эксплуатации своего изобретения.

В России начало книгопечатания связано с именем диакона Ивана Федорова[17]. В 1553 году царь Иван Грозный приказал построить в Москве особый дом для типографии, которая в 1550-е годы выпустила несколько «анонимных», то есть не содержащих никаких выходных данных, изданий (известно по крайней мере семь из них). Предполагают, что в этой типографии работал и Иван Федоров, и что здесь он освоил отдельные полиграфические приемы, которые более нигде не применялись.

Первой печатной книгой, на которой указано имя Ивана Федорова (и помогавшего ему Петра Мстиславца), стал «Апостол», работа над которым велась, как указано в послесловии к нему, с 19 апреля 1563 по 1 марта 1564 годов. Это – первая точно датированная русская книга. Издание это как в текстологическом, так и в полиграфическом смысле значительно превосходит предшествовавшие анонимные. Историки предполагают, что и в обоих отношениях заслуга в этом принадлежит русскому первопечатнику.

Сразу после этого начались гонения на печатников со стороны переписчиков. После поджога, уничтожившего их мастерскую, Федоров с Мстиславцем вынуждены были бежать в Великое Княжество Литовское. Там их радушно принял гетман Ходкевич, который основал типографию в своем имении Заблудове. Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии силами Ивана Федорова и Петра Мстиславцева, было «Учительное евангелие» (1568 г.) – сборник бесед и поучений с толкованием евангельских текстов. В 1570 году Иван Федоров издал «Псалтырь с Часословцем», широко использовавшийся также для обучения грамоте.

Для продолжения печатного дела Иван Федоров переселился во Львов и здесь, в основанной им типографии, напечатал второе издание «Апостола» (1574 г.). Через несколько лет его пригласил к себе Константин Острожский в город Острог, где он напечатал, по поручению князя, знаменитую «Острожскую Библию», первую полную библию на славяно-русском языке. Предпринимательская деятельность первопечатника, к сожалению, не была особо успешной. 5 (15) декабря 1583 г. Иван Федоров скончался в предместье Львова.

В период классической науки развивается эмпиризм (от древнегреченского «опыт») – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму и мистицизму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Эмпиризм – ранний предшественник научного метода – был разработан английским историком, философом и политическим деятелем Фрэнсисом Бэконом (1561 – 1626 гг.)

Согласно Бэкону, в основе научного познания, должны лежать индукция и эксперимент.

Индукция может быть полной (совершенной) и неполной. Полная индукция означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте. Индуктивные обобщения исходят из предположения, что именно так будет обстоять дело во всех сходных случаях. Неполная индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых (заключение по аналогии), потому что, как правило, число всех случаев практически необозримо, а теоретически доказать их бесконечное число невозможно.

Пытаясь создать «истинную индукцию», Бэкон искал не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его. Он, таким образом, вооружил естествознание двумя средствами исследования: перечислением и исключением. Причем главное значение имеют именно исключения. С помощью своего метода он, например, установил, что «формой» теплоты является движение мельчайших частиц тела.

Итак, в своей теории познания Бэкон неукоснительно проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из опыта. «Знание – сила», – говорил он и понимал эту фразу специфически: чтобы что-то узнать, выведать у природы, к ней необходимо применить силу, пытать ее, потому что сама природа своих тайн не раскроет.

С Галилео Галилея (1564 – 1642 гг.) началось рассмотрение проблем движения, заложенных в основу классической науки. До Галилея господствовало представление о движении, сформулированное Аристотелем. Философ считал, что движение происходит, если существует сила, приводящая тело в движение. Кроме того, чтобы движение продолжалась, необходимо сопротивление.

Галилей предположил, что если допустить существование абсолютно горизонтальной поверхности, убрать трение, то движение будет продолжаться бесконечно. Тем самым, ученый заложил предпосылки закона инерции, который позже был сформулирован И. Ньютоном.

Исак Ньютон (1643 – 1724 гг.) свою научную программу называл «экспериментальной философией». Он считал, что исследование природы должно опираться на опыт, который затем обобщается при помощи «метода принципов». Ученый создал основы классической механики как целостной системы знаний о механическом движении тел, дал математическую формулировку Закона Всемирного тяготения, обосновал теорию движения небесных тел, определил понятие силы и т.д.

В Новое время постепенно сложилась механическая картина мира: вся Вселенная представляет собой совокупность большого числа неизменных и неделимых частиц, свободно перемещающихся в абсолютном пространстве и времени, связанных силами тяготения.

В конце XVIII – начале XIX веков намечается тенденция использования научных знаний в производстве. Классический пример: Х. Гюйгенс сконструировал механические часы, воплотившие теорию колебания маятника в созданное техническое решение. В XIX веке серьезные открытия происходят в геологии и биологии. Идею геологического эволюционизма выдвинул английский естествоиспытатель Ч. Лайель (1797 – 1875 гг.), который доказал, что для объяснения изменений геологической истории нет необходимости прибегать к последствиям о катастрофах на Земле, а достаточно иметь в виду ее длительный срок существования. Его оппонентом можно назвать французского ученого, создателя «теории катастрофизма» Ж. Кювье (1768 – 1832 гг.). Основной постулат этой теории заключался в том, что отдельные периоды в истории Земли заканчиваются мировыми катастрофами, в результате которых старые виды растений погибают, и на смену им рождаются новые, ранее не существовавшие.

Теорию естественного отбора формулирует Ч. Дарвин (1809 – 1882 гг.) и доказывает ее в труде «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благопрепятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859 г.).

В 1830-х годах ботаником М.Я. Шлейденом (1804 – 1811 гг.) и биологом
Т. Шванном (1810 – 1882 гг.) была создана клеточная теория строения растений и живых организмов.

Вплотную подходит к открытию закона сохранения и превращения энергии немецкий врач Ю.Р. Майер (1814 – 1878 гг.), который показал, что химическая, тепловая и механическая энергии могут превращаться друг в друга и являться равными друг другу. В те же годы английский исследователь Д.П. Джоуль (1818 – 1889 гг.) экспериментально продемонстрировал, что при затрате механической силы получается эквивалентное ей количество теплоты. Датский инженер Л.А. Кольдинг (1815 – 1888 гг.) опытным путем установил соотношение между работой и теплотой, физик Г. Гельмгольц (1821 – 1894 гг.) доказал на основе этого закона невозможность вечного двигателя.

В 1869 году российский ученый Д.И. Менделеев (1834 – 1907 гг.) представил первую версию периодической системы химических элементов.

Открытие Ш. Кулоном (1736 – 1806 гг.) закона притяжения электрических зарядов с противоположным зарядом, а Дж. Максвеллом (1831 – 1879 гг.) математической теории электромагнитного поля постепенно трансформировали механическую картину мира. Ей на смену пришла электромагнитная картина мира. В первой половине XIX века начинают развиваться социально-гуманитарные дисциплины.

Сделаем выводы по данному параграфу:

1. Возникновение социально-гуманитарных дисциплин завершило формирование науки как системы дисциплин, охватывающей все основные сферы мироздания: природу, общество и человека;

2. В период господствования классической науки, эта область деятельности приобрела черты универсальности, специализации и междисциплинарных связей. Расширяется ее экспансия на других сферы;

3. Изменился институциональный статус науки. Теперь эта деятельность стала рассматриваться в качестве социального института. Дальнейшее ее развитие вносит существенное отклонение от ее классических канонов.

 

Вернуться к Содержанию


Развитие науки в период формирования

неклассической научной картины мира

 

В конце XIX – начале XX века считалось, что научная картина мира практически построена, и если предстоит какая-либо работа исследователям, то это уточнение некоторых деталей. Но вдруг последовал целый ряд открытий, которые никак в нее не вписывались.

В 1896 году французский физик А. Беккерель (1852 – 1908 гг.)открыл явление самопроизвольного излучения урановой соли, природа которого не была понята. В поисках элементов, испускающих подобные «беккерелевы лучи», Пьер Кюри и Мария Складовская-Кюри в 1898 году открывают полоний и радий, а само явление называют радиоактивностью. В 1897 г. английский физик Дж. Томпсон открывает составную часть атома – электрон, создает первую, но очень недолго просуществовавшую модель атома. В 1900 году немецкий физик М. Планк предложил новый подход: рассматривать энергию электромагнитного излучения как дискретную величину, которая может передаваться только отдельными, хотя и очень небольшими порциями – квантами. На основе этой гениальной догадки ученый не только получил уравнение теплового излучения, но она легла в основу квантовой теории.

Английский физик Э. Резерфорд (1871 – 1937 гг.) в 1906 г. экспериментально устанавил, что атомы имеют ядро, в котором сосредоточена вся их масса, а в 1911 году создал планетарную модель строения атома, согласно которой электроны движутся вокруг неподвижного ядра и в соответствии с законами классической электродинамики непрерывно излучают электромагнитную энергию. Но ему не удается объяснить, почему электроны, двигаясь вокруг ядра по кольцевым орбитам и непрерывно испытывая ускорение, не приближаются к ядру и не падают на его поверхность.

Датский физик Нильс Бор, исходя из модели Резерфорда и модифицируя ее, ввел постулаты, утверждающие, что в атомах имеются стационарные орбиты, при движении по которым электроны не излучают энергии, ее излучение происходит только в тех случаях, когда электроны переходят с одной стационарной орбиты на другую, при этом происходит изменение энергии атома, создал квантовую модель атома. Она получила название Резерфорда – Бора. Это была последняя наглядная модель атома.

В 1924 году французский физик Луи де Бройль выдвинул идею о двойственной, корпускулярно-волновой природе не только электромагнитного излучения, но и других микрочастиц. В 1925 году швейцарский физик В. Паули сформулировал принцип запрета: ни в атоме, ни в молекуле не может быть двух электронов, находящихся в одинаковом состоянии.

В 1926 году австралийский физик-теоретик Э. Шредингер вывел основное уравнение волновой механики, а в 1927 г. немецкий физик В. Гейзенберг – принцип неопределенности, утверждавший: значения координат и импульсов микрочастиц не могут быть названы одновременно и с высокой степенью точности.

В 1929 г. английский физик П. Дирак заложил основы квантовой электродинамики и квантовой теории гравитации, разработал релятивистскую теорию движения электрона, на основе которой в 1931 году предсказал существование позитрона – первой античастицы. Античастицами назвали частицы, подобно своему двойнику, но отличающиеся от него электрическим зарядом. В 1932 г. американский физик К. Андерсон открыл позитрон в космических лучах.

В 1934 г. французские физики Ирен и Фредерик Жолио-Кюри открыли искусственную радиоактивность, а в 1932 г. английский физик Дж. Чедвик – нейтрон. Создание ускорителей заряженных частиц способствовало развитию ядерной физики, была выявлена неэлементарность элементарных частиц. Но поистине революционный переворот в физической картине мира совершил физик-теоретик А. Эйнштейн (1879 – 1955 гг.), создавший специальную (1905 г.) и общую (1916 г.) теорию относительности.

В механике Ньютона существуют две абсолютные величины – пространство и время. Пространство неизменно и не связано с материей. Время – абсолютно и никак не связано ни с пространством, ни с материей. Эйнштейн отвергает эти положения, считая, что пространство и время органически связаны с материей и между собой. Тем самым задачей теории относительности становится определение законов четырехмерного пространства, где четвертая величина координат – время. Эйнштейн, приступая к разработке своей теории, принял в качестве исходных два положения: скорость света в вакууме неизменна и одинакова во всех системах, движущихся прямолинейно и равномерно друг относительно друга, и для всех инерциальных систем все законы природы одинаковы, а понятие абсолютной скорости теряет значение, так как нет возможности ее обнаружить. За открытие фотоэффекта в 1921 году ему была присуждена Нобелевская премия.

Если в классической науке универсальным способом задания объектов теории были операции абстракции и непосредственной генерализации наличного эмпирического материала, то в неклассической науке введение объектов осуществляется на пути математизации, которая выступает основным индикатором идей в науке, приводящих к созданию новых ее разделов и теорий. Математизация ведет к повышению уровня абстракции теоретического знания, что влечет за собой потерю наглядности.

Переход от классической к неклассической науке характеризует та революционная ситуация, которая заключается во вхождении субъекта познания в «тело» знания в качестве его необходимого компонента. Изменяется понимание предмета знания: им стала теперь не реальность «в чистом виде», как она фиксируется живым созерцанием, а некоторый ее срез, заданный через призму принятых теоретических и операционных средств и способов ее освоения субъектом. Поскольку о многих характеристиках объекта невозможно говорить без учета средств их выявления, поскольку порождается специфический объект науки, за пределами которого нет смысла искать подлинный его прототип. Выявление относительности объекта к научно-исследовательской деятельности повлекло за собой то, что наука стала ориентироваться не на изучение вещей как неизменных, а на изучение тех условий, попадая в которые они ведут себя тем или иным образом.

Научный факт перестал быть проверяющим. Теперь он реализуется в пакете с иными внутритеоретическими способами апробации знаний: принцип соответствия, выявление внутреннего совершенства теории. Факт свидетельствует, что теоретическое предположение оправдано для определенных условий и может быть реализовано в некоторых ситуациях. Принцип экспериментальной проверяемости наделяется чертами фундаментальности, то есть имеет право не «интуитивная очевидность», а «уместная адаптационность».

Концепция монофакторного эксперимента заменилась полифакторной: отказ от изоляции предмета от окружающего воздействия якобы «чистоты рассмотрения», признание зависимости определенности свойств предмета от динамичности и комплексности его функционирования в познавательной ситуации, динамизация представлений о сущности объекта – переход от исследования равновесных структурных организаций к анализу неравновесных, нестационарных структур, ведущих себя как открытые системы. Это ориентирует исследователя на изучение объекта как средоточия комплексных обратных связей, возникающих как результирующая действий различных агентов и контрагентов.

На основе достижений физики развивается химия, особенно в области строения вещества. Развитие квантовой механики позволило установить природу химической связи, под последней понимается взаимодействие атомов, обуславливающее их соединение в молекулы и кристалы. Создаются такие химические дисциплины, как физикохимия, стереохимия, химия комплексных соединений, начинается разработка методов органического синтеза.

В области биологии русским физиологом растений и микробиологом
Д.И. Ивановским был открыт вирус и положено начало вирусологии. Получает дальнейшее развитие генетика, в основе которой лежат законы Менделя и хромосомная теория наследственности американского биолога Т. Ханта. Хромосомы – структурные элементы ядра клетки, содержащие ДНК, которая является носителем наследственной информации организма. При делении ДНК точно воспроизводится, обеспечивая передачу наследственных признаков от поколения к поколению. Американский биохимик Дж. Уотсон и английский биофизик Ф. Крик в 1953 году создали модель структуры ДНК, что положило начало молекулярной генетике. Датским биологом В. Йогансеном было введено понятие «ген» – единица наследственного материала, отвечающая за передачу некоторого наследуемого признака.

Не менее значительные достижения были отмечены в области астрономии. Под Вселенной понимается доступная наблюдению и исследованию часть мира. Здесь существуют большие скопления звезд – галактики, в одну из которых – Млечный Путь – входит Солнечная система. Наша Галактика состоит из 150 миллиардов звезд, среди которых Солнце, галактические туманности, космические лучи, магнитные поля, излучения. Возраст Солнечной системы около 5 миллиардов лет. На основании «эффекта Доплера» (австрийского физика и астронома) было установлено, что Вселенная постоянно расширяется с очень высокой скоростью.

Астрономы и астрофизики пришли к выводу,



2020-02-04 196 Обсуждений (0)
Особенности уровней научного познания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности уровней научного познания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)