Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Категория числа имен существительных



2020-02-04 530 Обсуждений (0)
Категория числа имен существительных 0.00 из 5.00 0 оценок




Упражнение 1

Распределите все данные ниже существительные на две группы: 1) имеющие противопоставление по числу и 2) не имеющие противопоставления по числу. Свой ответ обоснуйте.

а) Тишина, тепло, балл, пух, уют, кафе, журнал, олень, костер, усталость, досье, лед, глубина, Павлодар, чайник, информация, попытка, хлам, звезда, природа, камень, эксперимент, еда, окно, этаж, вино, список, безе;

б) Награда, наружность, адрес, контроль, пюре, статья, Венеция, варенье, шалаш, объем, лен, ежевичник, ходики, мышление, анализ, человечество, зелень, СМИ, пресс-атташе, джинсы, триместр, легкость, взлет;

 

Упражнение 2

Выпишите из текста существительные, вступающие в корреляцию по числу. К каким лексико-грамматическим разрядам они относятся?

Вот бы их обилетить!

Популярный российский киноактер Алексей Булдаков начинал свою карьеру в павлодарском драмтеатре, закончил молодежную театральную студию…

Как-то он приезжал навестить мать (она по-прежнему живет в Павлодаре) и охотно рассказывал о тех временах. О том, например, что первой ролью, которую ему довелось здесь сыграть, был …диван. О сельских гастролях, которых было в ту пору очень много… Колесили по всей области на старом, разбитом автобусе – небольшая труппа во главе с директором, который в ходе этих гастролей совмещал также обязанности администратора и кассира.

 - Надо вам сказать, народу на спектакли собиралось обычно немного, - вспоминал Булдаков. – Лето, жара, сенокос, огороды – одним словом, страда, людям не до спектаклей… И вот едем мы как-то по степи… Зной, солнце как будто взбесилось, автобус раскалился, как сковородка на плите, мы все в пыли и в какой-то полудреме. Автобус встал, дорогу переходила огромная, наверное, с тысячу годов, отара овец...

Дремавший директор-администратор-кассир вдруг встрепенулся и мечтательно говорит: «Ребята! Вот бы их всех обилетить!» (Ю. Поминов «Блестки»).

 

Упражнение 3

Выпишите существительные, не имеющие противопоставления по числу. К каким лексико-грамматическим разрядам они относятся?

Дрова, салазки, облака, сени, шаги, пельмени, коллеги, удары, ворота, игрушки, попытки, фонды, встречи, тиски, события, надежды, журналы, сапоги, салки, тряпки, сливки, склады, сходни, ливни, строчки, очки (штрафные), финансы, друзья, Карпаты, налоги, рейтинги, чернила, ставки, прогулы.

 

Упражнение 4

Какие из существительных, данных в форме множественного числа, не имеют противопоставленной формы единственного числа? К каким лексико-грамматическим разрядам они относятся?

Сплетни, молнии, опросы, брюки, люди, обои, кудри, звонки, салаты, грабли, джинсы, объедки, лужи, шипцы, стрельбы, детишки, сны, духи (ароматные), группы, лапти, ножницы, прятки, куски, шашни, отпечатки, очки (модные), верхи (общества), списки, бусинки, обноски, витрины.

 

Упражнение 5

Поставьте данные существительные в форме множественного числа. Полученные примеры распределите на две группы случаев:

1) изменение формы числа не вызвало изменение в значении существительных, т.е. формы множественного числа имеют формальный характер и ;

2)  изменение формы числа вызвало изменение в значении существительных. Какие именно изменения в семантике можно выделить?

Страх, масло, жизнь, выбор, плащ, пустота, конфета, анализ, верх, стекло, духи, мир, шум, тон, проверка, делегация, снег, снежинка, песок, высота. 

 

Упражнение 6

Употребите данные существительные в форме множественного числа. Какие изменения в семантике вы заметили? Чем это можно объяснить?

Долг, хлеб, страсть, мох, судьба, глубина, дождь, красота, осадок, вино, хлеб, пропуск, шум, масло, табак, песок, трава.

 

Упражнение 7

Данные ниже существительные употребите (где возможно) с количественными числительными. Чем объясняется способность сочетаться или не сочетаться с такими числительными?

а) Цветок, салфетка, кабинет, трава, родня, простор, тишина, свадьба, студенчество, сахар, пирожок, Астана, кассета, обаяние, травинка;

б) Ассортимент, степь, стандарт, социум, Иртыш, горожанка, ягодка, урожай, старина, внук, малинник, братство, словарь, надежда, сувенир;

 

Упражнение 8

Проанализируйте особенность значения числа у существительных из данного текста: имеют / не имеют противопоставление по числу; приводит или нет к изменениям семантики изменение формы числа.

Мужчины вышли в столовую и подошли к столу с закуской, уставленному шестью сортами водок и столькими же сортами сыров с серебряными лопаточками и без лопаточек, икрами, селедками, консервам разных сортов и тарелками с ломтиками французского хлеба.

Мужчины стояли около пахучих водок и закусок, и разговор об обрусении Польши затихал в ожидании обеда.

Алексей Александрович доказывал, что обрусение Польши может совершиться только вследствие высших принципов, которые должны быть внесены русской администрацией.

Песцов настаивал на том, что один народ ассимилирует себе другой, только когда он гуще населен. (Л.Толстой «Анна Каренина»).

 

Категория падежа имен существительных

Упражнение 1

Определите значения формы именительного падежа существительных в следующих предложениях:

1) Выигрышные площади интерьера были испорчены подземными спусками, для пассажиров были оставлены только маленькие боковушки;

2) Тамошний председатель, какой-то Яценко, просил прислать специалиста;

3) Что же это за лакомство – пропаренный до барашковой кучерявости, до золоторунного сияния початок!

4) Остров – узкая, едва приметная полоска земли над вспененными водами;

5) Многоярусные шатры и маковки церквей чутко откликаются на переливчатую игру ветреного неба;

6) Ветер из пустыни нес сухой снег;

 

Упражнение 2

Выпишите существительные в форме родительного падежа. Определите значения, присущие этой падежной форме:

1) Из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые бутоны маков;

2) Два дня буйно пламенели маки, и на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли;

3) Савоня, растерянно возвращаясь с кладбища, проковылял вдоль посада, постоял в бездумье вдоль дороги;

4) Десятка три баб и девок, запорошенные с ног до головы пылью, отбивали слоистые плиты и сбрасывали на дно оврага;

5) Ветер спустился с пригорка, шелестя, будто тысячекрылая стая скворцов;

6) Заречного берега не было видно;

7) Ее так поразили вороха конфет, пряников и множество всяких кукол, что ничего другого она не запомнила;

8) Для жительства Игнат облюбовал глухой лесистый лог на краю степи;

9) В мае степь бело-лиловая от диких ирисов и анемонов;

10) Ночь топталась и ходила вокруг костра, отступая перед огнем на несколько шагов;

11) За спиной были отяжелевшие от студеной сырости луга, и она, все еще не поборов робости, замерев от неожиданности, тихо присела по другую сторону костра. (из произв. Е.Носова).

 

Упражнение 3

Найдите существительные в дательном падеже и укажите их падежные значения:

1) Она увидела бредущего к костру человека;

2) А она удивлялась своей смелости, как прошла этот распадок;

3) Он выбрался к обеду следующего дня;

4) Лучи медленно подкрадывались к луне;

5) Целый день она ходит по лавкам да по лоткам;

6) На подвешенном к потолку шесте парами висели березовые веники;

7) Мужики в который раз подивятся слепому неразумию этой праздной, еще ни разу не служившей человеку земли;

8) Облака скатились к востоку;

9) По степи внезапно пронесся горячий ветер;

10) Иные, не скрывая своей крестьянской непримиримости к бродяжьей жизни, посмеивались. (из произв. Е.Носова).

 

Упражнение 4

Какие значения имеют существительные в форме винительного падежа?

1) Варька входила в туман, как в воду, сначала по пояс, а потом и вовсе с головой;

2) Она прихлебывала чай маленькими глотками, посматривая на Сашку сквозь душистый парок;

3) Журавли прилетали на гороховое поле;

4) Дрова роняли капли на жаркие угли;

5) По косогору пробежала белая полоса, и первые капли гулко зашлепали по теплому настилу;

6) До той поры, пока появится вольный материал на хату, плотники помогали сладить маленькую времянку в одно окно;

7) Положив половинку помидора в рот, она запрокидывала голову, досылала щепотку соли;

8) Поле начали перепахивать под зиму;

9) Варька продиралась сквозь брызжущие росой заросли, разрывая сомкнувшиеся стебли коленками и спеша выбраться на открытое место;

10) Невозможно было проспать эту ночь, и ноги сами несли Варьку в туманные дали лугов. (из произв. Е.Носова).

 

Упражнение 5

Определите значения, присущие форме творительного падежа существительных:

1) Ночь искрилась лунно-голубым свечением, и пьяняще пахло аиром, раздавленным конскими копытами;

2) Варька загребла обеими руками и пригнула к себе на грудь гибкие шелковинки мятлика;

3) Она не знала, какой скачет за нею Сашка: то ли обозленный ее своеволием, то ли задетый ее смешливым вызовом;

4) Варька услышала за спиной топот вороного;

5) Над лесом показались две большие, четко очерченные птицы;

6) Коса заходила с сердитым и протяжным шиканьем;

7) Широкими полукружьями рушились перед косарями хрустальные люстры морковника;

8) А у дороги торчал случайно не задетый плугом сухой подсолнух;

9) Надо бы пальто хорошее, с меховым воротником и с подкладкой шелковой;

10) Дуняшка, перекликаясь с матерью, тоже про свое думала;

11) Вся их наука казалась ему детской игрой; (из произв. Е.Носова).

 

Упражнение 6

Какие значения имеют данные ниже примеры существительных в предложном падеже?

1) Я просыпался в пепельном полусвете северного утра, свет этот всю ночь брезжил в окнах;

2) В лесу стояла влажная духота, покосы затерялись в лозняковой чащобе;

3) Она замерла в минутном отдыхе;

4) Луга купались в последних лучах солнца;

5) Тянулись навстречу по скошенному полю вечерние тени;

6) Об одиночестве своем Анфиса никому не смела сказать;

7) Пелагея шла налегке в сером клетчатом платке и в Степкином ватном пиджачке. (из произв. Е.Носова).

Упражнение 7

Из данных ниже примеров выпишите примеры с существительными, имеющими субъектное падежное значение. Определите форму падежа:

1) В автобусе ехали, разлученные теснотой, и наконец Пелагея с Варькой вывались на автостанции;

2) И был приятен своим домовитым уютом стук топора за сараем;

3) Едва солнечные лучи озолотили вершины гор, как несколько их появилось уже около нашего бивака;

4) После полудня небо стало заволакиваться слоистыми облаками; вокруг солнца появились круги, и вместе с тем начал подыматься ветер;

5) Множество следов изюбров и диких коз было заметно по всему лугу;

6) Молнии хлестали рядом с нами, и на душе у нас было неважно;

7) Тополь гудел, как исполинский орган;

8) Егорушка почувствовал, как воз, на котором он лежал, покачнулся и тоже заскрипел;

9) Я знал что этот куст посажен Антоном Павловичем;

 

Упражнение 8

Из данных ниже примеров выпишите примеры с существительными, имеющими объектное падежное значение. Определите форму падежа:

1) И опять я с невольным уважением задумывался о человеке, срубившем из могучих стволов эту высокую избу с дюймовым крюком для детской зыбки;

2) В который раз поддаваясь обману, я вскакивал с кровати, отдергивал забытую хозяевами, задувавшуюся внутрь избы занавеску и выглядывал из высокого окна;

3) Расспрашивал я об иконах и бабу Евдокию с дедом Михайлой;

4) Или, жуя травинку, добиваясь от нее какого-нибудь вкуса, думал бы о минувшем лете, о живой шумливой траве, которая теперь вот уложена в сенной ворох;

5) Шагая по мокрой траве к селу, я вспомнил, что уже давно не писал о таких вот милых пустяках;

6) Налетел и упруго толкнул в спину ветер – теплый и влажный, сытый травами, как дыхание стада;

7) Облака чуть окрашены в розовые краски… (М.Горький);

8) Егорушке были видны только его ноги, едва касавшиеся земли. (А.Чехов);

9) Мы старались услышать хотя бы слабый плеск волны (К.Паустовский);

10) Тихими ночами лета море…спокойно, как душа ребенка, утомленного играми дня, дремлет оно, чуть вздыхая…(М.Горький);

 

Упражнение 9

Из данных ниже примеров выпишите примеры с существительными, имеющими обстоятельственное падежное значение. Определите форму падежа:

1) Рыжие маслята толпами высыпали из-под мелкого ельничка;

2) Желто-пестрая косынка навесом укрывала ее лицо от солнца;

3) От недавней погони за шляпой, и от хлынувшего ливня, к нему пришло радостно-возбужденное состояние;

4) Ужинали уже при свете лампы, за тесовым столиком под отцветавшими вишнями;

5) На боку сабля, как молния сверкает.. (М.Горький);

6) В парке, у стены маленькой старой дачи, среди сора, выметенного из комнат, я увидел растрепанную книгу; видимо, она лежала тут давно, под дождями осени, под снегом земли, прикрытая рыжей хвоей и жухлым прошлогодним листом. (М.Горький);

7) Сейчас же за окнами начинался сад, где во множестве росли черешни, все белые от цветов, круглые и кудрявые, точно стадо белоснежных овец, а между ними возвышались стройные, прямые тополи с ветками, молитвенно устремленными вверх, в небо… (А.Куприн);

8) Из осоки с криком вылетело три бекаса. (А.Чехов). 9) По велению призвания, во имя своего внутреннего побуждения человек может совершать чудеса и выносить тягчайшие испытания. (К.Паустовский);

 

Упражнение 10

Из данных ниже субстантивных словосочетаний выпишите примеры с существительными, имеющими определительное падежное значение. Определите форму падежа.

Множество зданий, запахи лугов, тень деревьев, прополка сорняков, капли росы, зудение мошкары, надежды на урожай, десяток дворов, узелок с едой, звезды ромашек, свет солнца, сырость песка, подгонка платья, разговоры женщин, дымка черемухи, дым костра, сияние луны, стрекот сверчков, голубизна неба, блеск воды, усталость от работы, стебли цветов, разговор с соседями, пакеты для отправки, крики журавлей, жизнь для людей.

 

Упражнение 11

Распределите субстантивные словосочетания в зависимости от выражаемых ими падежных значений. Определите форму падежа имени существительного.

Зелень тополей, остатки топлива, разговоры о будущем, папки с отчетами, небо над городом, свисток судьи, подготовка к семинару, шум дождя, комната сына, президент компании, споры из-за участка, поездка на остров, примерка платья, пирожки с мясом, ответы студентов, изделия из бисера, состав команды, увольнение тренера, занятия на воздухе, вера в будущее, цветение лозы, травы степей, соответствие требованиям, домик в горах, приказ начальства, письмо из-за границы, вершины гор, таяние ледников, вышивка по шелку, крыло самолета, краски юга, восторг от поездки, подбор примеров, бои без правил, выступления участников, радость победы.

 

Упражнение 12

Из данного текста выпишите глагольные словосочетания с зависимыми существительными. Определите форму и значение падежа существительных.

Я очень люблю и восхищаюсь Аягузом. Может быть, поэтическая легенда о любви прекрасной Баян к золотоволосому Козы-Корпешу, возникшая из драмы, развернувшейся именно на этой реке, есть немаловажная тому причина. Я знал, что в десяти верстах от нашего последнего привала стоит знаменитый мавзолей Козы-Корпеш и Баян-Слу, сложенный из грубого степного камня и посему, несмотря на то, что выехали глубокой ночью, хотелось взглянуть на этот прекрасный памятник. Конечно же, ямщику было приказано ехать так, чтобы утром при восходе солнца, когда жаворонок поет свою первую песню, когда с одной стороны мрак и ночные тучи уходят на запад, а с другой восстает утреннее солнце и свет с надеждой освещает верхи дерев и вод каким-то чудным лучом, быть у мавзолея. Хотелось в этот лирический час у самого надгробья напиться чаю: приятно в дороге пить чай и, особенно, на развалинах древних могил. На этих камнях яснее всего осознаешь, что эта земля – твой родной дом, а сами камни – есть очаг, в котором многие века пылали и сгорали жизни всех твоих предков, предстающих в такие минуты особенно великими и достойными всяческого подражания. (Шахимарден. Записки корреспондента «Санкт-Петербургских ведомостей).

 

Упражнение 13

Из данных ниже примеров выпишите примеры

 с существительными с комплетивным значением падежа. Укажите 

форму падежа. В чем особенность этого падежного значения?

Стегнуть кнутом, ждать несколько дней, прийти с подарками, работал агрономом, стать друзьями, дом в три этажа, много вопросов, десяток помидоров, вера в будущее, трое суток, полный надежд, тысячи семей, несколько дней, быть лидером, смотреть с пониманием, разговоры с друзьями, одеваться со вкусом, наедине с мыслями, говорить с восторгом, слыть чудаком, венок из ромашек, застигнутые бураном, прийти с просьбой, стать победителем.

 

Упражнение 14

Выпишите из текста глагольные и именные словосочетания, определите падежные формы и значения зависимых существительных. Совпадают ли эти значения в этих двух группах? 

- Я прошу вас вдуматься в эту цифру – шесть веков! – призывает Михалыч и палочкой отбрасывает со лба растрепавшиеся волосы. – Можно прикоснуться к этим седым стенам руками, и вы ощутите естество тех сосен, которые шумели кронами над русской землей еще во времена татарского нашествия, а может, и того раньше, в славную пору Юрия Долгорукова, заложившего самую Москву. И тем не менее как свежи еще следы топора, как отчетливо прослеживается его искусная работа, снимал ли он вот этот сучок, - Михалыч тычет в стену указкой, - еще и теперь пропитанный янтарной смолой, или рубил этот порог, этот алтарь, эту дивную маковку… Перед вами гениальное творение безвестных русских умельцев. Это не церковь – если хотите, это стихи, это песня! Потом были Иван Грозный и посрамление Орды под Казанью, был царь Борис и нашествие шляхты, великий бунт протопопа Авакума и боярыни Морозовой и прочее, и прочее… Сколько потом еще было веков на нашей многострадальной Руси и тоже прошло… А порог этот и по сей день остался. Вот он! Должно быть, так же, как и теперь, у этого порога цвела белая кашка, курчавился бурьянок, гудел, сердился шмель, когда запутывался в травяных тенетах… (Е.Носов).  

 

 

Упражнение 15

Сгруппируйте словосочетания с существительными в зависимости от их падежного значения (объектное, субъектное, обстоятельственное, определительное, комплетивное):

а) Передача чувств, сверкание витрин магазинов, объехал лужи, быть причиной раздора, аромат цветов сирени, распустились за несколько дней, плавиться от солнца, встретить поклонами, свернули в переулок, подготовленный отделом рекламы, раскалывают глыбы льда, дарить много радости, прятаться от порывов ветра, обратились к землякам за помощью, наполнил кувшин ягодой, цветы в горшках из глины.

б) Сложить у стены сарая, похожий на шлем богатыря, летел два часа, звенящий от писка комаров, наполнить сердце надеждой, казались великанами, обвиснуть под тяжестью росы, порхать в кустах боярышника, подсвеченное звездами, затаиться в ожидании грозы, написать заявление об уходе, десяток ягодок, связь с миром людей, смеяться с беспечностью ребенка, заворачивать еду в листья, три категории читателей.

 

Упражнение 16

Распределите в таблицу существительные из данных ниже предложений и словосочетаний в зависимости от формы падежа. Определите падежные значения для каждого слова.

Позолотить вершины, несколько птиц, жить около воды, лежать на земле, покрыться узорами, застыть от мороза, взять для анализов, считать другом, сбрасывать листву, остановиться на ночлег, множество следов, сидеть у костра, идти с экспедицией, рев зверей, махать рукой, шумели над озером, шумели от ветра, слышен шум берез, Байкал – озеро моей мечты, видеть в глубине, подойти к норе, скованный морозом, пахли на заре, задвинуть с грохотом, две партии, ночь перед отплытием, замок из сказки, волны накатываются на валуны, запах неведомых островов, несколько лещей вываливаются на траву, ронял слезу от дыма, осыпаться хлопьями пепла, оркестр в двенадцать человек, надвинуть кепку до бровей, сказать перед отъездом, присланные начальством на уборку.

 

Падеж Все примеры на данный падеж Падежное значение
Именит. 1.Сверкают серебристые поля 1. субъектное
     

Упражнение 17

Расставьте знаки препинания. Распределите в таблицу существительные из данных текстов в зависимости от формы падежа. Определите падежные значения каждого существительного:

1) Писатели не могут ни на минуту сдаться перед невзгодами и отступить перед преградами; что бы ни случилось они должны непрерывно делать свое дело завещанное им предшественниками и доверенное современниками, ведь недаром Салтыков-Щедрин говорил что если хоть на минуту смолкнет литература то это будет равносильно смерти народа. (К.Паустовский);

2) Я уверен что для полного овладения русским языком для того чтобы не потерять чувство этого языка нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми но также общение с пажитями и лесами водами старыми ивами с пересвистом птиц и с каждым цветком что кивает головой из-под куста лещины. (К.Паустовский);

3) Если бы можно было представить что исчезла русская поэзия что исчез бы самый русский язык а остались от него только эти несколько строк то и тогда богатство и певучая сила нашего языка были бы ясны каждому потому что в этих стихах Пушкина собраны как в магическом кристалле все необыкновенные качества нашей речи. (К.Паустовский);

 

Падеж Все примеры на данный падеж Падежное значение
 Родит. Снег плавится от солнца 1 Обстоят., прич
     

 

Упражнение 18

Распределите падежные формы существительных

 в зависимости от падежного значения. Определите падеж имен.

 

Значение Все примеры на данное значение Падеж
Субъектное 1 Созданные гением Творит.
Объектное 1 Создал бессмертные творения Винит.
Обстоят. 1 Создал на века Винит.
Определит. 1 Талант творца Родит.
Комплет. 1 Стал художником Творит.

 

Ветер расслоил на западе тучи. Золотистые лучи-ресницы солнца простерлись над мокрой землей и своим прикосновением вновь вернули природе смытые дождями краски. Вспыхнула бегучим пламенем лесополоса, рассыпанной ртутью дождевых капель засверкал широкий луг, а за ним на крутом косогоре пожаром загорелись окна большого особняка. Над ликующей долиной реки висела радуга – огромная, расцвеченная пестрыми лентами арка. Она выходила откуда-то из прибрежных кустов и, сделав широкий, будто проведенный гигантским циркулем, полукруг, упиралась другим концом, километра за три, в сады какой-то деревеньки. Концы радуги упирались в землю не далее как в километре. Несколько деревьев, тесной группой стоявших на берегу, укрылись за пестрой лентой. Радуга двигалась параллельно дороге, продолжая упираться своим левым концом в затерявшуюся в зарослях речушку. Вот ее передний правый рукав шагнул на улицу села, белые хаты вдруг запестрели, вспыхивали солнцем, чтобы тотчас залиться багрянцем. (Е.Носов. Радуга).

 



2020-02-04 530 Обсуждений (0)
Категория числа имен существительных 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Категория числа имен существительных

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (530)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)