Полный морфологический анализ прилагательных
Выполните морфологический разбор выделенных прилагательных: Двор дачи, похожий на усадьбу, был большой, справа от въезда стояла пустая старая конюшня с сеновалом в надстройке, потом длинный флигер для прислуги, соединенный с кухней, из-за которой глядели берёзы и липы, слева, на твёрдой, бугристой земле, просторно росли старые сосны, на лужайках между ними поднимались гигантские шаги и качели, дальше, уже у стены леса, была ровная крокетная площадка. Дом, тоже большой, стоял как раз возле въезда, за ним большое пространство занимало смешение леса и сада с мрачно-великоватой аллеей древних елей, шедшего посреди этого смешения от заднего балкона к купальне на пруду. И хозяева, одни или с гостями, сидели всегда на переднем балконе, вдавшемся в дом и защищенном от солнца. В то воскресное жаркое утро сидели только хозяйка и Левицкий. Утро, как всегда при гостях, казалось особенно праздничным, а гостей приехало много, и горничные, блестя новыми платьями, то и дело прибегали по двору из кухни в дом и из дома в кухню, где шла спешная работа к завтраку (И.Бунин «Зойка и Валерия»). Схема разбора имени прилагательного 1) Имя прилагательное обязательно выписывается в контексте. 2) Прилагательное, начальная форма. 3) Семантические признаки: лексико-грамматический разряд; отметить случаи перехода из одного разряда в другой (если есть). 4) Морфологические признаки: постоянные – тип склонения (адъективный, смешанный); непостоянные – форма числа, рода, падежа; для качественных прилагательных определить, полная или краткая форма, степень сравнения ( положительная, сравнительная, превосходная); средства и способы выражения грамматических значений. 5) Синтаксические признаки: в какую связь вступает и каким членом предложения является. Образец разбора имени прилагательного
Кажется, за всю жизнь не видал наш господин такого , что называется благородного, такого чудесного, мраморного юношеского лица. … А при всем том симпатичен и скромен тоже на редкость. Ида быстро пробормотала одну из самыхзнаменитых русских фамилий … (И.А.Бунин). Юношеского лица – 1. Юношеского – имя прилагательное, т.к. имеет категориальное значение атрибутивности; нач. форма – юношеский. 2. Притяжательное (чье лицо?). 3. Адъективный тип склонения; в форме ед. числа, сред. рода, Род. падежа; средство выражения грамматических значений – флексия, способ синтетический. 4. Согласуется с именем существительным (лицо) , в предложении – согласованное определение. (Юноша) скромен – 1. Скромен – имя прилагательное, т.к. имеет категориальное значение атрибутивности; нач. форма – скромный. 2. Качественное (обозначает прямой, непостоянный признак). 3. В краткой форме, не склоняется; ед. число, муж. род; средство выражения грамматических значений – флексия, способ синтетический. 4. Координирует с подлежащим, в предложении – именная часть сказуемого. Одну из самых знаменитых фамилий – 1. Самых знаменитых - имя прилагательное, т.к. имеет категориальное значение атрибутивности; нач. форма – знаменитый. 2. Качественное (обозначает прямой, непостоянный признак). 3. Адъективный тип склонения; в составной форме превосходной степени; множ. числа,Род. падежа; средство выражения грамматических значений: число, падеж - – флексия, способ синтетический; степень – частица, способ аналитический. 4. Согласуется с именем существительным, в предложении – согласованное определение. Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»
Цель: 1. Закрепить и систематизировать знания по теме «Имя прилагательное». 2. Закрепить умение морфологического разбора имени прилагательного.
Выполните следующие письменные задания: 1. Все прилагательные текста распределите в таблицу по разрядам: качественные, относительные, притяжательные; 2. Отметьте случаи перехода прилагательных из одного разряда в другой. Если таких примеров нет, подберите примеры самостоятельно (не менее 5-ти случаев). 3. Для 5-ти качественных прилагательных образуйте (где возможно) степени сравнения и краткие формы. Выделяйте формальные показатели и назовите способ выражения грамматических значений словоформ. 4. Для 10-ти прилагательных сделайте полный морфологический разбор по схеме (см. схему морфологического анализа прилагательного). Среди этих прилагательных обязательно должны быть разные формы кратких прилагательных (краткая форма, степени сравнения). Дополнительное задание: Запишите в виде таблицы сравнительную характеристику прилагательных русского и того языка, который вы изучаете. Каждое обязательное задание оценивается по пятибалльной системе. Максимум – 20 баллов. Зачетной считается работа, набравшая не менее 15 баллов. Дополнительное задание оценивается отдельно – 10 баллов.
Тексты для выполнения контрольной работы по теме «Имя прилагательное» Текст 1 Шла весна. Сильнее пригревало солнце. На южных склонах бугров потаял снег, и рыжая от прошлогодней травы земля в полдень уже покрывалась прозрачной сиреневой дымкой испарений. На сугревах, на курганах, из-под вросших в суглинок самородных камней показались первые, ярко-зеленые острые ростки травы медвянки. Обнажилась зябь. С брошенных зимних дорог грачи перекочевали на гумна, на затопленную талой водой озимь. В логах и балках снег лежал синий, доверху напитанный влагой; оттуда все еще сурово веяло холодом, но уже тонко и певуче звенели в ярах под снегом невидимые глазу вешние ручейки, и совсем по-весеннему, чуть приметно и нежно зазеленели в перелесках стволы тополей… Степь донская –широкая, простору и неезженых дорог в ней много; летом все пути открыты, и всюду можно найти приют…Думал он (Мелехов), бросив где-нибудь лошадей, пешком с Аксиньей пробраться на Кубань, в предгорья, подальше от родных мест, и там пережить смутное время. Под ярким апрельским солнцем серебряной чешуей сверкала вода, но там, где была набитая зимняя дорога, на аршин возвышавшаяся над уровнем льда, Дон стоял нерушимо. (М.Шолохов «Тихий Дон»).
Текст 2 Это был сильный полевой бинокль. Когда-то им премировали деда за долгую службу на кордоне. Старик не любил возиться с биноклем: «У меня свои глаза не хуже». Зато внук его полюбил. В этот раз он пришел на гору с биноклем и с портфелем. Вначале предметы прыгали, смещались в круглом оконце, затем вдруг обретали четкость и неподвижность. Это было интересней всего. Мальчик затаивал дыхание, чтобы не нарушать найденный фокус. Потом он переводил взгляд на другую точку - и снова все смещалось. Мальчик снова принимался крутить окуляры. Отсюда все было видно. И самые высокие снежные вершины, выше которых только небо. Они стояли позади всех гор, над всеми горами и над всей землей. И те горы, что пониже снежных, - лесистые горы, поросшие понизу лиственных чащами, а поверху темным сосновым бором. И горы Кунгеи, обращенные к солнцу: на склонах Кунгеев ничего не росло, кроме травы. И горы еще поменьше, в той стороне, где озеро, - просто голые каменистые увалы. Увалы спускались в долину, долина смыкалась с озером. В этой же стороне лежали поля, сады, селения… Сквозь зелень посевов уже проступало разводьями желтизна – близилась жатва. Как мыши, бегали по дорогам крошечные автомашины, а за ними вились длинные пыльные хвосты. И на самом дальнем краю земли, куда только достигал взор, за песчаной прибрежной полосой густо синела выпуклая кривизна озера. То был Иссык – Куль. Там вода и небо соприкасались. И дальше ничего не было. Озеро лежало неподвижно, сияющее и пустынное. Лишь чуть заметно шевелилась у берега белая пена прибоя (Ч. Айтматов «Белый пароход»).
Текст 3 Да и вся местность не походила на вчерашнюю. Холмов уже не было, а всюду, куда не взглянешь, тянулась без конца бурая, невеселая равнина; кое-где на ней высились небольшие курганы, и летали вчерашние грачи. Далеко впереди белели колокольни и избы какой –то деревни; по случаю воскресного дня хохлы сидели дома, пекли и варили – это было видно по дыму, который шел изо всех труб и сизой прозрачной пеленой висел над деревней. В промежутках между изб и за церковью синела река, а за нею туманилась даль…Что-то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги; то была серая полоса, хорошо выезженная и покрытая пылью, как все дороги, но шириною в несколько десятков сажен. Своим простором она возбудила в Егорушке недоумение и навела его на сказочные мысли. Кто по ней ездит? Кому нужен такой простор? Непонятно и страшно. Можно, в самом деле, подумать, что на Руси еще не перевелись громадные, широко шагающие люди, вроде Ильи Муромца и Соловья Разбойника, и что еще не вымерли богатырские кони. Егорушка, взглянув на дорогу, вообразил штук десять высоких, рядом скачущих колесниц, вроде тех, какие он видывал на рисунках в священной истории; заложены эти колесницы в шестерки диких, бешеных лошадей и своими высокими поднимают до неба облака пыли, а лошадьми правят люди, какие могут сниться или вырастать в сказочных мыслях (А.Чехов «Степь»).
Текст 4 Сады стояли безмолвные и спокойные, отягченные белым, нетронутым снегом. И было садов в Городе так много, как ни в одном городе мира. Они раскинулись повсюду огромными пятнами, с аллеями, каштанами, оврагами, кленами и липами. Сады красовались на прекрасных горах, нависших над Днепром, и, уступами поднимаясь, расширяясь, порою пестря миллионами солнечных пятен, порою в нежных сумерках, царствовал вечный Царский сад. Старые, сгнившие черные балки парапета на преграждали пути прямо к обрывам на страшной высоте. Отвесные стены, заметенные вьюгою, падали на нижние далекие террасы, а те расходились все дальше и шире, переходили в береговые рощи над шоссе, вьющимся по берегу великой реки, и темная, скованная лента уходила туда, в дымку, куда даже с городских высот не хватает человеческих глаз, где седые пороги, Запорожская Сечь, и Херсонес, и дальнее море. Зимою, как ни в одном городе мира, упадал покой на улицах и переулках и верхнего Города, на горах, и Города нижнего, раскинувшегося в излучине замерзшего Днепра, и весь машинный гул уходил внутрь каменных зданий, смягчался и ворчал довольно глухо. Вся энергия Города, накопленная за солнечное и грозовое лето, выливалась в свете. Свет с четырех часов дня начинал загораться в окнах домов в круглых электрических шарах, в газовых фонарях, в фонарях домовых, с огненными номерами, и в стеклянных сплошных окнах электрических станций, наводящих на мысль о страшном и суетном электрическом будущем человечества, в их сплошных окнах, где видны неустанно мотающие свои отчаянные колеса машины, до корня расшатывающие самое основание земли (М. Булгаков «Белая гвардия»).
Текст 5 Катя же была совсем другого мнения. Она уверяла меня, что театр, даже в его настоящем виде, выше аудиторий, выше книг, выше всего на свете. Театр - это сила, соединяющая в себе одной все искусства, а актеры миссионеры. Никакое искусство и никакая наука в отдельности не в состоянии действовать так сильно и так верно на человеческую душу, как сена, и недаром поэтому актер средней величины пользуется в государстве гораздо большею популярностью, чем самый лучший ученый или художник. И никакая публичная деятельность не может доставить такого наслаждения и удовлетворения, как сценическая. И в один прекрасный день Катя поступила в труппу и уехала, кажется, в Уфу, увезя с собою много денег, тьму радужных надежд и аристократические взгляды на дело. Первые письма ее были удивительны. Я читал их и просто изумлялся, как это небольшие листки бумаги могут содержать в себе столько молодости, душевной чистоты, святой наивности и вместе с тем тонких, дельных суждений, который могли бы сделать честь хорошему мужскому уму. Волгу, природу, города, которые она не описывала, а воспевала; каждая строчка дышала доверчивостью, какую я привык видеть на ее лице, - и при всем том масса грамматических ошибок, а знаков препинания почти совсем не было. Не прошло и полгода, как я получил в высшей степени поэтическое и восторженное письмо, начинавшая словами: «Я полюбила». К этому письму была приложена фотография, изображавшая молодого мужчину с бритым лицом, в широкополой шляпе и следом, перекинутым через плечо (А.Чехов «Скучная история»).
3.7 Контрольные вопросы по теме «Имя прилагательное»
1 Какое место в системе частей речи русского языка занимает имя прилагательное, с чем это связано? 2 Каковы семантические, морфологические и синтаксические признаки имен прилагательных? 3 В чем состоит категориальное значение имени прилагательного? 4 Что является начальной формой имени прилагательного? 5 По каким признакам выделяются лексико-грамматические разряды имен прилагательных? 6 Какие формы присущи качественным прилагательным? 7 В чем принципиальное отличие относительных прилагательных от качественных? Как это отражается на грамматических признаках относительных прилагательных? 8 Каковы семантические и грамматические особенности притяжательных прилагательных? 9 Какие ограничения существуют в образовании кратких форм и степеней сравнения? 10 Какие прилагательные относятся к первому типу склонения? 11 Какие прилагательные относятся ко второму типу склонения? 12 Охарактеризуйте морфологическую парадигму имени прилагательного 13 Какими способами наиболее активно образуются имена прилагательные? 14 Какие синтаксические функции выполняют прилагательные в русском и изучаемом вами иностранном языке? 15 Каковы стилистические функции прилагательных? 16 Какие ученые отечественные и зарубежные ученые занимались изучением имен прилагательных? Назовите известные вам труды. Имя числительное
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (460)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |