Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ



2020-02-03 191 Обсуждений (0)
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




Антимонопольное движение имеет многовековую историю. В Англии в 1425 г. Был принят первый закон, запрещавший ассоциации. Так, каменщикам воспрещалось объединятся и сговариваться с целью повышения заработной платы сверх размера, установленного законом.

История законодательной борьбы с частнохозяйственными монополиями во всех странах продемонстрировала неэффективность и бесперспективность юридических мер, направленных на запрещение картелей, синдикатов, трестов. Несмотря на уголовное запрещение промышленных соглашений предпринимателей, монополии развивались и укрупнялись. Все закрытые общества продолжали существовать, изменив лишь формы или названия.

В 1889 г. в штате Техас был принят закон, направленный против трестов,- он определял их как всякого рода комбинацию, решающую одну из пяти главных задач: 1) ограничение промышленности; 2) ограничение или уменьшение масштабов производства; 3) ограничение и устранение конкуренции; 4) фиксирование цен; 5) соглашение о непродаже, неперевозке.

Уже в конце ХIХ в. на смену спорадическому антимонопольному движению пришло антимонопольное регулирование (АМР), как одна из специфических форм государственного контроля и регулирования рыночных отношений, структуры рынка, уровня и масштабов конкуренции с целью повышения эффективности экономики.

АМР корректнее определять как реализацию государством комплекса экономических, законодательных и административных мер, направленных на обеспечение условий развития рыночной конкуренции, на недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов. Антимонопольное регулирование осуществляется практически во всех странах, базируясь либо на антитрестовском законодательстве (в США, Канаде, Японии), либо на законодательстве по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой (скандинавские страны), либо на соответствующих нормах, закреплённых крупными международными соглашениями (ст. 85, 86 Римского договора об учреждении ЕЭС- ныне ЕС; ст. VI ГАТТ- ныне ВТО).

В практике государств с развитой рыночной экономикой для ограничения роста масштабов производства и продаж фирмы, злоупотребляющей своим доминирующим положением, законодательно лимитируются размеры её рыночной квоты. В странах ЕС судебные иски могут быть возбуждены в случае, если фирма превышает установленный объём продаж. Современная конкуренция регулируется методами административного (законодательного) и нормативно-ориентирующего (корректирующего) воздействия. Административное регулирование конкуренции основано на принятии законодательных актов и на контроле за их соблюдением со стороны государств. Его целью является противодействие недобросовестной конкуренции, некорректной монополистической практике и чрезмерной монополизации экономики.

Во всех развитых странах на общегосударственном уровне существуют антимонопольные органы, отвечающие за разработку и реализацию антимонопольной политики. В США- это ФТК и антитрестовский отдел министерства юстиции, возглавляемый помощником министра.

В Германии действует Федеральное управление по делам картелей. В 1957 г. в стране был принят закон, названный «Большой хартией рыночной экономики», направленный против ограничений конкуренции. Он считается самым строгим в мире законом. Его целью является защита потребителей и обеспечение свободной конкуренции. Согласно этому закону о картелях, как его кратко называют, договоры и соглашения между фирмами считаются недействительными, если они чреваты опасностью негативно влиять на конкуренцию.

В Великобритании проблемами антимонопольной политики занимаются Департамент охраны интересов потребителей и цен, Комиссия по вопросам слияний и монополизации, а также Судебная палата по вопросам свободной торговли и ограничительных мер.

Во Франции с 1987 г. действует независимая организация- Совет по делам конкуренции в составе не более 16 человек. Она имеет консультационные и юридические полномочия, ведёт разъяснительную работу с населением, пропагандируя принципы свободной конкуренции.

В Швеции антимонопольные проблемы находятся в компетенции Государственного бюро по вопросам цен и картелей, а также Антитрестовского управления.

Антимонопольный орган в Японии представлен Комиссией по вопросам свободной торговли, созданной в 1948 г. для контроля за соблюдением Закона (1947 г.) о запрете частной монополии и поддержке частной торговли. Она независима и обладает широкими полномочиями.

В странах Восточной Европы проблема антимонопольного регулирования возникла сравнительно недавно. Следует отметить, что монополии здесь были созданы искусственно, путём концентрации производства, приведшеё к образованию гигантских предприятий и объединений. В постсоветских странах антимонопольная политика первоначально была направлена на преодоление «командно-административного монополизма», т.е. на изменении типа экономических систем.

В Венгрии и Югославии антимонопольное законодательство базируется на правовой независимости антимонопольных органов от государственной администрации. Право решения вопросов злоупотребления монопольной властью предоставлено обычным судам, так как специальные антимонопольные органы не созданы. В Венгрии обвинения в монопольных действиях могут быть вынесены Генеральным прокурором, Центральной комиссией народного контроля, центральными органами профсоюзов, Главным управлением контроля Министерства финансов, органами контроля качества. В Югославии таковыми выступают организации коллективного труда, отраслевые объединения, экономические палаты, потребители, другие заинтересованные органы, но ущерб возмещается только организациям коллективного труда и потребителям.

Анализ зарубежного опыта антимонопольного регулирования показал:

1. В конце XIX в. на смену спорадическому антимонопольному движению пришло антимонопольное регулирование, направленное не на устранение крупного производства и монополий вообще, а против монополий, создаваемых на внешнеэкономической основе, злоупотребляющих своим доминирующим положением на рынке и ограничивающих конкуренцию. Оно выполняло функцию государства в развитой рыночной экономике, нацеленную на поддержание необходимого равновесия между монополией и конкуренцией, на защиту и дальнейшее развитие последней;

2. Современная антимонопольная политика в развитых странах представляет собой гибкую систему мобильно перестраивающихся мер и санкций, носящих запретительный, ограничительный и пропорциональный характер;

3.  Решающим условием признания виновности в злоупотреблении монопольной властью является не размер компании, не контроль за предложением на рынке и олигополистическое лидерство в ценах, а величина ущерба, наносимого их деятельностью процессу конкуренции и соперникам;

4. Главной особенностью современного антимонопольного законодательства в развитых странах является его проолигополистический характер, т.е. защита олигополии;

5. Всё большее значение при рассмотрении дел, связанных с нарушением антимонопольных законов, придаётся принципу «разумности», т.е. экономической целесообразности и эффективности;

6. В странах Восточной Европы антимонопольная политика первоначально была направлена на преодоление « командно-административного монополизма», т.е. на изменение типа экономической системы, а затем- на защиту конкуренции.

В настоящее время западные государства проводят рациональную экономическую политику в отношении монополий, исходя из принципов разумности и эффективности экономики.

Необходимое равновесие между монополией и конкуренцией в рыночной экономике обеспечивает антимонопольное регулирование. Анализ зарубежного опыта показал, что оно представляет собой гибкую систему постоянно действующих и мобильно перестраивающихся мер и санкций, носящий ограничительный, запретительный и поощрительный характер и основанных на принципах экономической целесообразности и эффективности



2020-02-03 191 Обсуждений (0)
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)