Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛИИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЁ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ



2020-02-03 285 Обсуждений (0)
ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛИИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЁ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




  2.1 ПОКАЗАТЕЛИ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ

  Монополизация- явление многоплановое и многоуровневое. Её носителями выступают государство в лице министерств, ведомств; хозяйственные единицы, представленные субъектом или их группой, объединённых общностью интересов; различные организации.

Активизация государственного регулирования рынка, усиление контроля за процессами концентрации экономической власти обусловили необходимость количественной оценки уровня монополизации, конкретных показателей рыночного могущества фирмы. Вместе с тем, единые количественные критерии монополизации в хозяйственной и правовой практике развитых стран до сих пор не разработаны, но существует ряд принципов и методов, которые для этого используются.

Переход от свободной конкуренции к господству монополий изменил само содержание производственной единицы, лежащей в основе масштаба измерения процессов концентрации.

Индивидуальный капитал функционировал в форме отдельного предприятия. Капитал- монополия представлен главным образом в форме системы предприятий, т.е. производственного комплекса, регулируемой совокупности предприятий. Отдельное предприятие выступает звеном, обслуживающим потребности этого комплекса.

Р.Лифман считал, что для монопольной власти над рынком достаточно было контролировать 75% производства, однако в ряде случаев монопольное положение достигалось и при контроле меньшей доли производства, равной 40-50% [2, с.20].

В 1934 г. А.Лернер предложил способ количественного измерения монопольной власти путём определения величины, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Показатель монопольной власти или коэффициент (индекс степени монополизации) А.Лернера (L) рассчитывался по формуле:

                                                      L= (P-MC)/P

где P- монопольная цена, MC-предельные издержки. Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Чем больше коэффициент Лернера, тем больше монопольная власть исследуемого субъекта. Если предельные издержки (MC) равны цене (P), то индекс Лернера равен нулю (L=0), что означает отсутствие монополии и наличие свободной конкуренции [2, с.20].

Американская статистика подразделяет все фирмы на однозаводсткие и многозаводские, что позволяет определить общую, хотя и условную картину степени концентрации производства. Это синтетический показатель, отражающий не только число и относительные размеры фирм, но и препятствия на пути к подъёму, эластичность рыночного спроса, уровень и структуру издержек, однородность или дифференцированность продукции, роль рекламы. При этом абсолютные размеры фирм определяются величиной прибыли, численностью занятых и общими активами.

Степень монополизации общественного производства характеризуется не только абсолютными размерами крупнейших корпораций, но и относительной долей сосредоточения в их руках отраслевого и общего промышленного производства.

Для контроля за соотношением сил конкурентов и возможностями монополизации на конкурентных рынках органы западной государственной статистики ведут постоянное наблюдение за процессами концентрации производства в промышленности как в разрезе отраслей и подотраслей, так и по основным товарным группам продукции. Выделение последних имеет важное значение при определении степени монополизации. Товарная группа представляет собой совокупность похожих, но не идентичных товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность. В каждой из них продавцы рассматриваются как конкурирующие фирмы в пределах отрасли. Примерами товарных групп выступают женская одежда, обувь.

К концу 60-х гг. ХХ в. В мировой практике сложилась система показателей рыночной власти. Наиболее распространённым в оценке уровня монополизации является коэффициент концентрации CR (Concentration Ratios), т.е. доля фиксированного числа ранжированных по размерам предприятий в отрасли или на рынке. Он показывает процентное соотношение продаж, которое рассчитывается для определённого числа фирм. Этот показатель (коэффициент концентрации) характеризует не всю совокупность предприятий на рынке, а лишь позиции крупнейших, влияющих на рынок, регулирующих его в своих интересах. В США и во Франции- это доля 4, 8, 20, 50 и 100 крупнейших компаний. В Германии, Англии и Канаде для подобных расчётов используют данные о 3-х, 6-ти, 10-ти и т.д. предприятиях в отрасли и на рынке. С середины 80-х гг. коэффициенты концентрации стали использовать в Венгрии и Польше.

Широкое распространение получил индекс Харфиндела-Хиршмана (ИХХ), который определяется по формуле:

                                        

где x- доля i-той фирмы на рынке ( в %), i=1, 2, 3,…..,n- общее число фирм.

Индекс представляет собой сумму квадратов удельных весов предприятий, действующих на рынке.

Безопасный с точки зрения монополизации рынок (ИХХ<1000) предполагает наличие 10 и более конкурентных фирм, причём доля крупнейшей из них не может превышать 31% общего объёма продаж соответствующей продукции, двух крупнейших- 44%, трёх- 54%, четырёх-64% [2, с.22].

В Германии доминирующее (господствующее) положение на рынке возникает, если на 1 предприятие приходится свыше 33: всего оборота, на 2-3 – свыше 50%, на 4-5 –свыше 67%. Уровень предельно допустимой монополизации во Франции составляет 25% реализации товара или от 2 до 7 млрд франков товарооборота. Главным признаком монополизации в этой стране является не столько размер монополии, сколько возможность игнорирования интересов контрагентов и связанные с этим отношения диктата и неравноправия.

В Австрии предприятие занимает господствующее положение, если его доля на внутреннем рынке превышает 25%, и весь внутренний рынок снабжается не более чем двумя или тремя предприятиями, или если это предприятие находится среди четырёх крупнейших, общая доля которых на рынке составляет по меньшей мере 80%.

В Норвегии монополистом признаётся фирма, доля продукции которой на рынке составляет 25% и более от общего объёма производства или продаж рассматриваемых продуктов в национальной экономике [2, с.23]. 

Количественные оценки степени концентрации производства в отрасли характеризуют позиции крупного бизнеса, но они недостаточны для вывода о том, что фирма обладает монопольной властью. Главные признаки монополизма определяются прежде всего реальным финансовым положением товаропроизводителей в отрасли, на рынке, возможностями контроля деловой активности вследствие своего превосходства.

Кроме доминирующего размера производства конкретного товара фирма-монополист должна наиболее полно удовлетворять запросы производителей- производить лучшую продукцию, сокращать издержки, внедрять более совершенную систему сбыта. Другими словами, одним из признаков монополизации является постоянное совершенствование производственно-сбытовой деятельности фирмы. Только в этом случае последняя может не опасаться потери потенциальных покупателей в результате повышения цен на продукцию. Следовательно, принципиально важен не размер предприятия, фирмы, а их роль, обусловленная особым положением на рынке. В ряде стран оно определяется либо как монопольное, либо господствующее или доминирующее.

В Республике Беларусь доминирующее положение на рынке означает исключительное положение хозяйствующего субъекта, которое даёт ему возможность самостоятельно, или действуя совместно с другими хозяйствующими субъектами, диктовать условия потребителям и конкурентам, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать конкуренцию (ст.1 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»).

Основным критерием определения доминирующего положения является доля хозяйствующего субъекта на рынке определённого товара, превышающая предельную величину. Раньше эта величина устанавливалась Министерством по антимонопольной политике. Сегодня- определяется Министерством предпринимательства и инвестиций. Для хозяйствующих субъектов- производителей продукции или услуг (кроме продукции производственно-технического назначения) она составляет: для одного- 30%, для двух- 54%, для трёх- 72%, для четырёх- 95%; для хозяйствующих субъектов- производителей продукции производственно-технического назначения, соответственно- 45%, 67%, 86% и 100%. Исходя из этих критериев, в республике почти все рынке являются монополизированными.


 



2020-02-03 285 Обсуждений (0)
ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛИИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЁ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛИИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЁ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (285)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)