Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста



2020-02-04 188 Обсуждений (0)
Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие — это сложный комплексный феномен, включающий развитие познава­тельных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, вообра­жения), которые представляют собой разные формы ориентации ребен­ка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер. Благодаря различным видам изобразительной деятельности и констру­ированию ребенок отделяет свойство предмета от него самого. Свойства или признаки предмета становятся для ребенка объектом специального рассмотрения. Названные словом, они превращаются в категории по­знавательной деятельности. Таким образом, в деятельности ребенка-до­школьника возникают категории величины, формы, цвета, пространст­венных отношений. Ребенок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия интеллектуализируется.

Благодаря различным видам деятельности и прежде всего игре па­мять ребенка становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия, пусть не очень отдаленного. Перестраивается воображение: из репро­дуктивного, воспроизводящего оно становится предвосхищающим. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. С помощью речи ребенок начинает планировать и регулировать свои действия. Формиру­ется внутренняя речь.

Ориентировка в старшем дошкольном возрасте представлена и как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интен­сивно. Продолжают развиваться специальные способы ориентации,та­кие, как экспериментирование с новым материалом и моделирование.

Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практичес­ким преобразованием предметов и явлений. В процессе таких преобра­зований, имеющих творческий характер, ребенок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости. При этом наиболее значимым для развития творчества дошкольника является сам процесс поисковых пре­образований.

Преобразование ребенком предметов в ходе экспериментирования теперь имеет четкий пошаговый характер. Это проявляется в том, что преобразование осуществляется порциями, последовательными актами и после каждого такого акта происходит анализ наступивших измене­ний. Последовательность производимых ребенком преобразований сви­детельствует о достаточно высоком уровне развития его мышления.

Экспериментирование может осуществляться детьми и мысленно. В результате ребенок часто получает неожиданные новые знания, у него формируются новые способы познавательной деятельности. Происходит своеобразный процесс самодвижения, саморазвития детского мыш­ления. Это свойственно всем детям и имеет важное значение для ста­новления творческой личности. Наиболее ярко этот процесс проявляет­ся у одаренных и талантливых детей. Развитию экспериментирования способствуют задачи «открытого типа», предполагающие множество верных решений (например, «Как взвесить слона?» или «Что можно сде­лать из пустой коробочки?»)

Моделирование в дошкольном возрасте осуществляется в разных ви­дах деятельности — игре, конструировании, рисовании, лепке и др. Бла­годаря моделированию ребенок способен к опосредованному решению познавательных задач. В старшем дошкольном возрасте расширяется диапазон моделируемых отношений. Теперь с помощью моделей ребе­нок материализует математические, логические, временные отношения. Для моделирования скрытых связей он использует условно-символичес­кие изображения (графические схемы).

Наряду с наглядно-образным появляется словесно-логическое мыш­ление. Это только начало его развития. В логике ребенка еще сохраня­ются ошибки. Так, ребенок охотно считает членов своей семьи, но не учитывает себя самого.

Благодаря содержательному общению и обучению, развитию позна­вательной деятельности у ребенка формируется образ мира:первона­чально ситуативные представления систематизируются и становятся знаниями, начинают формироваться общие категории мышления (часть - целое, причинность, пространство, предмет — система предме­тов, случайность и т. д.).

В дошкольном возрасте ярко проявляются две категории знаний:

- знания и умения, которыми ребенок овладевает без специального обучения в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач;

- знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях (математические знания, чтение, грамота, письмо и др.).

Система знаний включает две зоны — зону устойчивых, стабильных, проверяемых знаний и зону догадок, гипотез, «полузнания».

Вопросы детей — показатель развития их мышления. Вопросы о на­значении предметов, заданные для того, чтобы получить помощь или одобрение, дополняются вопросами о причинах явлений и их послед­ствиях. Появляются вопросы, направленные на то, чтобы получить знание.

В результате усвоения систематизированных знаний у детей форми­руются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности, развивается диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений. Все это является одной из важнейших основ компетентности ребенка-до­школьника, его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.

Опираясь на исследования Л.А Венгера, А.В. Запорожца, А.В. Петровского, Н.Н. Поддьякова, мы выявили психологические и возрастные особенности старших дошкольников, позволяющие уже на этапе дошкольного детства развивать устойчивый познавательный интерес. Дошкольник как активный субъект деятельности обладает определенными качествами личности: самостоятельностью, инициативностью, способностью к самоорганизации, преодолению трудностей. В процессе познания субъект деятельности не пассивно принимает сложившуюся задачу, а стремится ее изменить, преобразовать.

Мы поддерживаем мнение Н.Н. Поддьякова, согласно которому развитию положительного отношения к познанию окружающей действительности помогает «детское экспериментирование». Н.Н. Поддьяков определяет два пути формирования представлений у ребенка. «Первый путь – это формирование представлений в процессе восприятия предметов, но без практического преобразования. Второй путь – формирование детских представлений в процессе практической, преобразующей деятельности самих детей». Второй путь, по данным Н.Н. Поддьякова, значительно продуктивнее. Эту позицию акцентирует и Л.А. Венгер, который указывает, что для ребенка-дошкольника основной путь развития – это эмпирическое обобщение своего собственного чувственного опыта. Поэтому в работе с детьми мы использовали метод моделирования.

Вслед за А.И.Савенковым, С.Н.Николаевой, Н.А.Рыжовой мы считаем, что успешному овладению действий целеполагания, конструирования и анализа деятельности будет способствовать метод проектов, позволяющий развивать способности к самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в содружестве с воспитателями, сверстниками и родителями в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

Немаловажное значение при организации совместной деятельности педагогов, детей и родителей имеет выбор организационных форм. Изучив различные подходы к выбору оптимальных форм организации совместной деятельности, повышающих познавательную активность детей старшего дошкольного возраста (В.К.Дьяченко, Е.М.Еремина, Н.Э.Фокина, Г.А.Цукерман), мы пришли к выводу, что дети, познающие окружающий мир в разных формах совместной деятельности: групповой, в микрогруппах, парной, - вдвое лучше умеют оценивать свои возможности, чем дети, осваивающие тот же материал при фронтальной организации.

Решение проблемы расширения горизонта интересов детей можно осуществить на основе интеграции видов детской деятельности (Д.Б. Богоявленский, П.Я. Гальперин, Е.Н. Кабанов-Меллер, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, Н.А. Менчинская и др.).




2020-02-04 188 Обсуждений (0)
Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)