Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально- психологическая готовность к школьному обучению.



2020-02-04 195 Обсуждений (0)
Социально- психологическая готовность к школьному обучению. 0.00 из 5.00 0 оценок




Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребёнок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться.

Если ребёнок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе. Такие первоклассники ведут себя в школе, как говорится. По-детски, учатся очень неровно. Их успехи налицо, если занятия вызывают у них непосредственный интнрес. Но если его нет и дети должны выполнять учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой первоклассник делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

Исследования показывают, что возникновение осознанного отношения ребёнком к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения о школе были не только понятны. Но и прочувствованны, пережиты ими. Подобный эмоциональный опыт обеспечивает прежде всего через включение детей в деятельность, активизирующую как мышление так и чувства. Для этого используются экскурсии по школе, беседы, рассказы взрослых о своих любимых учителях, 

чтение худ. литературы, просмотр кинофильмов и др.

Личностная и социально - психологическая готовность включают и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с одноклассниками в школе, с учителями.

Значительная часть трудностей в обучении связанна с тем, что дети не могут долго слушать и слышать педагога, принимать и удерживать задачу, сосредоточиваться на учебном действии. Как правило, учителя связывают эти способности их поведения с неразвитостью произвольности внимания,

Поведения и познавательных процессов. Но только ли в этом дело?

Исследования проведённые М.И. Лисиной, показали, что причины подобных трудностей надо искать и в сфере общения взрослого с ребёнком, сложившегося к началу поступления в школу. Е.О Смирнова установила, что положительное значение здесь имеет наличие у ребёнка личностных форм общения со взрослым, не зависящих от конкретных ситуаций. Такое общение характеризуется потребностью ребёнка во внимании и сопереживании взрослого и её удовлетворением со стороны взрослого. Для детей, достигших этой формы общения, типично внимание ко взрослым, стремление услышать и понять из обращение, а также уверенность в том же внимании к себе со стороны взрослого. Выявлена и такая особенность этих детей, как способность различать функции взрослого, соответствующие разным ситуациям общения (на улице, в своём доме, в чужом доме, в учреждении и т.п.)

В силу этого осознания такие дети проявляют адекватное отношение и ко взрослому учителю. Если же у ребёнка потребность в подобном общении ещё не сформировалась, то такое отношение ко взрослому пока не возникает, что, конечно, затрудняет процесс обучения. В целом, можно сказать, что если наиболее адекватным и специфичными для учения являются познавательные мотивы, то коммуникативная готовность к обучению обеспечивается мотивами общения со взрослыми. Знание выявленных закономерностей требует от педагогов осуществлять с детьми не только ситуативно - деловое, внеситуативно – познавательное, но и личностное общение. Проявить интерес к личности ребёнка, его внутреннему миру педагог может и должен не только на занятии, уроке, но и общаясь с ним в быту, на прогулке, в поцессе игр, развлечений.

Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Кроме вышеуказанных составляющих психологической готовности к школе мы выделим ещё и физическую, речевую и эмоционально - волевую готовность.

Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и физическая. Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками - факторы значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского организма, что сказывается на здоровье ребенка в целом. Не случайно на первом году обучения в школе у многих детей возрастает заболеваемость. Некоторые шестилетки не адаптируются к школьному режиму даже в течение всего года, что свидетельствует о недостаточном внимании к их физическому состоянию в предшествующий дошкольный период жизни.

Под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объём груди, мышечный тонус, пропорции тела. Кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребёнка: степень её возбудимости уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

Достаточная физическая подготовка предполагает высокий уровень закаленности и общего физического развития, бодрое и активное состояние организма. Сформированные соответственно возрасту разнообразные движения, двигательные качества и трудовые навыки должны сопровождаться соответствующей тренированностью различных функциональных систем, высокой работоспособностью нервной системы и др. Хорошая закалка помогает не только противостоять различным неблагоприятным факторам, возникающим в новых школьных условиях, но и без особого труда, с интересом работать на уроках, своевременно и прочно овладевать знаниями, умениями и навыками.

Все задачи по физической подготовке выпускника детского сада могут быть успешно решены, если работа ведется систематически и поэтапно в каждом возрастном периоде.

К концу шестого года жизни показатели физического развития ребенка в среднем достигают: длина тела - 116 см, масса тела - 22 кг, окружность грудной клетки 57-58 см. Основные движения становятся более сложными: увеличивается скорость бега, длина и высота шага; в прыжках уже можно обращать внимание ребенка на правильность разбега, группировки и приземления; шестилетки уже ведут, подбрасывают и ловят мяч одной рукой. Дети знакомятся с техническими элементами разных видов спорта - ходьбы на лыжах, катания на коньках, плавания, овладевают навыками езды на велосипеде, осваивают некоторые спортивные игры (бадминтон, городки и др.). Серьезные требования предъявляются к развитию физических качеств старших дошкольников (выносливость, ловкость, быстрота, сила).

К моменту поступления в школу у ребенка должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. Ориентиром в этом плане может служить суточная норма шагов - 12 000-15 000. Несмотря на то, что дети сильно различаются по типам подвижности и особенностям характера, у каждого из них необходимо формировать интерес к урокам физической культуры, желание участвовать в играх, проявлять активность на занятиях.

Таким образом, физическая готовность включает состояние здоровья будущего школьника: телосложение, осанку, двигательные навыки и качества (в особенности тонкой моторной координации), физическую работоспособность. Следует заметить, что требования систематического обучения, новый режим не должны быть обременительны для ребенка и, тем более, не ухудшать его здоровье.[8]

Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе мы выделяем дополнительно еще одну – развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т.е. у него должен быть развит фонематический слух.

Под речевой готовностью понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.

И.В.Дубровина выделяет также развитие речи как компонент психологической готовности к школе, так как «речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребёнка, так и уровень его логического мышления» особый акцент в развитии речи делается на фонематический слух.

Эмоционально – волевую готовность считают сформированной, если ребёнок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилие к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов.

Серьёзное внимание требует формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждёт напряжённый труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, а то что, от него потребует учитель, школьный режим, программа.

К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребёнок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определённое усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия недостаточно развиты. Так, выделяемые цели недостаточно устойчивы и осознанны; удерживание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения.

Все исследователи воли у детей отмечают, что в дошкольном возрасте цель достигается успешнее при игровой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников (в случае командной игры).

Следует иметь в виду и тот факт, что отличительной чертой волевой регуляции поведения дошкольников является характерное отношение к трудностям и типичные для него способы их преодоления.

Поэтому, как показывают исследования, первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей небоязни трудностей (принятие их), стремление не «пасовать» перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможет ребёнку самостоятельно или при незначительно помощи преодолеть трудности, которые возникнут у него в первом классе.

 

Готовый к школе ребенок хочет учиться, так как это позволит ему занять определенную позицию в обществе людей, открывающую доступ в мир взрослых, и к тому же у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович «внутренней позицией школьника». Этому новообразованию Л.И. Божович придавала очень большое значение, считая, что «внутренняя позиция школьника» может служить критерием готовности к школьному обучению. Следует заметить, что и «внутренняя позиция школьника», и широкие социальные мотивы учения – явления сугубо исторические. Дело в том, что существующая в нашей стране система общественного воспитания и обучения предполагает несколько ступеней взросления:  1) ясли, детский сад – дошкольное детство;

2) школа – с поступлением в школу ребенок встает на первую ступеньку взросления, здесь начинается его подготовка к самостоятельной взрослой жизни; именно такое значение придается школе в нашем обществе;

3) высшая школа или работа – взрослые люди.

Таким образом, школа является связующим звеном между детством и взрослостью, причем если посещение дошкольных учреждений является необязательным, то посещение школы до сих пор было строго обязательным. Дети, достигшие школьного возраста, понимают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни.

Именно этим, как правило, объясняется то, что дети хотят учиться в школе, а не дома.

Новообразование «внутренняя позиция школьника», возникающее на рубеже дошкольного и младшего школьного возрастов и представляющее собой сплав двух потребностей – познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.  

Несмотря на многообразие существующих методов определения готовности детей к школьному обучению, психологи продолжают поиски более совершенных диагностических программ.

 Необходимость новых разработок объясняется следующими причинами:

 1) обследование не должно быть слишком длительным, чтобы уложиться во временные рамки записи детей в школу (апрель – май);

 2) функциональная готовность и тестовые батареи не дают сведений о мотивационной готовности детей к школе, о значении которой подробно говорилось выше, и, наконец,

3) программа обследования должна содержать необходимые и достаточные компоненты для заключения о готовности ребенка к школе.

Отбор же этих необходимых и достаточных методов обследования, позволяющих поставить «диагноз подготовленности к школе, – по справедливому замечанию Ю. Сыэрда, – в большой мере зависит от теоретической концепции, которая является исходной при расшифровке сущности подготовленности к школе».[9]   

Анализ учебной программы и требований школы, предъявляемых к ученику, подтверждают общепринятые положения, что готовность к школе проявляется в мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферах. На основе обобщения теоретических подходов к решению проблемы психологической готовности к школе можно выделить ряд её признаков.

1. Сильное желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива).

2. Достаточно широкий кругозор знаний об окружающим мире.

3. Способность к выполнению основных мыслительных операций.

4. Достижение определённого уровня физической и психической выносливости.

5. Развитие интеллектуальных, моральных и этических чувств.

В контексте коммуникативного развития ребёнок должен обладать рядом навыков:

· быть вежливым в общении со сверстниками и взрослыми:

· уметь вступать в контакт;

· соблюдать нормы и обычаи, принятые в школе;

· быть дисциплинированным.

Подводя итог, можно сказать, что психологическая готовность формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным структурным образованием, включающим интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально волевую готовность (Таблица 1).

                                                                                              Таблица 1

Компоненты психологической готовности     Содержательная характеристика
Интеллектуальная готовность Наличие широкого кругозора и запас знаний. Сформированность начальных умений учебной деятельности. Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу). Логическое запоминание. Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации. Умение выделять учебную задачу и переводить её в самостоятельную цель деятельности. Развитие фонематического слуха.
Личностная готовность Принятие новой социальной позиции. Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе. Развитие познавательных критериев, любознательности. Развитие желание ходить в школу. Позитивное управление своим поведением. Объективность самооценки. Потеря «детскости», непосредственности.
Социально - психологическая готовность Глубокое владение способами установления взаимоотношений. Развитие потребности в общении. Умение подчиняться правилам и нормам. Умение действовать совместно, согласовывать свои действия.
Эмоционально-волевая готовность Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдельных последствий своей деятельности). Эмоциональная устойчивость. Сформированность небоязни трудностей. Умение ограничивать эмоциональные порывы. Умение систематически выполнять задания.

 

         Итак, в первой главе мы рассмотрели различные критерии психологической готовности ребенка к школе и подходы к ее определению. В данном случае нам необходимо тщательно изучить те методы психодиагностики, которые дадут нам возможность исследовать психологическую готовность к обучению ребенка в школе, и особенности личностного, интеллектуального и социального развития ребенка, идущего в первый класс. Можно заключить, что практически все авторы, исследовавшие психологическую готовность к школе, признают, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

Учитывая все сказанное и исходя из теоретических положений   по поводу психологической готовности детей к школе, можно сказать, что психолог должен сам выбирать диагностическую программу,  по  которой можно эффективно и за короткий промежуток времени определить уровень готовности ребёнка к школе.

 



2020-02-04 195 Обсуждений (0)
Социально- психологическая готовность к школьному обучению. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально- психологическая готовность к школьному обучению.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)