Цель. Выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.
Время на выполнение данного задания жестко ограничивается 2 минутами. Через 2 минуты, вне зависимости от объема выполненного, все дети должны перейти к заданию № 5 (рисунку). Задача специалиста заключается в том, чтобы отследить этот момент.
На доске рисуются четыре пустые фигуры (квадрат, треугольник, круг, ромб), которые в процессе подачи инструкции специалист заполняет соответствующими знаками, такими же, как в образце задания (первая строчка из четырех фигур, которая подчеркнута).
В данном методическом руководстве приведен один из вариантов заполнения фигур знаками. Таких вариантов может быть много. В соответствии с требованиями методики Пьерона–Рузера фигуры должны быть заполнены знаками, не повторяющими формы самих фигур (например, в кружке не должно быть точки, а в квадрате — просто линии, параллельной одной из сторон). Одна (последняя) фигура всегда должна оставаться пустой.
Перед началом проведения скрининга специалист должен во всех бланках соответствующим образом поставить «метки» в фигуры-образцы данного задания. Это удобно делать перед размножением бланков. Метки должны быть четкими, достаточно простыми (крестик, галочка, точка и т.п.) и занимать среднюю часть фигуры, не подступая к ее краям.
Инструкция. А теперь переверните лист. Посмотрите внимательно. Здесь нарисованы фигуры. В каждой из них стоит свой значок. Сейчас вы будете ставить в пустые фигуры знаки. Это надо делать так: в каждом квадрате поставить точку (сопровождается показом и постановкой точки в середине квадрата на доске), в каждом треугольнике — вертикальную палочку (сопровождается показом и постановкой соответствующего знака в треугольник на доске), в кружке вы будете рисовать горизонтальную палочку (сопровождается соответствующим показом), а ромбик останется пустым. В нем вы не рисуете ничего. У вас на листе (специалист показывает на бланке образец заполнения) показано, что нужно рисовать. Найдите это у себя на листе (покажите пальцем, поднимите руку, кто увидел...).
Все фигуры нужно заполнять по очереди, начиная с самого первого ряда (сопровождаетсяжестом руки по первому ряду фигур слева направо по отношению к сидящим перед специалистом детям). Не спешите, будьте внимательны. А теперь возьмите простой карандаш и начинайте работать.
Основную часть инструкции можно повторить дважды: В каждой фигуре ставите свой знак, заполняйте все фигуры по очереди.
С этого момента отсчитывается время выполнения задания (2 минуты). Инструкция больше не повторяется. Можно лишь сказать: как надо заполнять фигуры — показано на образце у них на бланке.
Специалист фиксирует в листе наблюдений особенности выполнения задания и характер поведения детей. Работа продолжается не более 2 минут. По истечении этого времени педагог просит всех детей остановиться и перестать работать: А теперь все отложили карандаши и посмотрели на меня.
Важно, чтобы все дети закончили выполнение задания одновременно, вне зависимости от того, сколько они успели сделать.
Задание № 5. «Рисунок человека»
Цель. Общая оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.
Инструкция. А теперь последнее задание. На оставшемся на листе месте (специалист показывает рукой свободное место на бланке) нарисуйте человека. Возьмите простой карандаш и начинайте рисовать.
Время выполнения последнего задания в целом не ограничивается, но не имеет смысла продолжать выполнение задания более 5–7 минут.
В процессе выполнения заданий специалист отмечает характер поведения и работы детей в листе наблюдений.
Приложение Б
Приложение В
Ф.И.
| Продолжи
узор
| Сосчитай
и
сравни
| Шифровка
| Слова
| Рисунок
человека
| Всего баллов
|
Алямкина Саша
| 2
| 1
| 2
| 3
| 2
| 10
|
Асанова Даша
| 2
| 5
| 4
| 4
| 3
| 18
|
Гончаренко Анастасия
| 4
| 5
| 4
| 3
| 4
| 20
|
Кирилов Юра
| 3
| 5
| 4
| 4
| 3
| 19
|
Лешук Иван
| 3
| 5
| 4
| 4
| 3
| 19
|
Лисицына Женя
| 4
| 5
| 4
| 4
| 4
| 21
|
Лушникова Надя
| 2
| 0
| 2
| 3
| 2
| 9
|
Стенюшина Оксана
| 3
| 5
| 3
| 4
| 3
| 18
|
Третьякова Женя
| 3
| 5
| 4
| 3
| 3
| 18
|
Тюгачёв Женя
| 4
| 5
| 4
| 3
| 3
| 19
|
Ханов Саша
| 3
| 5
| 4
| 3
| 3
| 18
|
Черных Нина
| 3
| 5
| 4
| 3
| 3
| 18
|
Приложение Г
Результаты исследования уровня психологической готовности к обучению в "Экспресс-диагностика готовности к школе"
Результаты, полученные в ходе исследования детей по экспресс диагностике готовности к школе, выглядят следующим образом, из 12 обследуемых детей 10 человек имеют средний уровень психологической готовности к школьному обучению, 2 человек - низкий.
Таблица показателей по субтестам
| Название методики
Экспериментальная группа
| 1. «Нелепицы»
| 2. «Простр.-ариф. диктант»
| 3. «Последов-ные картинки
| 4. «Геом-е фигуры»
| 5. «Аналогии»
| 6. «Логопед-ский»
| 7. «Запр. слова»
| 8. «Ключи»
| 9. «Чтение»
| 10. «Рисунок чел.-ка»
| 11. «Сост-е слова»
| Всего
|
| 1. Саща. А.
| 0
| 0
| 1
| 1
| 0
| 0
| 1
| 0
| 0
| 1
| 1
| 19
|
| 2. Даша. А
| 1
| 1
| 0
| 0
| 0
| 0
| 0
| 0
| 0
| 1
| 0
| 2
|
| 3. Настя. Г.
| 2
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
|
|
|
|
|
|
| 4.Юра К.
| 1
| 1
| 0
| 0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5. Иван Л.
| 1
| 1
| 0
| 0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6. Женя Л.
| 2
| 1
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 1
| 1
| 20
|
| 7. Надя Л.
| 0
| 1
| 2
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8. Оксана С.
| 1
| 1
| 0
| 0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9. Женя Т.
| 1
| 1
| 1
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10. Женя Т.
| 1
| 1
| 2
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11. Саша Х.
| 1
| 1
| 2
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 12. Нина Ч
| 1
| 2
| 1
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение С
Для проведения анализа по показателям двух методик отобразим полученные данные в таблице.
Сводная таблица по двум методикам
[1] Программа «Развитие».- М., 1994.
[2] Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. - М., 1991. - 144 с
[3] . Ингенкамп К. Педагогическая диагностика/ Пер. с нем. - М., 1991. - 240 с.
[4] Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1996. - 529 с.
[5] Эльконин Д.Б.Избранные психологические труды. - М., 1989, - С. 287с.
[6] Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 2001. - 349 с.
[7] . Обухова Л.Ф. Детская психология. - М., 1995. -. 256 с.
[8] Бадулина О.И. К проблеме преемственности дошкольного и начального образования // Начальная школа, 2002. - № 1. - С. 101.
[9] Истомина З.М. Развитие памяти. - М., 1978. - 165 с