Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности создания представительств иностранных организаций на территории Республики Беларусь



2020-02-04 187 Обсуждений (0)
Особенности создания представительств иностранных организаций на территории Республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок




В отличие, например, от российского законодательства, согласно которому на территории России могут создаваться как филиалы, так и представительства, белорусское законодательство предусматривает возможность открытия иностранными организациями на территории нашей страны только представительства. ГК содержит отдельную статью, посвященную представительству иностранной организации. Так, в соответствии с положениями статьи 51-1 ГК представительством иностранной организации является ее обособленное подразделение, расположенное на территории Республики Беларусь, осуществляющее защиту и представительство интересов иностранной организации и иные не противоречащие законодательству функции. Данное определение также содержится в Положении о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденном постановлением Совмина Республики Беларусь от 22 июля 1997 года № 929 (далее – Положение).

Необходимо разграничивать понятия «представительство иностранной организации» и «постоянное представительство иностранной организации для целей налогообложения». Понятие «постоянное представительство иностранной организации для целей налогообложения» более широкое и включает в себя:

1. обособленное структурное подразделение, в том числе представительство иностранной организации, через которое осуществляется предпринимательская деятельность иностранной организации на территории Республики Беларусь;

2. организацию или физическое лицо (зависимых агентов), которые осуществляют деятельность от имени иностранной организации и (или) в ее интересах и (или) имеют и используют полномочия иностранной организации на заключение контрактов или согласование их существенных условий. [1, с. 44-45]

Представительства юридического лица Республики Беларусь не обладают какими - либо функ­циями юридического лица, связанными с осуществлением предпринимательской деятельности. Представительства же иностранной организации, согласно пункту 2 части 3 Положения, вправе заниматься предпринимательской деятельностью на территории Республики Беларусь от имени и по поручению представляемой им организации. На наш взгляд, можно говорить об их схожести с филиалами юридического лица Республики Беларусь.

Представительство иностранной организации не является юридическим лицом, и можно говорить о том, что оно не обладает обособленным имуществом, не может от своего имени выступать в суде. Виды деятельности, на осуществление которых требуется получение специального разрешения (лицензии), может осуществляться представительством только на основании такого специального разрешения (лицензии), полученного организацией в установленном законодательством порядке. [15, п.2] Представительство иностранной организации имеет наименование, содержащее указание на иностранную организацию, его создавшую. В соответствии с ГК законодательством могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную деятельность представительств иностранных организаций.

Положение предусматривает запрет на осуществление деятельности организаций на территории Республики Беларусь без открытия представительства, за исключением:

осуществления деятельности через организацию или физическое лицо, признаваемые постоянным представительством иностранной организации в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 22 декабря 1991 года "О налогах на доходы и прибыль"

проведения на территории Республики Беларусь концертно-зрелищных мероприятий, в том числе концертов, аттракционов, зверинцев, цирковых программ. [15, п.11]

В соответствии с пунктом 1 статьи 51-1 не допускается создание представительств иностранных организаций, деятельность которых направлена на свержение либо насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и безопасности государства, пропаганду войны, насилия, разжигание национальной, религиозной и расовой вражды, а также деятельность которых может причинить ущерб правам и законным интересам граждан.

Организации открывают свои представительства на территории Республики Беларусь с разрешения Министерства иностранных дел (далее – МИД). Пункт 5 Положения указывает, какие документы необходимо предоставить для получения данного разрешения. Перевод документов должен быть заверен в установленном порядке нотариально либо дипломатическими или консульскими учреждениями Республики Беларусь за границей. МИД в десятидневный срок со дня подачи документов выдает или отказывает в выдаче разрешения. При необходимости получения дополнительной информации у республиканских органов государственного управления, дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь о деятельности организации срок рассмотрения документов продлевается до одного месяца. [15, п.17]

Пункт 10 Положения определяет, что в разрешении на открытие представительства должно быть указано:

наименование организации;

цель открытия представительства;

условия, на которых организации разрешается открыть представительство;

дата выдачи и номер;

срок, на который выдается разрешение;

число иностранных граждан - сотрудников представительства.

 Если структурное подразделение юридического лица Республики Беларусь признается созданным с момента принятия соответствующего решения уполномочен­ным органом юридического лица, то представительство иностранной организации считается созданным на территории Республики Беларусь и имеет право осуществлять деятельность, направленную на достижение целей, ради которых оно открыто, с момента получения в МИДе разрешения на его открытие.

Однако если организация не воспользовалась правом на открытие представительства в течение шести месяцев с даты внесения в реестр открытых на территории Республики Беларусь представительств, то решение теряет силу.

Одним из обязательных условий, которые указываются в разрешении, является цель создания представительства, перечень которых установлен подпунктом 3.1 Положения. По сравнению с перечнем целей создания представительств белорусских организаций он является более широким и предполагает осуществление деятельности в других (кроме представления и защиты интересов юридического лица), в том числе общественно полезных целях, не запрещенных законодательством Республики Беларусь для этих представительств.

Согласно пункту 10 Положения срок, на который открывается представительство, также должен быть указан в разрешении. В предыдущей редакции Положения действовала норма о том, что представительства открываются на срок до трех лет с возможностью последующего продления деятельности на этот же срок при условии обращения в МИД не позднее одного месяца до истечения срока действия разрешения на открытие представительства. С 12 мая 2009 года данная норма исключена, однако нормы о продлении сохранились. Продление срока деятельности представительства осуществляется МИДом в десятидневный срок со дня поступления соответствующего заявления и оригинала документа, подтверждающего уплату государственной пошлины. Документы на продление должны быть представлены организацией не позднее десяти дней до истечения срока действующего разрешения.

В случае нарушения десятидневного срока подачи обращения МИД вправе принять решение о продлении срока деятельности представительства до истечения срока действия разрешения на открытие представительства.

Таким образом, остается открытым вопрос, на какой срок может выдаваться разрешение и кем этот срок определяется. Считаем целесообразным, ввести в Положение норму, которая регулировала бы этот вопрос, и предусмотреть право определения срока за МИДом.

Помимо этого в новой редакции отсутствуют нормы о причинах возможного отказа в даче разрешения на открытие представительства.

Пункт 16 Положения предусматривает обязанность организации, открывшей представительство, в течение срока и в порядке, определенных законодательством Республики Беларусь, обязана стать на учет в налоговых и иных органах Республики Беларусь, а также открыть счета в банках Республики Беларусь.

Как мы выше упоминали, постоянное представительство иностранной организации для целей налогообложения включает в себя представительство иностранной организации, через которое осуществляет свою деятельность иностранная организация на территории Республики Беларусь. Таким образом, в соответствии с пунктом 2 статьи 22 НК представительства иностранной организации обязаны в порядке, установленном НК, стать на учет в налоговых органах по месту своего нахождения. Они обязаны удерживать из средств, причитающихся этой иностранной организации, налоги, сборы (пошлины), подлежащие уплате указанной иностранной организацией в соответствии с налоговым законодательством, и перечислять их в бюджет. При неудержании и (или) неперечислении или несвоевременном удержании и (или) перечислении налогов, сборов (пошлин) на представительство возлагается ответственность, установленная для плательщиков соответствующих налогов, сборов (пошлин).

Иностранная организация, получившая в МИДе разрешение на открытие представительства, обязана подать для постанови на учет заявление в налоговый орган по месту нахождения представительства в срок не позднее десяти рабочих дней со дня получения такого разрешения. К заявлению прилагаются оригинал и копия разрешения на открытие представительства, выданного МИДом, а также оригиналы и копии положения о представительстве и доверенности на руководителя представительства. [7, подп. 2.1 ст. 66]

В соответствии с пунктом 2 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 40, представительства иностранных организаций являются плательщиками обязательных страховых взносов и подлежат постановке на учет в органах ФСЗН. Порядок, основание и сроки постановки на учет такие же, как и для представительств и филиалов юридических лиц Республики Беларусь.

Согласно п. 2 Положения о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Минист­ров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1294 (далее — Положение № 1294), представительства иностранных организаций подлежат регистрации в качестве страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на про­изводстве и профессиональных заболеваний.

Необходимо отметить, что они будут относиться к плательщикам обязательных страховых взносов в ФСЗН и Белорусское республиканское унитарное предприятие «Белгосстрах» при условии, если предоставляют работу по трудовым и гражданско-правовым договорам. То есть, если руководитель данного представительства принимает реше­ние о приеме и увольнении работников, заключает с ними тру­довые договоры, издает приказы о приеме на работу, заключает гражданско-правовые договоры с гражданами.

Согласно статье 198 БК владельцами счета по договору текущего (расчетного) банковского счета могут быть физические и юридические лица. Поскольку представительство иностранной организации не является юридическим лицом, то владельцем его счета является иностранная организация, его открывшая. Порядок открытия такой же как и для обособленных структурных подразделений юридических лиц Республики Беларусь.

Представительство действует на основании Положения о представительстве, утвержденного организацией, в котором указывается цель (цели) открытия представительства на территории Республики Беларусь, адрес, организационная структура, компетенция руководителя представительства, порядок закрытия представительства. Руководитель действует на основании доверенности, выданной иностранной организацией. [15, п.5] В соответствии со ст. 1117 ГК форма и срок действия доверенности определяются по праву страны, где выдана доверенность. Требования к оформлению документов, происходящих из иных государств, различаются в зависимости от того, в каком государстве совершен (выполнен) соответствующий документ. Однако общим правилом является необходимость легализации документов, выдаваемых за границей.

Так, п. 27 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 2 декабря 2005 г. N 31 "О практике рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц" предусматривает, что хозяйственный суд принимает в качестве доказательств официальные документы из другого государства при условии их легализации дипломатическими или консульскими службами Республики Беларусь.

Одной из особенностей представительств иностранных организаций является обязанность предоставления в МИД письменного отчета о деятельности представительства. Он предоставляется руководителем представительства один раз в полугодие (с 1 по 10 июля и с 1 по 10 января) и должен содержать сведения о местонахождении представительства, его сотрудниках, осуществляемых проектах и программах, сроках их исполнения и ресурсах, а также иные сведения, определяемые МИДом по согласованию с заинтересованными государственными органами. В случае изменения местонахождения представительства в течение десяти рабочих дней руководитель уведомляет заинтересованные государственные органы о местонахождении представительства с указанием почтового адреса, номеров телефонов, факса и обеспечивает внесение соответствующих изменений в положение о представительстве.

МИД в пределах численности, указанной в разрешении на открытие представительства, выдает руководителю и работникам представительств организаций из числа иностранных граждан служебные карточки. Изготовление служебной карточки производится в десятидневный срок со дня поступления заявления. В случае прекращения деятельности ее владельца в представительстве служебная карточка сдается в уполномоченный орган. Вопрос о выдаче руководителю и работникам представительства служебных карточек регулируется постановление Совмина от 29.11.2007 N 1645.

Представительство руководствуется нормативными актами Республики Беларусь по вопросам бухгалтерского учета и отчетности, оплачивает налоги, сборы и другие обязательные платежи согласно законодательству Республики Беларусь. Трудоустройство граждан Республики Беларусь в представительствах иностранных организаций осуществляется на основании трудовых договоров (контрактов) в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

На основании пункта 23 Положения государственные органы при выявлении нарушений законодательства Республики Беларусь представительствами иностранных организаций направляют в МИД соответствующую информацию в месячный срок после их выявления. За нарушение представительствами организаций требований Положения МИДом может быть вынесено письменное предупреждение об устранении допущенных нарушений, которое выдается либо направляется руководителю представительства не позднее чем в трехдневный срок после его вынесения.

Положение содержит исчерпывающий перечень случаев, когда представительство иностранной организации прекращает свою деятельность. В случаях, предусмотренных законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь, дела о прекращении деятельности представительства иностранной организации, находящейся на территории Республики Беларусь, рассматриваются хозяйственными судами в Республике Беларусь. [21, п. 2 ст. 235]

В соответствии с пунктом 24 Положения в качестве оснований для прекращения деятельности представительства иностранной организации указаны:

ликвидация организации, открывшей представительство;

прекращение действия заключенного международного договора, на основании которого открыто представительство, если это предусмотрено договором;

принятие организацией, открывшей представительство, решение о прекращении деятельности данного представительства;

решение суда в случае нарушения законодательства Республики Беларусь;

истечение срока действия разрешения на открытие или продление срока деятельности представительства.

После того, как деятельность представительства будет прекращена, организация обязана выполнить процедуры, связанные с прекращением деятельности представительства, и в месячный срок представить в Министерство иностранных дел документы, определенные пунктом 25 Положения.

Следует особо обратить внимание на то, что БК определяет особенности создания и деятельности на территории Республики Беларусь представительств иностранных банков. Кроме того, законодательством предусмотрен специальный порядок открытия и деятельности представительств иностранных средств массовой информации. По данному вопросу действует Положение о порядке открытия корреспондентских пунктов юридических лиц, на которые возложены функции редакции средства массовой информации, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь 25.12.2008 N 2015.

Изучив данный вопрос, необходимо отметить, что белорусское законодательство предусматривает возможность открытия иностранными организациями на территории Республики Беларусь лишь представительства, которые имеют общие признаки с представительствами юридических лиц Республики Беларусь. К общим чертам можно отнести тот факт, что представительство не является юридическим лицом, не обладает обособленным имуществом, выступает от имени организации, его создавшей, а также не может от своего имени выступать в суде.

Однако правовой статус, порядок создания представительства иностранной организации имеет и ряд особенностей, отличных от представительств организаций Республики Беларусь. Представительство иностранной организации считается созданным на территории Республики Беларусь и имеет право осуществлять деятельность, направленную на достижение целей, ради которых оно открыто, с момента получения в МИДе разрешения на его открытие.

Перечень целей его создания намного шире, к тому же предусматривает возможность заниматься представительством предпринимательской деятельностью, поэтому можно говорить о некоторой схожести представительства иностранной организации с филиалом юридического лица Республики Беларусь.  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Подводя итог проделанной нами работы по изучению правового положения обособленных структурных подразделений, можно сделать следующие выводы:

1. Понятие обособленного структурного подразделения законодательно не закреплено, в статье 51 ГК лишь указывается, что филиалы и представительства являются обособленными подразделениями юридического лица, расположенными вне места его нахождения;

2. Все признаки, присущие представительствам, в полной мере имеются и у филиалов, поэтому понятие филиала шире, чем понятие представительства. На наш взгляд, такое обособленное структурное подразделение, как филиал, более функционально и универсально, оно по­зволяет выполнять различные задачи. Поэтому при решении вопроса, какое обособленное структурное подразделение создать, мы бы отдали предпочтение филиалу;

3. Структурное подразделение признается созданным с момента принятия соответствующего решения уполномочен­ным органом юридического лица. Законодательство не предусматривает прямого указания на необходимость регистрации изменений и дополнений в устав в случае открытия филиала либо представительства, однако в силу толкования п.3 ст.48 ГК считаем необходимым предоставлять данные изменения и дополнения, внесенные в устав юридического лица, для государственной регистрации.

4. Обособленное подразделение не является самостоятельным участником гражданско-правовых отношений, поэтому в отношения с другими лицами оно может и должно вступать только от имени юридического лица. Их руководители осуществляют деятельность от имени создавших подразделения юридических лиц и обладают только теми полномочиями, которые указаны в доверенности, выдаваемой юридическим лицом.

5. Белорусское законодательство предусматривает возможность открытия иностранными организациями на территории Республики Беларусь лишь представительства, которые имеют как общие признаки с представительствами юридических лиц Республики Беларусь, так и ряд особенностей. На наш взгляд, можно говорить об их некоторой схожести с филиалами юридических лиц Республики Беларусь, в частности, представительства иностранной организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью на территории Республики Беларусь от имени и по поручению представляемой им организации.

 

 



2020-02-04 187 Обсуждений (0)
Особенности создания представительств иностранных организаций на территории Республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности создания представительств иностранных организаций на территории Республики Беларусь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)