Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию. Проверяемые умения и виды деятельности.
При разработке содержания контрольно-измерительных материалов учитывается необходимость проверки усвоения элементов знаний, представленных в кодификаторе элементов содержания по физике. В экзаменационной работе проверяются знания и умения, приобретенные в результате освоения следующих разделов курса физики основной школы: 1. Механические явления 2. Тепловые явления 3. Электромагнитные явления 4. Квантовые явления Общее количество заданий в экзаменационной работе по каждому из разделов приблизительно пропорционально его содержательному наполнению и учебному времени, отводимому на изучение данного раздела в школьном курсе. В таблице 2 дано распределение заданий по разделам (темам). Задания части 3 (задания 22-25) проверяют комплексное использование знаний и умений из различных разделов курса физики.
Таблица 2. Распределение по основным содержательным разделам (темам) курса физики в зависимости от формы заданий
Разделы (тема) курса Физики, включенные В экзаменационную Работу | Число заданий | ||||||||||||
Вся работа | Часть 1 (с выбором ответа) | Часть 2 (с кратким ответом) | Часть 3 (с развернутым ответом) | ||||||||||
Механические явления | 8-12 | 6-10 | 0-2 | 1-2 | |||||||||
Тепловые явления | 4-8 | 2-6 | 0-2 | 1-2 | |||||||||
Электромагнитные явления | 7-12 | 5-9 | 0-2 | 1-2 | |||||||||
Квантовые явления | 1-4 | 1-4 | 0-1 | - | |||||||||
Итого: | 25 | 18 | 3 | 4 |
Экзаменационная работа разрабатывается исходя из необходимости проверки следующих видов деятельности.
1. Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики.
1.1.Знание и понимание смысла понятий
1.2.Знание и понимание физических величин
1.3. Знание и понимание физических законов
1.4.Умение описывать и объяснять физические явления
2. Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями.
3. Решение задач различного типа и уровня сложности.
4. Понимание текстов физического содержания.
5. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
В таблице 3 приведено распределение заданий по видам деятельности в зависимости от формы заданий.
Таблица 3. Распределение заданий по видам деятельности в зависимости от формы заданий
Виды деятельности | Число заданий | |||
Часть 1 (с выбором ответа) |
Часть 2 ( с кратким ответом) | Часть 3 (с развернутым ответом) | ||
1.1. Понимание смысла понятий | 1-2 |
| ||
1.2. Понимание физических явлений | 2-4 | 0-1 |
| |
1.3. Понимание смысла физических величин | 4-6 | 1 |
| |
1.4. Понимание смысла физических законов | 4-6 | 1-2 |
| |
2. Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями | 1 | 1-0 |
1 | |
3. Решение задач различного типа и уровня сложности | 3 |
| ||
4. Понимание текстов физического содержания |
3 | |||
5. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни |
| 1 | ||
Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальные умения проверяются в заданиях 15 и 22. Задание 15 с выбором ответа контролирует следующие умения:
- формулировать (различать) цели проведения (гипотезу, выводы) описанного опыта или наблюдения;
-конструировать экспериментальную установку, выбирать порядок проведения опыта в соответствии с предложенной гипотезой;
-проводить анализ результатов экспериментальных исследований, в том числе выраженных в виде таблице или графика.
Экспериментальное задание 22 проверяет:
1) Умение проводить косвенные измерения физических величин:
Плотности вещества, силы Архимеда, коэффициента трения скольжения, жесткости пружины, оптической силы собирающей линзы, электрического сопротивления резистора, работы и мощности тока;
2) Умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных: зависимость силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины; зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити; зависимость силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника; зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления;
3) Умение проводить экспериментальную проверку физических законов и следствий: проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении резисторов, проверка правила для силы тока при параллельном соединении резисторов.
Понимание текстов физического содержания проверяется группой заданий 16-18, а также задание 21. В первом случае для одного и того же текста формулируются вопросы, которые контролируют умения:
- понимать смысл использованных в тексте физических терминов;
- отвечать на прямые вопросы к содержанию текста;
- отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста;
-использовать информацию из текста в измененной ситуации;
-переводить информацию из одной знаковой системы в другую.
В задании 21 используется представление информации в виде справочной таблицы или графика, информацию из которых необходимо использовать при выборе верных утверждений
Задания, в которых необходимо решить задачи, представлены в различных частях работы. Это три задания с выбором ответа (задания 6,8 и 13) и три задания с развернутым ответом. Задание 23 – качественный вопрос (задача), представляющий описание явления или процесса из окружающей жизни, для которого учащимся необходимо привести цепочку рассуждений, объясняющих протекание явления, особенности его свойств и т.п.
Задания для итоговой аттестации по физике характеризуются также по способу представления информации в задании или дистракторах и подбираются таким образом, чтобы проверить умения учащихся читать графики зависимости физических величин, табличные данные или использовать различные схемы или схематичные рисунки.
2020-02-04 | 170 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию. Проверяемые умения и виды деятельности. |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы