Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 9-10. Герд А.Я. – основоположник отечественной методики естествознания как науки (2 ч)



2020-02-04 995 Обсуждений (0)
Тема 9-10. Герд А.Я. – основоположник отечественной методики естествознания как науки (2 ч) 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель: Познакомить студентов с системой методической работы А.Я Герда

 

Вопросы к теме:

1. В чём сущность курса естествознания, разработанного А.Я.Гердом?

2. Какова заслуга А.Я.Герда перед начальной школой?

3. Роль А.Я.Герда в развитии методики естествознания?

 

Герд Александр Яковлевич (1841 — 1888) — основоположник отечественной методики естествознания как науки, которую разрабатывал на основе дидактической системы К. Д- Ушнн-ского и идеи дарвинизма. Разработанный им курс естествозна­ния для средней школы начинался изучением неорганического мира, затем растений, животных, человека, Завершался курс изучением «Истории Земли», куда включались элементы эво­люционного учения. Для понимания жизни растений и живот­ных нужно было изучать живые организмы в условиях обита­ния, в естественных взаимоотношениях со средой и между со­бой. Такое обучение, как считал А. Я. Герд, должно иметь мес­то в преподавании естествознания. Он писал, что преподавание естествознания должно по возможности начинаться в саду, в по­ле, в лесу. Дети должны изучать естественные предметы в их естественной обстановке. Животное необходимо рассматривать в связи с условиями его жизни, растение — в связи с почвой, на которой оно произрастает. В этом заключалась сущность биологического направления в школьном естествознании.

А. Я. Герд разработал систему изучения природы в началь­ных классах, которая не утратила своего методического зна­чения и в наши дни. Им написан учебник «Мир божий» для учащихся II—III классов, состоящий из двух частей. Первая часть его «Земля, воздух и вода» предназначается для учащихся второго года обучения, вторая часть «Растения, животные и человек» — для школьников третьего года обучения. А. Я. Герд считал, что, прежде чем знакомить детей с миром растений и животных, им необходимо познакомиться с предметами и яв­лениями неживой природы, так как закон эволюции природы не может быть осознан учащимися без понимания тех взаимо­связей, которые существуют между неорганическим и органи­ческим миром и которые связывают неживую и живую природу (т. е. растения и животные) в одно целое. Знакомство с нежи­вой природой дает учащимся материал для наиболее полных наблюдений над растениями и животными. В противном случае изучение растений и животных сведется к простому перечисле­нию одних признаков, а такой способ преподавания не может сформировать целостного представления о природе. Для учите­лей им было написано методическое пособие «Предметные уро­ки в начальной школе» (1883), в котором объясняется, как сле­дует учить детей начальному естествознанию: какими пособиями пользоваться, какие опыты необходимо ставить, к каким выво­дам и обобщениям дети должны прийти, проводя наблюдения и опыты.

В статьях на методические темы А. Я. Герд отстаивал такие передовые методы обучения, как самостоятельные наблюдения учащихся, проведение лабораторных работ. Большое значение в изучении природы он отводил предметным урокам, на .которых дети работали с объектами природы, и экскурсиям в природу.

Л. Я. Герд считал, что дети, наблюдая природу или ее объ­екты под руководством учителя, должны учиться сравнивать, описывать, обсуждать наблюдаемое, делать выводы, обобщения и по возможности проверять их простыми, доступными для них' опытами.

А. Я. Герд, как и все лучшие педагоги того времени, цент­ральной фигурой в учебном процессе считал учителя, его зна-ния, эрудицию, умение быстро устанавливать контакт с детьми, хорошо владеть материалом. Он считал, что к своей работе учитель должен подходить вдумчиво, заранее планировать весь материал, обеспечивая правильную последовательность его изу­чения. А. Я. Герд требовал регулярного планирования каждого урока как средства наиболее рациональной организации учеб­ного процесса: «Преподавателю необходимо составлять кон­спекты уроков, т. е. накануне урока записывать в кратких вы­ражениях весь материал, в том порядке, в каком он намерен передать его детям. По этому конспекту преподаватель может тщательно обдумать каждую отдельную часть урока и какими приемами и вопросами удобнее всего довести до ясного созна­ния содержание всего урока» (Герд А. Я. О преподавании мииералогии//Учитель.— 1866. — № 5, 6).

Желая помочь учителю в планировании уроков, А. Я. Герд в методическом руководстве «Первые уроки минералогии» раз­работал планы всех уроков по курсу неживой природы. Анали­зируя их, следует отметить, что А. Я. Герд обращал внимание учителя на необходимость отбора материала, формулировки темы, перечисления оборудования, необходимого для демонст­рации опытов, наглядных пособий, требующихся для глубокой проработки учебного материала и записи хода урока. В част­ности, учитель должен в плане кратко изложить содержание вступительной беседы, связывающей новый материал с ранее изученным, затем сформулировать вопросы для беседы с уче­никами по изучению нового материала, располагая их в такой логической последовательности, чтобы учащиеся самостоятель­но пришли к правильному выводу. Вывод в общей форме так­же должен быть записан в плане. В плане отмечается также до­машнее задание.

Планы уроков, разработанные А. Я. Гердом по курсу не­живой природы, явились первым образцом системы преподава­ния учебного предмета.

Таким образом, А. Я. Герд, обобщив передовой педагогиче­ский опыт преподавания естествознания в школе того времени и свой собственный, впервые принципиально поставил и в со­ответствии с прогрессивными требованиями того времени ре­шил основные общие проблемы методики преподавания естест­вознания в школе, оформив* ее как педагогическую науку.

Задание: Подготовить выступления о жизни и творчестве А.Я.Герда

Литература:

1. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: «Просвещение», 1990 - 192 с

2. Верзилин М.В., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: «Просвещение», 1983 – 384 с.

 



2020-02-04 995 Обсуждений (0)
Тема 9-10. Герд А.Я. – основоположник отечественной методики естествознания как науки (2 ч) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 9-10. Герд А.Я. – основоположник отечественной методики естествознания как науки (2 ч)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (995)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)