Цель: Ознакомиться с идеями Д.Н.Кайгородова и В.В.Половцева
Вопросы к теме:
1.В чем суть программы природоведения Д.Н.Кайгородова? 2. Сущность «биологического метода» Половцева В.В. Итак, вторая половина XIX века характеризуется существенными положительными изменениями в методике начального естествознания. Передовые, творчески работающие учителя поддерживали новые методические идеи А. Я. Герда и старались претворять их в жизнь на практике, но постоянно наталкивались на преграды со стороны царского правительства. Так, программы и учебники по естествознанию для гимназий и городских училищ отражали метафизические взгляды и утверждали «волю Всевышнего творца». К. тому же царское правительство, опасаясь проникновения в школу материализма и безбожия, в 1876 г. вновь изъяло естествознание из младших классов гимназий, а в 1890 г. — из мужских гимназий, и только в 1901 г. оно в них было лишь частично восстановлено.
В России бурно развивается капитализм, появляется большая потребность в людях, хорошо знающих математику, физику, химию, биологию, географию. Социально-экономические условия развития России заставили царское правительство включить естествознание в учебный план трех младших классов гимназии. В основу программ была положена система А. Я. Герда. Природоведческий материал по этим программам между классами распределялся следующим образом: I класс — неживая природа, II класс-— растения, III класс — животные и человек. (Программа требовала написания учебной литературы).Учителя, методисты – естественники, профессора университетов выпустили учебники по начальному природоведению. Стали открывать частные учебные заведения, в которых часто проповедовались новые для своего времени методические идеи. Министерство народного просвещения мало вмешивалось в работу этих школ; в них были свои программы, учебники и нередко передовые методы преподавания. В методике этого времейи разрабатываются две формы пре подавания, независимые от уроков: экскурсионная и практиче ская; решается проблема отбора содержания учебного мате риала для учащихся. В 1902 г. в гимназии была введена программа природоведе ния, составленная профессором Лесного института Д. Н. Кай городовым. В ней предлагалось изучение природы по «обще житиям» (сад, поле, река, луг, лес). Учащиеся должны были изучать растительный мир и неорганическую среду а их взаимосвязи, только но сезонам (принцип сезонности) и только на экскурсиях в природу. Д. Н. Кайгородов в программе преследовал также воспитательную цель, но явно идеалистическую: позна ние закона изумительной целесообразности о природе и того «Великого разума», которым «все создается и управляется а природе и во всей Вселенной». Точка зрения Д. Н. Кайгородова не была принята педагогической мыслью, но она дала толчок экскурсионному делу. Большинство авторов учебников природоведения, выпущен ных в период до Великой Октябрьской социалистической рево люции, в изложении материала придерживались «биологиче ского метода», пропагандистом которого явился В. В. Половцов. Половцов Валериан Викторович (1862—1918) — русский пе дагог-естественник, впервые в истории Петербургского универ ситета начал читать для студентов курс методики естествозна ния. Его лекции вышли в 1907 г. под названием «Основы общей методики естествознания». На этой книге воспитывалось методическое мировоззрение огромного большинства русских педаго гов-естественников. В своей методике он указывал, что природ ные факты и явления, изучаемые учащимися, не должны рас сматриваться изолированно. В процессе ознакомления с явлениями природы должны вскрываться те доступные учащимся данного возраста связи и отношения, которые существуют в при роде и доступны непосредственному наблюдению. В этом именно пидит В. В. Половцов сущность «биологического метода». Харак теризуя его, он выделяет два положения: «формы должны быть изучаемые в связи с отправлениями, образ жизни должен изучать ся в связи со средой обитания». Он считает также, что при изучении неживой природы нельзя ограничиваться простым описа нием форм, что в данном случае, как и при изучении растений н животных, необходимо вскрывать связи и отношения между предметами. Решающую роль в этом сыграло состояние науки того времени, где связь между формой и средой является одной из важнейших проблем естествознания. Морфологические черты строения животных и растений оказалось возможным не толь ко описывать, запоминать, но и выводить, объяснять и даже элементарно предсказывать. Исходя из этих требований, авторы учебников для начального природоведения, описывая объекты живой природы, старались показать взаимосвязь строения с образом жизни. Внедрение в школьное естествознание «биологического ме тода» можно считать зарождением экологического образования и воспитания учащихся, которому в наши дни совершенно справедливо уделяется столь серьезное внимание. Знание экологии растений и животных лежит в основе всех аспектов взаимодействия человека и природы. В предреволюционный период естествознание в гимназиях преподавалось только в трех младших классах. Авторы учебников, как и составители программ, стремились дать в мате риалах для этих классов как можно больше знаний, но зачас тую не учитывали психологические возможности учащихся 9—12 лет, полезность формируемых знаний и умений. Поэтому часто в учебниках встречался материал, сложный для понима ния, недоступный, а значит, неприменимый в жизни. Недостатки учебников учитывались многими передовыми учителями-практиками, методистами, которые писали специаль ные пособия для учителей, книги для чтения учащихся. Так, большое влияние на дальнейшее развитие школьного курса начального естествознания и методики его преподавания в этот период оказали В. П. Вахтеров, Л. С. Севрук, И. И. Полян ский и другие. Задание: Ответить на вопросы темы Литература: 1. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: «Просвещение», 1990 - 192 с 2. Верзилин М.В., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: «Просвещение», 1983 – 384 с.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (598)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |