Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цель: Ознакомиться с идеями Д.Н.Кайгородова и В.В.Половцева



2020-02-04 598 Обсуждений (0)
Цель: Ознакомиться с идеями Д.Н.Кайгородова и В.В.Половцева 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы к теме:

 

1.В чем суть программы природоведения Д.Н.Кайгородова?

2. Сущность «биологического метода» Половцева В.В.

Итак, вторая половина XIX века характеризуется сущест­венными положительными изменениями в методике начального естествознания. Передовые, творчески работающие учителя поддерживали новые методические идеи А. Я. Герда и стара­лись претворять их в жизнь на практике, но постоянно наталки­вались на преграды со стороны царского правительства. Так, программы и учебники по естествознанию для гимназий и го­родских училищ отражали метафизические взгляды и утверж­дали «волю Всевышнего творца». К. тому же царское прави­тельство, опасаясь проникновения в школу материализма и без­божия, в 1876 г. вновь изъяло естествознание из младших клас­сов гимназий, а в 1890 г. — из мужских гимназий, и только в 1901 г. оно в них было лишь частично восстановлено.

 зику,

В России бурно развивается капитализм, появляется больша­я потребность в людях, хорошо знающих математику, физик­у, химию, биологию, географию. Социально-экономические условия развития России заставили царское правительство включить естествознание в учебный план трех младших клас­сов гимназии. В основу программ была положена система А. Я. Герда. Природоведческий материал по этим программам между классами распределялся следующим образом: I класс — неживая природа, II класс-— растения, III класс — животные и человек. (Программа требовала написания учебной литературы).Учителя, методисты – естественники, профессора университетов выпустили учебники по начальному природоведению.

Стали открывать частные учебные заведения, в которых час­то проповедовались новые для своего времени методические идеи. Министерство народного просвещения мало вмешивалось в работу этих школ; в них были свои программы, учебники и нередко передовые методы преподавания.

В методике этого времейи разрабатываются две формы пре подавания, независимые от уроков: экскурсионная и практиче­ ская; решается проблема отбора содержания учебного мате­ риала для учащихся.

В 1902 г. в гимназии была введена программа природоведе­ ния, составленная профессором Лесного института Д. Н. Кай городовым. В ней предлагалось изучение природы по «обще­ житиям» (сад, поле, река, луг, лес). Учащиеся должны были изучать растительный мир и неорганическую среду а их взаимо­связи, только но сезонам (принцип сезонности) и только на эк­скурсиях в природу. Д. Н. Кайгородов в программе преследовал также воспитательную цель, но явно идеалистическую: позна­ ние закона изумительной целесообразности о природе и того «Великого разума», которым «все создается и управляется а природе и во всей Вселенной». Точка зрения Д. Н. Кайгородова не была принята педагогической мыслью, но она дала толчок экскурсионному делу.

Большинство авторов учебников природоведения, выпущен­ ных в период до Великой Октябрьской социалистической рево­ люции, в изложении материала придерживались «биологиче­ ского метода», пропагандистом которого явился В. В. Половцов.

Половцов Валериан Викторович (1862—1918) — русский пе­ дагог-естественник, впервые в истории Петербургского универ­ ситета начал читать для студентов курс методики естествозна­ ния. Его лекции вышли в 1907 г. под названием «Основы общей методики естествознания». На этой книге воспитывалось методи­ческое мировоззрение огромного большинства русских педаго­ гов-естественников. В своей методике он указывал, что природ­ ные факты и явления, изучаемые учащимися, не должны рас сматриваться изолированно. В процессе ознакомления с явле­ниями природы должны вскрываться те доступные учащимся данного возраста связи и отношения, которые существуют в при­ роде и доступны непосредственному наблюдению. В этом именно пидит В. В. Половцов сущность «биологического метода». Харак­ теризуя его, он выделяет два положения: «формы должны быть изучаемые в связи с отправлениями, образ жизни должен изучать­ ся в связи со средой обитания». Он считает также, что при изу­чении неживой природы нельзя ограничиваться простым описа­ нием форм, что в данном случае, как и при изучении растений н животных, необходимо вскрывать связи и отношения между предметами. Решающую роль в этом сыграло состояние науки того времени, где связь между формой и средой является одной из важнейших проблем естествознания. Морфологические черты строения животных и растений оказалось возможным не толь­ ко описывать, запоминать, но и выводить, объяснять и даже элементарно предсказывать. Исходя из этих требований, авторы учебников для начального природоведения, описывая объекты живой природы, старались показать взаимосвязь строения с образом жизни.

Внедрение в школьное естествознание «биологического ме­ тода» можно считать зарождением экологического образования и воспитания учащихся, которому в наши дни совершенно спра­ведливо уделяется столь серьезное внимание. Знание экологии растений и животных лежит в основе всех аспектов взаимодей­ствия человека и природы.

В предреволюционный период естествознание в гимназиях преподавалось только в трех младших классах. Авторы учеб­ников, как и составители программ, стремились дать в мате­ риалах для этих классов как можно больше знаний, но зачас­ тую не учитывали психологические возможности учащихся 9—12 лет, полезность формируемых знаний и умений. Поэтому часто в учебниках встречался материал, сложный для понима­ ния, недоступный, а значит, неприменимый в жизни.

Недостатки учебников учитывались многими передовыми учителями-практиками, методистами, которые писали специаль­ ные пособия для учителей, книги для чтения учащихся. Так, большое влияние на дальнейшее развитие школьного курса начального естествознания и методики его преподавания в этот период оказали В. П. Вахтеров, Л. С. Севрук, И. И. Полян­ ский и другие.

Задание: Ответить на вопросы темы

Литература:

1. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: «Просвещение», 1990 - 192 с

2. Верзилин М.В., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: «Просвещение», 1983 – 384 с.

 



2020-02-04 598 Обсуждений (0)
Цель: Ознакомиться с идеями Д.Н.Кайгородова и В.В.Половцева 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цель: Ознакомиться с идеями Д.Н.Кайгородова и В.В.Половцева

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (598)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)