Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 21-22. Ягодовский К.П.- его роль в развитии методики естествознания (2 ч)



2020-02-04 2326 Обсуждений (0)
Тема 21-22. Ягодовский К.П.- его роль в развитии методики естествознания (2 ч) 4.75 из 5.00 4 оценки




Цель: Ознакомление с работами Ягодовского К.П.

 

Вопросы к теме.

1.Рассказать о системе работы Ягодовского К.П.

2. Значение работ Ягодовского в развитии методики естествознания

 

Ягодовский Константин Павлович (1877—1943) — замеча­тельный педагог, методист, значительно способствовал станов­лению и развитию школьного природоведения в советский пе­риод. Именно в первые годы Советской власти он завершает многолетние исследования по методике естествознания, нашед­шие отражение в следующих его работах: «Уроки по естество­знанию в начальной школе» (1921), «Практические занятия по естествознанию в начальной школе» (1926), «Живой уголок в школе и дома» (1927), «Как преподавать естествознание вна-чальной школе» (3936).

В своих работах К. П. Ягодовский отмечает, что занятия по естествознанию в начальной школе должны дать детям знания о самых обычных предметах и явлениях природы, пробудить у них любовь к родной природе и дать элементарные знания и на­выки по сельскому хозяйству и охране здоровья,. На основе по-30

.нученных знаний учащиеся должны видеть существующие с-нязи мгжду отдельными явлениями природы, что создаст прочную базу для формирования материалистических взглядов на ок­ружающее. Кроме ^ого, знания о природе должны содейство­вать расширению политехнического кругозора детей и воспита­нию простейших трудовых навыков.

К. П. Ягодовский на конкретных примерах показывал, как 1'ледует вести преподавание естествознания, чтобы успешно ре­шать данные задачи. Прежде всего в процессе обучения, зна­комя учащихся с определенными объектами или явлениями природы, необходимо организовать восприятие их с помощью органов чувств. Чувственное восприятие учащихся требует уп­равления со стороны учителя; руководить процессом восприятия следует так, чтобы дети наблюдали то, что составляет сущность предмета или явления, чтобы созданный образ прочно связы­вался с точно отвечающим ему словом, названием.

В результате чувственного восприятия предмета или явления природы у ребенка формируется ряд ярких представлений, ха­рактеризующих изучаемый предмет или явление. По мере на­копления представлений ребенок начинает их обобщать, при­водить в систему и постепенно подходит к понятию. Перед учи­телем стоит задача помочь ему произвести эту трудную работу по обобщению, так чтобы выводы и заключения, к которым ре­бенок придет, были правильными. Прежде всего ребенку нуж­но помочь среди совокупности признаков предмета или явления выделить существенные признаки и на основании этого сделать обобщения.

Чтобы выполнить указанные выше задачи, К. П. Ягодовский рекомендовал в каждом отдельном случае ясно видеть цель уро­ка или всякой предстоящей работы, определить содержание работы, т. е. тот материал, которым будет пользоваться учи­тель для достижения цели, найти методы и формы работы.

Таким образом, К- П. Ягодовский в своих работах положил начало исследованиям об учебном предмете как системе взаи­мосвязанных понятий. Он определил пути и средства формиро­вания понятий в процессе преподавания природоведения в на­чальной школе. Это позволило более четко решать вопросы ме­тодов и средств обучения, содержания школьного предмета природоведения.

Большую роль в развитии начального обучения географии сыграли такие советские методисты, как А. А. Половинкин, К. А. Сонгайло.

 

Задание: Ознакомиться с работами К.П.Ягодовского. Выступить с докладами

Литература:

1. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: «Просвещение», 1990 - 192 с

2. Верзилин М.В., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: «Просвещение», 1983 – 384 с.

3. Работы Ягодовского К.П.

 

Тема 23-24 . Методическая деятельность Половинкина А.А.и Сонгайло К.А. (2 ч)

 

Цель: Роль работ Половинкина и Сонгайло К.А.  в истории развития методики естествознания

 

Вопросы к теме:

1. В чем заключалась методическая деятельность Половинкина А.А. и Сонгайло К.А.

 

Половинкин Александр Александрович (1887—1955)—про­фессор Московского государственного педагогического институ­та имени В. И. Ленина, свои основные труды посвятил методи­ке преподавания географии, в которых показал пути осуществ­ления идей активизации учащихся на уроках, раскрыл необхо­димость проведения экскурсий в природу для непосредственного ознакомления школьников с окружающей местностью. Также он обратил внимание учителей на работу с планом, картой, на применение педагогического рисунка на уроках географии.

Сонгайло Константин Антонович (1890—1961) работал в основном над содержанием и методикой преподавания геогра­фии в начальных классах. Он много внимания уделял изучению детьми плана, карты, проведению практических работ, экскур­сий, наблюдений на местности, ознакомлению школьников с жизнью населения на основе краеведческого принципа. К. А. Сонгайло работал над созданием различных типов на­глядных пособий и методических указаний к ним.

В 50—60-е годы в системе народного образования произо­шли существенные изменения, направленные на укрепление свя­зи школы с жизнью. В 1958 г. был принят «Закон об укрепле­нии связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». В первом разделе его отме­чалось, что главной задачей советской школы является подго­товка учащихся к жизни, общественно полезному труду, даль­нейшее повышение уровня общего и политехнического образова­ния, подготовка образованных людей, хорошо знающих основы наук, воспитание молодежи в духе глубокого уважения к прин­ципам социалистического общества, в духе идей коммунизма. Ведущим началом обучения и воспитания в средней школе должна стать тесная связь обучения с трудом.

В связи с этим законом в СССР вместо обязательного семи­летнего образования вводится обязательное восьмилетнее об­разование. Восьмилетняя школа является неполной средней об­щеобразовательной трудовой политехнической школой.

Закон потребовал от школы серьезного улучшения поста­новки воспитательной работы. Школа должна прививать уча­щимся любовь к знаниям, к труду, уважение к людям труда, формировать мировоззрение, воспитывать их в духе беззаветной преданности Родине и народу. Школьный предмет «Природове­дение» призван был решать поставленные задачи на уровне на­чальной школы.

Советская школа в период с 1917 до 1960-х годов претерпе­ла различные преобразования, обусловленные особенностями становления и развития социалистического общества.

На протяжении этих лет методика преподавания природове­дения совершенствовалась как наука в своей теории и прак­тике.

 

 Задание: Изучить систему работы указанных методистов.

 

Литература:

1. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: «Просвещение», 1990 - 192 с

2. Верзилин М.В., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: «Просвещение», 1983 – 384 с.

3. Труды Половинкина А.А. и Сонгайло К.А.

 

 



2020-02-04 2326 Обсуждений (0)
Тема 21-22. Ягодовский К.П.- его роль в развитии методики естествознания (2 ч) 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Тема 21-22. Ягодовский К.П.- его роль в развитии методики естествознания (2 ч)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2326)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)