Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 19-20. РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД ДО 70 х ГОДОВ                                                              (2 ч)



2020-02-04 517 Обсуждений (0)
Тема 19-20. РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД ДО 70 х ГОДОВ                                                              (2 ч) 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель: Расширить понятия студентов о работах Н.К.Крупской

Вопросы к теме:

1.Какие работы Н.К.Крупской посвящены развитию методики естествознания?

2. Заслуга Н.К. Крупской в развитии методики естествознания

Великая Октябрьская социалистическая революция корен­ным образом перестроила все народное образование. Много­численные сословные школы царской России сменила единая трудовая общеобразовательная школа для совместного обуче­ния мальчиков и девочек.

Цель трудовой школы — политехническое образование, да­ющее детям на практике знакомство с методами всех важней­ших форм труда, частично в учебной мастерской или на школь­ной ферме, частично на фабриках, заводах и т. д.

Перед школой встают новые задачи: воспитание материа-•листического мировоззрения, атеистической убежденности; образование и воспитание в труде и в тесной связи с произ­водительным трудом; воспитание самостоятельности в приоб­ретении знаний. Исходя из этих задач новая школа строи­лась как единая во всех своих звеньях, доступная детям тру­дящихся.

Единая трудовая школа разделяется на две ступени: пер­вая — для детей от 8 до 13 лет и вторая — от 13 до 17 лет. Ос­новой школьной жизни становится производительный труд как общественно необходимый. Он тесно связывается с обучением. Постоянно усложняясь, производительный труд знакомит де­тей с самыми разнообразными формами производства.

Б 1920 г. был создан новый учебный план школы, который в качестве главной задачи поставил вооружение учащихся зна­ниями на уровне современной науки, в котором значительное время отводилось на изучение наук о природе и обществе.

26

Н. К. Крупская (1869—1939)

Крупская Надежда Константиновна (1869—1939) внесла значительный вклад в разработку и решение важнейших проб­лем педагогики, повлиявших на развитие методики преподава­ния естествознания. Определение целей и задач всесторон­него воспитания, связь школы с практикой социалистическо­го строительства, трудовое и политехническое воспитание, оп­ределение содержания образования, вопросы возрастной педа­гогики, воспитание коллективизма — эти и другие проблемы нашли определенное решение в ее статьях и выступлениях.

Н. К. Крупская указывала на громадное значение естество­знания и географии в школьном обучении. Она настаивала на признании естествознания (физики, химии, биологии) основ­ным предметом школьного обучения для учащихся всех возрас­тов, так как оно дает материалистическое понимание явлений, возможность использовать целесообразно силы природы.

Для формирования марксистско-ленинского мировоззрения у учащихся, считала Н. К. Крупская, важное значение имеет изучение географии, которое в I—IV классах, по ее мнению, целесообразно начинать с изучения местного материала и орга­низации личных наблюдений учащихся. Только при этом ус­ловии может быть обеспечена жизненность и прочность позна­ний учащихся.

) Существенное место в дальнейшем совершенствовании школьного образования в соответствии с задачами новой рево­люционной эпохи отводится программам Государственного уче­ного совета Народного комиссариата просвещения (ГУСа) (1923—1930).

. В этих программах основное внимание уделялось трудовой деятельности человека, воздействию человека на природу, под­чинению сил природы общественным целям. Весь учебный ма­териал был расположен по трем разделам; природа — труд —общество. В области естествознания главная цель програм­мы — подвести учащихся к пониманию процесса эволюции, подчеркнуть роль человека, его разума, роль революционной практики, преобразующей окружающий мир. Программа шко­лы первой ступени в разделе «Природа и человек» предусмат­ривала изучение времен года (первый год обучения), воздуха, воды, почвы, окружающих человека культурных растений, жи­вотных и ухода за ними (второй год обучения). Программа третьего года обучения предусматривала элементарные наблю­дения по физике и химии, изучение природы родного края и жизни человеческого тела. На занятиях четвертого года обуче­ния продолжалось изучение жизни человеческого тела, а также географии России и других стран!

Материалы раздела «Труд» предусматривали знакомство школьников с трудом членов своей семьи, трудовой жизнью деревни или города (в зависимости от местожительства ребен­ка), хозяйством края, государственным хозяйством РСФСР и других стран в течение всех четырех лет обучения.

В разделе «Общество» давался материал о школах, обще­ственных учреждениях деревни, города, государственных учреж­дениях; картины прошлого нашей страны и человечества, а так­же материал о государственном строе РСФСР и других стран. Комплексный подход к обучению школьников, заложенный в данной программе, повлиял не только на содержание обуче­ния природоведению, но и его преподавание. Природа изуча­лась в связи со всем остальным материалом, и изолированного предмета природоведения как такового не было. В обучении преобладали два подхода: трудовой и экскурсионный.

Трудовой подход связан с непосредственным трудом школь­ников (например, участие в сортировке семян), параллельно осуществлялся процесс обучения (изучается строение семян, выясняются качество и условия прорастания).

Для участия в трудовых действиях учащиеся выходили за пределы школы. Это считалось трудовой экскурсией. Таким образом, в основе данной программы лежал производительный труд.

5 Вместе с тем школа, решая задачи трудового воспитания и обучения учащихся, не давала необходимого объема общеоб­разовательных знаний. Поэтому в 1931 г. было принято поста­новление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе», в кото­ром отмечались недостатки в работе школы и были намечены пути их исправления. В постановлении говорилось: «...коренной недостаток школы в данный момент заключается в том, что обучение в школе не дает достаточного объема общеобразова­тельных знаний и неудовлетворительно разрешает задачу подготовки для техникумов и для высшей школы вполне гра­мотных людей, хорошо владеющих основами наук (физика, хи-28

мия, математика, родной язык, география и др.)» (Народное образование в СССР. 1917—1973 гг. — М., 1974. —С. 157).

Это постановление и последующее от 25 августа 1932 г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» сыграли решающую роль в перестройке работы началь­ной школы. Они обязывали наркомпросы союзных республик организовать научную разработку программ и составление учебников, в которых четко определить объем систематизиро­ванных знаний по каждому предмету, обеспечивающих подго­товку к получению профессионального образования; в програм­мах и учебниках должное внимание уделить политехническому обучению, которое должно знакомить учащихся в теории и на практике со всеми главными отраслями производства, прово­дить тесную связь обучения с производительным трудом.

Соединение обучения с производительным трудом необходи­мо проводить на такой основе, чтобы весь общественно-произ­водительный труд учащихся был подчинен учебным и воспита­тельным целям школы.

; Основной формой организации учебной работы должен быть урок с данной группой учащихся, со строго определенным рас­писанием занятий и твердым составом учащихся. Эта форма должна включать в себя под руководством учителя общегруп­повую, бригадную и индивидуальную работу каждого учащего­ся с применением разнообразных методов.

Учитель обязан систематически, последовательно излагать преподаваемую дисциплину, всемерно приучая детей к работе с книгой и другим видам самостоятельной работы.

Природоведение как самостоятельный учебный предмет вновь возвращается в начальную школу в 1932 г.

В программе начальной школы (1932) так определяются его задачи: «1. Исходя из имеющихся у детей представлений о жизни природы, о природных явлениях, уточняя эти представ­ления и борясь с извращениями их религиозного и обыватель­ского характера, расширить кругозор учащихся знаниями но­вых фактов из живой и неорганической природы.

2.Раскрыть учащимся простейшие закономерности разви­
тия в природе в форме, доступной и понятной детям, на базе
конкретного материала.

3.Показать яркую картину овладения стихийными силами
в природе в процессе социалистического строительства.

4.Разбудить у детей интерес к изучению природы и воору­
жить их элементарными навыками исследования природных
явлений» (Программы начальной школы (городской и сель­
ской).—М., 1932.— С. 31).

Программа определяла для изучения следующий материал. В I классе дети знакомились с сезонными изменениями в при­роде: изменениями погоды, изменениями в жизни растений и животных. Изучение осуществлялось на основе непосредствен­ных наблюдений детей.

Во II классе жизнь растений и животных изучалась по'от­дельным природным группировкам (огород, сад, пруд, река, лес).

В III классе школьники знакомились с материалом по не­органической природе в таких темах, как «Почва и полезные ископаемые», «Вода», «Воздух». Изучение материала сопро­вождалось постановкой опытов, организацией наблюдений как демонстрационного, так и лабораторного характера.

В IV классе изучался материал по органической природе в темах «Жизнь растений», «Жизнь животных», «Жизнь и строение человеческого тела».

Материал но естествознанию в школе первой ступени был достаточно цельным, законченным и подготавливал учащихся к восприятию материала курса ботаники и зоологии в средней школе.

Программы 1932 г. действовали до 1937 г., а с 1937—38 учебного года изучение естествознания как специального пред­мета планировалось в III—IV классах. В I—II классах сведе­ния о природе давались на уроках чтения и развития речи, а также на экскурсиях в природу и путем организации внекласс­ных наблюдении. В III—IV классах школьники изучали почву, полезные ископаемые, воду, воздух, электрические явления в природе. А с 1938—39 учебного года в программу III—IV клас­сов введена тема «Жизнь растений», в связи с чем сокращен объем материала в III классе. В таком виде программа по при­родоведению сохранилась вплоть до 1944 г. В 1944—45 учебном году были введены новые программы начальной школы, есте­ствознание как самостоятельный предмет начиналось уже с IV класса. В I, II, III классах школьники получали сведения по прии народоведению на уроках русского языка и связанных с ним занятиях.

 

Задание: Подготовить доклады о творчестве Н.К.Крупской. Выступить с докладами на занятии

 

Литература:

 

 

1. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: «Просвещение», 1990 - 192 с

2. Верзилин М.В., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: «Просвещение», 1983 – 384 с.

3. Работы В.П.Вахтерова и Л.С. Севрука

 



2020-02-04 517 Обсуждений (0)
Тема 19-20. РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД ДО 70 х ГОДОВ                                                              (2 ч) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 19-20. РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД ДО 70 х ГОДОВ                                                              (2 ч)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (517)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)