Первая цель – удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.
Цель второго уровня – функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей. Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры – разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п. При выборе игры мы учитывали мотивы, присущие ученикам на среднем этапе обучения: Мотивы самообразования, активное стремление подростка к самостоятельным формам учебной работы, появляется интерес к методам научного мышления. Наиболее зримо в этом возрасте совершенствуется социальные мотивы учения (нравственные ценности общества). Позиционные мотивы – усиливается мотив поисками контактов и сотрудничества с другим человеком, овладение рациональными способами этого сотрудничества в учебном труде. Подростку доступны самостоятельная постановка не только одной задачи, но и последовательность нескольких целей, причем, не только в учебной работе, но и во внеклассных видах деятельности. При разбивке на группы учитывались требования соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. В некоторых случаях применялись демократические игротехнические виды разделения на микроколлективы играющих, в частности и такие: жеребьевка, считалки и т.п. Один из ответственных моментов в детских играх – распределение ролей. В ходе проводимой ролевой игры они были активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение не зависело от пола ребенка, возраста, физических особенностей. Учитывая, какая роль особенно полезна ребенку, были использованы следующие приемы: Назначение на роль непосредственно взрослым. Выбор на роль по итогам игровых конкурсов (лучший проект, костюм, сценарий). Добровольное принятие роли ребенком, по его желанию. Очередность выполнения роли в игре и т.д. При распределении командных ролей целью было сделать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным – проявить активность, недисциплинированным – стать организованными, детям, чем-то себя скомпрометировавшим – вернуть потерянный авторитет, новичкам, ребятам, сторонящимся детского коллектива – проявить себя, сдружиться со всеми. В игре необходимо было следить за тем, чтобы не появлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре могло разрушить игру. Необходимо было следить за тем, чтобы у роли было действие, роль без действия мертва, ребенок мог выйти из игры, если ему нечего делать. В рамках эксперимента нами были использованы разного рода игры: игры, направленные на активизацию речевой активности (анкета, угадай профессию); фонетические игры (скороговорка, резиновое предложение); лексические игры (части тела - соревнование); игры направленные на развитие письма (писатели); ролевая игра («Небо падает»).(см. Приложение 1,2) Подготовка учителя предусматривала: 1. выбор темы и формулирование проблемы; 2. отбор и повторение необходимых языковых средств; 3. уточнение параметров ситуации: время, место, количество участников, степень официальности; статусно-ролевые характеристики партнеров; личностные характеристики персонажей; речевые намерения: запрос информации, выражение согласия/несогласия, аргументация собственного мнения и т.д. 4. подготовку атрибутов игры: наглядные пособия, карточки (со скороговорками ,с отрывками из художественных произведений и т.д.); 5. уточнение цели игры и планируемого конечного результата. Подготовка учащихся заключалась в следующем: 6. поиск дополнительных данных по теме и изучение раздаточного материала; 7. повторение речевых формул и лексики по теме. Подготовка к игре в отдельных случаях длилась от нескольких минут до нескольких дней. На данном этапе целесообразно было провести ряд речевых упражнений и коммуникативных игр, необходимых для последующего ролевого общения. Например: • угадывание предмета по описанию; • отгадывание задуманного классом предмета/ части тела с помощью вопросов. Вопросы могут задавать все одному, т.е. отгадывающему, или один — всем; • продолжение диалога с помощью двусторонних карточек (на • восстановление диалога по разрезанным диалогическим единствам (игра в парах или небольших группах).
Проведение игры В зависимости от выбора игры вся группа играла в одну игру или делилась на две подгруппы из пяти-шести человек. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитателя и желания ребенка. Игровые приемы предложения могут быть устного и письменного характера. В предложения игры входило объяснение ее правил, и техники действий. Объяснение игры является моментом очень ответственным. Объяснение игры было кратким и точным непосредственно перед ее началом. В объяснение входило название игры, рассказ о ее содержании, и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе различение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров и т.д. Ролевая игра была подготовлена заранее, т.о. к ней можно было приступить сразу же после уточнения ситуации. Распределение ролей проводилось в соответствии с уже рассмотренными требованиями и с опорой на лидеров класса, т. е. наиболее подготовленных по языку учащихся, обладающих юмором, инициативой, находчивостью. Большое значение для успешного проведения игры имеет то, насколько удачно учитель подготовит учащихся к данной форме занятий. В этой связи были выполнены требования: 1. необходимость создания обстановки, свободной от страха перед высказыванием; 2. участие учителя в подготовке игры/в игре, где он должен идентифицировать себя с учащимися; 3. корректное поведение учителя, который должен быть предельно выдержанным в любой, в том числе и конфликтной, ситуации; 4. умение показать обучаемым, что учитель их ценит и уважает 5. интересно и разнообразно организовывать работу . В ходе эксперимента были выполнены вышеуказанные условия, в результате чего между учителем и учащимися возникли отношения партнерства и сотрудничества, которые являются необходимыми условиями для достижения намеченной цели. На этапе проведения ролевой игры учитель выступал в роли режиссера, который по возможности незаметно для учащихся управлял ходом игры, не беря на себя активной роли. Учитель оставался активным наблюдателем, он мог что-то рекомендовать, но не навязывать своего решения. Контроль игры Этап контроля и анализа игры в различных случаях следовал сразу же по ее завершении или проводился на последующих уроках, в зависимости от сложности игры. Здесь следует отметить, что игра была успешной и учащиеся получили удовлетворение от применения своих знаний на практике. Известно, что чувство удовлетворения может исчезнуть в случае подробного анализа каждой незначительной ошибки на том же уроке. Психологически более подходящей работой, следующей сразу же после игры, по нашему мнению, является обмен мнениями об ее успешности, о трудностях и наиболее удачных моментах. Критериями оценки речи учащихся были теми же, что и в традиционном обучении: количество реплик/диалогических единств, количество допущенных ошибок за определенный промежуток времени. При этом учитывался также правильный выбор языковых средств в соответствии с ситуацией и исполняемой ролью. Ролевая игра была проведена успешно, так как учащиеся привыкли к парной и групповой работе.
Таким образом, учениками были проявлены следующие умения: 1. принять и исполнить роль; 2. ориентироваться в ролях партнеров; 3. выбирать языковые средства в соответствии с ситуацией; 4. проводить и отстаивать свою точку зрения; 5. склоняться к компромиссу; 6. предусматривать конфликт и находить пути для его устранения; 7. формулировать проблему и предлагать пути ее решения; 8. менять тактику своего поведения; 9. владеть стратегией общения (уместно употреблять речевые и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игра позволяет преподавателю организовать деятельность учащихся, сделать ее более активной, заинтересовать их в изучении предмета и в поиске дополнительных средств для получения информации – то есть создать мотивацию, которой так часто не хватает нашим ученикам. Игра дает возможность робким и неуверенным в себе учащимся говорить, преодолевая все комплексы и нерешительность. Игра способствует развитию таких качеств как самостоятельность и инициативность. Таким образом, игра представляет собой ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условия, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью воздействия. Обучающие игры отвечают современным требованиям Государственного образовательного стандарта и являются одним из элементов коммуникативного подхода, так как стимулируют речевую деятельность учеников и создают благоприятные условия для общения, свидетельством чего является активное и непринужденное общения учеников на иностранном языке во время проведения обучающих игр в классах. Они также являются одним из элементов личностно - ориентированного подхода к обучению, так как дифференцированные задачи создают условия, в которых ученики с разными уровнями речевых умений и привычек работают с другими, не замечая этой разности. Обучающие игры предоставляют возможности для развития творческих способностей учеников во время урока за счет того, что роль учителя ограничивается только объяснением задачи ученику, а дальше ученик играет самостоятельно и подбирает те языковые средства, которые именно он считает необходимыми в ситуации. И результаты эксперимента подтверждают целесообразность и эффективность применения игр при обучении иностранным языкам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (294)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |