Проблемы функционирования Обязательного Медицинского Страхования Российской Федерации и пути их решения
Несмотря на некоторое улучшение финансирования здравоохранения в последние годы, объем выделяемых средств остается недостаточным для нормального функционирования отрасли. Дисбаланс между государственными обязательствами в сфере здравоохранения и реальными финансовыми потоками привел к нарастанию платности медицинской помощи. Расходы на медицинские нужды все больше перемещаются на население. Легальная и теневая оплата медицинских услуг и приобретение лекарственных средств населением составляют, по разным оценкам, от 24 до 45% совокупных расходов государства и населения на здравоохранение. В настоящее время одной из основных проблем функционирования системы обязательного медицинского страхования является неисполнение в полном объеме органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления функций страхователя неработающего населения, несвоевременное и неполное перечисление ими страховых взносов на ОМС неработающих граждан. Важными проблемами здравоохранения являются слабые стимулы к труду медицинских работников, низкая эффективность использования имеющихся в здравоохранении ресурсов; крайняя изношенность имеющегося в лечебно-профилактических учреждениях медицинского оборудования (по данным Счетной палаты РФ в эксплуатации находится до 80% физически изношенной и морально устаревшей медицинской техники. Ряд приборов и аппаратов эксплуатируется 15-20 лет, они неоднократно выработали свой ресурс, морально устарели, что не может гарантировать высокое качество медицинских обследований и эффективность лечения). Показатели здоровья населения могут быть улучшены на основе совершенствования системы управления отраслью, более эффективного использования ресурсов системы здравоохранения, обеспечения равного доступа всех граждан к системе здравоохранения. Планируется обеспечить достижение баланса между объемами государственных обязательств в здравоохранении и объемами его финансирования, изменить принципы оплаты труда медицинских работников и тарификации медицинских услуг, осуществить переход к финансированию по нормативам или по результатам, провести структурные преобразования лечебной сети, изменить организационно-правовой статус медицинских учреждений, осуществить переход к реальным страховым принципам в системе обязательного медицинского страхования, внедрить принцип взаимодополнения систем обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования. Особое внимание в ходе реформ планируется уделить обеспечению баланса между объемами государственных обязательств и финансирования. Для этого предполагается рассчитать реальную стоимость медицинских услуг и потребность населения в медицинской помощи, определить все потенциальные источники покрытия расходов на оказание медицинской помощи, законодательно закрепить компетенцию и ответственность для каждого из участников системы финансового обеспечения оказания медицинской помощи, устранить дублирование платежей за одни и те же услуги из разных источников. Здравоохранение нуждается в увеличении расходов на содержание лечебно-профилактических учреждений, повышении доли внебюджетных источников финансирования. Следует также рассмотреть вопрос о направлении на цели, связанные с охраной здоровья граждан, дополнительных источников финансирования, например, части акцизов на алкогольную продукцию и табачные изделия. Первоочередными мероприятиями по реализации этих задач в ближайшее время должны стать: — повышение доли совокупных государственных расходов на здравоохранение до 5% от ВВП. По критериям ВОЗ — это минимум для поддержания приемлемого уровня здравоохранения (в последние годы расходы на здравоохранение в России не превышали 2,9-3,5% ВВП); — разработка нормативов минимальной бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение и нормативов ресурсной обеспеченности здравоохранения на всех уровнях; — создание системы национальных счетов в здравоохранении для обеспечения контроля за использованием финансовых средств, которыми располагает отрасль; — отработка механизма финансового выравнивания условий оказания медицинской помощи в рамках реализации территориальных программ государственных гарантий в зависимости от состояния здоровья населения и половозрастного состава населения; — увеличение доли финансирования первичного звена здравоохранения — амбулаторно-поликлинических медицинских учреждений с целью развития профилактического направления их работы. Важным условием для успешного решения накопившихся проблем должно стать дальнейшее развитие законодательства в области охраны здоровья граждан. Развитие государственной политики в сфере охраны здоровья граждан требует проведения работы по развитию законодательной базы. Российскому законодательству в этой сфере присущи многие недостатки. Среди них — отсутствие комплексного подхода к решению проблемы, недостаточное финансовое обеспечение, декларативность и противоречивость отдельных норм. Законы не всегда содержат четкое описание процедуры исполнения, распределение предметов ведения и полномочий. В ближайшее время должны получить развитие следующие основные направления законотворческой деятельности: — необходимо принять закон, регламентирующий деятельность национальной системы здравоохранения. Это позволит устранить разобщенность и раздробленность государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также восстановить их управляемость; — для сохранения равенства и доступности населения к системе здравоохранения необходим закон "О государственных гарантиях медицинской помощи гражданам Российской Федерации". В нем следует четко определить пакет медицинских услуг, гарантированных населению в рамках обязательного медицинского страхования. Российское законодательство в сфере охраны здоровья следует дополнить такими федеральными законами как "О регулировании частной медицинской деятельности", "О правах пациентов", "О репродуктивном здоровье населения". Их принятие заложит правовые основы для обеспечения доступности и повышения качества услуг здравоохранения. Принятый в 1991 году Закон Российской Федерации "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" сыграл положительную роль, но в настоящее время нуждается в модернизации в соответствии с потребностями сегодняшнего дня. Прежде всего необходимо повысить финансовую устойчивость системы обязательного медицинского страхования, усилить механизм выравнивания финансирования базовой программы ОМС в субъектах Российской Федерации, законодательно закрепить ответственность субъектов системы обязательного медицинского страхования, определить требования к страховщикам, осуществляющим обязательное медицинское страхование, установить единые принципы страхового возмещения. В особую группу выделяется задача проведения актуарных расчетов страховых тарифов на обязательное медицинское страхование. Внедрение новых организационно-финансовых механизмов предполагает также обеспечение хозяйственной самостоятельности и увеличение разнообразия организационно-правовых форм медицинских организаций, переход к единым методам оплаты медицинской помощи, повышение действенности механизмов координации управления здравоохранением, а также уточнение соответствующих надзорных полномочий на федеральном и региональном уровнях, процедур лицензирования и регулирования деятельности страховщиков. Для более эффективного использования ресурсов системы здравоохранения необходимо создать стимулы для медицинских работников, обеспечение достойной заработной платы медицинским работникам и улучшение условий их труда.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (358)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |