Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы функционирования Обязательного Медицинского Страхования Российской Федерации и пути их решения



2020-02-04 358 Обсуждений (0)
Проблемы функционирования Обязательного Медицинского Страхования Российской Федерации и пути их решения 0.00 из 5.00 0 оценок




Несмотря на некоторое улучшение финансирования здравоохранения в последние годы, объем выделяемых средств остается недостаточным для нормального функционирования отрасли. Дисбаланс между государственными обязательствами в сфере здравоохранения и реальными финансовыми потоками привел к нарастанию платности медицинской помощи. Расходы на медицинские нужды все больше перемещаются на население. Легальная и теневая оплата медицинских услуг и приобретение лекарственных средств населением составляют, по разным оценкам, от 24 до 45% совокупных расходов государства и населения на здравоохранение.
В России используется бюджетно-страховая модель финансирования. Общие расходы государства на здравоохранение складываются из нескольких источников-расходов: бюджетов разных уровней, средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов ОМС.

В настоящее время одной из основных проблем функционирования системы обязательного медицинского страхования является неисполнение в полном объеме органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления функций страхователя неработающего населения, несвоевременное и неполное перечисление ими страховых взносов на ОМС неработающих граждан.

Важными проблемами здравоохранения являются слабые стимулы к труду медицинских работников, низкая эффективность использования имеющихся в здравоохранении ресурсов; крайняя изношенность имеющегося в лечебно-профилактических учреждениях медицинского оборудования (по данным Счетной палаты РФ в эксплуатации находится до 80% физически изношенной и морально устаревшей медицинской техники. Ряд приборов и аппаратов эксплуатируется 15-20 лет, они неоднократно выработали свой ресурс, морально устарели, что не может гарантировать высокое качество медицинских обследований и эффективность лечения).

Показатели здоровья населения могут быть улучшены на основе совершенствования системы управления отраслью, более эффективного использования ресурсов системы здравоохранения, обеспечения равного доступа всех граждан к системе здравоохранения. Планируется обеспечить достижение баланса между объемами государственных обязательств в здравоохранении и объемами его финансирования, изменить принципы оплаты труда медицинских работников и тарификации медицинских услуг, осуществить переход к финансированию по нормативам или по результатам, провести структурные преобразования лечебной сети, изменить организационно-правовой статус медицинских учреждений, осуществить переход к реальным страховым принципам в системе обязательного медицинского страхования, внедрить принцип взаимодополнения систем обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования.

Особое внимание в ходе реформ планируется уделить обеспечению баланса между объемами государственных обязательств и финансирования. Для этого предполагается рассчитать реальную стоимость медицинских услуг и потребность населения в медицинской помощи, определить все потенциальные источники покрытия расходов на оказание медицинской помощи, законодательно закрепить компетенцию и ответственность для каждого из участников системы финансового обеспечения оказания медицинской помощи, устранить дублирование платежей за одни и те же услуги из разных источников.

Здравоохранение нуждается в увеличении расходов на содержание лечебно-профилактических учреждений, повышении доли внебюджетных источников финансирования. Следует также рассмотреть вопрос о направлении на цели, связанные с охраной здоровья граждан, дополнительных источников финансирования, например, части акцизов на алкогольную продукцию и табачные изделия.

Первоочередными мероприятиями по реализации этих задач в ближайшее время должны стать:

— повышение доли совокупных государственных расходов на здравоохранение до 5% от ВВП. По критериям ВОЗ — это минимум для поддержания приемлемого уровня здравоохранения (в последние годы расходы на здравоохранение в России не превышали 2,9-3,5% ВВП);

— разработка нормативов минимальной бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение и нормативов ресурсной обеспеченности здравоохранения на всех уровнях;

— создание системы национальных счетов в здравоохранении для обеспечения контроля за использованием финансовых средств, которыми располагает отрасль;

— отработка механизма финансового выравнивания условий оказания медицинской помощи в рамках реализации территориальных программ государственных гарантий в зависимости от состояния здоровья населения и половозрастного состава населения;

— увеличение доли финансирования первичного звена здравоохранения — амбулаторно-поликлинических медицинских учреждений с целью развития профилактического направления их работы.

Важным условием для успешного решения накопившихся проблем должно стать дальнейшее развитие законодательства в области охраны здоровья граждан. Развитие государственной политики в сфере охраны здоровья граждан требует проведения работы по развитию законодательной базы.

Российскому законодательству в этой сфере присущи многие недостатки. Среди них — отсутствие комплексного подхода к решению проблемы, недостаточное финансовое обеспечение, декларативность и противоречивость отдельных норм. Законы не всегда содержат четкое описание процедуры исполнения, распределение предметов ведения и полномочий.

В ближайшее время должны получить развитие следующие основные направления законотворческой деятельности:

— необходимо принять закон, регламентирующий деятельность национальной системы здравоохранения. Это позволит устранить разобщенность и раздробленность государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также восстановить их управляемость;

— для сохранения равенства и доступности населения к системе здравоохранения необходим закон "О государственных гарантиях медицинской помощи гражданам Российской Федерации". В нем следует четко определить пакет медицинских услуг, гарантированных населению в рамках обязательного медицинского страхования.

Российское законодательство в сфере охраны здоровья следует дополнить такими федеральными законами как "О регулировании частной медицинской деятельности", "О правах пациентов", "О репродуктивном здоровье населения". Их принятие заложит правовые основы для обеспечения доступности и повышения качества услуг здравоохранения.

Принятый в 1991 году Закон Российской Федерации "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" сыграл положительную роль, но в настоящее время нуждается в модернизации в соответствии с потребностями сегодняшнего дня.

Прежде всего необходимо повысить финансовую устойчивость системы обязательного медицинского страхования, усилить механизм выравнивания финансирования базовой программы ОМС в субъектах Российской Федерации, законодательно закрепить ответственность субъектов системы обязательного медицинского страхования, определить требования к страховщикам, осуществляющим обязательное медицинское страхование, установить единые принципы страхового возмещения. В особую группу выделяется задача проведения актуарных расчетов страховых тарифов на обязательное медицинское страхование.

Внедрение новых организационно-финансовых механизмов предполагает также обеспечение хозяйственной самостоятельности и увеличение разнообразия организационно-правовых форм медицинских организаций, переход к единым методам оплаты медицинской помощи, повышение действенности механизмов координации управления здравоохранением, а также уточнение соответствующих надзорных полномочий на федеральном и региональном уровнях, процедур лицензирования и регулирования деятельности страховщиков.
Назрела необходимость принятия решений о проведении структурных и организационных преобразований в системе здравоохранения и изменении функций ряда медицинских служб с целью уделить больше внимания проведению предупредительных мероприятий, направленных на охрану здоровья населения и профилактику заболеваний.
Ослаблению здоровья нации, в том числе работающего населения, способствуют неблагоприятные условия труда, нездоровый образ жизни (чрезмерное потребление алкоголя, курение табака, неполноценное питание, малоподвижность, и т.п.), неблагоприятные экологические условия. В связи с этим необходимо приблизить медицинские услуги к работающему населению, восстановить на предприятиях службы охраны труда, медицинские части. Нуждается в усилении пропаганда здорового образа жизни путем развития социальной рекламы.

Для более эффективного использования ресурсов системы здравоохранения необходимо создать стимулы для медицинских работников, обеспечение достойной заработной платы медицинским работникам и улучшение условий их труда.  

 



2020-02-04 358 Обсуждений (0)
Проблемы функционирования Обязательного Медицинского Страхования Российской Федерации и пути их решения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы функционирования Обязательного Медицинского Страхования Российской Федерации и пути их решения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (358)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)