Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Межкультурный компетенция иностранный язык диалогический



2020-02-03 218 Обсуждений (0)
Межкультурный компетенция иностранный язык диалогический 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Формирование межкультурной компетенции средствами иностранного языка

Формирование межкультурной компетенции как цель языкового образования

Диалогический подход к формированию межкультурной компетенции на занятиях по иностранному языку

ГЛАВА 2.Роль культурной среды школы в процессе формирования межкультурной компетенции школьников

Структура и функции культурной среды школы

Методический потенциал культурной среды школы в формировании межкультурной компетенции учащихся

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 


ВВЕДЕНИЕ

межкультурный компетенция иностранный язык диалогический

В современной педагогике образование все больше понимается не просто как часть культуры, а как центральная ее часть. Стержневая роль образования в культуре очевидна, если представлять образование как устойчивый и стабильный процесс передачи культурных ценностей и культурного опыта от старшего поколения младшему. Новая гуманистическая парадигма образования представляет его как культуроформирующий и культуроразвивающий процесс (В.П.Бедерханова [9], Е.В. Бондаревская [13-16], О.С. Газман [21], И.С.Якиманская [66]). Этот процесс более не представляется как некая линия, по которой учащийся должен нормативно двигаться, как это подразумевалось в традиционной парадигме образования. Гуманистическая парадигма предполагает право каждого обучающегося на личную траекторию образования, неразрывно связанную с духовным и культурным становлением личности [16]. Это сложный многоуровневый процесс, в течение которого создаются, меняются, понимаются, отвергаются и аккумулируются духовные ценности. Самоидентификация личности в культурном пространстве не сводится только лишь к освоению культурных ценностей, а представляет сложный процесс становления личности и преобразования характера человеческого бытия. В связи с этим, процесс осознания собственного "я" в культуре как часть образовательного процесса в целом связан не только с общей подготовкой школьников, но и с уровнем их межкультурной компетенции. Ведущую роль при этом играет культурный компонент образовательного пространства учебного заведения, который можно обозначить как самостоятельную культурную среду последнего. Культурная среда привлекает к себе в последнее время пристальное внимание исследователей, однако в практическом плане роль культурной среды недооценивается.

Однако, культурная среда, соответствующая ценностям мультикультурного образования, отражает культурный плюрализм современного мира, а также является предпосылкой для формирования нравственных ценностей ее субъектов таких как, толерантность, патриотизм и гражданская ответственность, культурная сензитивность, способность и готовность к межкультурному взаимодействию, осознание себя частью национальной и иноязычной культур. Наряду с этим, культурная среда эффективно способствует формированию у ее субъектов необходимого уровня межкультурной компетенции и ослаблению у них стереотипов по отношению к иным культурам [15].

Недостаточная разработанность вопроса культурной среды школы в формировании межкультурной компетенции учащихся как в теоретическом, так и практическом плане, определяет актуальность темы данной курсовой работы.

Степень разработанности проблемы. Среди ученых, занимающихся изучением проблем личностно-ориентированного образования, гуманная основа которого является также и фундаментом мультикультурного подхода, большой вклад в исследования в области гуманистической педагогики внесли И.Л. Бим [11], А.А. Болотова [12], Е.В. Бодаревская [13-16], О.С. Газман [21], О.С. Данильчук [26], В.В. Сериков [55], И.С. Якиманская [66].

Исследования в области межкультурной коммуникации, обучения иностранному языку через диалог культур и формирования у обучающихся межкультурной компетенции ведут Н.В. Барышников [6], П. Бателаан [7], М.Бирам [70], А.В. Вартанов [17], Е.М. Верещагин [19], Т.В. Ежова [28], Л.Б. Зубарева [31], И.А. Изместьева [32], М.Г. Лебедько [37], Н.В. Паперная [47], Г.Е. Поторочина [48], В.Г. Рощупкин [49], В.В. Сафонова [52-54], П.В.Сысоев [59], С.Г. Тер-Минасова [62], Л.Н. Яковлева [67] и др.

В последнее время учеными активно разрабатывается средовой подход к педагогике, в частности, все больше ученых смотрит на образовательные учреждения не просто как на место, в котором протекает учебный процесс, а как на образовательное или социокультурное пространство или среду личностного и профессионального становления обучающихся. Теоретические основы средового подхода в педагогике, проблемы проектирования и построения образовательной среды учебного учреждения, методики измерения качества образовательной среды отражены в работах Ю.С. Мануйлова [39], Г.Г. Шека [65], В.А. Ясвина [68] и др.

Научную ценность для исследователя представляют диссертации, посвященные различным проблемам образовательных (или социокультурных) сред таких ученых как Т.В. Аникаева [2], Т.А. Артеменко [3], А.В. Вишнякова [20], Н.О. Гафаурова [22], Н.Н. Гладченкова [23], Ю.А.Гончарова [24], Л.К. Грегуль [25], В.В. Зацепин [29], Г.В. Звездунова [30], В.В. Кашаева [33], Л.В. Кузнецова [35], В.А. Мастерова [40], Т.В. Менг [41], А.А. Новикова [43], З.В. Смирнова [57], С.Н. Унарова [64], а также публикации Г.М. Андреевой [1], В.П. Бедерхановой [9], Д.Б. Бережновой [10], В.И. Слободчикова [56], Л.И. Новиковой [44] и др.

Тем не менее, в упомянутых научных работах не уделяется должного внимания проблемам культурной среды образовательного учреждения. В своих трудах ученые так же не исследуют педагогический потенциал культурной среды школы в реализации мультикультурного образования. Данное положение определило цель работы: проанализировать влияние культурной среды школы на формирование межкультурной компетенции школьников.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

· проанализировать научные публикации по проблемам формирования межкультурной компетенции школьников через использованию средового подхода в языковом образовании;

· рассмотреть цели современного языкового образования;

· проанализировать диалогический подход к формированию межкультурной компетенции школьников;

· проанализировать феномен культурной среды школы, ее функции си структуру;

· рассмотреть способы и средства воссоздания культурной среды школы и определить ее влияние на процесс формирования межкультурной компетенции школьников.

Объект исследования – процесс обучения иностранному языку в условиях культурной среды школы.

Предмет исследования – методический потенциал культурной среды в процессе формирования межкультурной компетенции школьников на занятиях по иностранному языку.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 68 наименований (в том числе 5 источников на иностранном языке) и приложения.




2020-02-03 218 Обсуждений (0)
Межкультурный компетенция иностранный язык диалогический 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Межкультурный компетенция иностранный язык диалогический

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)