Психолого-педагогические особенности преподавания математики.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ I - II УРОВНЕЙ АККРЕДИТАЦИИ Введение. В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в вузе. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Разработка и внедрение активных методов обучения представлена в разных областях научного знания и исследована многими педагогами и психологами, но недостаточно изучено использование активных методов обучения в условиях вуза 1-2 уровня аккредитации, что предопределило актуальность данной темы. Педагогика и психология столетиями развивались как теоретические основы обучения, воспитания и развития индивида. Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной, так как возрастная и педагогическая психология остается важнейшим источником научного обоснования образовательного процесса. Однако психология - не единственная наука, влияющая на эффективность учебного процесса, поскольку действительная жизнь обусловлена и социально-историческими условиями, определяющими и психолого-педагогические закономерности развития личности. Эти закономерности носят конкретный исторический характер и поэтому при изменении социально-политических условий меняются и закономерности развития личности. Психолого-педагогические знания могут достигать разной степени интеграции. Первый уровень - теоретический - отражает самый высокий уровень обобщенности системно-теоретических знаний; второй уровень - частно- дидактический - прямое прикладное значение психолого-педагогических знаний; третий - конкретно-методический - дающий средства реализации этих знаний в педагогической действительности. Область знаний, не составляющих систему, не может претендовать на знание науки. Педагогика длительный срок страдала от недостаточной системности при всем богатстве накопленных в ней теоретических идей и практических средств. Задача данной работы - систематизировать и обобщить представления о психолого-педагогических основах обучения на конкретно-дидактическом уровне с учетом специфики обучения математике. В качестве объекта изучения предлагаемая работа, как и педагогика, имеет не индивида и его психику, а систему педагогических явлений, влияющих на его развитие. Объектом работы выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие студентов в процессе обучения высшей математике. Предмет исследования - это обучение математике как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах. Цели: Технологическая функция: Обучение - специфический процесс познания, управляемый педагогом. В процессе обучения выделяют две стороны: 1. преподавание – деятельность преподавателя, включающая изложение материала, организацию учебно-познавательной деятельности студентов, проверку усвоения знаний и т.д. 2. учение - сознательная познавательная деятельность студентов под руководством преподавателя, направленная на усвоение знаний, формирование умений и навыков, закрепление и применение знаний. В
Психолого-педагогические особенности преподавания математики. Познание- процесс творческий. Обучение может быть эффективным только в том случае, когда оно сопровождается целенаправленным и напряженным мышлением. Отсюда следует важный педагогический вывод: если при освоении нового не активизировать мыслительную деятельность студентов, то у них не только не выработается умение мыслить, но и запоминание окажется неполноценным, поскольку будет отсутствовать его основа- понимание. Фундаментальное значение для практики преподавания точных наук, имеет также следующее положение психологии: запоминание, осуществленное до того, как достигнут необходимый уровень понимания, не только не полезно, но даже вредно, так как оно обычно мешает дальнейшему углублению понимания. Возможности совершенствования методики работы преподавателя существенно зависят от его умения целенаправленно управлять мыслительной деятельностью студентов, активизируя ее. Осуществлять такое управление преподаватель, очевидно, может, опираясь на психолого-педагогические знания, т. е. на систему закономерностей, концентрирующую в себе сведения по психологии и дидактике, и соответствующую методику применения этой системы при обучении математике. В этих закономерностях раскрываются взаимосвязи между внутренними процессами, протекающими в сознании студентов, и внешними, дидактическими условиями, в которых проходит учебная деятельность. К внешним условиям относятся содержание упражнений, их последовательность, приемы организации занятия, к внутренним — мыслительная деятельность, процессы запоминания, восприятия и т. п. Поскольку в закономерностях отражаются взаимосвязи между внутренними процессами учебной деятельности студентов и внешними, дидактическими условиями, то, опираясь на эти закономерности, преподаватель может путем видоизменения внешних условий координировать внутренние процессы, протекающие в сознании студентов. Таким образом, у преподавателя возникает возможность целенаправленно управлять мыслительной деятельностью студентов. Тем самым преподаватель может выбирать методы обучения, наиболее подходящие к условиям своей работы, предвидеть, прогнозировать возможные последствия их применения, находить выходы из многочисленных затруднений, встречающихся на практике, а затем практически проверять свои выводы.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Ассоциация в психологии, связь, образующаяся при определённых условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, представлениями, идеями и т. п.); действие этой связи - актуализация ассоциации - состоит в том, что появление одного члена ассоциации регулярно приводит к появлению другого (других). Психофизиологической основой ассоциации считается условный рефлекс. Дидактика (от греч. didaktikos — поучающий), раздел педагогики; теория образования и обучения. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся. Методика учебного предмета, частная дидактика, теория обучения определённому учебному предмету. Объектом исследования методики учебного предмета является процесс обучения той или иной учебной дисциплине, предметом - связь, взаимодействие преподавания и учения в обучении конкретному учебному предмету.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (273)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |