Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основная закономерность памяти и ее следствия



2020-02-04 253 Обсуждений (0)
Основная закономерность памяти и ее следствия 0.00 из 5.00 0 оценок




В психологии различают произвольное и непроизвольное запоми­нание. Запоминание называется произвольным, если наши усилия направляются намеренно поставленной задачей запомнить данный материал. Когда такая задача не ставится и материал запечатлевает­ся в памяти попутно, в результате какой-то другой деятельности, говорят о непроизвольном запоминании.

В учебном процессе важную роль играют оба вида запоминания. Л. В. Занков, Д. Н. Узнадзе и другие психологи выявили условия эффективности произвольного запоминания. Они перечислены в закономерности 2.1. В психологии установлены также и другие условия эффективности произвольного запоминания: 1) ак­тивная мыслительная деятельность над материалом (но не много­кратное, «механическое» повторение — «зубрежка»); 2) усилия, на­правленные на понимание (см. 2.4).

До недавнего времени в дидактике и в психологии считалось, что учебный материал усваивается обучаемыми преимущественно на основе произвольного запоминания. Методика, используе­мая во многих учебных заведениях, также наце­ливает учащихся на произвольное запоминание. Это подтвержда­ется одним из видов фронтального опроса, сводящегося к воспроиз­ведению формулировок вне процесса решения задач.

Известные психологи П.И.3инченко и А.А Смирнов установили, что вопреки мнению, сложившемуся в педагогике и в психологии, важное значение в учебном процессе имеет также непроизвольное запоминание, и выявили следующие условия его эф­фективности:

 (Закономерность Смирнова Зинченко.) Учащийся может запомнить материал непроизвольно, если выполняет над ним активную мыслительную деятельность и она направле­на на понимание этого материала.

Эта закономерность имеет большое практическое значение в деле совершенствования методов и форм обучения. Например, вместо задания: «Изучить такой-то лекционный материал» —преподаватель предла­гает выполнить определенную деятельность над заданным материа­лом: составить план его, сравнить с ранее изученным и т. д. Подобные задания студенты могут выполнить только путем активной мысли­тельной деятельности, причем она направлена на понимание мате­риала. Следовательно, выполняются оба условия закономерности  (Закономерность Смирнова Зинченко) и, материал запоминается непроизвольно.

Когда проверяется домашнее задание, студенты убеждаются в том, что преподаватель поощряет, также, твердое знание основных фактов. Отсюда у многих студентов возникает направленность на прочное запоминание. И тогда деятельность учащихся над материалом приво­дит к его произвольному запоминанию уже по закономерности 2.1.

Очевидно, преподавателю нет надобности уточнять, каким образом студенты запомнили материал: произвольно или непроизвольно. Главное, чтобы они его знали и понимали. Учитывая эти практи­ческие потребности, преподавателю удобнее пользоваться следующей за­кономерностью:

2.7 (Основная закономерность памяти.) Если соблюдаются два условия: студент выполняет над материалом активную мыслительную деятельность и эта деятельность способству­ет углубленному пониманию материала, то происходит ус­пешное запоминание материала (произвольное или непро­извольное).

Из приведенных примеров видно, что преподавателю и в других случаях желательно добиваться выполнения всех условий закономерностей 2.7;2.1;2.4 («активная мыслительная деятельность над материа­лом», «его понимание», «установка на запоминание»). Если все эти условия выполняются, то студент, читая учебник или слушая объ­яснения преподавателя, прочно и с должным пониманием запомнит, усвоит изучаемый материал.

Следует обратить особое внимание на то, что первоисточниками рассматриваемых закономерностей и выводов из них являются не только психологические знания, но и рекомендации традиционной ме­тодики математики.

Забывание. Повторение

2.8 .(Закономерность Эббингауса.) Забывание более интенсивно протекает сразу после изучения материала (в первые часы, минуты и даже секунды), а затем оно замедляется.

2.9 .Повторение путем разнообразной деятельности, сводящейся хотя бы к некоторой реконструкции материала, эффективнее, чем его повторение в неизменном виде (под реконструкцией понимают любое эквивалентное изменение материала).

2.10Рассредоточенное во времени повторение эффективнее, чем

концентрированное.

3. Применение закономерностей внимания и восприятия.

3.1 Деятельность, осуществляемая на основе произвольного внимания, требует к себе значительных волевых усилий и быстрее утомляет человека, чем деятельность, выполняемая на основе послепроизвольного внимания.

Побуждая к длительной сосредоточенной работе всю учебную группу, а не только отдельных студентов, преподавателю не стоит ориентироваться на произвольное или на непро­извольное внимание. Остается преимущественно один вид внима­ния — послепроизвольное. Именно этот вид внимания является ос­новным в учебной деятельности студентов на практических занятиях по математике. Отсюда ясно, насколько важно преподавателю умело управлять вниманием студентов. Условия, позволяющие осуществлять такое управление, перечисляются в последующих закономерностях:

3.2 . Внимание к деятельности может возникнуть и усилиться под влиянием одного или нескольких из следующих условий:

а) относительной интенсивности раздражителей;

б) их относительной новизны;

в) неожиданности их появления;

г) контраста между ними;

д) ожидания определенных событий или впечатлений;

  е) при наличии положительных или отрицательных эмоций(сравните с 2.З).

3.3 .Необходимыми условиями длительного сохранения послепроизвольного внимания являются посильность вы­полняемой деятельности, наличие соответствующих знаний, умений и навыков.

3.4 .Достаточными условиями длительного поддержания внимания являются одно или несколько из следующих условий:

а) выполняемая деятельность значима для человека;
б) у него имеется чувство ответственности за ее успешное завершение;

в) она совпадает с направлением постоянных интересов человека либо становится для него интересной

хотя бы только в данный момент.

3.5 .Внимание к деятельности усиливается, если выполняется хотя бы одно из условий: а) имеют место активные умственные усилия; б) углубляется понимание соответствующего материала; в) возрастает уверенность; г) возникают новые идеи, открытия.

При отсутствии условий, необходимых для длительного поддержа­ния послепроизвольного внимания, студент может выполнить задание на основе произвольного внимания. Но это трудно (см. 3. 1) — и многие студенты так не делают.

Известно также, что студенты могут быть невнимательными даже при наличии у них необходимых знаний и умений. Следовательно, условия, перечисленные в закономерности 3.З, необходимы, но не­достаточны. Достаточные условия перечисляются в закономерностях 3.4 и 3.5.

Нередко мы встречаемся с такими случаями, когда внимание студентов на практическом занятии начинает ослабевать. Ясно, что преподавателю необходимо принимать меры. В этом могут быть полезными следующие условия:

3.6 Внимание к деятельности ослабляется, если:

 а) задание непосильно;

 б) теряется уверенность;

 в) работа совершается в чрезмерно быстром или медленном темпе;
 г) она сводится к однообразным операциям;

 д) исчезает интерес к ней;

 е) выполняемая работа слишком проста

3.7 .Внимание облегчается, если: а) мыслительная дея­тельность сопровождается соответствующей моторной дея­тельностью; б) объекты, которыми мы оперируем, восприни­маются зрительно.

4. Закономерности восприятия.

4.1 Восприятие объектов облегчается, если они расположены в определенной, строго продуманной системе, требующей ми­нимальных усилий со стороны наших органов чувств. Вос­приятие объектов, расположенных хаотически, осуществля­ется неохотно и требует значительных волевых усилий.

4.2  Предварительная подготовка к наблюдению, четко постав­ленная задача, как и в какой последовательности вести наблюдение, прошлый опыт человека и его знания облегча­ют восприятие, делают его более богатым.

4.3  Активная мыслительная деятельность в процессе наблюде­ния приводит к более полному, богатому восприятию. При пассивном созерцании объекта от внимания человека ус­кользают многие детали.

4.4  Легче наблюдать единичные отличия среди многих черт сходства, чем наоборот. Различия между объектами (ситуа­циями) привлекают к себе внимание более чем их сходство.

Пример 3. При изучении темы плоскости в пространстве удобно пользоваться таблицей 1.

Табл.1 Взаимное расположение двух плоскостей

и

Угол между плоскостями Условие параллельности плоскостей Условие перпендикулярности плоскостей

 

 

Пример 4.  Для большей наглядности при изучении раздела «Функции многих переменных» можно использовать графопроектор и слайды.

Касательная плоскость к поверхности  в точке :                               
Нормаль к поверхности  в точке :                                

 



2020-02-04 253 Обсуждений (0)
Основная закономерность памяти и ее следствия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основная закономерность памяти и ее следствия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (253)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)