Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Комплексная работа с текстом в старших классах



2020-02-04 273 Обсуждений (0)
Комплексная работа с текстом в старших классах 0.00 из 5.00 0 оценок




 1. Запишите текст. Какова его тема, основная мысль? Озаглавьте текст.

Среди великих преобразователей мира есть люди, которые преображали его властью слова. Как писал Пришвин, «дело человека ­высказать то, что молчаливо переживается миром. От этого высказывания, впрочем, изменяется и сам мир».

Слово не однажды возрождало человечество. «Слово, слово - великое дело!» - твердил Достоевский. Конечно, авторитет слова, прежде всего, в самом слове. Истинное слово, высказанное тем или иным человеком, стано­вится со временем словом человечества о самом себе. Но не случайно задаем мы вопрос: «Кто сказал?» Важно знать, каково слово само по себе, чье это слово, подтверждаемо ли оно авторитетом самой личности.

Произведения писателя и есть его воплощен­ное слово, слово, ставшее бессмертной плотью. Чуткое к тайнам человеческого бытия сознание Достоевского не раз пытливо вжива­лось в мудрость древней притчи: «Истинно, истинно говорю вам: если пшенич­ное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».

Потом, через               много-много лет, возьмет  Достоевский эти слова эпиграфом к своим «Братьям Карамазовым». Потом высекут их на памятнике над его могилой. Все это будет потом: и Слово о Пушкине, и "Подросток», И «Бесы», и «Идиот», и «Преступление и наказание» - величайшие создания художест­венного гения, великого ума и великого сердца, целый мир, неведомый дотоле, который потрясет еще человечество такими тайнами, такими откровениями, вопросами и ответами, от которых содрогнется душа человека, как бы пройдя вновь по кругам дантовского «Ада», по всем мукам, исканиям, заблуждениям и надежда м всех тысячелетий, сжатых до невозможного предела в этом мире, который мы называем миром Достоевского. (Из книги Ю. И. Селезнева «В мире Достоевского»).

1. Объясните значение слов притча, эпиграф.

2. Какова стилистическая окраска слов н еведомый, дотоле, бытие?

3. Объясните знаки препинания в послед­нем предложении, составьте его схему.

4. Словарный диктант.

Пр .. образователь, пр .. обр .. жать, возр .. ждать, как(6ы), вопл .. щенное слово, (не)раз, художестве(н,нн)ый гений, (не)ве­домый дотоле, (не)возможный пр .. дел, бе .. смертный.

5. Перескажите текст. Напишите изло­жение, используя разные способы цити­рования.

 2. Прочитайте отрывок из поэмы Н. А.

Некрасова «Саша». Определите его тему, основные мысли. Подготовьтесь к вырази­тельному чтению.

Саше случалось знавать и печали:

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слез.

Сколько тут было кудрявых берез!

Там из-за старой, нахмуренной ели

Красные грозды калины глядели,

Там поднимался дубок молодой.

Птицы царили в вершине лесной.

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились

Лес зазвенел, застонал, затрещал,

Заяц послушал - и вон побежал,

В темную нору забилась лисица,

Машет крылом осторожнее птица.

В недоуменье тащат муравьи

Что ни попало в жилища свои.

С песнями труд человека спорился:

Словно подкошен, осинник валился,

С треском ломали сухой березняк,

Корчили с корнем упорный дубняк,

Старую сосну сперва подрубали,

После арканом ее нагибали

И, поваливши, плясали на ней,

Чтобы к земле прилегла поплотней.

Так, победив после долгого боя,

                                                             Враг уже мертвого топчет героя.

1. Запишите, подчеркните грамматиче­ские основы предложений. Какова роль односоставных предложений в этом тексте? Проиллюстрируйте примерами из текста особенности неопределенно-личных и безличных предложений.

2. Выпишите из текста глаголы несо­вершенного вида в форме прошедшего времени. Как вы думаете, почему в этом отрывке употребляются в основном глаго­лы в этой форме? Произведите морфоло­гический разбор одного из выписанных глаголов. Приведите примеры текстов (отрывков), в которых видо-временная соотнесенность глагольных форм является одним из средств связи между предложе­ниями.

З. Как вы можете объяснить использо­вание формы настоящего времени в последнем предложении?

4. Выпишите предложение, в котором есть глаголы с приставкой за-. Каково значение этой приставки? Составьте схему этого предложения. Что достигает­ся благодаря использованию глаголов зазвен.ел, застон.ал, затрещал в качест­ве однородных членов?

3. Запишите продолжение отрывка из поэмы «Саша». Понаблюдайте за особен­ностями употребления глаголов.

Много тут было печальных картин:

Стоном стонали верхушки осин,

Из перерубленной старой березы

Градом лилися прощальные слезы

И пропадали одна за другой

Данью последней на почве родной.

I(ончились поздно труды роковые.

Вышли на небо светила ночные,

И над поверженным лесом луна

Остановилась, кругла и ясна.-

Трупы деревьев недвижно лежали;

Сучья ломались, скрипели, трещали,

Жалобно листья шумели кругом.

Так, после битвы, во мраке ночном

Раненый стонет, зовет, проклинает.

Ветер над полем кровавым летает -

Праздно лежащим оружьем звенит,

Волосы мертвых бойцов шевелит!  

1. Какова текстообразующая     роль

местоимений-наречий там (предыдущее упр.), так?

2. Выпишите из отрывков имена сущест­вительные, употребление которых как бы предопределяется темой текста, его глав­ной мыслью, чувствами автора - теми ассоциациями, которые вызывает картина рубки леса. Распределите имена существи­тельные по тематическим группам.

З. Докажите, что благодаря использо­ванию однотематической лексики осу­ществляется смысловая связь между предложениями в тексте. (Покажите это на примере одного-двух текстов с цепной или параллельной связью.)

4. Понаблюдайте за использованием в тексте   звукописи, эпитетов, метафор, сравнений, приема параллелизма.

5. Какие слова, имеющие стилистичес­кую окраску, употребляются в тексте? Что достигается благодаря их использо­ванию?

4. Словарный диктант.

Печальная картина, перерубленная береза, прощальные слезы, (пропадали) одна за другой, «труды роковые», «светила ночные», недвижно лежали, «над поверженным лесом», «во мраке ночном», «над полем кровавым», в недоуменье, тащить что ни попало, осинник, березняк, дубняк, «к земле прилегла поплот­ней», праздно лежащее оружие.

Придумайте несколько предложений с сочетаниями слов, заключенными в ка­вычки (на тему, связанную с текстом Некрасова).

5. Найдите «лишнее»:

1) березняк, осинник, дубняк;

2) зазвенел, застонал, затрещал, забилась;

3) нахмуренная ель, старая сосна, переруб­ленная береза;

4) над поверженным лесом, над полем кровавым, на почве родной;

5) ломались, скрипели, трещали, шумели;

6) машет, топчет, летает, звенит, стонет;

7) раненый боец; раненный в бою; стонущий раненый.

6. Запишите отрывок из книги известного ученого-филолога Юрия Михайловича Лотмана «Анализ поэтического текста». Подчеркните грамматические основы предложений, объясните знаки препинания­.

Непосредственное читательское восприятие стиля Некрасова неразрывно связаноЗ с ощущением простоты, разговорности, «прозаич­ности». Подобная читательская репутация, закрепившаяся за творчеством поэта в сознании многих      поколений, не может быть  случайной - она отражает сознательную авторскую установку, стремление поэта выра­ботать стиль, который воспринимался бы как непосредственный, сохраняющий живые инто­нации разговорной речи ...

Прозаическая, разговорная речь, ее бытовые интонации были      для Некрасова        объектом изображения -        из этого часто делали наивный вывод, что Некрасов якобы непосред­ственно переносил2 в поэзию реальную речь в ее разговорных формах. На самом деле, стиль Некрасова отличался

большой сложностью. Кажущаяся простота возникла как определенный художественный эффект и не имела ничегоЗ общего с элементарной аморфностью текста.

1. Объясните значение слов и слово­сочетаний прозаичность, читательская репутация, художественный эффект, , объект изображения, аморфность.

аморфный... 2. перен. Бесформенно­-расплывчатый (книжн.). / / сущ.аморфность, -и, ж.

2. Определите тему, основную мысль текста. Озаглавьте отрывок.

З. Подтвердите примерами, отобранными из произведений Некрасова, что «прозаическая, разговорная речь, ее бытовые интонации были для Некрасова объектом изображения».

4. Составьте схемы предложений с разными видами связи. Произведите синтаксический разбор одного из таких предложений.

5. Выберите из текста материал для словарного диктанта.

б. Подготовьтесь к пересказу текста.

Дополните пересказ анализом материала, отобранного из произведений Н. А. Не­красова.



2020-02-04 273 Обсуждений (0)
Комплексная работа с текстом в старших классах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Комплексная работа с текстом в старших классах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (273)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)