Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Запишите еще один отрывок из книги Ю. М. Лотмана. Определите стиль текста.



2020-02-04 442 Обсуждений (0)
Запишите еще один отрывок из книги Ю. М. Лотмана. Определите стиль текста. 0.00 из 5.00 0 оценок




Еще в 1922 году Б. М. Эйхенбаум указал на наличие в поэтике Некрасова сознательного неприятия норм «высокой» поэзии предшеству­ющего периода: «Часто Некрасов прямо демонстрирует свой метод отступления, кон­трастно противопоставляя системе старых поэтических штампов свои ,,грубые" слова или подчеркивая прозаичность своих сюжетов и образов».

Поэзия Некрасова рассчитана6 на читателя, живо ощущавшегоЗ поэтические нормы «ро­мантического», пушкинского и послепушкинско­го стилей, на фоне которыхЗ делаются эстетнчески2 активными пласты, до Некрасова не включавшиеся в поэзию ...

Читатель, утративший восприятие поэзии русской романтической школы начала XIX века как художественной ценности, не воспри­мет и новаторства Некрасова ... Наличие двух несовместимых снстем, каждая из которых внутри себя вполне органична, и их, вопреки всему, совмещение в различных стилистико-се­мантических отношениях составляют специфику стилевой структуры Некрасова.

1. В каком значении употребляются в тексте слова и словосочетания поэтика, романтическая школа, поэтические штампы, прозаичность сюжетов и обра­зов, «высокая» поэзия, эстетически активный, пушкинский стиль?

2. Подчеркните грамматические основы предложений. Составьте схемы сложных предложений.

З. Подберите к первому предложению третьего абзаца синтаксический синоним. Запишите это предложение, составьте его схему.

4. Какова роль цитирования в этом тексте? Благодаря чему цитата становит­ся частью текста?

5. Подготовьтесь к сочинению на одну из тем: «Художественное своеобразие поэзии Н. А. Некрасова»; «Традиции и новаторство в поэзии Некрасова»; «Ва­жен в поэме стиль, отвечающий теме». (Н е к р а с о в).

Словарные диктанты.

1. Непосредственное читательское восприятие; ощущение простоты, разговорности, «прозаич­ности»; читательская репутация; в сознании многих поколений; сознательная авторская уста­новка; стиль, сохраняющий живые интонации разговорной речи; объект изображения; наивный вывод; кажущаяся простота; определенный худо­жественный эффект; реальная речь; аморфность текста; стремление выработать стиль; неразрыв­но связано; не иметь ничего общего; отличаться большой сложностью.

11. Предшествующий период; рассчитывать на читателя, живо ощущавшего поэтические нормы «романтического», пушкинского и послепушкин­ского стилей; неприятие норм «высокой» поэзии; художественная ценность; наличие двух несов­местимых систем; контрастно противопоставлять; вопреки всему; стилевая структура; составлять специфику; эстетически активные; пласты, до Некрасова не включавшиеся в поэзию; различ­ные стилистико-семантические отношения.

1. Объясните значение слов специфика, структура, семантический.

2. Произведите разбор двух-трех словосочетаний, в состав которых входят прилагательные или причастия.

Структура (лат. structura) - взаимо­расположение и связь составных частей чего-л.; строение.

Семантический        смысловой, относящийся к значению слова.

9. Запишите отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова «Зеленый шум». Под­черкните грамматические основы пред­ложений.

... И все мнеЗ песня слышитсяз

Одна - в лесу, в лугу:

«Люби, покуда любится,

Терпи, покуда терпится,

Прощай, пока прощается,

И Бог тебе судья!»

1. Сколько простых предложений вхо­дит в состав сложного (слова песни)?

2. Какова роль односоставных предло­жений в этом тексте). Определите типы односоставных предложений.

10. Запишите, объясните знаки препина­ния.

Мы знаем, что даже такие поэты, как, например, Пушкин, Тютчев, Турге­нев и некоторые другие, знавшие французский "язык «как свой родной», тем не менее писали довольно средние «французские» стихи. Види­мо, есть какая-то глубинная2 связь между природой поэзии, таланта и nриродой языка, связывающей талант но эта с гением его народа?.

Мы знаем немало поэтических «завещаний» русских поэтов. Значительную роль в таких стихах играют образы природы. И это естественно: поэт «завещал свой духовный опыт своему народу?

Личность духовная осознает свою причастность  вечной жизни мира и потому даже перед лицом смерти своего  личного «я» принимает жизнь, приветствует и благословляет.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь ..

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть ..

В этом «завещании» нашего национально го поэта, в присущей только ему - «есенинской» - форме воплощен общий, жизнеутверждающий дух народа-творца, дух бес­смертия2" (Ю. Сeлезнев).

1. Определите тему, основную мысль текста.

2. Объясните значениe слов благослов­лять, завещание, духовный, тленный, жизнеутверждающuй.

3. Подберите СИНОНИМЫ к вводному слову видимо. Придумайте предложения с этими вводными словами.

4. Составьте схему первого предложе­ния.

 

11. Запишите созданное в 1957 году стихотворение Николая Заболоцкого, ко­торое входит в цикл « Последняя лю­бовь». Подчеркните грамматические осно­вы предложений.

Голос в телефоне.

Раньше был он звонкий, точно птица,

Как  родник, струился и звенел,

Точно весь в сиянии излиться

По стальному проводу хотел.

А потом, как дальнее рыданье,

Как прощанье с радостью души,

Стал звучать он, полный покаянья,

И пропал в неведомой глуши.

Сгинул он в каком-то диком поле,

Беспощадной вьюгой  занесен ...

И кричит душа моя от боли,

И  молчит мой чёрный телефон.

Сгинуть сов. (разг.). пponaсть,

исчезнуть. Сгинь с глаз долой!

1. Обратите внимание на название

стихотворения. Слово голос в самом тексте не употребляется ни разу, тем не менее эта ключевая тема проходит через весь текст. С помощью каких языковых средств это достигается?

2. Какова роль в тексте местоимении ОН, весь, мой (моя)?

З. сравните слова звонкий, звенел, звучал. Что общего в их звуковом составе? Произведите фонетический раз­бор одного из этих слов..Как употребле­ние этих слов связано с ключевой темой текста?

4. Какова роль в тексте наречий раньше - потом? С помощью каких языковых средств выражается тема ра­дости («радости души») - того, что было «раньше»? А тема горя, боли? Какова роль прилагательного черный в последней строке текста?

5. Сравните глаголы-синонимы пропал, сгинул. Какова pоль синонимов в этом тексте?

б. Понаблюдайте за употреблением глаголов. Глаголы какого времени употребляются, в основном, в тексте? Произ­ведите морфологический разбор одного из них. В чем особенности использования глаголов-сказуемых в последнем предло­жении?

7. Какова роль в тексте такого пунктуационного знака, как многоточие?

8. Сравните: «кричuт душа моя от боли» - крик души - душа болит. В чем особая выразительность использова­ния глагола кричит в последнем предло­жении поэтического текста? Чему проти­вопоставляется этот крик души?

9. Какие части текста связаны между собою на oсновe контраста, противопо­ставления, а какие на основе сходства, сопоставления, сравнения?

10. Понаблюдайте за использованием в стихотворении такого средства вырази­тельности, как сравнение.

11. Существует меньше, что голос, интонация это «мелодия души». Вспомните

строки Пушкина: «Звучал мне долго голос нежный ... » Как эта тема воплощена в текс­те стихотворения Заболоцкого?

12. Какова тема этого лирического стихотворения? О чем оно?

13. Подготовьтесь к выразительному чтению поэтического текста.

Словарный диктант.

Черный телефон, беспощадная вьюга, в каком-то диком поле,        полный покаянья, дальнее рыданье, в сиянии излиться.

13. Продолжите ряды прилагательных, наречий. Объясните орфограммы.

Голос (какой?) звонкий, paдoстный. Голос звучит (К а К?)

Голос (к а к о й?) грустный, ... Голос звучит (К а К?)

Разговаривать приветливо, до6рожелательно, ...

Peчь яркая, вы.разительная ...

14. Составьте текст на одну из тем:

1. Мое любимое стихотворение о любви.

2. 0н и Она в русской поэзии.

3. «Звучал мне долго голос нежный ... »

4. Голос - «мелодии души».

5. Ласковое слово - что вешний день.

6. Мое любимое стихотворение Н. Заболоцкого.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Открытый урок по русскому языку в 11 классе на тему: «Читая Есенина ... »

(Подготовка к сочинению-рецензии по тексту Е. Винокурова).



2020-02-04 442 Обсуждений (0)
Запишите еще один отрывок из книги Ю. М. Лотмана. Определите стиль текста. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Запишите еще один отрывок из книги Ю. М. Лотмана. Определите стиль текста.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (442)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)