Запишите еще один отрывок из книги Ю. М. Лотмана. Определите стиль текста.
Еще в 1922 году Б. М. Эйхенбаум указал на наличие в поэтике Некрасова сознательного неприятия норм «высокой» поэзии предшествующего периода: «Часто Некрасов прямо демонстрирует свой метод отступления, контрастно противопоставляя системе старых поэтических штампов свои ,,грубые" слова или подчеркивая прозаичность своих сюжетов и образов». Поэзия Некрасова рассчитана6 на читателя, живо ощущавшегоЗ поэтические нормы «романтического», пушкинского и послепушкинского стилей, на фоне которыхЗ делаются эстетнчески2 активными пласты, до Некрасова не включавшиеся в поэзию ... Читатель, утративший восприятие поэзии русской романтической школы начала XIX века как художественной ценности, не воспримет и новаторства Некрасова ... Наличие двух несовместимых снстем, каждая из которых внутри себя вполне органична, и их, вопреки всему, совмещение в различных стилистико-семантических отношениях составляют специфику стилевой структуры Некрасова. 1. В каком значении употребляются в тексте слова и словосочетания поэтика, романтическая школа, поэтические штампы, прозаичность сюжетов и образов, «высокая» поэзия, эстетически активный, пушкинский стиль? 2. Подчеркните грамматические основы предложений. Составьте схемы сложных предложений. З. Подберите к первому предложению третьего абзаца синтаксический синоним. Запишите это предложение, составьте его схему. 4. Какова роль цитирования в этом тексте? Благодаря чему цитата становится частью текста? 5. Подготовьтесь к сочинению на одну из тем: «Художественное своеобразие поэзии Н. А. Некрасова»; «Традиции и новаторство в поэзии Некрасова»; «Важен в поэме стиль, отвечающий теме». (Н е к р а с о в). Словарные диктанты. 1. Непосредственное читательское восприятие; ощущение простоты, разговорности, «прозаичности»; читательская репутация; в сознании многих поколений; сознательная авторская установка; стиль, сохраняющий живые интонации разговорной речи; объект изображения; наивный вывод; кажущаяся простота; определенный художественный эффект; реальная речь; аморфность текста; стремление выработать стиль; неразрывно связано; не иметь ничего общего; отличаться большой сложностью. 11. Предшествующий период; рассчитывать на читателя, живо ощущавшего поэтические нормы «романтического», пушкинского и послепушкинского стилей; неприятие норм «высокой» поэзии; художественная ценность; наличие двух несовместимых систем; контрастно противопоставлять; вопреки всему; стилевая структура; составлять специфику; эстетически активные; пласты, до Некрасова не включавшиеся в поэзию; различные стилистико-семантические отношения. 1. Объясните значение слов специфика, структура, семантический. 2. Произведите разбор двух-трех словосочетаний, в состав которых входят прилагательные или причастия. Структура (лат. structura) - взаиморасположение и связь составных частей чего-л.; строение. Семантический смысловой, относящийся к значению слова. 9. Запишите отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова «Зеленый шум». Подчеркните грамматические основы предложений. ... И все мнеЗ песня слышитсяз Одна - в лесу, в лугу: «Люби, покуда любится, Терпи, покуда терпится, Прощай, пока прощается, И Бог тебе судья!» 1. Сколько простых предложений входит в состав сложного (слова песни)? 2. Какова роль односоставных предложений в этом тексте). Определите типы односоставных предложений. 10. Запишите, объясните знаки препинания. Мы знаем, что даже такие поэты, как, например, Пушкин, Тютчев, Тургенев и некоторые другие, знавшие французский "язык «как свой родной», тем не менее писали довольно средние «французские» стихи. Видимо, есть какая-то глубинная2 связь между природой поэзии, таланта и nриродой языка, связывающей талант но эта с гением его народа?. Мы знаем немало поэтических «завещаний» русских поэтов. Значительную роль в таких стихах играют образы природы. И это естественно: поэт «завещал свой духовный опыт своему народу? Личность духовная осознает свою причастность вечной жизни мира и потому даже перед лицом смерти своего личного «я» принимает жизнь, приветствует и благословляет. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь .. Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть .. В этом «завещании» нашего национально го поэта, в присущей только ему - «есенинской» - форме воплощен общий, жизнеутверждающий дух народа-творца, дух бессмертия2" (Ю. Сeлезнев). 1. Определите тему, основную мысль текста. 2. Объясните значениe слов благословлять, завещание, духовный, тленный, жизнеутверждающuй. 3. Подберите СИНОНИМЫ к вводному слову видимо. Придумайте предложения с этими вводными словами. 4. Составьте схему первого предложения.
11. Запишите созданное в 1957 году стихотворение Николая Заболоцкого, которое входит в цикл « Последняя любовь». Подчеркните грамматические основы предложений. Голос в телефоне. Раньше был он звонкий, точно птица, Как родник, струился и звенел, Точно весь в сиянии излиться По стальному проводу хотел. А потом, как дальнее рыданье, Как прощанье с радостью души, Стал звучать он, полный покаянья, И пропал в неведомой глуши. Сгинул он в каком-то диком поле, Беспощадной вьюгой занесен ... И кричит душа моя от боли, И молчит мой чёрный телефон. Сгинуть сов. (разг.). пponaсть, исчезнуть. Сгинь с глаз долой! 1. Обратите внимание на название стихотворения. Слово голос в самом тексте не употребляется ни разу, тем не менее эта ключевая тема проходит через весь текст. С помощью каких языковых средств это достигается? 2. Какова роль в тексте местоимении ОН, весь, мой (моя)? З. сравните слова звонкий, звенел, звучал. Что общего в их звуковом составе? Произведите фонетический разбор одного из этих слов..Как употребление этих слов связано с ключевой темой текста? 4. Какова роль в тексте наречий раньше - потом? С помощью каких языковых средств выражается тема радости («радости души») - того, что было «раньше»? А тема горя, боли? Какова роль прилагательного черный в последней строке текста? 5. Сравните глаголы-синонимы пропал, сгинул. Какова pоль синонимов в этом тексте? б. Понаблюдайте за употреблением глаголов. Глаголы какого времени употребляются, в основном, в тексте? Произведите морфологический разбор одного из них. В чем особенности использования глаголов-сказуемых в последнем предложении? 7. Какова роль в тексте такого пунктуационного знака, как многоточие? 8. Сравните: «кричuт душа моя от боли» - крик души - душа болит. В чем особая выразительность использования глагола кричит в последнем предложении поэтического текста? Чему противопоставляется этот крик души? 9. Какие части текста связаны между собою на oсновe контраста, противопоставления, а какие на основе сходства, сопоставления, сравнения? 10. Понаблюдайте за использованием в стихотворении такого средства выразительности, как сравнение. 11. Существует меньше, что голос, интонация это «мелодия души». Вспомните строки Пушкина: «Звучал мне долго голос нежный ... » Как эта тема воплощена в тексте стихотворения Заболоцкого? 12. Какова тема этого лирического стихотворения? О чем оно? 13. Подготовьтесь к выразительному чтению поэтического текста. Словарный диктант. Черный телефон, беспощадная вьюга, в каком-то диком поле, полный покаянья, дальнее рыданье, в сиянии излиться. 13. Продолжите ряды прилагательных, наречий. Объясните орфограммы. Голос (какой?) звонкий, paдoстный. Голос звучит (К а К?) Голос (к а к о й?) грустный, ... Голос звучит (К а К?) Разговаривать приветливо, до6рожелательно, ... Peчь яркая, вы.разительная ... 14. Составьте текст на одну из тем: 1. Мое любимое стихотворение о любви. 2. 0н и Она в русской поэзии. 3. «Звучал мне долго голос нежный ... » 4. Голос - «мелодии души». 5. Ласковое слово - что вешний день. 6. Мое любимое стихотворение Н. Заболоцкого. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Открытый урок по русскому языку в 11 классе на тему: «Читая Есенина ... » (Подготовка к сочинению-рецензии по тексту Е. Винокурова).
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (442)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |