Социальное партнерство на рынке труда Омской области
В 1998 году социальное партнерство стало темой номер один деятельности руководителей и специалистов службы занятости г. Омска и Омской области . В дело по разработке, согласованию и утверждению программы занятости вовлекли практически всех, кто прямо или косвенно в нашем регионе влияет на решение проблем занятости. Сейчас этот опыт консолидации усилий и ресурсов наших партнеров на рынке труда обрастает соглашениями и совместными планами работы с заинтересованными сторонами, которые предоставляют в службу занятости информацию о реализации своих мероприятий по обеспечению занятости. В практику комитета труда и занятости населения Администрации Омской области вошли рабочие встречи с депутатами всех уровней, участие в работе депутатских комиссий по разработке законопроектов. Результат: Муниципальные программы содействия занятости выносятся на заседания районных советов депутатов. В 1998 году впервые программа занятости была утверждена депутатами областного Законодательного Собрания. Принят Закон об общественных работах. В стадии подготовки законопроекты Омской области по квотированию рабочих мест и о действиях в условиях чрезвычайной ситуации в сфере занятости населения Омской области. Чтобы реализовать индивидуальный подход при решении проблем безработного гражданина (и не важно, зарегистрирован он при этом в службе занятости или нет) труда и занятости населения Администрации Омской области практически все программы деятельности разрабатывает с участием органов местного самоуправления области, в постановления различных областных ведомств и органов местной власти проталкиваем свои вопросы и интересы. Результат: все чаще вопросы занятости включаются в повестки коллегий органов власти всех уровней и отдельных ведомств. [20, с.9] По всей территории области были созданы общественные комиссии по содействию занятости населения. Уже в 2000г. 250 таких комиссий утверждены постановлениями глав администраций районов области и действуют при поселковых и сельских администрациях. В состав комиссий входят главы сельских администраций или их заместители, работодатели, кадровики предприятий, главы фермерских хозяйств, директора школ, старосты деревень, специалисты комитета по молодежной политике, представители общественных организаций, специалисты службы занятости. Практика работы комиссий показала значительные результаты. Так, при помощи общественных комиссий в 2000 году были подняты на качественно новый уровень услуги службы занятости, значительно расширился спектр деятельности по первичному приему, трудоустройству, переобучению, общественным работам, поддержке предпринимательства безработных граждан, формированию квоты рабочих мест по социальному заказу, развитию инфраструктуры рынка труда. Комиссиями оказывается существенная помощь в выявлении вакансий, в организации временной занятости, а также летней занятости школьников и трудных подростков. С помощью общественных комиссий решаются теперь вопросы постановки на учет трудоустройства граждан. В случае невозможности трудоустройства комиссия рекомендует клиентам участие в общественных работах, либо помощь в организации собственного дела. С каждым безработным, проживающим на территории поселка или села и обратившимся в службу занятости, проводится индивидуальная работа. Общественные комиссии помогают службе занятости исключить случаи постановки на учет граждан, не желающих заниматься активным поиском работы и стремящихся получить государственное пособие по безработице, в том числе обманным путем. С другой стороны, именно с помощью членов комиссии служба занятости определяет тех безработных, которым, с учетом дохода семьи, жизненно необходима материальная поддержка. [20, с.9] Наиболее отработаны через комиссии технологии взаимодействия с органами местного самоуправления по организации самозанятости сельского безработного населения (а для нашей сельскохозяйственной области это очень значимое направление), и не только в сфере производства сельхозпродуктов, но и в сфере различных видов услуг населению. Это направление поддержано Губернатором области: с июня 1998 года действует постановление "О создании условий для развития предпринимательства на селе". На его основе в 19-ти сельских районах области были приняты соответствующие постановления органов местного самоуправления. В результате деятельности комиссии около половины безработных селян, длительно стоящих на учете, занялись самостоятельной занятостью. Служба через общественные комиссии нашла возможность помочь бывшим безработным кормами для скота, молодняком, семенами. Вопросы восстановления системы повышения квалификации на предприятиях, формирования местной управленческой номенклатуры, качества подготовки кадров все чаще становятся предметом обсуждения на заседаниях общественных комиссий. Какие видятся в этом плане основные задачи и пути их решения? Главная - это создание условий для профессионального роста каждого трудоспособного человека в административном районе и, по-возможности, населенном пункте. Вот некоторые направления совместных с общественностью поселений усилий: - внедряется на местах систем профессиональной ориентации и психологической поддержки населения; - на основе анализа профессиональных намерений учащихся общеобразовательных школ и экономических перспектив поселений формируется учебная база. В ПТУ и школах внедряется курс "Адаптация на рынке труда"; - через учебно-методический центр "Ориентир" открывается для актива сельских районов специальные курсы по вопросам управления предприятием, социальным проблемам; - организуются при клубе "Кадровик" постоянно действующие семинары для руководителей технического обучения, руководителей и специалистов по охране труда; - через сеть создаваемых бизнес-центров - филиалов учебно-методического центра "Ориентир" - в районах области реализуется совместная программа бизнес-всеобуча. [20, с.21] Совместно с органами местного самоуправления и общественными комиссиями отрабатываются в Омске и области технологии поддержки предпринимательства. В соответствии с которой подготавливаются безработные граждане для организации собственного дела. На первом месте - обучение основам предпринимательской деятельности под организацию собственного дела. На втором месте - постоянное сопровождение предпринимательской деятельности бывших безработных, что позволило, несмотря на все трудности, устоять и до настоящего времени заниматься выбранным делом 60-ти процентам предпринимателей, получивших поддержку от службы занятости. Мало того, доверяя службе занятости и чувствуя поддержку администрации районов, безработные граждане организуются, объединяют свои средства и создают небольшие предприятия по производству сельхозпродукции, оказанию бытовых услуг населению, возрождению народных промыслов. В связи с ростом потребности в консультациях в г. Омске и на селе по различным проблемам труда и занятости создан Информационный центр. Ежедневно услугами этого центра пользуется около 1000 человек. На селе же, пока практически в одиночку, оказывают информационные и консультационные услуги в сфере бизнеса службы занятости. [20, с.21] Расширяют географию, создавая филиалы на селе, учебно-методический центр "Ориентир" и социально-деловой центр профессиональной реабилитации инвалидов и незанятого населения. Уже разворачивает свою многопрофильную деятельность филиал "Ориентира" "Бизнес-центр" в г. Тара, где отрабатываются сейчас технологии консультирования всех желающих. Результат многогранного взаимодействия службы занятости с общественными комиссиях можно выразить в следующем : -наработана практика новых технологий работы с незанятыми и безработными гражданами; - большинство глав сельских районов области намерено создать в районе бизнес-центр по оказанию консультационных услуг и центр временной и вторичной занятости; - пришло понимание, что для перехода на следующий уровень управления занятостью в регионе теперь необходимо еще больше приблизиться к людям: на селе - через старост населенных пунктов, в г. Омске - через комитеты самоуправления (домовые, семейно-территориальные и другие). Мощный положительный резонанс в области вызвала инициатива комитета по организации подготовки решения областной трехсторонней комиссии по вопросу "О ситуации на рынке труда и мерах по предупреждению роста безработицы в северных районах области". Вся серия мероприятий по Северу прошла с широким участием представителей власти, профсоюзов, работодателей, общественных организаций и, как результат: информация, подготовленная комитетом на основе представленных районами материалов (комплексного анализа, мероприятий по содействию занятости населения, предложений по развитию инвестиционных процессов и трехстороннего партнерства в северных районах области), не легла под сукно, а стала источником формирования планов действий на ближайшие годы для власти, профсоюзов, объединений работодателей и предпринимателей северных районов области. [20, с.24] На уровне административного района и населенного пункта роль трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений фактически выполняют общественные комиссии содействия занятости. Здесь аналогия и по составу, и по представительству, и по технологии работы. Результат трехстороннего партнерства: значительно расширился круг партнеров в области социально-трудовых соглашений. Общественные организации, отражающие интересы трудоспособного населения, также находятся в зоне особого внимания комитета труда и занятости населения Администрации Омской области. Потенциал общественности, расходующийся в основном на крики о помощи, мы стараемся использовать "в мирных целях" - в целях обеспечения адресности услуг, повышения трудовой мобильности, снижения иждивенчества и организации самозанятости людей. Налажено трудное, противоречивое, но вместе с тем жизненно необходимое взаимодействие с профсоюзными организациями области. В области началась проработка проектов совместных соглашений с обкомами профсоюзов о механизме взаимодействия по проведению совместных проверок выполнения колдоговоров. Комитетом труда и занятости населения Администрации Омской области было проведено около 20 межведомственных выездных семинаров-совещаний в районах области, чтобы тщательно отработать типовой макет колдоговора, в который в качестве обязательного включен раздел "Занятость". Тем не менее, несмотря на принимаемые усилия пока эффективность партнерства на рынке труда на всех уровнях - областном, муниципальном, внутрифирменном -невелика - и об этом говорят и показатели реальной безработицы, и многочисленные случаи нарушений основных прав работников. Система социального партнерства в Омске и области находится в развивающимся состоянии, не представляя собой единого общественного организма. Потребность в регулировании трудовых отношений проявляется очень противоречиво на разных уровнях, в различных отраслях, сферах, территориях, предприятиях. Зачастую это выражение политических, экономических, личностных интересов участников данного процесса. Нам надо постепенно сформировать основные параметры системы социального партнерства (правовые, организационные, функциональные) и основные направления развития этой системы. Социальное партнерство должно стать мощным инструментом решения проблем труда, занятости и безработицы в Омской области.
Заключение Итак, подводя итоги работы, отметим, что поставленная в работе цель достигнута. Основываясь на рассматриваемые задачи, сделаем следующие выводы : - Разница между фрикционной и структурной безработицей незначительна. Различие состоит в том, что у «фрикционных» безработных есть навыки, которые они могут продать, а «структурные» безработные не могут сразу получить работу без переподготовки, дополнительного обучения. Поэтому фрикционная безработица носит более кратковременный характер, а структурная безработица более долговременная. - Под прямое и косвенное воздействие безработицы подпадают члены семей и другие лица, материально зависящие от безработных; родственные и прочие индивидуальные контакты; лица, испытывающие на себе опосредованное воздействие безработицы (например, через изменение условий работы, ее оплаты и т. п.); лица, на которых сказывается «демонстрационный эффект» безработицы (угроза возможной безработицы, снижение «переговорной силы» в контактах с работодателем). - Невысокий уровень безработицы в России 90-х годов (сравнительно с другими странами) - это оборотная сторона значительного сокращения оплаты труда. Снижение заработков в 1,5-2 раза точно соответствует снижению объемов производства и делает возможным сохранение избыточной рабочей силы в сочетании с полузанятостью. Так что если в 1997 г. численность безработных у нас превысила 8 млн. (более 11% активного населения), то в составе формально занятых оставалось, по оценкам Министерства экономики, еще 12-13 млн. излишних работников (20% работающих, или 17-18% всего экономически активного населения). Иными словами, глубокое падение реальной оплаты труда "заместило" в России примерно две трети потенциальной безработицы и, так сказать, "демпфировало" процесс расширения ее масштабов. - В странах с развитой рыночной экономикой социальное партнерство — это система регулирования социально-трудовых отношений и согласования интересов наемных работников и работодателей посредством заключения коллективных договоров и соглашений. - В 1998 году социальное партнерство стало темой номер один деятельности руководителей и специалистов службы занятости г. Омска и Омской области. В дело по разработке, согласованию и утверждению программы занятости вовлекли практически всех, кто прямо или косвенно в Омском регионе влияет на решение проблем занятости. - Система социального партнерства в Омске и области находится в развивающимся состоянии, не представляя собой единого общественного организма. Потребность в регулировании трудовых отношений проявляется очень противоречиво на разных уровнях, в различных отраслях, сферах, территориях, предприятиях. Зачастую это выражение политических, экономических, личностных интересов участников данного процесса.
Список литературы
Бреев Б. Д. Эволюция трактовок занятости при социализме // Экономические науки. 1990. № 11.с.12-15 Вестник статистики. 1998. № 12. Вестник статистики. 1999. № 10. Вестник статистики. 2001. № 12. Гаузнер Н. Д. Повышение гибкости — актуальная проблема современного рынка труда // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 10. с.10-18 Дадашев А. Региональный рынок труда в России: Формирование и эффективность управления /./ Вопросы экономики. 1998. № 5.с.48-49 Занятость в развитых капиталистических странах: Заочный "круглый стол" журнала "Вопросы экономики" // Вопросы экономики. 1996. № 2.с.36-48 Заславский И. Е. Безработица // Экономические науки. 1998. № 11.с.24-29 Заславский И.-Е. Узловые проблемы политики на рынке труда // Вопросы экономики. 1997. No 9.с.17-21 Казначеева Н.Л. Занятость в условиях новой хозяйственной системы.- Новосибирск: НГАЭИУ, 1999.- 135с. Кашепок А. Проблемы предотвращения массовой безработицы в России // Вопросы экономики. 1995. № 5.с.56-61 Квятковскргй Э. Безработица в переходный период // Вопросы экономики. 1999. № 9. Костаков В. Г. Труд: Ресурсы и эффективность использования.- М.: Наука, 1996.- 359с. Кузьмин С. А. Эффективная занятость населения. -М.: Сфера,1999.- 279с. Кузьмин С. А. Альтернативные стратегии социально-экономического развития // Экономист. 1998. № 9. с.59-63 Кузьмин С. А. Рыночная экономика и труд.- М.: Наука, 1998.- 412с. Кузьмин С. А. Социальные системы: опыт структурного анализа. -М.: Наука, 1999.- 247с. Кузьмин Д. С. Проблемы становления малого бизнеса и занятость // Демография и социология. Вып. 18. М.: ИСЭПН РАН, 1998.с.21-26 Лисовик Б. С. Труд и рынок. СПб.: Питер, 2001.- 246с. Региональная экономика /Под ред. Тяголова С.Г., Ростов н/Дону : Феникс, 2003.-320с. Семичин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. М.: Мысль, 2001. Социальный диалог на рынке труда. – Омск. – 2001.- 178с. Социальное партнерство: мировой опыт и российская практика. — М.: Маркетинг, 1999.- 169с.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |