Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальное партнерство на рынке труда Омской области



2020-02-04 190 Обсуждений (0)
Социальное партнерство на рынке труда Омской области 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В 1998 году социальное партнерство стало темой номер один деятельности руководите­лей и специалистов службы занятости г. Омска и Омской области . В дело по разработке, согласованию и утверждению программы занятости вовлекли практически всех, кто прямо или косвенно в нашем реги­оне влияет на решение проблем занятости.

Сейчас этот опыт консолидации усилий и ресурсов наших партнеров на рынке труда обрастает соглашениями и совместными планами работы с заинтересованными сторонами, которые предоставляют в службу занятости информацию о реализации своих мероприятий по обеспечению занятости.

В практику комитета труда и занятости населения Администрации Омской области  вошли рабочие встречи с депутатами всех уровней, участие в рабо­те депутатских комиссий по разработке законопроектов.

Результат: Муниципальные программы содействия занятости выносятся на заседания районных советов депутатов. В 1998 году впервые программа занятости была утвержде­на депутатами областного Законодательного Собрания. Принят Закон об общественных работах. В стадии подготовки законопроекты Омской области по квотированию рабочих мест и о действиях в условиях чрезвычайной ситуации в сфере занятости населения Омс­кой области.

Чтобы реализовать индивидуальный подход при решении проблем безработного гражда­нина (и не важно, зарегистрирован он при этом в службе занятости или нет) труда и занятости населения Администрации Омской области  практически все программы деятельности разрабатывает с участием органов местного самоуп­равления области, в постановления различных областных ведомств и органов местной вла­сти проталкиваем свои вопросы и интересы.

Результат: все чаще вопросы занятости включаются в повестки коллегий органов влас­ти всех уровней и отдельных ведомств. [20, с.9]

По всей территории области были созданы обще­ственные комиссии по содействию занятости населения. Уже в 2000г. 250 таких комиссий утвержде­ны постановлениями глав администраций районов области и действуют при поселковых и сельских администрациях. В состав комиссий входят главы сельских администраций или их заместители, работодатели, кадровики предприятий, главы фермерских хозяйств, директо­ра школ, старосты деревень, специалисты комитета по молодежной политике, представите­ли общественных организаций, специалисты службы занятости.

Практика работы комиссий показала значительные результаты. Так, при помощи общественных комиссий в 2000 году были  подняты на качественно новый уровень услуги службы занятости,  значительно расширился спектр деятельности по первично­му приему, трудоустройству, переобучению, общественным работам, поддержке предпри­нимательства безработных граждан, формированию квоты рабочих мест по социальному заказу, развитию инфраструктуры рынка труда. Комиссиями оказывается существенная помощь в выявлении вакансий, в организации временной занятости, а также летней занято­сти школьников и трудных подростков.

С помощью общественных комиссий решаются теперь вопросы постановки на учет трудоустройства граждан. В случае невозможности трудоустройства комиссия рекоменду­ет клиентам участие в общественных работах, либо помощь в организации собственного дела. С каждым безработным, проживающим на территории поселка или села и обратив­шимся в службу занятости, проводится индивидуальная работа.

Общественные комиссии помогают службе занятости исключить случаи постановки на учет граждан, не желающих заниматься активным поиском работы и стремящихся получить государственное пособие по безработице, в том числе обманным путем. С другой стороны, именно с помощью членов комиссии служба занятости определяет тех безработных, кото­рым, с учетом дохода семьи, жизненно необходима материальная поддержка. [20, с.9]

Наиболее отработаны через комиссии технологии взаимодействия с органами местного самоуправления по организации самозанятости сельского безработного населения (а для нашей сельскохозяйственной области это очень значимое направление), и не только в сфере производства сельхозпродуктов, но и в сфере различных видов услуг населению. Это на­правление поддержано Губернатором области: с июня 1998 года действует постановление "О создании условий для развития предпринимательства на селе". На его основе в 19-ти сельских районах области были приняты соответствующие постановления органов местно­го самоуправления.

В результате деятельности комиссии около половины безработных селян, длительно сто­ящих на учете, занялись самостоятельной занятостью. Служба через общественные комис­сии нашла возможность помочь бывшим безработным кормами для скота, молодняком, се­менами.

Вопросы восстановления системы повышения квалификации на предприятиях, формиро­вания местной управленческой номенклатуры, качества подготовки кадров все чаще становятся предметом обсуждения на заседаниях общественных комиссий.

Какие видятся в этом плане основные задачи и пути их решения? Главная - это создание условий для профессионального роста каждого трудоспособного человека в администра­тивном районе и, по-возможности, населенном пункте. Вот некоторые направления совмес­тных с общественностью поселений усилий:

- внедряется на местах систем профессиональной ориентации и психологической поддерж­ки населения;

- на основе анализа профессиональных намерений учащихся общеобразовательных школ и экономических перспектив поселений формируется учебная база. В ПТУ и школах внедря­ется  курс "Адаптация на рынке труда";

- через учебно-методический центр "Ориентир" открывается  для актива сельских рай­онов специальные курсы по вопросам управления предприятием, социальным проблемам;

 - организуются при клубе "Кадровик" постоянно действующие семинары для руководите­лей технического обучения, руководителей и специалистов по охране труда;

- через сеть создаваемых бизнес-центров - филиалов учебно-методического центра "Ори­ентир" - в районах области реализуется совместная программа бизнес-всеобуча. [20, с.21]

Совместно с органами местного самоуправления и общественными комиссиями отраба­тываются в Омске и области  технологии поддержки предпринимательства. В соответствии с которой  подготавливаются  безработные граж­дане для организации собственного дела.

На первом месте - обучение основам предпринимательской деятельности под организа­цию собственного дела.

На втором месте - постоянное сопровождение предпринимательской деятельности быв­ших безработных, что позволило, несмотря на все трудности, устоять и до настоящего вре­мени заниматься выбранным делом 60-ти процентам предпринимателей, получивших под­держку от службы занятости. Мало того, доверяя службе занятости и чувствуя поддержку администрации районов, безработные граждане организуются, объединяют свои средства и создают небольшие предприятия по производству сельхозпродукции, оказанию бытовых услуг населению, возрождению народных промыслов.

В связи с ростом потребности в консультациях в г. Омске и на селе по различным пробле­мам труда и занятости создан Информационный центр. Ежедневно услугами этого цен­тра пользуется около 1000 человек. На селе же, пока практически в одиночку, оказывают информационные и консультационные услуги в сфере бизнеса службы занятости. [20, с.21]

Расширяют географию, создавая филиалы на селе, учебно-методический центр "Ориен­тир" и социально-деловой центр профессиональной реабилитации инвалидов и незанятого населения. Уже разворачивает свою многопрофиль­ную деятельность филиал "Ориентира" "Бизнес-центр" в г. Тара, где отрабатываются сей­час технологии консультирования всех желающих.

Результат многогранного взаимодействия службы занятости с общественными комиссиях можно выразить в следующем :

-наработана практика новых технологий работы с незанятыми и безработными граж­данами;

- большинство глав сельских районов области намерено создать в районе бизнес-центр по оказанию консультационных услуг и центр временной и вторичной занятости;

- пришло понимание, что для перехода на следующий уровень управления занятостью в регионе теперь необходимо еще больше приблизиться к людям: на селе - через старост населенных пунктов, в г. Омске - через комитеты самоуправления (домовые, семейно-территориальные и другие).

Мощный положительный резонанс в области вызвала инициатива комитета по организации подготовки решения областной трехсторонней комис­сии по вопросу "О ситуации на рынке труда и мерах по предупреждению роста безработицы в северных районах области".

Вся серия мероприятий по Северу прошла с широким участием представителей власти, профсоюзов, работодателей, общественных организаций и, как результат: информация, подготовленная комитетом на основе представленных районами материалов (комплекс­ного анализа, мероприятий по содействию занятости населения, предложений по разви­тию инвестиционных процессов и трехстороннего партнерства в северных районах обла­сти), не легла под сукно, а стала источником формирования планов действий на ближай­шие годы для власти, профсоюзов, объединений работодателей и предпринимателей север­ных районов области. [20, с.24]

На уровне административного района и населенного пункта роль трехсторонней комис­сии по регулированию социально-трудовых отношений фактически выполняют обществен­ные комиссии содействия занятости. Здесь аналогия и по составу, и по представительству, и по технологии работы.

Результат трехстороннего партнерства: значительно расширился круг партне­ров в области социально-трудовых соглашений.

Общественные организации, отражающие интересы трудоспособного населения, также находятся в зоне особого внимания комитета труда и занятости населения Администрации Омской области. Потенциал общественности, расходующийся в основном на крики о помощи, мы стараемся использовать "в мирных целях" - в целях обеспечения адресности услуг, повышения трудовой мобильности, снижения иждивенчества и организации самозанятости людей. Налажено трудное, противоречивое, но вместе с тем жизненно необходимое взаимодействие с профсоюзными организациями области. В области  началась проработка проектов совместных соглашений с обкомами профсоюзов о механизме взаимодействия по проведению совместных проверок выполнения колдоговоров.

Комитетом труда и занятости населения Администрации Омской области было проведено около 20 межведомственных выездных семинаров-совещаний в районах области, чтобы тщательно отработать типовой макет колдоговора, в который в качестве обязательного включен раздел "Занятость".

Тем не менее, не­смотря на принимаемые усилия  пока эффективность парт­нерства на рынке труда на всех уровнях - областном, муниципальном, внутрифирменном -невелика - и об этом говорят и показатели реальной безработицы, и многочисленные случаи нарушений основных прав работников.

Система социального  партнерства в Омске и области  находится в развивающимся  состоянии, не представляя собой единого общественного организма. Потребность в регулировании трудовых отношений про­является очень противоречиво на разных уровнях, в различных отраслях, сферах, террито­риях, предприятиях. Зачастую это выражение политических, экономических, личностных интересов участников данного процесса.

Нам надо постепенно сформировать основные параметры системы социального парт­нерства (правовые, организационные, функциональные) и основные направления развития этой системы. Социальное партнерство должно стать мощным инструментом решения про­блем труда, занятости и безработицы в Омской области.

 


Заключение

Итак, подводя итоги работы, отметим, что поставленная в работе цель достигнута. Основываясь на рассматриваемые задачи, сделаем следующие выводы :

- Разница между фрикционной и структурной безработицей не­значительна. Различие состоит в том, что у «фрикционных» без­работных есть навыки, которые они могут продать, а «структур­ные» безработные не могут сразу получить работу без перепод­готовки, дополнительного обучения. Поэтому фрикционная без­работица носит более кратковременный характер, а структурная безработица более долговременная.

- Под прямое и косвенное воздействие безрабо­тицы подпадают члены семей и другие лица, материально зависящие от безработных; родственные и прочие индивидуальные контакты; лица, испытывающие на себе опосредованное воздействие безработицы (на­пример, через изменение условий работы, ее оплаты и т. п.); лица, на которых сказывается «демонстрационный эффект» безработицы (угро­за возможной безработицы, снижение «переговорной силы» в контактах с работодателем).

- Невысокий уровень безработицы в России 90-х годов (сравнительно с другими странами) - это оборотная сторона значительного сокращения оплаты труда. Сни­жение заработков в 1,5-2 раза точно соответствует снижению объемов производства и делает возможным сохранение избыточной рабочей силы в сочетании с полу­занятостью. Так что если в 1997 г. численность безработных у нас превысила 8 млн. (более 11% активного населения), то в составе формально занятых оставалось, по оценкам Министерства экономики, еще 12-13 млн. излишних работников (20% рабо­тающих, или 17-18% всего экономически активного населения). Иными словами, глубокое падение реальной оплаты труда "заместило" в России примерно две трети потенциальной безработицы и, так сказать, "демпфировало" процесс расширения ее масштабов.

- В странах с развитой рыночной экономикой социаль­ное партнерство — это система регулирования социаль­но-трудовых отношений и согласования интересов на­емных работников и работодателей посредством заключения коллективных договоров и соглашений.

- В 1998 году социальное партнерство стало темой номер один деятельности руководите­лей и специалистов службы занятости г. Омска и Омской области. В дело по разработке, согласованию и утверждению программы занятости вовлекли практически всех, кто прямо или косвенно в Омском реги­оне влияет на решение проблем занятости.

- Система социального партнерства в Омске и области находится в развивающимся состоянии, не представляя собой единого общественного организма. Потребность в регулировании трудовых отношений про­является очень противоречиво на разных уровнях, в различных отраслях, сферах, террито­риях, предприятиях. Зачастую это выражение политических, экономических, личностных интересов участников данного процесса.


Список литературы

 

Бреев Б. Д. Эволюция трактовок занятости при социализме // Экономические науки. 1990. № 11.с.12-15

 Вестник статистики. 1998. № 12.

Вестник статистики. 1999. № 10.

Вестник статистики. 2001. № 12.

 Гаузнер Н. Д. Повышение гибкости — актуальная проблема современного рынка труда // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 10. с.10-18

 Дадашев А. Региональный рынок труда в России: Формирование и эффективность управления /./ Вопросы экономики. 1998. № 5.с.48-49

 Занятость в развитых капиталистических странах: Заочный "круглый стол" журнала "Вопросы экономики" // Вопросы экономики. 1996. № 2.с.36-48

 Заславский И. Е. Безработица // Экономические науки. 1998. № 11.с.24-29

 Заславский И.-Е. Узловые проблемы политики на рынке труда // Вопросы экономики. 1997. No 9.с.17-21

Казначеева Н.Л. Занятость в условиях новой хозяйственной системы.- Новосибирск: НГАЭИУ, 1999.- 135с.

Кашепок А. Проблемы предотвращения массовой безработицы в России // Вопросы экономики. 1995. № 5.с.56-61

 Квятковскргй Э. Безработица в переходный период // Вопросы экономики. 1999. № 9.

 Костаков В. Г. Труд: Ресурсы и эффективность использования.- М.: Наука, 1996.- 359с.

 Кузьмин С. А. Эффективная занятость населения. -М.: Сфера,1999.- 279с.

Кузьмин С. А. Альтернативные стратегии социально-экономического разви­тия // Экономист. 1998. № 9. с.59-63

Кузьмин С. А. Рыночная экономика и труд.- М.: Наука, 1998.- 412с.

Кузьмин С. А. Социальные системы: опыт структурного анализа. -М.: Наука, 1999.- 247с.

 Кузьмин Д. С. Проблемы становления малого бизнеса и занятость // Демо­графия и социология. Вып. 18. М.: ИСЭПН РАН, 1998.с.21-26

 Лисовик Б. С. Труд и рынок. СПб.: Питер, 2001.- 246с.

Региональная экономика /Под ред. Тяголова С.Г., Ростов н/Дону : Феникс, 2003.-320с.

Семичин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. М.: Мысль, 2001.

Социальный диалог на рынке труда. – Омск. – 2001.- 178с.

Социальное партнерство: мировой опыт и российская практика. — М.: Маркетинг, 1999.- 169с.

 



2020-02-04 190 Обсуждений (0)
Социальное партнерство на рынке труда Омской области 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальное партнерство на рынке труда Омской области

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)