Вопросы, подлежащие выяснению при тестировании СВК
| Да
| Нет
| Иной ответ
| Источник информации
|
| Общие организационные аспекты
|
|
|
|
|
1
| Утвержденными внутренними нормами установлена схема проведения и отражения в бухгалтерском учете операций по реализации продукции с указанием участвующих подразделений, связей и подчиненности между ними
| +
|
|
| Учетная политика
|
2
| Имеются ли договоры на поставку продукции (выполнение работ, услуг),
правильно ли они оформлены
| +
|
| встречаются ошибки
| договоры
|
3
| Установлены ли дата и причина возникновения дебиторской и кредиторской задолженности
|
|
| не по всем договорам
| Опрос ответственных лиц
|
4
| На предприятии разработаны и утверждены схемы организационной структуры отдельных подразделений с указанием должностных лиц и подчиненности
| +
|
|
| Штатное расписание; должностные инструкции
|
5
| Правильность ведения аналитического и синтетического учета по счетам расчетов, а также правильность составления бухгалтерских проводок по этим счетам
|
|
| присутствуют ошибки
| данные бухгалтерского учета
|
6
| Разработан и утвержден график документооборота с указанием сроков обработки и контроля документов, взаимосвязи между подразделениями и конкретными ответственными исполнителями
|
| -
|
| Опрос работников бухгалтерии
|
7
| Имеется ли задолженность с истекшим сроком исковой давности,
правильно ли она списывалась,
принимались ли меры к ее взысканию
| +
+
+
|
|
| Договоры, главная книга, данные бухгалтерского учета
|
8
| Проводилась ли инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками.
| +
|
|
| Опрос администрации, работников бухгалтерии
|
| Какова частота инвентаризаций
|
|
| ежеквартально
| Инвентаризационные ведомости
|
| Издаются ли приказы руководителя о проведении инвентаризации
| +
|
|
| Приказы руководителя
|
| Распределение функций и ответственности
|
|
|
|
|
10
| Разработаны и утверждены должностные инструкции для сотрудников отдела реализации, бухгалтерии и службы внутреннего контроля
| +
|
|
| Должностные инструкции
|
11
| Установлен круг лиц, уполномоченных к заключению сделок, операции по реализации продукции
| +
|
|
| Приказ руководителя
|
12
| Перечень должностных обязанностей и ответственности доведен до сведения каждого исполнителя
| +
|
|
| Должностные инструкции, опрос должностных лиц
|
| Внутрифирменный контроль
|
|
|
|
|
13
| Уполномоченными сотрудниками бухгалтерии осуществляется последующий контроль правильности отражения в бухгалтерском учете операций по реализации продукции, совершенных в предыдущем периоде, и наличия первичных документов
| +
|
|
| Опрос работников бухгалтерии
|
14
| Уполномоченными сотрудниками бухгалтерии осуществляется последующий контроль правильности отражения в бухгалтерском учете операций по реализации продукции, совершенных в предыдущем периоде, и наличия первичных документов
| +
|
|
| Опрос работников бухгалтерии
|
15
| Процедуры внутреннего контроля за проведением и отражением в бухгалтерском учете операций по реализации продукции и расчетов с покупателями и заказчиками осуществляются по направлениям
|
|
|
|
|
15.1
| контроль полноты отражения операций в учете и
соблюдение графика документооборота
| +
|
-
|
| Бухгалтерские документы, опрос работников бухгалтерии
|
15.2
| контроль соблюдения установленного порядка санкционирования проведения операций и отражения их в учете
| +
|
|
| Опрос работников бухгалтерии
|
15.3
| контроль правильности составления бухгалтерских проводок и своевременности отражения операций на счетах бухгалтерского учета
|
|
| своевременность отражения не проверяется
| опрос работников бухгалтерии
|
15.4
| арифметическая проверка правильности бухгалтерских записей, в том числе правильность переноса из предыдущего периода входящих остатков и выведения исходящих остатков
| +
|
|
| опрос работников бухгалтерии
|
15.5
| контроль юридической грамотности при заключении договоров с покупателями и заказчиками
|
| -
|
| опрос работников бухгалтерии
|
15.6
| контроль правильности оформления первичных документов
| +
|
|
| Опрос главного бухгалтера, ответственных лиц
|
16
| Функционирует ли служба внутреннего контроля организации: круг полномочий, предоставленных сотрудникам службы внутреннего контроля, и периодичность проводимых проверок позволяют эффективно осуществлять контрольную функцию за проведением и отражением в учете операций по приобретению и реализации продукции
|
| -
|
| Опрос работников администрации, бухгалтерии
|
17
| Результаты проверок тщательно документируются
| +
|
|
| Бухгалтерские документы
|
18
| По итогам устранения недостатков составляются соответствующие акты и представляются руководству
| +
|
|
| Акты
|
| Кадровая политика
|
|
|
|
|
19
| Система приема на работу обеспечивает необходимую квалификацию и честность персонала
| +
|
|
| Опрос администрации, кадровой службы
|
20
| Квалификационные характеристики сотрудников службы внутреннего контроля соответствуют необходимым требованиям
|
|
| Служба отсутствует
| Опрос администрации
|
21
| Сотрудники периодически проходят повышение квалификации с учетом специфики занимаемой должности
|
| -
|
| Опрос администрации, работников бухгалтерии, кадровой службы
|
22
| Определен ли круг лиц кому предоставлено право доступа к документам
| +
|
|
| Приказы руководителя
|
23
| Как обеспечивается сохранность документов и соответствует ли она стандартам
| +
|
|
| Опрос ответственных работников
|
| Итог по сумме всех разделов
| 22
| 5
| 6
|
|
Анкета предварительной оценки надежности системы внутреннего контроля
Проверяемая организация: ООО «Сокол»
Период аудита ___________________
Количество человеко-часов__________
Руководитель аудиторской группы ______________
N п/п
| Содержание вопроса
| Вариант ответов
| Ответ
| Степень надежности данного фактора (низкая, средняя, высокая)
| Комментарий и (или) ссылка на документ
|
1. Контрольная среда
|
1.1
| Соответствие организационной структуры размеру и характеру деятельности
| Соответствует
Не в полной мере соответствует
Не соответствует
| 1
| Высокая
|
|
1.2
| Разделение обязанностей и полномочий
| Единоличное руководство Умеренное разделение обязанностей и полномочий Широкое разделение обязанностей и полномочий
| 3
| Высокая
|
|
1.3
| Отношение руководства к системе внутреннего контроля
| Не считает необходимым Понимает необходимость внутреннего контроля
Уделяет большое внимание вопросам, связанным с внутренним контролем
| 2
| Средняя
|
|
1.4
| Наличие стратегических целей развития организации
| Отсутствуют Установлены частично
| 2
| Средняя
|
|
1.5
| Понимание руководством клиента значения бухгалтерской отчетности
| Недостаточное Средняя степень понимания Уделяется большое внимание вопросам, связанным с бухгалтерской отчетностью
| 3
| Высокая
|
|
1.6
| Обращение к аудиторам за консультацией по вопросам бухгалтерского учета
| Случаи обращения отсутствуют
Случаи обращения имели место
Широкое использование практики проведения консультаций
| 1
| Низкая
|
|
1.7
| Установление кадровой политики
| Не установлена Частично установлена Установлена и проработана детально
| 3
| Высокая
|
|
1.8
| Наличие должностных инструкций для всего персонала организации
| Не разработаны Разработаны частично Разработаны для всех должностей и утверждены документально
| 3
| Высокая
|
|
2. Система бухгалтерского учета (организационно-технические и методологические аспекты)
|
2.1
| Организационная структура бухгалтерской службы
| Фирма, оказывающая бухгалтерские услуги Бухгалтер Бухгалтерская служба во главе с главным бухгалтером
| 3
| Высокая
|
|
2.2
| Образование, опыт, квалификация персонала организации, занятого в учете
| Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
| 3
| Высокая
|
|
2.3
| Текучесть кадров, занятых в учете
| Высокая
Умеренная
Низкая
| 3
| Высокая
|
|
2.4
| Наличие положения по учетной политике
| Не разработано Разработано
| 2
| Высокая
|
|
2.5
| Наличие приказа по учетной политике
| Отсутствует
Имеется
| 2
| Высокая
|
|
2.6
| Соблюдение сроков утверждения учетной политики
| Соблюдаются
Не соблюдаются
| 1
| Высокая
|
|
2.7
| Наличие рабочего плана счетов
| Не разработан Составлен формально и не соответствует особенностям организации Разработан и утвержден документально
| 3
| Высокая
|
|
2.8
| Наличие положения о сроках и порядке проведения инвентаризации активов и обязательств
| Отсутствует Раскрывает сроки и порядок проведения инвентаризации в отношении не всех активов и обязательств Содержит в полном объеме информацию о сроках и порядке проведения инвентаризации
| 3
| Высокая
|
|
2.9
| Наличие графика документооборота
| Отсутствует Разработан и утвержден документально
| 2
| Высокая
|
|
2.10
| Наличие должностных инструкций для персонала, занятого в учете
| Не разработаны Разработаны и утверждены документально
| 2
| Высокая
|
|
2.11
| Наличие фактов неправомерного внесения изменений в учетную политику
| Имеются
Не имеются
| 3
| Высокая
|
|
2.12
| Соблюдение последовательности применения учетной политики
| Не соблюдается Соблюдается
| 2
| Высокая
|
|
2.13
| Соответствие принятых элементов учетной политики требованиям действующего законодательства, в частности Федеральному закону от 21.11.1996 N 129-ФЗ, ПБУ 1/98
| Не соответствуют Ряд позиций не отвечает требованиям действующего законодательства Принятые элементы при формировании учетной политики соответствуют требованиям действующего законодательства
| 3
| Высокая
|
|
2.14
| Степень полноты раскрытия способов ведения бухгалтерского учета, существенно влияющих на оценку показателей бухгалтерской отчетности
| Не раскрыты Раскрыты не все способы
Раскрыты
| 2
| Средняя
|
|
2.15
| Реакция на изменения законодательной базы, регламентирующей порядок ведения бухгалтерского учета
| Изменения не отслеживаются Изменения отслеживаются, и оперативно принимаются необходимые меры
| 2
| Высокая
|
|
2.16
| Соблюдение и контроль со стороны главного бухгалтера за обработкой данных, связанных с нетипичными операциями
| Не установлен Установлен
| 2
| Высокая
|
|
2.17
| Соблюдение графика подготовки отчетности
| Не соблюдается, отчетность сдается с опозданием Соблюдается, отчетность сдается в установленные сроки
| 2
| Высокая
|
|
2.18
| Тождественность показателей бухгалтерского баланса (форма N 1) и сводных регистров (оборотно-сальдовая ведомость)
| Не тождественны Тождественны
| 2
| Высокая
|
|
2.19
| Организация договорной работы
| Консультационные услуги юридических фирм
Наличие юридического отдела
| 2
| Высокая
|
|
2.20
| Установление мер защиты от несанкционированного доступа или уничтожения документов, данных учета, активов
| Установлены
Не установлены
| 1
| Высокая
|
|
3. Система налогового учета (организационно-технические и методологические аспекты)
|
3.1
| Наличие положения по учетной (налоговой) политике
| Не разработано Разработано
| 2
| Высокая
|
|
3.2
| Наличие приказа руководителя по учетной (налоговой) политике
| Отсутствует
Имеется
| 2
| Высокая
|
|
3.3
| Ведение налогового учета
| Налоговая база определяется по данным бухгалтерского учета Самостоятельная система
| 1
| Средняя
|
|
3.4
| Форма регистров налогового учета
| Бумажные Электронные
| 1
| Средняя
| Возможно наличие арифметических ошибок
|
3.5
| Соответствие элементов налоговой политики требованиям действующего налогового законодательства
| Не соответствуют Ряд позиций не отвечает требованиям действующего законодательства Соответствуют
| 3
| Высокая
|
|
3.6
| Полнота раскрытия основных способов ведения налогового учета
| Не раскрыты Раскрыты не все существенные способы ведения налогового учета Раскрыты
| 2
| Среднее
|
|
3.7
| Соблюдение установленных сроков расчетов по налогам и сборам
| Не соблюдаются Соблюдаются
| 2
| Высокая
|
|
3.8
| Реакция на изменения законодательной базы, регламентирующей порядок ведения налогового учета
| Не отслеживаются Отслеживаются, и оперативно принимаются необходимые меры
| 2
| Высокая
|
|
4. Средства контроля
|
4.1
| Осуществление мер, направленных на ограничение несанкционированного доступа к активам
| Меры не предпринимаются Меры предпринимаются
| 2
| Высокая
|
|
4.2
| Осуществление мер, направленных на ограничение доступа неуполномоченных лиц к системе документооборота и ведения бухгалтерского учета
| Меры не предпринимаются Меры предпринимаются
| 2
| Высокая
|
|
4.3
| Осуществление плановых и внезапных инвентаризаций имущества и обязательств
| Не осуществляются Осуществляются
| 2
| Высокая
|
|
4.4
| Внешние сверки расчетов
| Не проводятся Проводятся один раз в год Проводятся раз в квартал
| 3
| Высокая
|
|
4.5
| Наличие сплошной нумерации исходящих документов
| Хаотичная нумерация Хронологическая последовательность документов
| 2
| Высокая
|
|
4.6
| Наличие распорядительных подписей уполномоченных лиц на документах
| Не имеются Имеются
| 2
| Высокая
|
|
По итогам оценки надежность системы внутреннего контроля организации как "высокая". Такой вывод сделан не смотря на то, что специальное подразделение внутреннего контроля в организации отсутствует и контроль осуществляется работниками бухгалтерии. Это обстоятельство при разработке программы аудита не позволяет доверять системе абсолютно.
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Отчет о прибылях и убытках за 2006 г. ООО «Сокол»
Приложение 4
Приложение 1
Учетная политика ООО «ЧОП «Шквал»
Для целей бухгалтерского учета в 2006 году
Содержание
Общие положения и организация бухгалтерского учета
Документирование хозяйственных операций
Организация ведения бухгалтерского учета и порядок контроля
за хозяйственными операциями на основании первичных бухгалтерских
документов, технология обработки учетной информации
4. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств
5. Методологические аспекты учетной политики
5.1.Учет основных средств
5.2.Учет капитальных вложений и ремонта основных средств
5.3.учет нематериальных активов
5.4.Учет материально-производственных запасов
5.5.Учет расходов
5.6.Учет доходов
5.7.Использование прибыли
5.8.Работа с наличными деньгами и установление единого лимита остатка кассы
5.9.Учет кредитов и займов, финансовых вложений
6. Порядок составления бухгалтерской отчетности
7. О системе внутрихозяйственного контроля
Общие положения и организация бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности Предприятия осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером.
Структура бухгалтерской службы, численность работников бухгалтерии определяется штатным расписанием, внутренними правилами и должностными инструкциями Предприятия.
Ответственными лицами за организацию и ведение бухгалтерского учета являются:
за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций – директор предприятия;
за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности – главный бухгалтер предприятия.
Бухгалтерский учет ведется на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, и разработанного на основе него Рабочего плана счетов Предприятия, утвержденного в установленном порядке.
Бухгалтерский учет ведется с использованием регистров, предназначенных для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в рублях и копейках. Бухгалтерская отчетность составляется в тысячах рублей.
2.Документирование хозяйственных операций
2. Все хозяйственные операции, проводимые Предприятием, оформляются оправдательными документами, являющимися первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
3. Документирование имущества, обязательств и иных факторов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке.
Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.
4. Требования Главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерскую службу документов и сведений являются обязательными для всех работников Предприятия.
5. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся:
- в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации,
- при отсутствии унифицированной формы – в ведомственных и отраслевых инструктивных нормативных документах, утвержденных в установленном порядке либо разработанные Предприятием и утвержденные в установленном порядке формы, содержащие обязательные реквизиты, предусмотренные статьей 9 Закона РФ “О бухгалтерском учете”.
9. Первичные учетные документы должны быть подписаны директором предприятия или лицами, которым предоставлено право подписи отдельных документов согласно приказу, утвержденному директором по согласованию с главным бухгалтером.
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются директором и главным бухгалтером предприятия или уполномоченными ими на то лицами.
Не принимаются к исполнению денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица. Под финансовыми и кредитными обязательствами понимать документы, оформляющие финансовые вложения Предприятия, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту.
10. Содержание хозяйственной операции, указанной в первичном документе, должно соответствовать ее наименованию в расчетных документах. Обращается особое внимание на правильное наименование как оказываемых, так и приобретаемых услуг и работ (продукции, товаров). При оплате продукции (работ, услуг), в стоимость которых включен налог на добавленную стоимость, в расчетных документах (счетах, накладных, счетах-фактурах, платежных поручениях) обязательно указывать сумму налога в абсолютном выражении.
11. Исправления в первичные документы могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.
Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускаются.