Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раскройте понятие цветовая и воздушная перспектива.



2020-02-04 576 Обсуждений (0)
Раскройте понятие цветовая и воздушная перспектива. 0.00 из 5.00 0 оценок




Слово "перспектива" французское (perspective) и означает "насквозь видеть", "внимательно рассматривать". Произошло оно от латинского глагола perspicere - "ясно вижу".

В изобразительном искусстве перспектива — это изображение предметов, полученное на какой-либо поверхности в соответствии с кажущимися изменениями их величины, четкости очертания их формы и светотеневых отношений, которые можно наблюдать в натуре.

Без знаний законов перспективы не предоставляется возможным обойтись ни одному художнику. Овладение правилами перспективных построений – одно из обязательных и наиболее существенных условий для создания подлинно реалистического произведения.

 

Воздушная перспектива позволяет создать иллюзию глубины такими средствам как: цвето-тональные контрасты и изменение собственного цвета, которое зависит от степени удаленности (глубины) предмета. Чем дальше предмет, тем он все больше и больше окрашивается цветом воздушной среды.

Наиболее полное определение воздушной перспективы, дается в книге Р. Арнхейма «Искусство и визуальное восприятие». «Воздушная перспектива - это основанная на зрительном восприятии система передачи удаленных предметов, включающая в себя: смягчение очертаний, ослабленное изображение деталей, уменьшение яркости цвета, постепенное уменьшение насыщенности тона, уменьшение четкости очертаний, смягчение контраста светотени, высветление деталей».

Воздушная перспектива так же, как линейная, позволяет объединить пространство картины в единое целое, но в отличие от линейной перспективы не имеет жестких правил. Некоторые отступления или умышленное усиление контрастов дальнего плана и смягчение переднего могут, не нарушая общей целостности, создать впечатление «живости» и «изменчивости» пространства.

Воздействие воздушной перспективы связано с мерой прозрачности, чистоты и толщины воздушного слоя атмосферы, окутывающей предметный мир. Это следует учитывать в графической и тем более живописной композиции. Вместе с изменением тоновых, т. е. светлотных, отношений на разных пространственных планах меняется и сила контрастов цветовых. Происходит это также под влиянием слоя воздуха, фильтрующего световые лучи, задерживающего часть цветового спектра или изменяющего его звучания. Например, лес на переднем плане воспринимается зеленым, а на дальнем видится сине-зеленым или даже голубым. В зависимости от расстояния изменяется и цветовой оттенок, и светлота. Многие дальние предметы кажутся в условиях пленэра голубоватыми. Светлые предметы при удалении темнеют, а темные светлеют. Эти изменения происходят потому, что воздух имеет некоторую плотность, затрудняющую прохождение отраженных от предметов цветовых лучей. Кроме того, мутновато-прозрачный воздух, заполняющий пространство между нашим глазом и далекими предметами, имеет чаще голубой цвет. Он примешивается к цветам удаленных объектов, придает им синеватый оттенок и высветляет тени.

Образцом необыкновенно разнообразной и тонкой передачи изменений зеленого цвета деревьев в зависимости от удаления и освещения может по праву считаться картина И. И. Шишкина «Лесные дали». На переднем плане мы видим, как цвет травы и деревьев по мере удаления постепенно изменяется по насыщенности – от теплого зеленого оттенка до холодного серо-голубого. Пространство в картине художника чувствуется очень ясно. Оно раскрывается, образовывая глубокий, сильно ощутимый, просвет и направление в даль. Это содействует реалистичному изображению объектов пейзажа и передаче пространственных отношений. Выполняя этюд пейзажа, живописец следует указанным выше изменениям воздушной перспективы и добивается отображения глубины расположения объектов, легкости дальних планов. Пространственным качествам изображения способствует также характер нанесения штриховки или мазка. Штриховка предметов переднего плана более определенная, жесткая и плотная, а мазок красок более пастозный, рельефный, дробный. Дальние планы передаются более мягким штрихом, тонким лессировочным нанесением красочного слоя.

Цветовая перспектива

Цвет любого объекта выглядит различным в зависимости от того, погружен ли он (объект) в тень, освещается ли прямым или рассеянным светом, вечерним закатом или утренним солнцем. Существенно различие между цветом предметов вблизи и вдали. Различая мягкость очертаний формы предметов, находящихся на свету и в тени и т. д.

Известно, что на большом расстоянии форма предметов теряет объемность, рельефность и приобретает силуэтный плоскостной характер, уменьшается цветовое разнообразие и заметность деталей. Предметы на переднем плане выглядят более объёмными, с контрастной светотенью. Цвет предметов по мере их удаления тоже претерпевает значительные изменения, прежде всего ослабевает его насыщенность. Зеленое озимое поле вдали выглядит более нейтральным по цвету, чем вблизи; его зеленый цветовой оттенок постепенно переходит в голубой. На расстоянии тёмные предметы больше синеют и светлеют. Светлые объекты менее подвержены изменениям в сторону голубизны: освещенные солнцем облака и снежные вершины гор вдали приобретают красно-оранжевый оттенок. В пространстве, насыщенном туманом, пылью или дымом, исчезает ясность силуэта предметов. В чистом воздухе четкость очертаний форм на расстоянии уменьшается в меньшей степени.

В изображении передних планов важную роль играют собственные цвета предметов, в дальних – обусловленные. Обусловленные воздушной средой цвета удаляют предметы, и наоборот, собственный предметный цвет как бы выдвигает их на передний план. Если в процессе работы возникает необходимость что-то "приблизить" на передний план, цвету следует придать более локальное (предметное) значение. Когда же надо "углубить" какую-то часть этюда, то надо учесть обусловленные расстоянием цвета.

Для успешного определения цвета и светлоты дальних планов надо смотреть на них через передний, видя их все сразу, широко, стараясь при этом не обращать внимания на детали. Только так можно правильно определить цветовые различия переднего, среднего и дальнего планов, соответственно им построить цветовые отношения этюда и передать таким образом воздушное пространство.

Известный советский живописец Роберт Рафаилович Фальк (1886-1958) говорил: «В пейзаже основное - цветовое состояние воздушной среды, в которую погружен пейзаж. Пейзаж погружен в небо или в воздушную ванну. Все, что происходит в небе, малейшие колебания светоцвета неба отражаются на погруженном в нем пейзаже».

Таким образом, в объемно-пластических произведениях важная роль принадлежит действию законов воздушной и цветовой перспективы. Иллюзия пространства на изобразительной плоскости, как и объем изображаемых предметов, передается главным образом правильным перспективным построением рисунка.

 



2020-02-04 576 Обсуждений (0)
Раскройте понятие цветовая и воздушная перспектива. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раскройте понятие цветовая и воздушная перспектива.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (576)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)