Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды педагогического руководства самообразованием школьников



2020-02-04 242 Обсуждений (0)
Виды педагогического руководства самообразованием школьников 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Решая проблему формирования у школьников стремления к самообразованию, необходимо перестроить саму структуру процесса обучения так, чтобы учащийся, выполняя учебные задания, чувствовал потребность в тех знаниях, изучение которых предусмотрено программой. Однако имеется ряд трудностей организационно - педагогического порядка, которые этому мешают:

) существует разрыв между получением учащимися новых знаний на уроке и их применением;

) успешность работы определяется характером самоконтроля ученика, контроля и помощи со стороны учителя;

) учителю трудно организовать активную самостоятельную познавательную деятельность учащихся, которые находятся на разных уровнях обучения.

Преодолеть эти трудности в известной степени можно традиционными методами: чередованием теоретического материала с решением задач практического содержания (возможно даже проведение лабораторных работ), разработкой заданий различной степени сложности (карточки-тренажеры, карточки с замаскированной подсказкой, карточка однокласснику), многовариантные задания, сюжетные контрольные работы, самостоятельная поисковая работа с дополнительной литературой. Однако эти виды деятельности ещё не в значительной мере стимулируют учащихся к самостоятельному поиску знаний, к самообразованию. Для этого требуется ввести такие задания, для выполнения которых необходимы не только дополнительные знания, но и измененные способы действий. Выпускники должны хорошо владеть навыками самостоятельной работы с книгой. Необходимо обращать на это внимание и в среднем, и в старшем звене. Для того чтобы побудить учащихся к работе не только с книгой, но и со справочниками, с разнообразной дополнительной литературой, используют различные приемы: например, в конце изучения темы задают домой сочинение. Создав проблемную ситуацию, учитель управляет самообразовательной деятельностью учащихся. Педагогическое руководство самообразованием состоит в том, чтобы ознакомить школьников с его содержанием и научить их запускать его процессуальный механизм. Самообразование основывается на определённом уровне образованности школьников, но без помощи со стороны взрослых учащийся может серьёзно ошибаться как в содержании самообразования, так и в его форме.[20]

Главным направлением в воспитании приемов самообразования в школе является работа учителя - предметника на уроке по формированию учебной деятельности школьника в единстве ее компонентов. Поэтому урок - это важный резерв самообразования. Отработав отдельные компоненты учебной деятельности, учитель передает их для самостоятельного выполнения школьникам, причем первыми передаются действия самоконтроля и оценивания себя, затем учебные действия, постановка и выбор учебных задач и т. д. Учитель - предметник имеет все возможности для формирования учебной деятельности и деятельности самообразования, т.к. он учит школьников находить способы деятельности, адекватные изучаемому предмету. В ходе длительного усвоения учебного предмета есть также возможность показать школьникам роль системы учебных задач, последовательности и иерархии учебных действий в больших разделах учебного маршала, подчеркнуть здесь для школьников роль планирующих форм самоконтроля и самооценки и.т. д.

Другим важным направлением работы является формирование у школьников приемов учебной деятельности, которые условно могут быть названы межпредметными. Эти формы работы могут проводиться на уроке и учителем - предметником, но, кроме этого, могут воспитываться классным руководителем, воспитателем на классных, ученических собраниях, в разных формах кружковой и факультативной работы, посвященных теме «научиться учиться». Сюда вносятся:

а) приемы смысловой переработки текста, укрупнения учебного материала, объединение его в крупные блоки (их иногда называют глобальными темами), выделение наиболее обобщенных идей, принципов, законов, правил, формул, справедливых для всего этого материала, запись крупных блоков материала в виде схем, сюда относятся и приемы выделения в материале обобщенных типов задач, самостоятельное построение школьниками системы задач определенного типа;

б) приемы культуры чтения (например, так называемого динамического чтения крупными синтагмами) и культуры слушания, приемы краткой и наиболее рациональной записи (выписки, план, тезис, конспект, аннотация, реферат, рецензия, общие приемы работы с книгой);

в) общие приемы запоминания - структурирование учебного материала, использование особых приемов мнемотехники с опорой на образную и слуховую память;

г) приемы сосредоточения внимания, опирающиеся на использование школьниками разных видов самоконтроля; поэтапную проверку своей работы, выделение «единиц» проверки, порядка проверки и т. д.;

д) общие приемы поиска дополнительной информации (работа с библиографическими справочниками, каталогами, словарями, энциклопедиями) и ее хранения в домашней картотеке;

е) приемы подготовки к экзаменам, зачетам, семинарам, лабораторным работам и т. д.;

ж) приемы рациональной организации времени, разумного чередования труда и отдыха, трудных и легких, устных письменных заданий, общие правила гигиены труда (режим, прогулки, порядок на рабочем месте, его освещение и т. д.).[8]

Кружки, факультативы, стенгазеты, бюллетени самообразования помогают школьнику осмыслять опыт своих домашних занятий (режим дня, в какой последовательности готовятся домашние задания, резервы времени); осмыслять опыт своей внеклассной учебной работы (какое из поручений школьник хотел бы выполнять: быть консультантом учителя, работать с младшими, чем ему, эти поручения, помогают); анализировать свои индивидуальные особенности учебной деятельности (каковы мотивы его учения, сильные и слабые стороны его учебной работы, как умеет он конспектировать, работать со справочниками и т. д.); намечать свой индивидуальный план самообразования. В целом все виды работ, направленных на формирование способов, приемов, потребностей и мотивов самообразования школьников, которые исходят от учителя - предметника, классного руководителя, школьных общественных организаций, от родителей и от самого учащегося, безусловно, подготовят школьника к непрерывному самообразованию в течение всей его последующей жизни.[10]

Таким образом, рассмотренные нами пути педагогического руководства самообразованием направлены на формирование, прежде всего, приемов и способов самообразования. Развитию склонности к самообразованию школьников способствуют многочисленные формы внеклассной и внешкольной работы, создающие общую внутреннюю готовность, установку, мотивацию к самообразованию.

В данной главе были рассмотрены основные понятия, характеристики самообразовательной деятельности школьников. Мы показали, что самообразовательная деятельность имеет характерные особенности и, как всякая деятельность, - структуру, главной единицей которой является действие, в свою очередь, состоящее из операций, что психологическая готовность к личностному самоопределению, выступая в качестве характеристики личности, базируется на способности к самопознанию, самоидентификациии, самореализации и предполагает возможность построения системы индивидуальных взаимодействий с миром и выстраивания траекторий индивидуального развития. Мы увидели, что в целом, все виды работ, направленных на формирование способов, приемов, потребностей и мотивов самообразования школьников, которые исходят от учителя - предметника, классного руководителя, школьных общественных организаций, от родителей и от самого учащегося, безусловно, подготовят школьника к непрерывному самообразованию в течение всей его последующей жизни.

 

 


 



2020-02-04 242 Обсуждений (0)
Виды педагогического руководства самообразованием школьников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды педагогического руководства самообразованием школьников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (242)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)