Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация домашней учебной работы



2020-02-04 202 Обсуждений (0)
Организация домашней учебной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Один из видов самостоятельной работы - домашняя работа. Ее главная цель - расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальную склонность, дарования и способности учащихся. Видами самостоятельной работы учащихся являются задания на каникулы, на лето и внеурочная, внеклассная деятельность по предмету (кружки, факультативы, экскурсии, консультации). Необходимо побуждать старшеклассников читать книги, дополнительную литературу и т.п. Эта работа выполняет ряд функций:

) закрепление ЗУН, полученных на уроках;

) расширение и углубление учебного материала;

) формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений;

) развитие самостоятельности мышления;

) выполнение индивидуальных наблюдений, опытов, сбор и подготовка учебных пособий, открыток, иллюстраций, газетных, журнальных вырезок, статистические данные и т.п. для изучения новых тем на уроках.

По мнению А.К. Громцевой, домашняя работа является тем следующим звеном, которое объединяет обучение и самообразование, способствуя тем самым созданию единой системы подготовки школьника к самообразованию. Приведем некоторые черты сходств между домашней работой и самообразовательной деятельностью выделенные А.К. Громцевой:

и в той и другой деятельности особенно ярко отражаются интересы, склонности, отношения учащихся к учению, полнее удовлетворяются запросы личности;

домашняя учебная работа также как и самостоятельная организуется учеником самостоятельно с учетом уровня своих знаний;

- увеличивается доля самостоятельной организации своего учения в домашней работе по сравнению с классной. Учащийся сам определяет операционную сторону своего познания, имеет возможность прибегать к более рациональным приемам, что обуславливает более высокую культуру умственного труда;

- как в домашней работе, так и в самообразовании ученик прибегает к самоконтролю. При этом важно, что учащиеся используют разнообразные его формы: пересказ, выполнение упражнений на применение усвоенной теории, составление плана, ответы на вопросы, вычленение ведущих идей и т.д. В этой форме они учатся использовать формы самоконтроля адекватно образовательной цели. Но, отмечая черты сходств, А.К. Громцева говорит о том, что нужно помнить: "Домашняя учебная работа - обязательный вид работы, ее содержание, объем, и виды определяются учителем. Она им контролируется и оценивается, включается в его систему работы, что дает возможность совершенствовать этот вид деятельности. Управление домашней работой - важный резерв для учителя в плане подготовки школьника к самообразованию". [6]

При отрицательном отношении учащегося к домашним заданиям они могут, наоборот, сформировать нежелательные качества личности: безответственность, небрежность, неорганизованность, жесткий стереотип несовершенных приемов работы. В итоге, домашние задания, вместо того, чтобы формировать готовность к самообразованию и помогать школьнику, включаться в него, наоборот, могут приходить в полное противоречие с самообразованием, затрудняя, а то и совсем изменяя его. Поэтому в современных условиях, когда школа перестала быть единственным фактором духовного обогащения личности, домашняя учебная работа должна терять свой сугубо академический характер. В ее задачу должно входить не только закрепление и совершенствование более широких потребностей развивающейся личности. Отвечая, глубинным интересам духовного мира школьника, домашняя учебная работа призвана определить основную направленность его свободного времени, обогащая содержательную ее сторону. Реализация этого требования по отношению к домашним учебным занятиям будет возможна лишь при условии их гибкости, вариативности, при ликвидации жесткой регламентации этого вида деятельности. Гибкость и вариативность домашних учебных заданий дадут возможность учащимся строить домашнюю учебную работу с учетом своих интересов и потребностей, активизировать свою позицию в этом виде деятельности, дает возможность более самостоятельно "строить" свое образование.

Перестраивая позицию ученика из пассивного исполнителя заданных учителем заданий в позицию активного строителя своего образования, мы тем самым вызываем у него необходимость использования более разнообразных приемов работы, поскольку его деятельность теперь служит не столько для закрепления материала, сколько для более глубокого овладения им, для решения разнообразных задач. Определив слабые стороны своих знаний, учащиеся более интенсивно, с использованием более разнообразных приемов будет их ликвидировать. При этом особенно существенно то, что, подвергая анализу в классе используемые учениками приемы работы, учитель получает возможность их совершенствовать.

Итак, главная цель домашней работы - расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальную склонность, дарования и способности учащихся, она призвана определить основную направленность свободного времени школьника, обогащает ее содержательную сторону. Реализация этих требований по отношению к домашним учебным занятиям будет возможна при условии их гибкости, вариативности, при ликвидации жесткой регламентации этого вида деятельности.

В данной главе мы выяснили, что проблема формирования готовности к самообразованию будет решена успешно при следующих педагогических условиях:

при достаточном уровне усвоенных личностью знаний, умений и навыков, определенных направлением социального опыта;

 - при умении учащегося рационально организовать свой режим учебной работы, разумно распределять во времени видов учебных работ, определять порядка их выполнения, подготовить рабочее место;

при умении ученика определить цель своей познавательной работы, найти ее средства, правильно подобрать приемы выполнения, проконтролировать работу;

- при изменении характера домашней работы, сделав ее более разнообразной по видам;

при отсутствии жесткой регламентации в учебных заданиях.

при сочетании на уроке регламентированной учебной деятельности по объему и по времени, что актуализирует для старшеклассников значимость организационных умений.

 

 


 

Заключение

 

) Изучив научно - методическую литературу по проблеме формирования у старшеклассников готовности к самообразованию мы сделали вывод, что проблема остается не изученной до конца и нуждается в дальнейшем исследовании. В педагогической литературе в последнее время часто обращается внимание на то, что для обеспечения социальных задач необходимо построение для школы особой методики самостоятельной работы учащихся, усложняющейся от I до XI класса, предполагающей не только увеличение времени на самостоятельную работу, но прежде всего овладение школьниками приемами самостоятельной работы, причем не получение этих приемов в готовом виде от учителя, а обнаружение их в ходе активного поиска самими учениками. Современный этап движения человечества к самопознанию и самообразованию акцентирует проблему качества образования.

) Различные подходы к пониманию сущности самообразования позволили определить, что самообразование основано на знаниях, умениях, навыках и способах учебной деятельности, приобретенных в процессе обучения, проявляется как самостоятельная познавательная деятельность, осуществляемая субъектом учения. В ходе самообразовательной деятельности идет целенаправленное и целесообразное самоизменение личности концептуально и нормативно определенное ей самой и самостоятельно ей реализуемая для дальнейшей успешной самостоятельной жизнедеятельности и самореализации личности.

) Сущность самообразования с психологической точки зрения состоит в том, что оно движимо мотивами личностного самоусовершенствования (в том числе усовершенствования учебной деятельности), определяемыми социальными требованиями общества. Это особая деятельность, имеющая свою специфическую структуру, отличающаяся от учебной деятельности и ее самостоятельных форм тем, что ее основные компоненты - мотивы, задачи, способы действий и способы контроля определяются самим учеником. Как правило, в основе самообразования лежат мотивы жизненного определения; потребности, не удовлетворяемые в условиях школы.

) Нами рассмотрены виды педагогического руководства самообразованием, которые направлены на формирование прежде всего приемов и способов самообразования.

) Рассмотренные в нашей работе характеристики готовности личности к самообразованию отражают наиболее важные способности, обуславливающие возможность осуществления самообразования.

) Рассмотрев организацию учебной домашней работы в рамках формирования умений познавательной деятельности при подготовке старшеклассников к самообразованию, мы пришли к выводу, что перестраивая позицию ученика из пассивного исполнителя заданных учителем заданий в позицию активного строителя своего образования, мы тем самым вызывем у него необходимость использования более разнообразных приемов работы, что определив слабые стороны своих знаний, учащиеся более интенсивно, с использованием более разнообразных приемов будет их ликвидировать.

Подводя итог нашей работе, можно утверждать, что цель нашей работы достигнута - мы выявили педагогические условия формирования готовности старшеклассников к самообразованию. Гипотеза нашего исследования доказана. Поставленные перед нами задачи выполнены.

 

 


 

Список использованной литературы

 

.Айзенберг А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. - М., Просвещение, 1986..

.Бардин К.В. Как научить детей учиться. - М: Просвещение, 1989.

.Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М., Просвещение, 1985.

.Громцева А.К. Карпова А.Ф. и др. Руководство самообразованием школьников. - М., Просвещение, 1983.

.Громцева А.К. Самообразование старшеклассников общеобразовательной школы: (Методическое пособие). - Л., [ЛГПИ], 1974.

.Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. - М., Просвещение, 1983г.

.Иванова Н.Д. Приобщение учащихся старших классов к работе по самообразованию. - Алма-Ата., 1978.

.Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «Учитель - ученик». - М ., 1999.

.Красновский Э.А. Активизация учебного познания, журнал // Советская педагогика. - 1989, №5.

.Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М ., 2000.

.Маркова А. К. Журнал «Вопросы психологии» 1980. №3 с.149 Самообразование школьников.

.Подласый И.П. 1, 2 том. Педагогика. Учебник для вузов. - М ., 1999 - 2000.

.Редковец И.А. Формирование у учащихся общественно - ценностной мотивации самообразования. - М., Просвещение, 1986.

.Редковец И.А. Формирование у учащихся общественно - ценной мотивации самообразования. - Волгоград, ВГПИ, 1986.

.Рубанин Н.А. Самостоятельная познавательная деятельность школьников. - М., Просвещение, 1990.

.Седова Н.Е. Как стать образованным человеком. - Петропавловско -Камчатский, 1991.

.Сериков Г.Н. Самообразование: совершенствование подготовки студентов. - Иркутск; [ИГПИ], 1992 г.

.Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие. - М., 1990.

.Тощенко Е.С. Педагогические условия организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Челябинск: Бланк Издат, 1981.

. Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 томах. М. - Л., 1950, Т. 2.



2020-02-04 202 Обсуждений (0)
Организация домашней учебной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация домашней учебной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)