Теоретические основы формирования самообразования школьников
Формирование у старшеклассников готовности к самообразованию Старшеклассник самообразование школьник учебный
Введение
Современное общество требует от каждого человека непрерывного повышения уровня своих знаний, умений, навыков. В процессе подготовки к будущей профессии, для поступления в ВУЗ старшеклассник неизменно выходит за рамки учебного процесса для более глубокого его усвоения. Задача учителя заключается в том, чтобы взять в свои руки управление этим процессом, увеличить долю знаний, приобретаемых учеником самостоятельно, на добровольных началах, исходя из его интересов, потребностей и призвания. Обеспечить правильную организацию работы по формированию у школьников готовности к самообразовательной деятельности, является одной из главных задач учителя. Необходимость изучения данной проблемы заключается в том, что эффективная модель самообразования может обеспечить общий устойчивый прогресс в информационном развитии нашей страны, поскольку нарастающие потоки информации, умение ориентироваться в этой информации, внедрение новых информационных технологий, ситуации, заставляющие принимать быстрые решения, требуют от учащихся всех ступеней образования высокого уровня готовности к самообразованию. И это, в свою очередь, потребовало поиска путей, которые в процессе обучения обеспечивают развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. На наш взгляд недостатков в самообразовании школьников нет, однако, существует ряд факторов препятствующих эффективному самообразованию школьника: время (самообразование требует умения правильно организовывать свое время); самостоятельность (отсутствие инструкций, полная самостоятельность осуществления и оценки, самоуправление деятельностью требуют развитых способностей к самоуправлению); уникальность (самообразование каждого ученика уникально и должно быть построено каждым субъектом). При существующей системе организации учебной работы организационные умения у учащихся почти не формируются, поскольку учитель выступает как организатор всего процесса учения. Ученики в связи с этим привыкают к жесткой регламентации познавательной деятельности и бывают слабо подготовлены к самостоятельной ее организации. Все это делает необходимым создание специальной системы, формирования у школьников организационных умений. На общедидактическом уровне исследуются процесс формирования познавательного интереса и потребности (Шаров Ю.В., Щукина Г.И.), средства активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся (Пидкасистый П.И., Шамова Т.А. и др). Много внимания уделяется исследованию путей и средств формирования готовности к самообразованию (Ковалевская Н.Г., Нусинова Ж.Н., Редковец И.А. и др.), ее мотивационной сфере (Закиров Г.С, Коджаспирова Г.М. и др.), процессуальным умениям (Закиров Г.С, Колбаско И.И., Редковец И.А., Черниловская Н.К. и др.). В настоящее время назрела необходимость в организации специальной работы по формированию у школьников готовности к самообразовательной деятельности. В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже нельзя делать главную ставку на усвоение суммы фактов. Важно прививать умение самостоятельно приобретать свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации, необходимо каждого ученика научить самостоятельно добывать знания в течение всей последующей жизни. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что актуальность проблемы формирования готовности к самообразовательной деятельности на сегодняшний день велика. Проблема исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования готовности старшеклассников к самообразованию? Объект исследования: процесс самообразования школьников. Предмет исследования: формирование у старшеклассников готовности к самообразованию. Цель: выявить педагогические условия формирования готовности старшеклассников к самообразованию. Гипотеза исследования: формирование готовности старшеклассников к самообразованию будет эффективным при следующих условиях: при достаточном уровне усвоенных личностью знаний, умений и навыков, определенных направлением социального опыта; - при умении учащегося рационально организовать свой режим учебной работы, разумно распределять во времени видов учебных работ, определять порядка их выполнения, подготовить рабочее место; при умении ученика определить цель своей познавательной работы, найти ее средства, правильно подобрать приемы выполнения, проконтролировать работу; - при изменении характера домашней работы, сделав ее более разнообразной по видам; при отсутствии жесткой регламентации в учебных заданиях. при сочетании на уроке регламентированной учебной деятельности по объему и по времени, что актуализирует для старшеклассников значимость организационных умений. Задачи исследования: ) изучить состояние данной проблемы в педагогической теории и практике; ) раскрыть сущность понятия самообразование; ) раскрыть психологическую сущность самообразования школьников; ) рассмотреть виды педагогического руководства самообразованием школьников; ) выявить психолого - педагогические характеристики готовности школьников к самообразованию; ) рассмотреть организацию учебной домашней работы в рамках формирования умений познавательной деятельности при подготовке старшеклассников к самообразованию. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение литературы, теоретический анализ методологической, психолого-педагогической литературы.
Теоретические основы формирования самообразования школьников
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |