Психолого - педагогические характеристики готовности школьников к самообразованию
Осознание себя как личности, определение идеалов, жизненных планов является главной линией развития побудительных сил самообразования. Непосредственно связан с ними компонент целеполагания. Для самообразования, как, впрочем, и для любой деятельности, особенно значима и ее процессуальная сторона. Функционирование самообразовательной деятельности определяется умением ученика самостоятельно познавать предмет. Уровень владения этими умениями обеспечивает качественную сторону самостоятельно усвоенных знаний, умений, навыков. В плане интенсификации процесса познания не меньшее значение имеет и его самоорганизация, выбор приемов работы, планирование времени, самоконтроль. Определение через самоконтроль усвоения качества своих знаний, своих слабых мест, определение в связи с этим последующих образовательных задач дает возможность школьнику следующий цикл самообразования строить более сознательно. Необходимым компонентом также является энергетический, который включает как волевые так и эмоциональные стороны деятельности. Самообразование всегда осуществляется при высоком уровне активности, напряженности познавательных, волевых и эмоциональных сил. Можно сказать, что самообразование связано с наличием положительных эмоций. Таким образом, проблема формирования готовности к самообразованию сводится к воспитанию у личности стремлений к постоянному совершенствованию своих знаний, умений самостоятельно совершать познание и его организовывать. Перейдем к рассмотрению психолого - педагогических характеристик готовности школьников к самообразованию, определенных Сериковым Г.Н. Среди таких характеристик Сериков Г.Н. считает нужным выделить следующие: - личностные ценности обучаемых, которые определяют их мировоззрение, взгляды на свое место в жизни общества; - отношение к общественно-полезному труду, в том числе к учению, к самообразованию; - взгляды личности на роль коллектива, более опытных наставников в ее деятельности, коммуникабельность во взаимодействии с другими людьми; - уровень развития эмоционально-волевого аппарата до возможности осуществления добровольного, систематического самообразования. Также Сериков Г.Н считает, что возможность и эффективность самообразования в значительной степени определяется той базой, которой владеет личность в области предмета самообразования и способов его освоения. Поэтому важной характеристикой готовности к самообразованию является уровень усвоенных личностью знаний, умений и навыков определенным направлением социального опыта. Она включает следующие компоненты: в конкретном видеть проявление общего; из общего выделять конкретное; видеть внутренние межпредметные связи относительно различных научных понятий, методов и т. п.; осознание единства и целостности научной картины мира; умение соотносить научные категории с объективной реальностью; уровень понимания относительного характера знаний и необходимости уточнения их путем систематического познания; умение анализировать и обобщать; гибкость мыслительной деятельности; осознанность, устойчивость и самостоятельность мышления; прочность имеющихся знаний, умений и навыков, их восстанавливаемость. Далее Сериков Г.Н. говорит о том, что осуществление самообразования становится возможным, если обучаемые умеют работать с различными источниками, в которых собран, обобщен и хранится накопленный человечеством социальный опыт. Умения грамотно работать с основными источниками информации позволяют правильно и оперативно ориентироваться в ее огромных объемах, выбирать главное, соответствующее целям самообразования, внутренним потребностям личности и т. п. Следовательно, умение личности работать с основными источниками социальной информации также является показателем ее готовности к самообразованию. Среди основных составляющих обобщенные умения учащихся работать с источниками информации вычленим следующие: - характер ориентирования в разнообразных объемах информации, выраженной с помощью основных источников; - психологическая готовность верно оценить функциональные возможности как отдельного источника, так и их совокупности, выбрать на этой основе целесообразные средства для и усвоения информации; - культура восприятия информации от источника (слушание учителя или собеседника, наблюдаемость зрительно и пр.); - рациональная запись информации с различных источников; - культура усвоения информации в процессе взаимодействия с источником; - умение использовать источник информации при самоконтроле и самооценке качества результатов самообразования. Таким образом, рассмотренные характеристики готовности личности к самообразованию отражают наиболее важные способности, обуславливающие возможность осуществления самообразования. При этом следует иметь в виду, что готовность к самообразованию фактически представляется ценностным механизмом, в котором с научно-теоретической точки зрения важнейшими являются два аспекта. Психологический аспект отражает меру внутренней готовности личности добровольно, систематически заниматься самообразованием. Педагогический же аспект отражает меру внешней процессуально - деятельностной формы проявления соответствующих характеристик в комплексе и в отдельности. [17]
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (183)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |