Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие интервью. Жанровая характеристика



2020-02-04 262 Обсуждений (0)
Понятие интервью. Жанровая характеристика 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

 

Общайтесь с людьми так, как будто они на самом деле такие,

какими они хотели бы быть, и вы поможете им стать такими.

И. Гете

Интервью является одним из самых распространенных методов получения информации, а также одним из самых востребованных жанров в современной журналистике. В 1990-х гг. он стал особенно популярен. За счет всеобщей демократизации общества интервью стало использоваться как своеобразный рупор гласности.

Высказывание о каком-либо событии или же изложение фактов в интервью ведется от имени человека, которого интервьюируют, а не от лица журналиста. Это и является характерной особенностью данного жанра. Идет беседа двух людей с определенной целью, не просто для обмена сведениями, а именно для создания актуального, общественно значимого информационного продукта, который впоследствии предназначен для публикации.

От мастерства журналиста зависит очень многое. Интервью позволяет ему получить информацию «из первых рук». Для этого журналисту очень важно владеть специальными методами и тактикой проведения интервью. От всего этого зависит эффективность будущего материала. «Так как показала практика, интервью в качестве контакта с «живым» источником чаще других методов дает материал для публикаций: использованные при ее подготовке документы не заменят «живых» человеческих свидетельств» [9, с. 7].

Интервью в научной литературе классифицируется на различных основаниях - от формы подачи материала до тематики беседы. Этот жанр на протяжении своего существования претерпел ряд изменений. Они касаются типологии, стилистики и характера функционирования.

«Журналистское интервью, будет ли оно напечатано как беседа или даст сведения для материалов других жанров, по своей природе представляет явление особой социальной значимости. Полученные в процессе его проведения сведения предназначены не только для удовлетворения любопытства участников разговора или ради личных, профессиональных, корпоративных целей. В интервью собеседники – журналист (интервьюер) и его партнер (интервьюируемый) – участвуют в информационном обмене для информационного насыщения главного, хотя и незримого, третьего участника коммуникации – аудитории» [9, с. 9].

В отличие от телевидения, радиовещания, Интернета, в печатных материалах отсутствует прямой контакт с читателем, что и является их специфической чертой. Поэтому, из-за отсутствия прямого контакта со своими читателями, коммуникативную функцию в печатной прессе несет интервью.

 

Цель курсовой работы - исследовать жанр интервью, который является одним из самых востребованных в современной журналистике. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

- проанализировать научную и учебно-методическую литературу, посвящённую интервью;

- дать общее определение понятию интервью, определить виды интервью;

- обозначить особенности интервью как газетного диалога;

- рассмотреть основные этапы работы журналиста над интервью;

- проанализировать место и особенности подачи интервью в современных СМИ на примере газеты «Аргументы и факты в Белоруссии»;

Предмет исследования данной работы – особенности жанра газетного интервью на примере еженедельника «Аргументы и факты в Белоруссии».

Объект исследования - материалы интервью в газете «Аргументы и факты в Белоруссии» за февраль-апрель 2014 года.

Актуальность работы состоит в том, что интервью является одним из самых популярных газетных жанров. Кроме того, это один из самых распространенных методов получения информации. И журналисты все больше обращаются в своем творчестве к методу интервью. Также, следует заметить, что проблему интервьюирования, диалогизации нужно продолжать разрабатывать дальше, т. к. знания по этой теме необходимы журналистам – практикам.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи курсовой работы. В первой главе рассматриваются вопросы теории применительно к жанру интервью. Во второй главе анализируются публикации еженедельной газеты «Аргументы и факты в Белоруссии» в жанре интервью. В заключении представлены выводы.

Глава I. СОВРЕМЕННЫЙ ЖАНР ИНТЕРВЬЮ В ГАЗЕТЕ

Понятие интервью. Жанровая характеристика

Термин интервью происходит от английского interview, т. е. беседа.Журналисту постоянно приходится вести беседу, это специфика его профессии. В противном случае, если не побеседовать, не расспросить, не разговорить нужного человека – не узнаешь ничего нового. Без новых фактов, мыслей, аргументов не может существовать журналистика.

Термин «интервью» употребляется в двух значениях. Во-первых, он обозначает метод получения, сбора сведений путем общения с другими людьми. Журналист это делает с целью впоследствии написать корреспонденцию, репортаж, статью и т.д. Этот метод наряду с личным наблюдением обеспечивает приток знаний о глобальных и локальных жизненных процессах и ситуациях, о движении общественной мысли, позволяет использовать для оценки, характеристики и освещения «кусочков жизни» опыт и знания других людей.

Наряду с методом существует самостоятельный жанр интервью - многогранная и подвижная литературная форма. Эта многогранность и простота обусловлены самим предназначением, спецификой жанра, представляющего собой пересказ беседы с человеком, мнения и взгляды, соображения и предположения,  которого по определенным вопросам имеют общественный интерес [12, с. 49].

Интервью - слово интернациональное, оно одинаково произносится и понимается на разных языках, например:

“Интервью (тэ), нескл., ср. Предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом. (Дать интервью. Получить интервью) [10].

“Interview (intevju:) n. a meeting of persons face to face for the purpose of discussion, asking questions and getting opinions, esp. a meeting between a newspaper man and someone from whom he whishes to get statements, opinions, etc., as to have an interview with Prime Minister; to refuse to give any interviews to journalists (Интервью, сущ. встреча людей лицом к лицу с целью обсудить что-либо, задать вопросы, поделиться мнением, и так далее, например, взять интервью у премьер-министра, отказываться дать интервью журналистам.)” [1, с.157].

Но если обратиться к семантике слова, оно состоит из префикса inter, имеющего значение взаимодействия, взаимонаправленности, и слова view, одно из значений которого – взгляд, мнение. Значит, интервью – обмен взглядами, фактами, сведениями [8, с. 183].

«Интервью – жанр публицистики, который представляет собой беседу журналиста с социально значимой личностью на актуальные темы» [6, с. 7].

М. Лукина под интервью понимает межличностное вербальное общение для получения информации и производства нового знания в целях удовлетворения информационных потребностей общества [9, с. 13].

Во всех этих определениях акценты расставлены на разных сторонах журналистского интервью - интервью-методе (способе сбора информации) и интервью-жанре (форме предъявления информации). Таким образом, есть два подхода к изучению интервью - методический и жанровый. Первый рассматривает интервью в качестве инструмента сбора информации как вопросно-ответный метод получения сведений. Второй, жанровый, подход - это рассмотрение интервью как метода организации текста со своей оригинальной структурой и формоопределяющими чертами. Но в обоих случаях интервью - это межличностное вербальное общение для получения информации и производства нового знания в целях удовлетворения информационных потребностей общества [9, с.8].

Термин “интервью” (в понимании интервью как жанра) в словарях определяется как “предназначенная для печати беседа какого-либо известного деятеля с корреспондентом по вопросу, имеющему общественный интерес”. Современные авторы немного уточняют эту формулировку, отмечая расширение группы интервьюируемых (от “известного деятеля” до любого лица): “Этот жанр представляет собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами, имеющую общественный интерес, предназначенную для передачи по каналам средств массовой информации”,- а также расширение спектра тем: “Это предназначенная для средств массовой информации и инициированная журналистом беседа с каким-либо лицом на любые интересные для широкой публики темы” [4, с. 122].  

Жанр интервью традиционно входит в группу информационных жанров публицистики. Однако в последнее время серьезно встает вопрос о месте интервью в жанровой системе. Так, авторы “Основ творческой деятельности журналиста” выделяют, в отличие от традиционных схем, пять групп текстов: 1) оперативно-новостные; 2) оперативно-исследовательские; 3) исследовательско-новостные; 4) исследовательские; 5) исследовательско-образные [7], - и место интервью определяют в группе оперативно-исследовательских текстов. Тем самым подчеркивается появление в этом жанре нового по сравнению с советским периодом качества – аналитичности.

Еще одним фактором, осложняющим определение места интервью в системе газетных жанров, является появление комбинированных жанров вследствие длительного соседства интервью и статьи, интервью и комментария, информации и интервью, очерка и интервью. О.С. Савчук отмечает, что комбинированные жанры составляют около двадцати процентов текстов. Также большое влияние оказывает реклама, одним из проявлений которой становится жанр рекламного интервью [11].

Изменения жанровой системы выражаются в изменениях жанровых признаков: “Трансформации существующих жанровых форм связаны с изменением основных жанрообразующих признаков, таких, как наличие авторского начала, цель сообщения, предметное содержание, стандартность средств выражения, объем…” [11].

Итак, жанр интервью широко представлен на страницах газет. Однако разные издания предпочитают публиковать определенные виды интервью и игнорируют другие. В выборе вида интервью и в языковых особенностях материалов отражается так называемая жанровая модель газеты, которая, в свою очередь, является одной из составляющих экспрессивно-стилистической модели издания.

 



2020-02-04 262 Обсуждений (0)
Понятие интервью. Жанровая характеристика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие интервью. Жанровая характеристика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (262)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)