Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификации интервью по его форме



2020-02-04 280 Обсуждений (0)
Классификации интервью по его форме 0.00 из 5.00 0 оценок




Интервью данной классификации самые многочисленные в научной литературе, однако исследователи выделяют разное количество и качество интервью. Одна из традиционных классификаций дана Н.Г. Богдановой и Б.А. Вяземским: интервью-диалог, интервью-монолог, коллективное интервью, интервью-зарисовка и анкета[2]. Эти виды интервью выделяются и другими авторами, поэтому остановимся на них подробнее.

Интервью-диалог– это наиболее распространенный вид интервью, формально выраженный цепочкой вопросов и ответов, чередующихся между собой. Сходными чертами обладает жанр беседы. Определение места этого жанра в классификации вызывает затруднения. Так, В.В. Ворошилов выносит этот жанр за рамки интервью, беседа в его системе публицистических жанров равноправна, например, с новостью, заметкой, репортажем и интервью [3, с. 217]. Б.В. Стрельцов считает интервью-беседу синонимом интервью-диалога [12, с. 51].

Текст интервью-монолога формально не расчленен, в начале его дается вопрос журналиста, определяющий тему беседы, далее идет развернутый монолог интервьюируемого. На страницах газет этот вид интервью встречается реже по сравнению с интервью-диалогом, поскольку длинный фрагмент текста затрудняет чтение.

Коллективное интервью берется сразу у нескольких лиц, в основном, это так называемые “круглые столы”, когда на вопросы отвечает то один, то другой собеседник; не все реплики интервьюируемых перемежаются журналистскими вопросами, могут быть единства типа “вопрос – ответ1 – ответ2”. Однако возможен и такой вариант, когда на интересующий журналиста вопрос отвечают несколько человек и их мнения сравниваются; формально ответы каждого из интервьюируемых часто оформляются в виде отдельных блоков.

К этому виду интервью Б.В. Стрельцов относит пресс-конференции и брифинги [12, с. 57]. Думается, что это неправомерно, поскольку, как показывает анализ текстов, эти типы общения журналистов с интервьюируемыми находят свое отражение на страницах газет прежде всего в жанре отчета. Автор отмечает, что в газетах появился “своеобразный сплав коллективного интервью и отчета”, но признаки отчета в подобных текстах преобладают.

Отличительной чертой интервью-зарисовки является наличие авторских комментариев, отступлений и так далее: “Интервью-зарисовка дает журналисту возможность не только задавать вопросы, но и высказывать свое мнение, комментировать факты, о которых идет речь, рассказывать об обстановке, в которой проходила беседа, давать краткие характеристики своего собеседника, несколькими штрихами создавать его портрет” [4, с. 219].

Анкетапредставляет собой массовый вид интервью, это “своеобразная заочная беседа” с читателями, социологический опрос, отражающий общественное мнение по какому-либо вопросу. В последнее время в газетах появился и другой вид анкеты, публикуемый обычно вместе с “нормальным” интервью в качестве справочной информации и выделяемый в отдельный блок-врезку. Такая анкета представляет собой краткие ответы на вопросы типа “Ваш любимый актер/машина/цвет?”, причем эти вопросы стандартны для всех героев, появляющихся в материалах данной рубрики.

В.В. Ворошилов и А.А. Грабельников в качестве вида интервью выделяют интервью-мнение. Это “развернутый комментарий компетентного лица к событию, факту, проблеме” [4, с. 219]. Обычно такие интервью даются под одной шапкой с основным материалом: аналитической статьей, репортажем – однако, формально не входят в его структуру.

Называют еще одну разновидность изучаемого жанра – интервью-сообщение. В нем ответы излагаются в сокращенном виде либо пересказываются журналистом. Эта форма интервью близка к отчету, поэтому выделение ее в отдельный вид весьма спорно.

Особо следует сказать о таких интервью, в которых вопросы задаются непосредственно читателем. Во-первых, это форма “прямой линии”, где читатели задают свои вопросы по телефону, ответы обрабатываются и выдаются в виде вопросно-ответных единств, объединенных по тематическому признаку в главке. Другой формой является “интервью с письмами в руках”. Такие интервью регулярно появляются в местных изданиях, в них читатели обращают свои насущные вопросы к представителям власти, компетентным лицам. Ответы последних обычно сопровождаются ремаркой, включающей в себя их фамилию и должность, что подчеркивает официальность и объективность ответа [4, с. 219].

Как видим, развитие жанра интервью привело к появлению различных типов, отраженных в разнообразных классификациях. Анализ этих классификаций через призму жанрообразующих признаков позволяет выявить особенности жанра и его видовые образования. Композиция интервью зависит от размещения вопросов и связи между ними; существует два основных типа композиции – свободная, при которой порядок вопросов произвольный, и композиция импровизированного интервью, в котором вопросы нельзя поменять местами, поскольку они вытекают один из другого. Композиция в свою очередь влияет на форму интервью. Бывают интервью-диалоги (беседы), интервью-монологи, коллективные (массовые) интервью, интервью-зарисовки, анкеты, интервью-мнения, интервью-сообщения, “интервью с письмами в руках”, прямые линии.

 

Драматургия интервью

Независимо оттого, каков тип беседы, ее содержание, продолжительность, подготовка к интервью является обязательным элементом интервьюирования. Она заключается в следующих типах работы: общая подготовка, конкретная подготовка, психологическая подготовка.

Общая подготовка состоит из общей интеллектуальной подготовки журналиста, в том числе из углубленного изучения какой-то определенной области знаний и специализации журналиста.

Конкретная подготовка к интервью включает в себя определение цели интервью и характера необходимых сведений, изучение предмета интервью и собеседника, предварительное обдумывание хода самой беседы, составление вопросов, договоренность о встречи, месте, времени интервью.

С определения целей и начинается работа над интервью. Для того, чтобы прояснить целевые установки, нужно поставить перед собой несколько вопросов:

ü Зачем вы хотите взять интервью?

ü Каких результатов хотите достичь?

ü Почему для решения этих задач вы выбрали именно этого собеседника?

ü Интересен ли он лично вам?

ü Есть ли к нему интерес у широкой публики? [9, с.30].

Психологическая подготовка осуществляется как в общей, так и в конкретной подготовке к интервью. Журналисту необходимо иметь хорошую память, внимание, наблюдательность, воображение, настойчивость и любознательность. В любом интервью происходит процесс восприятия и оценки собеседниками друг друга.

Грамотный язык и стиль вопросов – это один из составляющих успешного интервью.

Вопрос, задаваемый собеседнику,  должен быть ему понятен. Необходимо стараться построить вопрос таким образом, чтобы понятия и термины, входящие в вопрос, были знакомы собеседнику. Нужно быть готовым перефразировать непонятный вопрос, объяснить термин. Следующее требование к вопросу - он должен содержать в себе одну мысль. В противном случае интервьюируемый отвечает только на последнюю часть вопроса или на ту, которую ему легче запомнить. Иногда журналист смешивает в одном вопросе несколько, так как пытается подсказать собеседнику ход размышлений, и тогда эта совокупность вопросов превращается в подсказ.

Составляя вопросы, журналист должен обратить внимание на то, чтобы они воспринимались как уместные в пределах обсуждаемой темы и соответствовали целям интервью. Вопрос так же может быть и неожиданным для собеседника, и необычным по форме, важно, чтобы журналист умел подать его так, чтобы он не породил отрицательного эффекта.

При составлении вопросов необходимо учитывать такой важный фактор, как осведомленность собеседника. Если он не может ответить на вопрос, то возникает у самого неприятное чувство, что он не справился со своей задачей, не оправдывает ожиданий журналиста, роняет себя в его глазах. Интервьюируемый может замкнуться, заторопиться с окончанием разговора.

Умение внимательно слушать не менее важно, чем умение задавать вопросы. Но при этом надо помнить, что это журналист дирижирует разговором, и в его интересах получить всю нужную ему информацию.

 Для «завершающего контакта» можете поинтересоваться, где можно получить дополнительный материал на данную тему. Хороший прием - спросить напоследок, не хочет ли собеседник что-то добавить к разговору [14].

Итак, в интервью представлен широкий спектр вопросов, реплик, различны и типы связей реплик между собой. Все это в совокупности определяет вид интервью.

Несмотря на большое разнообразие видов интервью, его структурно-композиционные черты… остаются достаточно стабильными: зачин – основная часть – концовка. Вводное и заключительное слово журналиста – это и художественное оформление текста, и выражение интонационной завершенности или начала беседы, и оценка происходящего. В одних случаях зачин и концовка могут быть выражены репликами журналиста, то есть графически они не выбиваются из текста интервью. Другой вариант – зачин и концовка представляют собой монолог автора, не выделенный как реплика, либо существует так называемая “врезка”, вкратце информирующая о герое интервью. На страницах газет часто появляются материалы, сочетающие черты жанра интервью и очерка, репортажа, статьи; здесь реплики перемежаются авторским текстом-комментарием, рассуждением, иллюстрацией.

Восприятие читателем газетного текста складывается из комплекса факторов, в который помимо содержательного компонента входят все элементы дизайна полосы. Хотя ее дизайном и версткой журналисты не занимаются, они принимают непосредственное участие в создании таких элементов, как заголовок, подзаголовок, лид. На них нередко возлагается подбор иллюстраций.

Существуют две главные задачи, которые решаются при макетировании материалов на полосе: 

ü привлечь внимание читателя (коммерческая);

ü помочь ему сориентироваться в содержании (коммуникативная).

Весь заголовочный комплекс должен «работать» на обе задачи.

Первое, что, несомненно, привлекает внимание при взгляде на газетную полосу - это заголовок. То, каким он будет представлен, его содержание и графическое оформление, шрифт, кегль, и будет зависеть внимание читателя на нем.

Задача подзаголовка разъяснить или уточнить основной заголовок, помочь читателю найти более точные ориентиры для понимания материала. Лид кратко и сжато знакомит с содержанием материала. Снимки к материалу являются неотъемлемой частью произведения и придают ему эстетическую завершенность. Взгляд читателя после заголовка зачастую обращается к снимкам, поэтому при их отборе надо постараться, чтобы эти два элемента были связаны контекстуально. Немаловажную роль в оформлении играют подписи к иллюстрациям и фотографиям. Мало того, что они должны нести информационную нагрузку, они должны еще и сцепляя весь комплекс – от заголовка до лида [9, с. 177].

Особенность и ценность интервью для читателя заключается в том, что изложение фактов, высказывание о событиях ведется от имени человека, которого интервьюируют, а именно специалиста, компетентного в данном вопросе авторитетного лица. Виды интервью в журналистике различаются целью, предметом, формой, зависят от характера беседы, особенностей партнера и др. От того, насколько правильно оно подготовлено и проведено, зависит успех интервью. Журналист должен определить цель интервью, узнать как можно больше о своем собеседнике, вникнуть в суть предмета, которому будет посвящено интервью, составить вопросы.



2020-02-04 280 Обсуждений (0)
Классификации интервью по его форме 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификации интервью по его форме

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (280)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)