Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Поэма А.С. Пушкина «Полтава», ее проблематика, центральные образы.



2020-02-04 1519 Обсуждений (0)
Поэма А.С. Пушкина «Полтава», ее проблематика, центральные образы. 0.00 из 5.00 0 оценок




"Полтава" (написана в 1828г.) была новаторским произведением, не понятым ни современниками, ни позднейшей критикой. В пределах одной поэмы Пушкин захотел объединить несколько важных политических и личных тем, волновавших его в ту эпоху, и, как казалось ему и его ближайшим друзьям-поэтам, он успешно осуществил эту задачу.


Первая тема "Полтавы" - судьба русского государства среди других европейских государств, способность русского народа отстоять свою самостоятельность в борьбе с сильнейшими противниками. Эта тема (борьба Карла XII с Петром) связывалась в сознании Пушкина с недавними, памятными еще ему событиями - нашествием Наполеона и поражением его, "когда падением ославил муж рока свой попятный шаг". Пушкин считал, что, победив в тяжкой борьбе с могучим врагом, Россия показала свою внутреннюю крепость и силу.

 

«Но в искушеньях долгой кары,
Перетерпев судеб удары,
Окрепла Русь. Так тяжкий млат,
Дробя стекло, кует булат».

 

Героем, стоящим в центре этой темы в "Полтаве", является Петр, а центральным эпизодом - Полтавский бой и пир после победы.

 

Другая тема, которая не могла не встать перед Пушкиным как государственным мыслителем, - тема многонациональности русского государства, исторической закономерности объединения разных наций в пределах одного государства и прочности их связи с русским народом и государством. Эту тему Пушкин развивает на примере Украины, поставив в центре образ Мазепы, пытавшегося при помощи шведских войск оторвать Украину от России. В поэме Пушкин (в строгом соответствии с историей) показывает Мазепу не как патриота, борющегося за освобождение своей родины, а как коварного властолюбца, на деле презирающего и свободу и родину. Старик Мазепа соблазняет юную Марию и, заодно, добивается казни её отца. Пушкин не обременяет его характер ужасными намерениями, но подчёркивает его злодейскую сущность, наделяя его эпитетами: «коварный», «бесчестный», «злой», «Иуда». Мазепа во имя своих узких политических выводов не только идёт на прямое злодеяние, но и идёт крайними методами. Он стремиться завладеть драгоценностями Кочубея. К хар-ру гетмана добавляется ещё черта – корыстолюбие.

 

Третья тема "Полтавы" - тема судьбы человека, далёкого от участия в политической жизни государства. Мария (дочь Кочубея) - сильная и страстная женщина. Пренебрегает молвой, покидает семью и предаётся любви к Мазепе. Она его поддерживает во всём, но она не даёт прямого ответа на вопрос Мазепы о том, кого она больше любит – его или своего отца. Преодолев и религиозные препятствия, и проклятие родителей, и позор в глазах общества, она завоевывает себе счастье, но неожиданно и невинно погибает жертвой игры грандиозных и страшных исторических событий. Выделенная поэтом в конце поэмы (и в конец эпилога) драма Марии придает трагический характер и всему произведению. "Сильные характеры и глубокая, трагическая тень, набросанная на все эти ужасы, вот что увлекло меня", - писал Пушкин о "Полтаве" в статье "Опровержение на критики". Современные критики резко отозвались о страсти молодой Марии к старику Мазепе, но Пушкин приводит к этой критике историческую справку о правдоподобности такого факта.

 

Политическая тема связана с образом Петра. Наряду с Мазепой Петр занимает ведущее положение и место в 3 песне. Частный любовный эпизод отходит на 2 план (в 1 и 2 песнях действует Мазепа, а в 3 – Пётр). Мазепа – личное, эгоистическое начало. Петр – государственное значение, носитель государственной идеи.

 

Петр в сценах сражения – грозный, величественный, могущественный, почитаемый в народе божеством, храбрый, мужественный:

 

«Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с богом!» Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Идет. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком…»

Даётся потом резко контрастное изображение Карла 12 и Петра 1 перед битвой. Даже перед битвой исход боя становится нам понятным, что победу в ней одержит Пётр. Пётр как человек великодушен, например, по отношению к шведским пленникам.

Про Карла:

«…Он слеп, упрям, нетерпелив,
И легкомыслен, и кичлив,
Бог весть какому счастью верит;
Он силы новые врага
Успехом прошлым только мерит —
Сломить ему свои рога…».

Про Петра и Карла:

«И се — равнину оглашая
Далече грянуло ура:
Полки увидели Петра.
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами.
За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова —
В пременах жребия земного,
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны:
И Шереметев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И, счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин

И перед синими рядами
Своих воинственных дружин,
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.

Вожди героя шли за ним.
Он в думу тихо погрузился.
Смущенный взор изобразил
Необычайное волненье.
Казалось, Карла приводил
Желанный бой в недоуменье...
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.»

Пушкин в своей поэме затрагивает и очень важные проблемы:

 

· Проблема предательства и тщеславия.

Петр I искренне верит Мазепе, считая его своим другом, и не ожидает предательства. Правитель получает нож в спину и обидное разочарование, поняв, что Мазепа хочет отделить Украину от России.

· Проблема милосердия.

Победив в полтавской битве, Петр помиловал своих врагов. Он хорошо относится к ним и даже выпивает за их здравие.

· Проблема духовной слепоты

Мария ослеплена своей любовью к Мазепе. Ради него она предает религию и родителей. Она наивно верит, что старый гетман любит ее, и поддается речам искусителя, которого волнует лишь власть и слава. Девушка встает перед страшным выбором: «Отец или супруг», и обрекает на смерть того, кто ее родил и вырастил, того, кто действительно ее любил.

· Проблема совести.

Мазепа, являясь человеком падшим, черствым, злым, чувствует укол совести, думая о тех страданиях, которые он готовит для Марии. Гетман знает, что девушка испытывает к нему самые нежные и искренние чувства, но он отправляет на казнь ее отца, причиняя ей тем самым сильную боль. Мазепе кажется, что звезды смотрят на него с неба обвинительным взглядом, а деревья шепчутся между собой, вызвав его на суд. Смертельная тоска и пустота заполняют сердце Мазепы после казни Кочубея. Он дрожит от страха, боясь увидеть обезумевшую Марию.

 

Таким образом, А. С. Пушкин затрагивает в своем произведении «Полтава» важные темы и проблемы, ставшие актуальными на все времена.

 

Пушкин придавал большое значение исторической верности описания и освещения событий в своей поэме, так же, как и изображения исторических лиц в ней. Он предпослал "Полтаве" в первом издании предисловие, где подчеркивал достоверность изображаемого, и сопроводил поэму примечаниями, цитируя в них подлинные исторические документы; он горячо полемизировал с критиками, упрекавшими его в искажении истории. Эту подлинно реалистическую по содержанию поэму Пушкин написал несколько приподнятым, поэтически украшенным стилем, напоминающим некоторыми чертами стиль народных украинских песен, исторических сказаний.

 



2020-02-04 1519 Обсуждений (0)
Поэма А.С. Пушкина «Полтава», ее проблематика, центральные образы. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Поэма А.С. Пушкина «Полтава», ее проблематика, центральные образы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1519)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)