Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Романтические герои и конфликты в «южных поэмах» А.С. Пушкина («Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»).



2020-02-04 3430 Обсуждений (0)
Романтические герои и конфликты в «южных поэмах» А.С. Пушкина («Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»). 4.75 из 5.00 4 оценки




В пушкинском творчестве поэмы занимают самое большое место наряду с лирикой. Пушкиным написано двенадцать поэм (одна из них — «Тазит» — осталась неоконченной), и еще более двенадцати сохранилось в набросках, планах, начальных строках.

С 1820 г. Пушкин включается в этот ряд, создавая одну за другой свои романтические поэмы, серьезные и глубокие по содержанию, современные по проблематике и высокопоэтические по форме. С этими поэмами («Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан») в русскую литературу входит новое направление: передовой, революционный романтизм — поэтическое выражение чувств и взглядов самого передового общественного слоя, революционно-настроенной дворянской молодежи, наиболее активной частью которой были декабристы.

Резкое недовольство всем окружающим, всем общественным укладом, при котором жизнь представляется тюрьмой, а человек-узником; пламенное стремление к свободе; свобода как предмет почти религиозного культа — это одна сторона мироощущения революционных романтиков 20-х гг. В то же время их социальное одиночество, отсутствие живой связи с народом, страданиям которого они глубоко сочувствовали, но чью жизнь плохо знали и мало понимали, — все это придавало трагический и крайне субъективный, индивидуалистический характер их мировоззрению. Чувства и трагические переживания одинокой, гордой, высоко над толпой стоящей личности стали основным содержанием романтического творчества Пушкина. Протест против всякого гнета, тяготеющего над человеком в «цивилизованном» обществе, — гнета политического, социального, морального, религиозного, — заставлял его, как и всех революционных романтиков того времени, сочувственно изображать своего героя преступником, нарушителем всех принятых в обществе норм — религиозных, юридических, моральных. Излюбленный романтиками образ — «преступник и герой», который «и ужаса людей и славы был достоин». Наконец, характерным для романтиков было стремление увести поэзию от воспроизведения ненавистной им обыденной действительности в мир необычного, экзотики, географической или исторической. Там они находили нужный им образы природы — могучей и мятежной («пустыни, волн края жемчужны, и моря шум, и груды скал»), и образы людей, гордых, смелых, свободных, не затронутых еще европейской цивилизацией.
Большую роль в поэтическом воплощении этих чувств и переживаний сыграло творчество Байрона, во многом близкое мироощущению русских передовых романтиков. Пушкин, а за ним и другие поэты использовали, прежде всего, удачно найденную английским поэтом форму «байронической поэмы», в которой чисто лирические переживания поэта облечены, в повествовательную форму с вымышленным героем и событиями, далекими от реальных событий жизни поэта, но прекрасно выражающими его внутреннюю жизнь, его душу.
Внешние особенности южных поэм Пушкина также связаны с байроновской традицией: простой, неразвитый сюжет, малое количество действующих лиц (двое, трое), отрывочность и иногда нарочитая неясность изложения.
Всегдашнее свойство пушкинского поэтического таланта-умение зорко наблюдать действительность и стремление точными словами говорить о ней. В поэмах это сказалось в том, что, создавая романтические образы природы и людей, Пушкин не выдумывал их, не писал (как, например, Байрон о России или, позже, Рылеев о Сибири) о том, чего сам не видел, а всегда основывался на живых личных впечатлениях — Кавказа, Крыма, бессарабских степей.

 Поэмы Пушкина создали и надолго предопределили тип романтической поэмы в русской литературе. Они вызвали многочисленные подражания второстепенных поэтов, а также оказали сильное влияние на творчество таких поэтов, как Рылеев, Козлов, Баратынский и, наконец, Лермонтов.
Помимо «Кавказского пленника», «Братьев-разбойников» и «Бахчисарайского фонтана», написанных до 1824 г. и вскоре напечатанных, Пушкин задумывал и другие романтические поэмы. «У меня в голове бродят еще поэмы», — писал он Дельвигу в марте 1821 г. В рукописях его остались наброски нескольких поэм, где Пушкин по-разному, с различными сюжетами и в различной национальной среде, думал разработать тот же «героический» или «преступный» романтический образ и показать его неминуемо трагическую судьбу. Сохранилось и начало большой романтической поэмы «Вадим».

В эти же годы, может быть под влиянием громадного успеха «Руслана и Людмилы», Пушкин обдумывал и поэмы совершенно иного типа — волшебно-сказочные, с авантюрным сюжетом и историческими или мифологическими персонажами: о Бове-королевиче, о сыне Владимира Святого Мстиславе и его борьбе с черкесами, об Актеоне и Диане. Но эти замыслы, отвлекавшие поэта от основной его задачи — развития и углубления романтической тематики, — так и не были осуществлены им.
Впрочем, весной 1821 г. Пушкин написал небольшую поэму «Гаврилиада», остроумную, блестящую антирелигиозную сатиру — отклик на усилившуюся политическую реакцию, окрашенную в эти годы мистикой и религиозным ханжеством.

Мотивы свободы и неволи, обманутой любви и вечной надежды звучат в цикле романтических "южных" поэм. Герои этих поэм во многом похожи на героев "восточных повестей" (поэм) великого английского романтика Джорджа Гордона Байрона. Это разочарование европейцы, в поисках свободы, бегущие от цивилизации в естественный "дикий" мир. Там их ждёт роковая влюблённость, неразрешимые противоречия, новые разочарования. Именно - роковая, именно - неразрушимые. Так, герой "Кавказского пленника" (1820 - 1821 года) охладев сердцем и устремившись вслед за "весёлым призраком свободы", попадает в черкесский плен. Влюблённая в пленника "дева гор", черкешенка, освобождает его, а сама бросается в бурные воды Терека... Так, крымский хан Гирей ("Бахчисарайский фонтан", 1821 - 1823 года), полюбив взятую в плен христианку Марию, забыл о войне, и наслаждения гарема.

«Кавказский пленник» (1820-1821)

Начал работу над поэмой в Гурзуфе в 1820 г., закончил в середине мая 1821. Изначально хотел назвать поэму «Кавказ». Полностью напечатана в 1821-1822 гг.

Непосредственным «образцом» для «Кавказского пленника» послужила первая из поэм Байрона -«Паломничество Чайльд Гарольда». Основное, что наследует Пленник от образа Чайльд Гарольда, - это разочарованность и изгнанничество.

Основа сюжета – история молодого дворянина, который был пленён горцами и освобожден влюбленной черкешенкой.

  Гл. герой – человек, разочарованный в обществе, ищущего счастье вдали от цивилизационной жизни – характерные черты для романтизма – противопоставление культуры и природы. Пушкин мало проясняет причины разочарования главного героя. Он ограничивается туманными намёками.

  В отличие от Чайльд Гарольда, Пленник не только жертва порочного общества, но и носитель едва ли не самой страшной нравственной болезни этого презираемого им общества – эгоистической чёрствости, «охлаждённости» чувств, равнодушия ко всему, кроме своих собственных страданий, воспоминаний и разочарований. «Я в нём хотел изобразить это равнодушие к жизни и к её наслаждениям, эту старость души, сделались отличительными чертами молодёжи 19-го века», - писал Пушкин.

  Сам Пленник жалуется черкешенке, что в нем нет «ни упоений, ни желаний», что он умер от счастья, из чего следует, что у него равнодушие и апатия к цивилизационному обществу. Он примеряется со своей участью, слишком горд для того, чтобы показать свои страдания (типичный байронический герой). Но Пленник смел, по-своему храбр и мужествен, сами черкесы удивляются ему. Т. о., в хар-ре Пленника много противоречивого:

1 часть – человек, радующийся бури, мрачно сосредоточившийся в себе, бесстрашный.

2 часть – предстаёт в облике элегического мечтателя.

Пушкин осознавал, что характер (образ) Пленника неясный и неявный. Черкешенка – истинная дочь природы, «дева горы», она всецело отдаётся своему чувству, ради любви она готова пойти на самопожертвование. Она однажды понимает, что Пленник не ответит ей взаимностью, освобождает его и бросается в реку.

Хар-ры в поэме едва намечены и слабо обрисованы, мало действий и драматического интереса.

Герой поэмы – «отступник» света. Жизни светского общества, полного пороков, он противопоставляет свободу, прославление которой составляет пафос поэмы. Пленник – друг природы, сторонник идеи о том, что естественное состояние человека – свобода и независимость.

Душа Пленника во власти страстей. Это и отвращение к свету, и неразделённая любовь, и главное – пламенная жажда свободы:

Свобода! Он одной тебя

Ещё искал в пустынном мире.

Но герой-индивидуалист неизбежно оказывается жертвой страстей, он бесчувственен и холоден, душа его опустошена и «вянет» от их «злой отравы», «истребившей» чувства. Он бурной жизнь погубил

Надежду, радость и желанье

И лучших дней воспоминанье

В увядшем сердце заключил.

Жизнь в неволе становится для Пленника истоком нравственного возрождения, началом освобождения из-под власти страстей. Его привлекает величественная красота Кавказских гор, и страшная игра природных стихий, и вольные нравы горских племён, его трогает самоотверженная и чистая любовь «девы гор». А вспыхнувшее в конце поэмы чувство к своей спасительнице пробуждает «окаменевшего» героя к новой жизни:

К черкешенке простер он руки,

Воскресшим сердцем к ней летел,

И долгий поцелуй разлуки

Союз любви запечатлел.

Словно бы в обратном направлении движется героиня поэмы. Её сочувствие несчастному, её самоотверженная, жертвенная любовь – всё это слишком явно контрастирует с жестокими нравами черкесского аула. Мало того, после объяснения с героем она тоже проникается настроениями тоски и разочарования. Заключительный монолог черкешенки – это как бы эхо признаний, слышанных от Пленника:

Нет, русский, нет!

Она исчезла, жизни сладость;

Я знала всё, я знала радость,

И всё прошло, пропал и след.

Живое и трепетное чувство героини превращается в опустошительную романтическую страсть. Вообще, в финальной сцене Черкешенка и Пленник точно меняются местами: он «летит» к ней «воскресшим сердцем», она же остаётся холодной и разочарованной. Именно безнадёжное разочарование становится причиной гибели героини. Под влиянием этого нового для неё чувства совершает она свой отчаянно смелый поступок – освобождает из неволи Пленника, после чего возвращение в родной аул для неё уже невозможно.

Идеал Пушкина в поэме – гармонический синтез естественности и культуры.

В главном герое поэмы есть многое, идущее от пушкинской судьбы, от пушкинского сердца.

Людей и свет изведал он,

И знал неверной жизни цену.

В сердцах людей нашёл измену,

В мечтах любви безумный сон

 Следуя за опытом романтических поэм Байрона, Пушкин наделяет главного героя чертами авторской личности, использует байронический принцип «вершинной» композиции – выхватывает лишь главные эпизоды из жизни героя, окутывая всё остальное атмосферой романтической тайны. Вслед за Байроном Пушкин создаёт романтически идеализированный образ «девы гор», юной черкешенки, воспитанной природой, свободной от внутренних противоречий, свойственных пленнику, человеку цивилизаций.

Гибель любящей его спасительницы никак не отражается в чёрством сердце Пленника. Пушкин иронически отвечал читателям, желавшим счастливой развязки, в письме П.А. Вяземскому: «Другим досадно, что Пленник не кинулся в реку вытаскивать мою Черкешенку — да, сунься-ка; я плавал в кавказских реках, — тут утонешь сам, а ни чорта не сыщешь; мой пленник умный человек, рассудительный, он не влюблен в Черкешенку — он прав, что не утопился».

Лучшие места поэмы – места описательные: Кавказа, грозы, быта черкесов, их образа жизни, военных походов. Отличаются художественной простотой и яркостью.
Пушкин не скрывал в образе пленника автобиографического начала в психологическом плане.

«Характер Пленника неудачен, это доказывает, что я не гожусь героем романтического стихотворения». Пушкин хотел дать типическое изображение типического героя своего времени (равнодушного к жизни, безразличного). Поэма имела большой читательский успех, была сочувственно встречена критиками.

«Бахчисарайский фонтан» (1821-1823)

1-ые наброски – август 1821 г. Окончена осенью 1823 г. Вышла в свет в марте 1824 г.

Поэма тесно связана с непосредственно крымскими впечатлениями Пушкина. Первоначально хотел назвать поэму «Таврида».

Основа сюжета – предание о том, что произошло похищение крымскими татарами Марии, польской княжны. Но после того, как она попала в гарем, начинаются чудеса – крымский хан с ней тайно обвенчался.

Интерес поэмы построен не на любви хана Гирея к Марии, а на ревности одной из любимых жён хана – Заремы.

Внимание поэта переключено в ней с характера современного разочарованного героя (его здесь нет вовсе) на первобытно-патриархальный мир («естественную среду»), контрастный европейскому цивилизованному обществу. Другая особенность «Бахчисарайского фонтана» - усиление лирического начала. Образы центральных персонажей – татарского хана Гирея, его любимой жены грузинки Заремы и пленной польской княжны Марии – представлены как грёзы и видения автора, пережившего и переживающего страдания неразделённой любви. В «Бахчисарайском фонтане» поэтому мало действия: лишь центральный эпизод – объяснение Заремы с Марией – отличается драматической напряжённостью. Композиция поэмы фрагментарна: это ряд как бы самостоятельных эпизодов, описаний, сцен; требуются усилия, чтобы установить связь между ними.

Характеры Заремы и Марии противоположны: Зарема – страстная, решительная, ревнивая, мстительная натура, грузинка по национальности; Мария – кротка, слабая, не способная бороться за себя, её духовная красота производит на жестокого хана сильное впечатление. Пушкинский «хан» — славный воин и обладатель роскошного гарема. Гирей, подобно герою байроновской «Абидосской невесты», мрачно восседает в кругу приближенных; его янтарный чубук потух; он погружен в невеселые думы — о причине которых читатель узнает значительно позже. Но при этом фабула резко смещена (а значит, изменен статус образа): в числе персонажей «индивидуалист» отсутствует; формально главным героем становится хан Гирей (с которым иронически соотносит себя автор-северянин); однако реально он оттеснен в тень двух героинь — Марии и Заремы.

В конце концов Гирей оказывается своим собственным антагонистом. Ибо, полюбив плененную им польку-христианку Марию, он шаг за шагом отступает от своих восточных привычек; его уже не услаждает страстная любовь грузинки Заремы, ставшей в плену мусульманкой; он позволяет польке уединиться и считается с ее чувствами, в том числе — с чувствами религиозными. В итоге смиренная, лишенная всякой страстности красота европейки производит в душе Гирея переворот. Потеряв Марию и казнив Зарему (видимо, убившую ее), он не в силах более наслаждаться ни гаремом, ни даже войной: «<…> в сердце хана чувств иных/Таится пламень безотрадный». Слезная задумчивость — эта отличительная черта многих пушкинских героев — настигает Гирея подчас даже во время сечи. И как конфликт Заремы и Марии отражает борьбу между «мусульманским», восточным, и — «христианским», европейским, началами, проникшими в его сердце, так воплощает ее и «фонтан слез», устроенный в память о двух во всем противоположных возлюбленных Гирея: «беззаконный символ», крест, венчает «магометанскую луну». Характер хана не удался Пушкину – скорее напоминает разочарованного байронического героя, нежели жестокого повелителя. Не хочет злоупотреблять силой, а робко ожидает ответных чувств от Марии.

 Романтическая драма возникает из столкновения людей, выросших на почве двух различных цивилизаций, христианской и мусульманской. Конфликт романтических поэм – столкновение двух чувств, их невозможность соединения. Так крымский хан Гирей пленил Марию и забыл свою любимицу – молодую грузинку Зарему. И этот треугольник и является конфликтом – “мучительные страсти” – от которых избавится можно только через смерть, поэтому Мария умирает, а Зарему утопили.

По романтичности сюжета, по обрисовке характеров из всех южных поэм, «Б. ф.» наиболее близок к образцу романтических поэм. Именно с этой поэмой он связывал начало своего романтического развития.

Самое замечательное в поэме – музыкальность в стихах и языке (гармонический подбор звуков, мелодичность). Пушкин проявлял особую заботу о музыкальной стороне поэмы.

Отзывы Пушкина об этой поэме сплошь отрицательные, несмотря на то, что это квинтэссенция романтизма в творчестве Пушкина. Например, Пушкин писал Вяземскому: «Б. ф., между нами, - дрянь, а эпиграф её – прелесть» (Многие, так же как и я, посещали сей фонтан; но иных уже нет, другие странствуют далече. Сади).

«Цыганы» (1824)

Начал работу над поэмой в январе 1824 г. в Одессе, а закончил в Михайловском в октябре 1824 г. (Псковская область). Отд. издание вышло в 1827 г.

Сюжет внушён из личной жизни – В Молдавии он примкнул к цыганскому табору и зафиксировал их быт, традиции и истории.

Герой поэмы – Алеко – принадлежит, как и Пленник, к байроническим героям, но образ обрисован гораздо ярче и полнее. Прежняя его жизнь окружена некоторой таинственностью, вёл непостоянный образ жизни, «гнезда надёжного не знал», увлекался жаждою славы, за что-то «его преследует закон». Как и Пленник, Алеко – молодой человек, типичный представитель молодёжи 19 в.

Пленник и Алеко: не удовлетворены жизнью в светском кругу, оба жаждут воли, свободы.

Сходство с «К. п.»

Герой – европеец попадает в среду племени, чуждого цивилизации, что впоследствии в конце влечёт за собой погибель девушки.

Различия

1) В «Ц.» более отчётливо описана оставшаяся, покинутая Алеко родина, среда, в которую не хочет возвращаться герой.

2) К. п. тяготится жизнью среди горцев, а Алеко примыкает к кочевому образу жизни, к быту цыган, начинает любить эту жизнь, находить в ней прелесть.

Алеко не в состоянии переделать собственного характера, основ. на стремлении к личнойсвободе, эгоизме. Пушкин подчёркивает в Алеко именно те черты, кот. контрастируют с обликом цыган. Выслушав отца Земфиры об измене его жены, возникает и раскрывается конфликт в Алеко между личной свободой (свободой для себя) и свободой других людей (нежелание её закреплять за другими).

Вскрывается суть в герое-индивидуалисте («Ты для себя лишь хочешь воли!»). Но Пушкин даёт этот образ в романтическом плане, раскрывает суть этого героя-эгоиста, что и подтверждается в финале:

Оставь нас, гордый человек!

Мы дики, нет у нас законов,

Мы не терзаем, не казним,

Не нужно крови нам и стонов,

Но жить с убийцей не хотим. - своего рода суровый приговор герою-индивидуалисту.

Земфира олицетворяет собой цыганскую волю, свободу. Мгновенно увлекается Алеко без всяких обязательств. 2 года были вместе. Но потом она полюбила др. человека – причина не только в св-вах женского характера, но и отчасти из-за самого Алеко. Алеко – сложная натура для Земфиры, не понимает, почему он бежал из своего общества («ты любишь горестно и трудно, а сердце женщины шутя»). «Детское веселье» Земфиры и задумчивость Алеко не только контрастно, они исключают друг друга.

З. живёт по закону своего сердца, но Пушкин пытается понять и Алеко (З. же для Алеко является всем). Поэтому разговор об этом отца Земфиры и Алеко проходит на разных языках – отец уважает чужую свободу, Алеко – только свою – и поэтому он убивает молодого цыгана и Земфиру. Т. о. мы находим характерные для романтизма противопоставление миров, культуры и природы.

 



2020-02-04 3430 Обсуждений (0)
Романтические герои и конфликты в «южных поэмах» А.С. Пушкина («Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»). 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Романтические герои и конфликты в «южных поэмах» А.С. Пушкина («Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3430)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)