Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обличение жестокости и бесчеловечности окружающего мира в повести Н.В. Гоголя «Записки сумасшедшего». Изображение пошлости и эгоизма в повести «Нос».



2020-02-04 835 Обсуждений (0)
Обличение жестокости и бесчеловечности окружающего мира в повести Н.В. Гоголя «Записки сумасшедшего». Изображение пошлости и эгоизма в повести «Нос». 0.00 из 5.00 0 оценок




О «Записках»

Сюжет «Записок сумасшедшего» восходит к двум различным замыслам Гоголя начала 30-х годов: к «Запискам сумасшедшего музыканта», упоминаемым в известном перечне содержания «Арабесок» и к неосуществленной комедии «Владимир 3-ей степени». Из письма Гоголя Ивану Дмитриеву от 30 ноября 1832 года, а также из письма Плетнёва Жуковскому от 8 декабря 1832 года можно усмотреть, что в ту пору Гоголь был увлечён повестями Владимира Одоевского из цикла «Дом сумасшедших», вошедших позже в цикл «Русских ночей» и, действительно, посвящённых разработке темы мнимого или действительного безумия у высокоодарённых («гениальных») натур.

 

Главный герой, чьи записки нам предложил прочесть автор – Аксентий Иванович Поприщин. Чиновник, который занимается переписыванием бумаг в департаменте. Его основная работа заключается в очинке перьев для директора департамента. Этот персонаж очень напоминает нам Акакия Акакиевича Башмачкина из повести «Шинель». Он так же одинок, за сорок два года жизни так и не сумел обзавестись семьей или хотя бы парой близких друзей. Положение его крайне бедственно, герой постоянно стыдится своего старомодного платья и себя самого, в том числе. В свободное время он практически всегда читает журнал «Северная пчела», лежит на диване и иногда посещает театр, считая это место высшим проявлением настоящего искусства. В целом, его поведение не кажется читателю странным, но с каждой новой заметкой сомнения по поводу его психического здоровья увеличиваются. В умственном отношении выше Акакия Акакиевича.

 

Возмущён пренебрежительным отношением начальников. Влюблён в дочь директора департамента и хочет жениться на ней, но понимает, что сословное различие не даёт ему это сделать. В нём более мелочности и пошлости. Полное сознание о своей ничтожности перерождается в сумасшествие.

 

Психическое расстройство главного героя прогрессирует. Поприщин разговаривает с собаками Меджи и Фидель, читает их переписку, из которой узнает о предстоящей свадьбе Софи. Ее избранником стал молодой камер-юнкер Теплов.

После этой новости настроение Поприщина резко меняется. Он впадает в отчаяние и возмущается несправедливостью жизни, в которой все лучшее достается генералам и камер-юнкерам. Герой с горечью восклицает: “Отчего я титулярный советник?” Теперь директор не вызывает у чиновника восхищения. Поприщин называет его масоном и сравнивает с глупой пробкой.

Титулярный советник хочется стать генералом, чтобы отомстить всем обидчикам. Поприщин полностью погружается в мир своих фантазий, перестает ходить на работу. Ему вдруг становятся интересны проблемы с испанским престолом, на который никак не могут найти претендента. Несчастный воображает себя испанским королем и всем объявляет об этом.

Даже шьет себе из парадного мундира королевскую мантию. В итоге Поприщина помещают в психиатрическую клинику, которую он воспринимает в соответствии со своим больным воображением. Форма безумия – мания величия, ему кажется, что он испанский король. Это следствие того, что маленький человек задушен в современном мире. Под видом бреда сумасшедшего писатель показал духовное убожество и нравственную пустоту чиновничьей среды.

В психологическом отношении «Шинель» и «З. с.» стоят выше предшествующих произведений – жизнь человеческой души является предметом наблюдения. Гоголь даёт картину быта Петербургского общества.

Фамилия героя была выбрана Николаем Васильевичем преднамеренно. Поиски своего поприща, места в жизни, попытка вырваться из порочного круга приводят чиновника в сумасшедший дом. Встречается здесь образ птицы-тройки – «Спасите меня! возьмите меня! дайте мне тройку быстрых, как вихорь, коней! Садись, мой ямщик, звени, мой колокольчик, взвейтеся, кони, и несите меня с этого света! Далее, далее, чтобы не видно было ничего, ничего…». Завершает произведение отчаянный крик о помощи и трогательное обращение к матери.

В этой повести трагическое и смешное так переплелись между собой, что их порой невозможно разделить. “Записки сумасшедшего”, по мнению Белинского, являются одним из наиболее глубоких произведений Гоголя, в котором в лирической форме изложена история психической болезни. В своей статье “О русской повести и повестях Гоголя” критик отмечал, что по глубине и философской значимости эта история достойна Шекспира.

Нос

Повесть Николая Гоголя «Нос» является одним из самых знаменитых произведений писателя. Эта повесть была написана в 1832-1833 годах.

Первоначально журнал «Московский наблюдатель» отказался печать это произведение, и автор решил опубликовать его в журнале «Современник». Гоголю пришлось услышать в свой адрес много жестокой критики, поэтому несколько раз повесть подвергалась существенным изменениям.

 

О чем повесть «Нос»?

 

Повесть «Нос» состоит из трех частей и рассказывает о невероятном случае, произошедшим с коллежским асессором Ковалевым. «Нос» начинается с того, что одним утром петербургский цирюльник обнаруживает, что в его хлебе находится нос, и впоследствии понимает, что этот нос принадлежит его клиенту – майору Ковалеву. Все последующее время цирюльник пытается любыми возможными способами избавиться от носа, но оказывается, что он постоянно роняет злосчастный нос и все окружающие постоянно указывает ему на это. Цирюльник смог избавиться от него лишь тогда, когда выбросил его в Неву.

А тем временем, проснувшийся Ковалев обнаруживает пропажу собственного носа, и кое-как прикрыв лицо, отправляется на его поиски. Гоголь показывает нам, как коллежский асессор усердно разыскивает нос по всему Санкт-Петербургу, и его лихорадочные мысли о том, как ужасно оказаться в таком положении и не иметь возможности показаться знакомым ему людям на глаза. А когда Ковалев наконец-то встречает свой нос, тот попросту не обращает на него внимания, и никакие просьбы майора о его возвращении на место не действуют на нос.

Главный герой пытается подать объявление о пропаже носа в газету, но в редакции ему отказывают в виду того, что такая фантастическая ситуация может навредить репутации газеты. Ковалев даже отправляет письмо знакомой даме Подточиной с обвинениями в том, что она украла его нос в отместку за то, что он отказался жениться на ее дочери. В конце концов, полицейский надзиратель приводит нос к его владельцу и рассказывает каких трудов ему стоит поймать нос, который собирался отправиться в Ригу. После ухода надзирателя главный герой пытается приставить нос на место, но у него ничего не получается. И тут Ковалев впадает в ужасающее отчаяние, он понимает, что жизнь отныне бессмысленна, так как без носа – он никто.

Положение человека в обществе

Именно абсурдность и фантастичность сюжета вызвала такую обильную критику в адрес писателя. Но следует понимать, что эта повесть обладает двойным смыслом, и замысел Гоголя намного глубже и поучительнее, чем кажется на первый взгляд. Именно благодаря такому невероятному сюжету Гоголю удается привлечь внимание к важной на то время теме – положении человека в обществе, его статус и зависимость личности от него. Из повести становится ясно, что коллежский асессор Ковалев, который для большей важности называл себя майором, всю свою жизнь посвящает карьере и социальному статусу, у него нет никаких других надежд и приоритетов.

Ковалев теряет свой нос – то, что, казалось бы, нельзя потерять без видимых на то причин, - и теперь не может показаться в приличном месте, в светском обществе, на работе и в любом другом официальном учреждении. А с носом ему договориться не удается, нос делает вид, что не понимает, о чем говорит его хозяин и игнорирует его. Этим фантастическим сюжетом Гоголь желает подчеркнуть изъяны тогдашнего общества, недостатки мышления и сознания того слоя общества, к которому принадлежал коллежский асессор Ковалев.

 

Первоначально повесть в редакции называлась «Сон Ковалёва», но Гоголь исключил эту мотивировку, ссылаясь на действительность современного общества. Невиданное событие совершается в будничной жизни. Гоголь изобразил пошлость пошлого человека. Ковалёв – воплощение пошлости – самодовольство, тщеславие, ограниченность характерны для него. Нос для Ковалёва – символ порядочности. Утрата носа = утрата достоинства. Повесть «Нос» — это сатирический гротеск, созданный Гоголем. В. Г. Белинский писал: «Вы знакомы с майором Ковалевым? Отчего он так заинтересовал вас, отчего так смешит он вас несбыточным происшествием со своим злополучным носом? Оттого что он есть не майор Ковалев, а майоры Ковалевы, так что, после знакомства с ним, хотя бы вы за раз встретили целую сотню Ковалевых, — тотчас узнаете их, отличите среди тысячей». У Ковалева есть желание как можно быстрее продвигаться по службе. Он делает карьеру, именно ей посвящены все его помыслы. Потеря носа означает крушение надежд, именно поэтому это событие является столь болезненным для Ковалева. Исчезновение носа сразу приводит к тому, что все остальные достоинства майора, если даже они и есть, делаются незаметными.

 

Билет 9

8. Новаторство трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Источники трагедии, основные персонажи.

Особенности формы трагедии: со стороны внешней формы – близость к Шекспиру ирешительный разрыв с правилами классицизма. Пушкин нарушает три единства (времени, места и действия), типичные для трагедии классицистов.

 

Время действия трагедии охватывает более семи лет (с 20 февраля 1598 по июнь 1605 года).

Место действия в пьесе постоянно меняется: Кремлёвские палаты, Новодевичий монастырь, келья в Чудовом монастыре, палаты патриарха, корчма на литовской границе, дом Шуйского в Москве, лес и др. (место действия происходит и в других странах – Литва (Польша). Это создаёт эффект эпического по своим масштабам художественного мира, а также серьёзные трудности для сценического воплощения пьесы.

Действие трагедии развивается стремительно во многом благодаря тому, что место и время так часто меняются. Пушкинская трагедия не разделена на действия или акты, она состоит из 23 сцен, стремительно сменяющих друг друга. 11 из 23 сцен (почти половина) содержат менее 50 строк. Вместо александрийского стиха (6-стопный ямб, 12 слогов), трагедия написана 5-стопным ямбом, а местами и прозой.


Особенным было и то, что в трагедию был введен народ. Подсчитано, что в «Борисе Годунове» свыше 80 действующих лиц. Новым в трагедии оказался и конфликт: не столкновение сильных личностей и даже не столкновение личности и народа, а столкновение личностей и народного мнения. Любовь в трагедии лишь одно из средств характеристики героев, но не пружина, движущая события. Сам Пушкин говорит об этом так: «Меня прельщала мысль о трагедии без любовной интриги, но, не говоря уже о том, что любовь весьма подходит романтическому и страстному характеру моего авантюриста, я заставил Дмитрия влюбиться в Марину, чтобы лучше оттенить её необычайный характер».

 

По принципам реализма построены и образы трагедии. Взамен одностороннего изображения человеческого характера, свойственного писателям классицизма, Пушкин даёт широкую и разностороннюю зарисовку внутреннего мира своих героев.


Источники трагедии


В предисловии перечислены те источники, под воздействием которых слагалась трагедия: «Изучение Шекспира, Карамзина и старых наших летописей дало мне мысль облечь в драматические формы одну из самых драматических эпох новейшей истории. Не смущаемый никаким иным влиянием, Шекспиру я подражал в его вольном и широком изображении характеров, в небрежном и простом составлении планов, Карамзину следовал я в светлом развитии происшествий, в летописях старался угадать образ мыслей и язык тогдашнего времени. Источники богатые!».


1. Влияние летописи. Изучение летописи ярче всего отобразились на образе Пимена. В его лице Пушкин хотел показать тип древнерусского летописца (любит родную землю, проникнут религией).

На первом месте как источник сведений о событиях, обстоятельствах и судьбах людей XVI—XVII вв. при работе над «Борисом Годуновым» для Пушкина стояла «История государства Российского» Карамзина. Особенно большое значение Пушкин придавал «нотам» — примечаниям историка к томам его труда. В них он находил характеристику документов, которыми пользовался Карамзин. Примечания вели поэта к древним текстам, которые стояли за слитным и единым по стилю и идеям повествованием замечательного писателя и историка старшего поколения. От «Истории» Карамзина Пушкин обращался к летописям, к Никоновской летописи (ч. VII), к «Летописи о многих мятежах и о разорении Московского государства», изданной в 1771 и 1788 гг. Н. И. Новиковым. Есть основания предположить, что некоторые детали событий поэт заимствовал из «Истории российской» Михаила Щербатова. Однако отсылки к деталям исторических событий, сохраненным в документальных источниках, в подавляющем своем большинстве содержатся в Примечаниях к «Истории» Карамзина.


2. Влияние Карамзина. Карамзинская «История государства Российского» стала фактической основой пушкинской трагедии. Пушкин перекладывает «Историю…» в живые и яркие сцены, хотя и отступает от карамзинской истории. Как и у Карамзина изображен царь Борис (виновник убийства царя Дмитрия и, следовательно, преступник). Из «Истории…» и главная идея трагедии «преступление не может оставаться безнаказанным, должно привести к гибели».


3. Влияние Шекспира. Высокохудожественный образец трагедии как жанра. Они свободны от правил классицизма. Изображение характеров как персонажей во всей полноте, т. е. как живую человеческую личность.


Основные персонажи

  • Борис Годунов: его поступками движет властолюбие – это главная страсть героя. Но Пушкин не основал характер Пушкина только на этом одном, он изображён всесторонне: как человек и как правитель. Он прекрасный отец, желающий счастья своим детям, справедливый и заботливый правитель, думающий о благе народа. Борис обладает качествами необходимыми для правителя (государственный ум и широта взглядов, «высокий державный дух» по Басманову). Но Борис в трагедии Пушкина - «цареубийца», совершивший кровавое преступление - через кровь Дмитрия пришедший к власти. С огромной психологической и художественной убедительностью рисует Пушкин устами самого Бориса в его знаменитом монологе муки нечистой совести:


...беда! как язвой моровой
Душа сгорит, нальется сердце ядом,
Как молотком стучит в ушах упрек,
И все тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах...
И рад бежать, да некуда... ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

Борис хотел благодеяниями заслужить любовь народа, но ему это не удаётся. Сознание своего преступления мучат Бориса, его терзают мрачные предчувствия.

             Причины трагедии Бориса:

         1. Нелюбовь народа к Борису Годунову

         2. Постигшие Годунова семейные беды

В семье моей я мнил найти отраду,

Я дочь мою мнил осчастливить браком —

Как буря, смерть уносит жениха…

И тут молва лукаво нарекает

Виновником дочернего вдовства

Меня, меня, несчастного отца!..

Кто ни умрет, я всех убийца тайный:

Я ускорил Феодора кончину,

Я отравил свою сестру царицу,

Монахиню смиренную… всё я!

         3. Тема нечистой совести – единственным прибежищем от мирских печалей является чистая совесть, Борису же этого прибежища не дано.

 

Царь Борис — заложник своего преступления. Уколы совести делают его власть безрадостной, тяжелой ношей. “Счастья нет в моей душе”, “мне счастья нет”, “ни власть, ни жизнь меня не веселят” — так Годунов оценивает свое душевное состояние. Очень сдержанно, без пафоса и надрыва, он размышляет о своих несбывшихся надеждах, о внешне благополучном, но полном “мирских печалей” царствовании. Свои несчастья Борис перекладывает на неблагодарность народа, который на заботу царя отвечал беснованиями и проклятиями.

Живая власть для черни ненавистна,

Они любить умеют только мертвых.

Безумны мы, когда народный плеск

Иль ярый вопль тревожит сердце наше!

Бог насылал на землю нашу глад,

Народ завыл, в мученьях погибая;

Я отворил им житницы, я злато

Рассыпал им, я им сыскал работы —

Они ж меня, беснуясь, проклинали!

Пожарный огнь их домы истребил,

Я выстроил им новые жилища.

Они ж меня пожаром упрекали!

Вот черни суд: ищи ж ее любви.

 

· Григорий Отрепьев. Пушкинский самозванец честолюбив, беспринципен. Ему присуще жажда приключений, авантюризм. Ради осуществления своих личных целей - захвата царского престола - он совершает, и сам сознает это, величайшее преступление перед родиной: ведет на Москву врагов русского народа, польских панов. В то же время он пылок, беспечен, полон дерзкой отваги, способен на искреннее увлечение: не хочет «притворствовать» перед Мариной и сам признается ей, что он не Димитрий.

 

  • Пимен. Живое воплощение народной совести. Представление о Пимене неотделимо от монастырской кельи - это как раз и есть те обстоятельства, в которых раскрывается характер героя. Этот человек олицетворяет собой обобщенный образ русских летописцев. Поэт подчеркивал непроницаемость для окружающих духовного мира Пимена, недоступность его пониманию и юного Григория, который часто хотел угадать, о чем он пишет. Пимен рассказывает Григорию о своем насыщенном прошлом. Он брал участие во многих сражениях, видел, как вершится история на его глазах, был даже в Угличе, когда свершилось страшное с царевичем. Но сейчас он достиг понимания, что ему нужно смирение и духовное блаженство. Пимен находит то, что искал в монастыре. Однако он не сожалеет о прошлых событиях, так как многое повидав, он может это записать как послание для потомков. Пимен чувствует важность своей летописи, и поэтому старается описывать события детально и правдиво. Высшая мудрость жизни заключена для Пимена в его вдохновенном труде, исполненном для него подлинной поэзии.

 

  • Василий Шуйский, натура которого, по словам поэта, представляет собой «странную смесь смелости, изворотливости и силы характера». Умный, хитрый и прозорливый, очень изворотливый и предприимчивый человек, склонный к интригам. С одной стороны он недоволен избранием Годунова на царство, а с другой он старается выказать ему свою преданность. Именно таким и выступает «лукавый царедворец» Шуйский в трагедии.

 

  • Народ. Пушкин изображает народ не как некую сплошную, безликую, аморфную массу. Народ «Бориса Годунова» не только присутствует на сцене - он живет, действует на ней. И он дифференцирован, он не говорит на один голос. Его отдельные представители чувствуют по-разному. Это проявляется и в сцене на Девичьем поле и, в особенности, в заключительной сцене. Народ у Пушкина — носитель высшей нравственной истины. Он не может простить царю Борису невинной крови царевича. Память о царском преступлении сильнее времени, ее не способны стереть ни посулы, ни благотворительность “доброго” царя. В восприятии народа Борис Годунов — “Ирод”, а молиться за царя Ирода, как дерзко бросил вслед царю юродивый Николка, “богородица не велит”.

 



2020-02-04 835 Обсуждений (0)
Обличение жестокости и бесчеловечности окружающего мира в повести Н.В. Гоголя «Записки сумасшедшего». Изображение пошлости и эгоизма в повести «Нос». 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обличение жестокости и бесчеловечности окружающего мира в повести Н.В. Гоголя «Записки сумасшедшего». Изображение пошлости и эгоизма в повести «Нос».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (835)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)