Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Скупой рыцарь» А.С. Пушкина. Разрушающее влияние денег на души людей. Проблема искусства и истинного художника в «Моцарте и Сальери». Мотив зависти в трагедии.



2020-02-04 536 Обсуждений (0)
Скупой рыцарь» А.С. Пушкина. Разрушающее влияние денег на души людей. Проблема искусства и истинного художника в «Моцарте и Сальери». Мотив зависти в трагедии. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В болдинскую осень 1830 г. был создан цикл маленьких трагедий. Здесь Пушкин проявляет свое мастерство психолога, и создает ряд общечеловеческих типов. Т. е. персонажи маленьких трагедий представляют собой воплощение различных человеческих страстей.

 

«Маленькие трагедии» были написаны в Болдино (1830 г.) буквально за несколько дней: 23 октября переписан начисто «Скупой рыцарь», 26 октября окончен «Моцарт и Сальери», 4 ноября окончен «Каменный гость», 6 ноября «Пир во время чумы». Однако замысел этих произведений Пушкин вынашивал несколько лет.

 

Строго говоря, произведения Пушкина с названием «Маленькие трагедии» не существует, это общее название для нескольких пушкинских драматических произведений дано издателями. У самого Пушкина, правда, такое название однажды встречалось, но и то, как один из вариантов. В письме П.А. Плетневу от 9 декабря 1830 года Пушкин писал, что привёз из Болдина «несколько драматических сцен, или маленьких трагедий». В рукописях Пушкина сохранился лист, на котором Пушкин набрасывает обложку своих «маленьких трагедий» и перебирает ещё несколько вариантов названия: «Драматические сцены», «Драматические очерки», «Драматические изучения», «Опыты драматических изучений». Всё это указывает на новизну жанра, в котором созданы «маленькие трагедии». Список сюжетов: «Скупой. Ромул и Рем. Моцарт и Сальери. Д. Жуан. Иисус. Беральд Савойский. Павел I. Влюбленный бес. Димитрий и Марина. Курбский», среди которых несложно опознать будущие «Маленькие трагедии», сделанный рукой Пушкина.

    

«Скупой рыцарь». Задумана эта трагедия еще в 1826 году, а закончена 23 октября 1830 года. Впервые эта трагедия напечатана в первой книге пушкинского журнала "Современник", под подписью P. В трагедии всего 3 сцены. Изображена скупость, причем Пушкин изображает ее с трагической стороны. Главным героем этой трагедии является старый барон – средневековый рыцарь, фигура истинно трагическая, производит впечатление мрачного величия. Предмет его страсти – золото, получает особенное значение, как символ высшего могущества. Скупой рыцарь является рабом своей страсти. По выражению его сына – барон видит в деньгах не слуг, а господ. Однако барон тоже осознает темную силу золота, он говорит, что эти деньги являются олицетворением страданий. Власть денег, власть золота разрушает человеческие связи между людьми.

 

Соломон, как и барон с сыном, является скупым человеком. Но между ними есть разница. Если барон воспринимает деньги как цель, а Альбер – как средство для траты богатства на лучшую жизнь, то Соломон, будучи ростовщиком, ценит деньги как средство мелких спекуляций, выживания. Рассуждая о скупости барона, Соломон считает, что отец Альбера относится к деньгам как к друзьям. В этой фразе как раз раскрывается отношение Соломона к деньгам: они помогают ему, словно верные друзья.

Деньги? — деньги
Всегда, во всякий возраст нам пригодны;
Но юноша в них ищет слуг проворных
И не жалея шлет туда, сюда.
Старик же видит в них друзей надежных
И бережет их как зеницу ока.

Страсть барона к деньгам, разрушающая все нормальные отношения его с людьми и даже с родным сыном, показана Пушкиным как явление, обусловленное исторически. Действие пьесы отнесено, видимо, к XVI в., к эпохе разложения феодализма, эпохе, когда буржуазия уже «сорвала с семейных отношений их трогательно-сентиментальный покров и свела их к чисто денежным отношениям».

 

Понимание того, что трагическая скупость барона, и созданная ею ситуация, не случайное, индивидуальное явление, а характерна для всей эпохи, звучит в словах молодого герцога:

 

Что видел я? что было предо мною?
Сын принял вызов старого отца!
В какие дни надел я на себя
Цепь герцогов!..

а также в заключающей трагедию реплике его:

Ужасный век! ужасные сердца!

  Пушкин недаром в конце 20-х гг. стал разрабатывать эту тему. В эту эпоху и в России все более и более в систему крепостнического уклада вторгались буржуазные элементы быта, вырабатывались новые характеры буржуазного типа, воспитывалась жадность к приобретению и накоплению денег.

 

«Моцарт и Сальери». Написана 26 октября 1830 г. Впервые напечатана в альманахе "Северные цветы", 1831 год. Уже с подписью А. Пушкин. Рукопись этой трагедии не сохранилась. Посвящена чувству зависти. Зависть Сальери не носит низменный характер, потому что она связана у него с глубокой любовью к музыке. Зависть Сальери - это зависть труженика к гению, он всецело посвятил себя к искусству (у Пушкина все время ударение музЫка). В самом начале он говорит, что он усильным, напряженным трудом постоянно стремился к совершенству, к овладению тайнами волшебства, но ему кажется несправедливым, что Моцарту это совершенство дается без видимого труда, почти шутя. В этом неравномерном распределении способностей Сальери видит явную несправедливость судьбы. У него два больших монолога в первой сцене, в конце первого он восклицает: "... А озаряет голову безумца, гуляки праздного!". При всем глубоком уважении, которое Сальери питает к музыке, отношение к ней Моцарта кажется ему легкомысленным. Он говорит: "Ты, Моцарт, не достоин сам себя". Сальери при своем вечно серьезном настроении, не понимает, как Моцарт может до подушно смеяться над игрой слепого скрипача (у Пушкина скрЫпач). Этот слепой старик, как кажется Сальери, искажает музыку Моцарта, музыку, которая для него служит предметом зависти. Сальери чувствует себя по сравнению с Моцартом несправедливо обиженным, поэтому он завидует Моцарту, как сам говорит, глубоко, мучительно. Мучения его еще больше усугубляются от того, что чувство зависти не достойно благородного человека. И до знакомства с Моцартом, он не знал этого чувства. И это чувство зависти унижает Сальери в собственных глазах, но он не может от него освободиться. Характер Сальери отличается сложностью, противоречивостью и рассудочностью.

 

В душе Сальери раскрываются противоречивые чувства, так как он понимает величие Моцарта, его гениальный талант, но в то же время, он его не может признать, так как по-другому смотрит на сущность творчества, его процесс, его поглощает чувство зависти вследствие того, что его творчество не добьётся такого признания, как творчество Моцарта.

  Моцарт - второстепенный герой, написан по образу жившего ранее композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Его роль в произведении раскрыть сущность Сальери. В произведении он предстает жизнерадостным, веселым человеком, обладающим абсолютным слухом и настоящим даром к музыке.

Искусство для Моцарта – сама жизнь. Он творит не ради славы и выгоды, а ради музыки. Но легкость, с которой создаются произведения, обманчива. Композитор говорит о томившей его бессоннице, в результате которой пришли «две–три мысли». Моцарт берется писать на заказ «Реквием», потому что нуждается в деньгах. Он искренне считает Сальери другом, тут же причисляет к гениям и его. Моцарт открыт и честен, не допускает мысли о том, что человек, посвятивший себя светлым идеалам искусства, способен на злодейство.

Интересно, какие художественные средства находит для своих героев Пушкин. Речь Сальери гладкая, напыщенная, полна литературных штампов. Он высказывается часто и уверенно, но беседует сам с собой. На его монологах построено почти все произведение.    Моцарт говорит мало и неуверенно. В его речи постоянно встречаются слова: «что-то», «кто-то», «кое-что». Но главную фразу трагедии «гений и злодейство – две вещи несовместные» произносит именно Моцарт. А еще в пьесе звучит только музыка Моцарта и нет ни одной ноты Сальери.

Под влиянием зависти у Сальери появляется мысль устранить Моцарта, отравить. Но как натура рационалистическая он пытается найти какие-то доводы. Он старается различными софизмами оправдать в собственных глазах свое злодеяние. Ему кажется, что он: "призван остановить Моцарта". Потому что Моцарт грозить затмить своим существованием всех "жрецов искусства". "Что польза, если Моцарт будет жить? И новой высоты тогда достигнет?"

34. Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова.

 

Поэзия Лермонтова —это исповедь, напряженный монолог, отражающий его идейные искания и душевные тревоги. С именем поэта в русской литературе открывается новая страница. «Поэт уже совсем другой эпохи», по словам В. Г. Белинского, Лермонтов творил в мрачное и тяжелое для России время— время «мундиров голубых» и жестокой реакции. Чувство скорби и горечи, тоcки и отчаяния, окрашивающие лирику Лермонтова, явились результатом крушения общественно-политических надежд. Поэт — наследник идей декабризма, и его поэзия — это отражение идейной жизни 30-х годов XIX века. В стихотворении 1832 года «Нет, я не Байрон, я другой....» Лермонтов не только утверждает оригинальность своего творчества, но и говорит о трагическом предощущении, потому что в его душе,

.... как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.

Уже ранняя лирика поэта представляет его как патриота, истинного гражданина, борца за свободолюбивые идеи. Написанное в форме письма к «другу-иностранцу» стихотворение «Жалобы турка» (1829) на самом деле являются гневным обличением существующих порядков России. Тиранам и рабам у Лермонтова противопоставлено чувство любви к свободе. Лирический герой Лермонтова — мятежный, неугомонный, ищущий:

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой....
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

 

Герой активно борется за свою свободу. Поэтому неслучайно в поэзии Лермонтова появляется мотив неволи и узника, стремящегося вырваться из нее. Этот образ возникает в стихотворении «Желание» (1832) и становится одним из центральных поэтических символов. В 1837 году Лермонтов возвращается к нему в стихотворении «Узник», но теперь тоска по свободе усиливается, а образ тюрьмы рисуется более конкретно. Уделом сильной личности в обстановке общественного гнета становится одиночество. Мотив одиночества воплощается в ряде основных образов лирики Лермонтова («Утес», «На севере диком», «Парус»). Герой уходит в себя, в свой внутренний мир. У него нет саратни-ков, нет близких людей: «Выхожу один я на дорогу.... »

В стихотворении «Дума» поэт размышляет о судьбе своего поколения. Выросшее в условиях мрачной реакции, оно отошло от участия в общественно-политической жизни. С горечью поэт замечает, что оно проявляет позорное малодушие перед опасностью, что его не тревожат вопросы добра и зла. «И ненавидим, и любим мы случайна»- Эти слова олицетворяют утрату идеалов и нравственных критериев. Он говорит, что потомки не простят им бездействия:

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом....
Одним из самых значительных произведений русской политической поэзии явилось стихотворение «Смерь поэта» (1837). Лермонтов клеймит тех, кто «жадною толпой» стоит у трона, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. Истинный художник болеет проблемами всей страны, и Лермонтов отрицал литературу, стоящую в стороне от общественной жизни России. В конце 30-х годов поэт обращается в своем творчестве к исторической теме. Он создает «Бородино» и «Песню про купца Калашникова». В «Бородино» (1837) Лермонтов воплотил свое представление о сильных и смелых людях. Обращаясь к теме Отечественной войны 1812 года, он обращается к движению дворянских революционеров, начало которому положили события 1812 года и героизм русского народа. Белинский отмечал: «В каждом слове слышите солдата, язык которого не переставал быть грубо прямодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии». Демократические тенденции не были случайными в творчестве Лермонтова. Обращаясь к другой исторической эпохе, эпохе царствования Ивана Грозного, Лермонтов своим героем избирает купца, честного, благородного, смелого Калашникова. Он отстаивает свое человеческое достоинство даже ценой собственной жизни.

К теме России поэт обращается в стихотворении «Родина», написанном в 1841 году.

Люблю отчизну я, но странною любовью.
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой....

 

Лжепатриотизму поэт противопоставляет свою «странную» любовь. Отвергая общественно-политический уклад николаевской России, Лермонтов любил народную Россию, которую он мечтал видеть свободной. Патриотическая тема в этом стихотворении приобретает лирический характер.

Но Россия у Лермонтова предстает и в ином виде:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

В этом стихотворении звучат гнев и боль за свою Родину, за покорный, многострадальный народ. Это произведение явилось своеобразным итогом горьких и тяжких переживаний о судьбе страны. Любовная лирика Лермонтова носит драматический характер, окрашена трагическими тонами. Отношение лермонтовского героя к женщине обычно осложнено роковыми обстоятельствами и противоречиями:

Мне грустно потому, что я тебя люблю.
Любовь приносит страдание, а не радость.

Сознание одиночества, отчужденность от людей окрашивает и тему поэта в творчестве Лермонтова. Творческая личность находится во враждебных взаимоотношениях с окружающей средой. Это наиболее ярко выражается в стихотворении «Пророк». Можно отметить преемственность двух произведений: от пушкинского «Пророка» к «Пророку» Лермонтова. Жизнь героя Лермонтова полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей, в отличие от жизни и призвания пушкинского героя, наделенного божественным даром. В стихотворениях «Не верь себе» и «Поэт» он подвергает сомнению саму возможность понимания поэта людьми. Но тема поэта в творчестве Лермонтова не сводится к мысли о безрезультатности служения; он не чувствует примиренности, напротив, поэт протестует.

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда, на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья? ....
В своем творчестве поэт был всегда верен себе, своим идеалам. Лермонтов своими стихотворениями выступал против политического гнета и социальной несправедливости своего времени, призывал к свободе, к борьбе.

Билет 15

14. Трагедия А.С. Пушкина «Каменный гость» - «…богатейший, роскошнейший алмаз в его поэтическом венке» (В.Г. Белинский). Идеалы гуманизма в трагедии «Пир во время чумы». Значение образа Вальсингама, его гимна.

«Каменный гость». Единственная при жизни трагедия Пушкина не напечатана. Вышла в 1839 году. Образ Дон Жуана имеет давнюю литературную традицию. В средние века существовала легенда о неком Дон Хуано Тенорио, на основе этой легенды Тирсо Де Молина создает пьесу, которую называет "Севильский озорник или каменный гость".

 

Севильские летописи сохранили рассказ о некоем Доне Хуане, графе де Тонорио, гуляке, распутнике и первом дуэлянте, в Севилье. Однажды он похитил дочь командора Гонило де Ульоа, а его самого, помчавшегося в погоню за похитителем, сразил насмерть. Монахи обманом заманили дон Хуана в храм французского монастыря к семейной усыпальнице рода Ульоа. Поздней ночью дон Хуан де Тенорио прибыл на место свидания, но обратно уже не вернулся. Он исчез бесследно, и тело его нигде не могли найти. Наутро монахи распустили слух, будто дон Хуан пришёл ночью в храм и оскорбил статую убитого им командора, и тогда статуя ожила, притянула к себе нечестивца и столкнула его в разверзнувшуюся бездну.

 

  Пьеса сразу получила широчайшую известность и породила множество литературных и художественных доработок. Мольер "Дон Жуан" (1665 г.), опера Моцарта "Дон Жуан" (1787 г), поэма Байрона "Дон Жуан" (1820 г). Пушкин берется за популярнейший литературный сюжет, он пытается дать свою трактовку, но именно эту пьесу не печатают при жизни. Ахматова в одной из статей, посвященных каменному гостью, объясняет нежелание Пушкина печатать эту пьесу тем, что в ней очень много автобиографического. Она обращает внимание на то, что Дон Гуан не только изящный гранд(?), но в тоже время он поэт. Она пишет, что ситуация в завязке очень близка Пушкину, потому что возвращение из ссылки - это мечта самого Пушкина. С этого и начинается трагедия, как Дон Гуан тайно возвращается в Мадрид. В 1828 году в Петербурге с концертами выступает известная пианистка, и Пушкин записывает ей в альбом три строчки: "из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь мелодия". Эти строки потом вошли в трагедию. Любовь управляет всей жизнью Дон Гуана. Но Пушкин несколько меняет сюжетную мотивировку пьесы. В легенде о Дон Гуане и во всех литературных разработках Дон Жуан встречается с дочерью командора, у Пушкина это вдова командора. Эта ситуация обусловливает все поступки Дон Гуана.

 

Дон Гуан – здесь: не примитивный развратник, прожигатель жизни, это удивительная, сложная личность, несущая в себе самые противоположные начала: он одновременно и крайний эгоист, замкнувшийся в собственных переживаниях, и жизнелюбец, распахнутый навстречу всему миру; расчетливый искатель наслаждений и отзывчивый, верный друг. Он настоящий рыцарь, готовый пожертвовать жизнью за свое личное достоинство, честь.

 

Автор заостряет внимание не на отношениях с Лаурой, с Инезой, с другими женщинами, а именно с Доной Анной, ведь она его первая настоящая любовь. Поэтому в центре пьесы лежит история зарождения и бурного развития чувства к вдове Командора. Эта искренняя, захватившая его всего страсть и раскрывает вполне характер Гуана. Мы видим героя в тот момент его жизни, когда он самозабвенно отдается любви, проявляя богатство своей натуры. И первоначальные изменения приходятся как раз на момент знакомства с Доной Анной.

 

   Сначала он хочет познакомиться с донной Анной на кладбище. Донна Анна назначает свидание Дон Гуану у себя дома. В третьей сцене трагедии Дон Гуан выступает импровизатором любовной песни. Когда донна Анна призывает его молиться вместе с ней статуе командора. Он признается ей в любви, она удивляется, почему монах обращает к ней такие речи. Он признается, что не монах. Удача рождает у Дон Гуана чувство абсолютной вседозволенности, он переступает через все моральные запреты, ему кажется, что ему все дозволено, все подвластно. И с неслыханной дерзостью он приглашает командора присутствовать при его любовном свидании с донной Анной. В этом кощунственном приглашении и заключается вина Дон Гуана, как замечает Пушкин, неизменно должно последовать возмездие. После свидании с донной Анной появляется статуя командора и забирает его в ад.

 

Бросив вызов общепризнанной морали, Дон Гуан почувствовал свою силу, но в этом вызове нравам общества заключается и опасность, Дон Гуан упивается своими любовными победами, и удачи рождают чувство абсолютной свободы от нравственных законов. Неизбежность возмездия подкреплена поступками Дон Гуана. Приход командора - это кара, за то что он переступил законы нравственности.

 

«Пир во время чумы»

Закончена 8 ноября. Впервые опубликована в 1832 году, в альманахе "Альциона".

 

Внешним поводом к написанию трагедии считается эпидемия холеры в России, запершая поэта в Болдине на три месяца. «Пир во время чумы» представляет собой перевод отрывка одной из 13 сцен пьесы английского писателя Вильсона «Чумной город». При этом Пушкиным сокращено количество действующих лиц, введены два оригинальных фрагмента: песни Мери и Председателя, в которых, следовательно, заключён особый смысл для понимания сверхзадачи драматурга.

 



2020-02-04 536 Обсуждений (0)
Скупой рыцарь» А.С. Пушкина. Разрушающее влияние денег на души людей. Проблема искусства и истинного художника в «Моцарте и Сальери». Мотив зависти в трагедии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Скупой рыцарь» А.С. Пушкина. Разрушающее влияние денег на души людей. Проблема искусства и истинного художника в «Моцарте и Сальери». Мотив зависти в трагедии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (536)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)